Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников посредством технологии критического мышления 9
1.1 Проблема исследования активизации познавательной деятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников средствами технологии критического мышления 18
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по проблеме активизации познавательной деятельности младших школьников 26
2.1 Выявление уровня развития познавательной деятельности обучающихся начальных классов 26
2.2 Организация работы по активизации познавательной деятельности младших школьников средствами технологии критического мышления 38
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментального исследования, констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования 43
Заключение 62
Список используемой литературы 64
В педагогике XXI века основное внимание уделяется личности ученика, развитие которой является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, учителю необходимо развивать в ребенке лучшие качества, учитывая его личность, формируя положительную «I-концепцию», стимулируя «учиться с увлечением», повышая уровень его образования.
В современном обширном информационном пространстве крайне сложно мотивировать современного учащегося к познавательной деятельности. Это связано с недостаточным уровнем развития мышления младших школьников и, прежде всего, критического мышления. И это очень важно для человека в современном мире, который вступает в новый век с новым образом познавательной культуры.
Работая с детьми школьного возраста, учитель находится в постоянном поиске методов и приемов, которые улучшат познавательные способности учеников и позволят им более продуктивно мыслить. Именно благодаря способности человека думать, что трудные задачи решены, открытия сделаны, изобретения сделаны. Одним из способов, позволяющих достичь положительных результатов в формировании познавательной активности самых младших школьников, является технология развития критического мышления.
Познавательная активность и её формирование у детей школьного возраста, на сегодняшний день, считается одной из самых актуальных проблем в педагогической теории и практике. Современные учителя сталкиваются с такой проблемой, как развитие самостоятельности школьников, а также развития творческого подхода к той или иной деятельности со стороны обучающихся. Поиск путей, которые бы помогли учителям развить у учеников младшего школьного возраста их познавательную активность и их познавательные способности, в настоящее время, является достаточно серьезной проблемой, с которой сталкиваются многие современные учителя.
Проблему развития когнитивной деятельности изучали такие ученые, как Н.Ф. Тализина, Г.И. Щукина, Ю.А. Пономарев, А.М. Матюшкин и другие.
Познавательная деятельность представляет собой единство чувственного восприятия, а также теоретического мышления и практической деятельности.
Познавательную деятельность принято считать одной из ключевых форм деятельности современного ребёнка, которая выступает неким общим элементом в образовании учащегося, исходя из познавательного интереса каждого ребёнка. По этой причине, активизации познавательной деятельности обучающихся отводится одно из ключевых мест в процессе совершенствования методов и приемов обучения.
Большой внимание со стороны исследователей получила проблема формирования и развития познавательной активности у детей начальных классов, поскольку от того, насколько хорошо данная проблема будет решена на начальной ступени школьного образования, зависит дальнейшее обучение школьников. Иными словами, чем более эффективно будет решена данная проблема у младших школьников, тем будет более эффективным обучение на следующих этапах образования. Поэтому очень важно, чтобы учителя смогли найти боли эффективные методы и приемы взаимодействия с обучающимися.
Важной задачей, которую нельзя отложить, на сегодняшний день является, реализация познавательной активности обучающихся в процессе урочных, а также внеурочных занятий. Одним из методов успешного взаимодействия учителя с учениками является технология критического мышления, которая в свою очередь, предлагает систему определенных методических приемов, помогающих успешно решить актуальные учебные и педагогические задачи. В начальной школе, для развития познавательной активности обучающихся, важно, чтобы в классе преобладала атмосфера доверия, взаимопомощи и сотрудничества. Если учитель сумеет добиться такой атмосферы в классе, то каждый из учеников будет чувствовать себя спокойно и будет уверен в себе, а, следовательно, его мотивация к учёбе и его успеваемость будет выше.
В условиях становления новой системы образования в России происходят существенные изменения в теории и практике образовательного процесса. Современный учебно-воспитательный процесс отличается активным использованием новых педагогических технологий, что позволяет повысить эффективность процесса образования, обеспечивает стабильность успехов в воспитании и обучении. Использование деятельностных технологий влечет за собой изменение к структуре, целевым установкам, подходам к отбору содержания учебного материала и определению основных видов деятельности младших школьников. Как показывает школьная практика, не все учителя готовы к новым требованиям, и повышение методического уровня по данному вопросу актуально.
Проблема исследования: каковы условия реализации приемов критического мышления, нацеленных на развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения?
Цель исследования: разработать и доказать эффективность использования приемов критического мышления на уроках литературного чтения как средства повышения познавательной деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: приёмы развития познавательной деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: Активизация познавательной деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения будет проходить более эффективнее, если использовать в образовательном процессе приёмы критического мышления, а именно:
• обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, обеспечение понимания того, на какой предполагаемый результат ориентироваться;
• исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
• комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе урока;
• обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;
• обучение младших школьников рациональным способам умственной работы по средствам использования критического мышления на уроках литературного чтения;
• эмоциональная насыщенность урока, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников.
Задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу активизации познавательной деятельности младших школьников;
• выявить уровень развития познавательной деятельности у младших школьников;
• разработать приемы критического мышления, направленные на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения;
• выявить экспериментальным путем влияния приемов критического мышления на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, который включает: констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: исследование проводилось в МБУ «Лицей №19» г. Тольятти.
Новизна исследования заключается в том, что разработанный комплекс приёмов нацелен на развитие познавательной деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическая значимость: комплекс приёмов по активизации познавательной деятельности младших школьников может быть использован педагогами на уроках литературного чтения.
Структура работы: работа состоит из введения, первой главы теоретического характера, второй главы практического характера, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Познавательная деятельность - это качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется как в его отношении к содержанию и процессу обучения, так и в стремлении эффективно овладеть знаниями и навыками, мобилизации моральных и волевых усилий на достижение поставленных целей.
Сущность познавательной деятельности у младших школьников выражается в развитии потребности в новых впечатлениях на основе ориентации и исследовательской деятельности с желанием учиться и открывать для себя много нового.
Во второй главе данной работы, с целью выявления уровня развития познавательной деятельности обучающихся начальных классов, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование.
Опытно-экспериментальное исследование было проведено на базе МБУ «Лицей №19» г. Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса в количестве 20 человек и учащиеся 3 «Б» класса в количестве 20 человек. Средний возраст участников опытно-экспериментального исследования составляет 9-10 лет.
Срок проведения опытно-экспериментального исследования: декабрь 2020 - апрель 2021 года.
Для диагностики уровня развития познавательной деятельности нами были использованы следующие методики:
• методика «Простые аналогии». Цель: исследование логичности и гибкости мышления у детей младшего школьного возраста;
• методика «Оценка уровней школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Данное анкетирование было проведено с целью выявления у испытуемых уровня школьной мотивации и отношения к учебной деятельности в целом;
• методика «Способность планировать». Данная методика позволяет выявить уровень самостоятельности испытуемых;
• наблюдение.
Проведенный анализ вопросов, тестов и наблюдений показывает, что уровень познавательной активности младших школьников в обоих классах недостаточен для полноценного учебного процесса и полноценного развития школьников.
В связи с этим нами была проведена коррекционная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности младших школьников средствами технологии критического мышления. Данная работа была проведена лишь с учениками ЭГ. Ученики, которые вошли в КГ занимались по стандартной программе.
После проведения формирующего этапа опытно-экспериментального исследования, нами была проведена повторная диагностика уровня развития познавательной деятельности учащихся обеих групп.
Подводя итог проведенному опытно-экспериментальному исследованию, можно сделать вывод о том, что у учеников ЭГ, которые занимались на формирующем этапе по разработанной нами программе, уровень развития познавательной деятельности стал значительно выше, чем на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Следовательно, можно говорить о том, что проведённые занятия являются эффективными.
У учеников КГ уровень познавательной деятельности остался на прежнем уровне.
Таким образом, мы можем говорить о том, что наша гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Александрова Ю. А., Ласкина Л. Д., Николаева Н. В. Юный эколог. 1-4 классы: Программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации. Москва: Изд-во Учитель, 2018. 331 с.
2. Альмухаметова Л. Н. Дидактические особенности стимулирования познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения математики // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 9. С 11-15.
3. Амонашвили Ш. А. Мотивация учебной деятельности. Стимулирование познавательного интереса. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/508288/ (Дата обращения: 24.03.2022).
4. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Москва: Педагогика, 1968. 318 с.
5. Анненков П. Жизнь и труды Пушкина. Лучшая биография поэта. Москва: ЛитРес, 2019. 550 с.
6. Асылбаева Ж. У. Формирование познавательных потребностей младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 1. С. 13-17.
7. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособиею Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. 381 с.
8. Вальвакова Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. С. 122-124.
9. Гуревич П. С. Психология личности : учебное пособие. Москва: Юнити-Дана, 2016. 1126 с.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: Интор, 1996. 286 с.
11. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. Москва: изд-во Советский спорт, 2017. 128 с.
12. Захарова Л. Н. Психология управления: учебное пособие. Изд-во: Логос, 2014. 374 с.
13. Зеленина Е. Б. Развитие познавательной активности школьников / «Учитель приморья». URL: https://sites.google.com (Дата обращения: 25.03.2022).
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - 2-е изд. доп., испр. и перераб. Москва: Логос, 2017. 384 с.
15. Караковский В. А. Воспитание для всех. Москва: НИИ Школьных технологий, 2017. 240 с.
...