Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ

Работа №108487

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством бумагопластики 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 9
1.2 Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет 19
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет посредством бумагопластики 32
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет 32
2.2 Содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет посредством бумагопластики 43
2.3 Динамика развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет 52
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложение 68

Одной из основных задач дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является воспитание ребенка как компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях.
Достичь данной цели путем использования только традиционных форм и методов организации учебной деятельности невозможно. Решению данной проблемы в значительной степени способствует внедрение в образовательный процесс активных методов обучения.
Современность ежедневно требует от педагогов инновационных подходов к содержанию обучения. Функционируя в режиме внедрения современных образовательных технологий при работе с детьми, не просто, но интересно. Только привлечение детей к активной деятельности, в которой они были бы не зрителями, а творцами своего мнения, динамичность и эмоциональность педагогического процесса позволяет развивать дошкольника.
Как известно система дошкольного обучения и развития ориентирована на подготовку ребенка к школе. В свое основе родители ошибочно полагают, что самое главное - научить ребенка читать, считать до поступления его в школу. В действительности, такая подготовка не гарантирует успешного обучения в школе. Часто бывает так, что якобы подготовленный ребенок (читающий, считающий), начиная обучение в школе, теряется, замыкается в себе и, в конце концов, снижает свои успехи.
Для успешного освоения программы школьного обучения влияет множество факторов развития дошкольника. Отметим, один из наиважнейших факторов развития ребенка в период его подготовки к школе, это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. На основании этого педагоги считают, что работу по развитию мелкой моторики необходимо начинаться с самого раннего возраста. Дошкольники с недостаточно развитой ручной моторикой чувствуют себя несостоятельными в простых, примитивных действиях, доступных для остальных детей. Это глубоко влияет на его самооценку и эмоциональное благополучие ребенка.
Психологи в последнее время все чаще говорят об отставании в развитии моторной функции мелких мышц пальцев рук у детей. Вследствие ряда причин это явление становится проблемой. Ученые -исследователи подтвердили тесную связь развития мышц руки ребенка с развитием его речи и мышления. Высокий уровень сформированности мелкой моторики детских пальцев обеспечивает достаточный уровень памяти, внимания и подготавливает руку к письму.
Мелкая моторика рук связана с развитием левых височных и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих психических функций. В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка - на кончиках его пальцев». Исследования физиологии детей и подростков (Г. Кольцова, Е. Исенина, Л. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевою моторикой. С развитостью умений детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы, мозга.
Проблемой изучения развития мелкой моторики рук занимались Н.А. Бернштейн, Л.И. Быкова, В.М. Волков, В.А. Иванов, Л.Х. Матвеев, Н.А. Ноткина, Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев и др.
Развитие мелкой моторики начинает формироваться еще в детском возрасте. В дальнейшем эти функции занимают важное место в становлении познавательных способностей ребенка. Можно отметить, что через развитие моторики рук малыш приобретает полноценную информацию об окружающем его мире, а также у ребенка дошкольного возраста усовершенствуется зрительный анализатор. Усвоение сложных ручных движений являются первым этапом развития первичных форм мышления и становятся неотъемлемой частью ребенка.
В.П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка».
Важность этой функции руки доказывают исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева и других. Движения рук ребенка тесно связаны с его речью, так как они являются необходимым условием его формирования и развития. На основе специально проведенных опытов был сделан вывод, что движения пальцев рук активизирует и ускоряет развитие центральной нервной системы и следовательно развитие речи ребенка.
С учетом данных психолого-педагогических исследований, нами проанализирован ряд действующих программ дошкольного воспитания. Анализ показал, что ими предусмотрен значительный уровень формирования мелкой моторики дошкольников. Однако практика показывает недостаточную эффективность реализации этих задач.
Форм и способов позволяющих развивать мелкую моторику множества это и через изодеятельность (рисование, лепка, аппликация), игровую деятельность с применением дидактических и настольных игр, применение разнообразных упражнений на развитие мелкой моторики. Мы хотели бы остановится, на таком средстве работы с дошкольниками как бумагопластика. Было замечено, что образовательная деятельность с использованием бумагопластики имеет большое воспитательное воздействие на ребенка. Данная деятельность воспитывает в детях ответственность, аккуратность, развивает чувство бережного отношение к предметам и материалу, а также позволяет детям испытывать свои возможности и проявлять конструктивные, изобразительные и творческие способности.
В контексте рассмотрения обозначенной проблемы была определена тема исследования: «Развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет посредством бумагопластики».
В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявилось противоречие между тем, что необходимо развивать мелкую моторику рук у детей 5-6 лет и недостаточным использованием бумагопластики в данном процессе.
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности бумагопластики в развитии мелкой моторики рук у детей 5-6 лет?
Таким образом, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность бумагопластики как средства развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у дет 5-6 лет посредством бумагопластики.
Предмет исследования: бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.
Гипотеза: развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет посредством бумагопластики будет эффективно, если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда оборудованием для бумагопластики;
• организована совместная деятельность педагога и детей по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет посредством использования бумагопластики;
• разработаны и внедрены этапы работы по бумагопластике.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность бумагопластики в развитии мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.
При исследовании проблемы использовались такие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования - наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились: исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности и пластичности мозга ребенка; теория Л.С. Выготского о сложной природе дефекта; уровневая теория организации движений Н.А. Бернштейна; теория моторно­висцеральных рефлексов М.Г. Могендовича.
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования бумагопластики в развитии мелкой моторики рук у детей 5-6 лет; определены показатели и уровни развития мелкой моторики у детей 5 -6 лет посредством бумагопластики.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития мелкой моторики у детей 5-6лет.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение структурное подразделение - детский сад «Аленушка» п.г.т. Суходол. В эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (55 наименований источников), 3приложения, 11 таблиц. Работу иллюстрируют 3 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Становление личностного развития дошкольника не является изолированным процессом. Он тесно связан с его социальным и обще психическим развитием, то есть осуществляется в контексте становления целостной личности. В процессе становления личности в результате взаимодействия эмоций, чувств, моральных знаний, навыков и привычек возникают специфические для нравственного формирования важнейшие личностные новообразования. Они обогащают личность и являются предпосылкой для дальнейшего усвоения социального опыта и его нравственного развития.
Учитывая оздоровительное воздействие на организм состояния мелкой моторики каждого пальца, нужно учить еще с раннего возраста координировано и ловко ими манипулировать. Стоит обращать внимание на овладение простыми, но в, то, же время жизненно важными умениями - держать чашку, ложку, карандаши, умываться.
Тренировку пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и тому подобное. Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования.
Изготовление поделок из бумаги (бумагопластика) формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного цветка и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Таким образом, проведенная экспериментальная работа позитивно повлияла на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Подтверждением этого может быть динамика уровня развития моторики, которая прослеживалась от начала работы до ее завершения. Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Характерной особенностью программ должна быть разработка форм и методов организации художественно-творческой деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, уровней развития и особых образовательных потребностей. В основу творческих задач возложена работа с бумагой как с материалом с безграничными пластическими возможностями.
2. Использование работ с использованием техники бумагопластики, для оформления развивающей среды, будет способствовать развитию художественно-образного мышления, пространственного воображения, творческой продуктивной деятельности с высоким эстетическим вкусом и самореализации детей.
3. Образовательная деятельность с применением бумагопластики способствует созданию игровых ситуаций. Систематическая образовательная деятельность с ребенком бумагопластикой с целью развития мелкой моторики рук у детей - гарантия их всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы уровень развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет вырос.
Сравнивая результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтверждена.
Итак, проблему развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста можно считать, бесспорно, актуальной и важной в наше время. А результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных организаций.


1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания [Текст] / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА.- 2012. - 64 с.
2. Авилов, В.И. Игрища, борьба, кулачный бой на Великой Руси. Древние традиции физического воспитания [Текст] / В.И. Авилов, С.Е. Харахордин. - М.: Профит Стайл, 2012. - 176 с.
3. Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и в школе [Текст] / М.А. Андрианов. - М.: Букмастер - 2012. - 280 с.
4. Архангельский, Л. М. Природа нравственных норм и диалектика их развития [Текст] / Л.М. Архангельский // Педагогика и психология. - 2010. - № 3. - С. 122.
5. Архангельский, Л.М. Природа нравственных норм [Текст] / Л.М. Архангельский // Вопросы философии. - 2011. - № 3. - С. 279.
6. Бех, И. Д. Категория «отношение» в контексте развития образа «Я» личности [Текст] / И.Д. Бех // М.: ИЦ Академия. - 2013. - 203с.
7. Божович, С. Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование [Текст] / Л. В. Божович. - М: Просвещение, 2011. - 464 с.
8. Бордовская, Н. Педагогика: Учебное пособие. [Текст] / Н. Бордовская. - СПб.: Питер, 2008. - 321 с.
9. Боришевский, М. И. Моральные убеждения и их формирование у детей [Текст] / М.И. Боришевский. - К.: Радуйся, школа. - 2012. - 48 с.
10. Вересов, Д. Воспитание чувств. Кн.1. Ближний берег Нила [Текст] / Д. Вересов. - СПб.: АСТ. - 2011. - 442 с.
11. Вересов, Д. Воспитание чувств. Т. 2. Воспитание чувств. Дальний берег Нила [Текст] / Д. Вересов. - СПб.: Астрель. - 2012. - 410 с.
12. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Текст] / Е.Н. Водовозова. - М.: ЛИБРОКОМ, 2012. - 400 с.
13. Вологодская, О.П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! [Текст] / О.П. Вологодская. - М.: Центрполиграф, 2012. - 191 с.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. Учебное издание. 3 -е издание. [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство «Просвещение». - 1991 - 294с.
15. Выготский, Л.С. Психология познания [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство «Эксмо», 2006. - 32 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ