Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа №108423

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания 8
1.1 Возрастные особенности эмоциональной сферы и психоэмоционального
состояния детей среднего дошкольного
возраста 8
1.2 Условия и факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние детей
среднего дошкольного возраста 12
1.3 Характеристика стилей семейного воспитания, как условия формирования личности ребенка, и их влияние на личностные
особенности ребенка 15
1.4 Деструктивные стили семейного воспитания и их влияние на психоэмоциональное состояние ребенка 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Анализ психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания 30
2.1 Описание выборки испытуемых и методов исследования 30
2.2 Выявление стиля семейного воспитания 32
2.3Эмпирическое изучение психоэмоционального состояния
ребенка 44
2.4 Сравнительный анализ психоэмоционального состояния детей и стилей семейного воспитания 50
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список используемой литературы 56


Детство является самым беззаботным и прекрасным временем, когда ребенок только начинает познавать окружающий мир и делать первые шаги на своем жизненном пути. В детстве в ребенке закладываются азы его будущей уже сформированной личности. Основное формирование же данной личности происходит в семье. Именно семья, как никто другой, влияет не только на формирование и развитие личности ребенка, но и на его психоэмоциональное состояние, что тоже немало важно для психического здоровья ребенка.
В каждой семье изначально складывается определенная система воспитания детей, которой родители придерживаются на протяжении всего детства, а может даже и взрослости, своего ребенка. Большую роль для ребенка в период его взросления играет выбранный стиль взаимоотношений родителей и ребенка. Он существенно влияет на формирование личности ребенка.
Все то, что вкладывается родителями в ребенка с самого рождения, копится в нем и сохраняется на протяжении многих лет, откуда потом переходят в черты характера и качества личности. Но если родители ведут себя деструктивно по отношению к ребенку, то между ними возникает отчуждение, неуважение друг к другу, что, в свою очередь, может привести к эмоциональному дискомфорту, появлению тревожности.
Когда с раннего детства идет большое количество неразрешимых страхов, тогда начинает возникать и проявляться тревожность, при которой преобладает чувство беспокойства и боязнь сделать что-либо не так. Если со стороны родителей идет постоянное недовольство своим ребенком, то тревожность, практически всегда, приобретает устойчивый характер. Последствия тревожности носят неблагоприятный характер для личности ребенка и его психоэмоционального состояния, что выражается в разной степени агрессивности, психическом напряжении, замкнутости, неуверенности в себе, малообщительности. Чтобы избежать возникновения нежелательных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, психическая напряженность, необходимо создать положительный и благоприятный психологический климат в семье.
Проблемами психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л. С. Выготский, К. Изард - они выделили ряд особенностей эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста [25, 13].
Также проблемой эмоциональной сферы дошкольников занимались Т. А. Данилина, Л. И. Божович, М. Е. Ермолаева [18, 7, 22].
Проблема семейной ситуации и ее влияния на психоэмоциональное состояние ребенка изучалась такими авторами, как А. А. Вегнер, А. Адлер, Т. Кравченко, Г. Мертон, Д. Олсон, К. Роджерс, Б. Скиннер, А. И. Баркан и другими [2].
В связи с вышесказанным, считаем изучение нашей проблемы актуальным.
Цель исследования: изучение психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние детей среднего возраста.
Предмет исследования: психоэмоциональное состояние детей
среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что в особенностях психоэмоциональных состояний детей среднего дошкольного возраста большую роль играют актуальные стили семейного воспитания, которые в зависимости от степени деструктивности порождают негативные эмоциональные состояния, такие как тревожность и страхи детей.
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
2. Подбор методик для эмпирического изучения психоэмоционального состояния детей в соотношении со стилем семейного воспитания.
3. Эмпирическое изучение и получение достоверной информации о стилях семейного воспитания и их влияния на психоэмоциональное состояние ребенка среднего дошкольного возраста.
4. Анализ результатов и формулировка выводов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ проблемы психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
2. Количественный и качественный анализ обработки данных.
3. Психодиагностические методики:
тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин);
«Рисунок семьи»;
графическая методика «Кактус»;
методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. А. Панфилова).
Исследование проводилось на базе МБОУ ДО ГЦИР города Тольятти. В исследование принимало участие 10 семей: 9 полных и 1 неполная (без отца). Всего исследуемых родителей - 19 человек: 10 мам, 9 пап в возрасте от 24 до 36 лет. Всего исследуемых детей - 10 человек: 6 девочек, 4 мальчика в возрасте от 4 до 5 лет.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы психологами ДОУ в работе с родителями по формированию у них осознанного поведения при реализации родительских функций, а также конструктивных стилей семейного воспитания и мотивации на коррекцию деструктивных детско-родительских отношений.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, рассмотрев проблему психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания, мы выявили, что дети среднего дошкольного возраста имеют свои особенности состояния психоэмоциональной сферы. Эти особенности характеризуются такими показателями, как: спокойный эмоциональный фон восприятия; проявление эмоций по цепочке «желание - представление - действие - эмоция»; более управляемые эмоциональные процессы, развитие эмоционального предвосхищения; появление аффективных реакций; появление новых мотивов для деятельности; способность оценивать свое поведение.
На развитие эмоциональной сферы ребенка влияют различные условия и факторы, такие как: осознанное желание родителей иметь ребенка, появление ребенка на свет, оценка взрослых, мнения сверстников, отношения в детском саду, страх и стиль семейного воспитания.
Каждый из стилей семейного воспитания по-своему формирует личность ребенка и влияет на его психоэмоциональное состояние. Некоторые семьи допускают ошибки в воспитании, последствием чего является нарушение эмоциональной сферы ребенка.
Например, при ограничении инициативы ребенка и тщательном контроле, проявляется ощущение собственной несамостоятельности, возникает чувство беспомощности. При таких условиях ребенок может быть нечувствительным к позитивным эмоциям и не может иметь полную ориентировку в эмоциональных состояниях.
При игнорировании потребностей ребенка, у него возникают внутриличностные конфликты. Ребенок не может понять свои эмоциональные состояния. В дальнейшем, это приводит к тому, что у ребенка не могут сформироваться социальные эмоции.
При потакании всем желаниям ребенка проявляется эмоциональная неустойчивость, которая провоцирует повышенную тревожность, при которой возникает нехватка эмоциональной отзывчивости.
При недостатке тепла, заботы, невключенности в жизнь ребенка, происходит нарушение динамики эмоциональных состояний, а также апатия.
При завышенных требованиях к ребенку от родителей, происходит повышение эмоциональной возбудимости. Ребенок лишается ощущения стабильности.
Проведя эмпирический анализ психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания, мы выявили, что в семьях с демократическим стилем воспитания у детей развивается благоприятная эмоциональная сфера. В семьях же, где преобладает авторитарный, игнорирующий, попустительский стиль воспитания, у детей развивается тревожность, осторожность, что приводит к появлению новых страхов, не характерных для ребенка среднего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования достигнута цель: изучение
психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
Предполагаемая гипотеза, что в особенностях
психоэмоциональных состояний детей среднего дошкольного возраста большую роль играют актуальные стили воспитания. Которые в зависимости от степени деструктивности порождают негативные эмоциональные состояния, такие как тревожность и страхи детей.



1. Адаленко, Л. Детям об эмоциях // Дошкольное воспитание [Текст] / Л. Адаленко. - 2004. - №6. С.18-19.
2. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка [Текст] / А. Адлер. - Москва. - Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2017. - 166с.
3. Акулова, Е.Ф. Влияние стилей семейного воспитания на становление социально значимых качеств личности // проблемы дошкольного образования на современном этапе Российской Федерации, Тольяттинский гос. ун-т [Текст] / Е.Ф. Акулова. - Тольятти: ТГУ,
2010. - Вып.8; ч.2. - 222с.
4. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 160с.
5. Баркан, А.И. Как правильно воспитывать ребенка. Что делать родителям [Текст] / А.И. Баркан. - Москва. Изд-во: АСТ, 2009. - 287с.
6. Берн, Э. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы [Текст] / Эрик Берн; [пер. с англ. А: Грузберга]. - М.: Эксмо, 2012. - 576с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2014. - 398с.
8. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений [Текст] / А.Я. Варга. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 656с.
9. Варга, А.Я. Типы неправильного родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. - М., 2011.
10. Вегнер, А.Л. Психология развития: словарь [Текст] / под ред. А.Л. Вегнера. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176с.
11. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Велиева. - СПб.: Речь, 2007. - 240с.
12. Влияние семьи на становление личности. Родители и самооценка ребенка [Электронный ресурс] // Информ. - просветительский портал Ханты-Мансийского АО. - Ханты-Мансийск, 2003 - 2011. - Режим доступа: http:ZZwww.eduhmao.ru/info/1Z3920/24887
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва. Изд-во: Юрайт, 2016. - 224с.
14. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Аркти, 2004.- 160с.
15. Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы
психотерапевта.[Текст] / В.И. Гарбузов. - СПб.: КАРО, 2015. - 296с.
16. Голубева, Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений //Российский психологический журнал [Текст] / Е.В. Голубева. - 2009. - Т6. №1. - с.25-34.
17. Гулдинг, Р., Гулдинг, М. Психотерапия нового решения. Теория и практика [Текст] / Р. Гулдинг, М. Гулдинг. - М.: Класс, 2001. - 68с.
18. Данилина, Т.А., Зенгенидзе, В.Я., Степина, М.Н. В мире детских эмоций [Текст] / Т.А. Данилина, В.Я Зенгенидзе, М.Н. Степина. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 160с.
19. Джайнотт, Х.Дж. Родители и дети [Текст] / Х.Дж. Джайнотт. - М.: Знание, 2011. - 96с.
20. Довгая, Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // психология в детском саду. - 2006. - №4. - С.66-76.
21. Дюмонтей-Кремер, Катрин. Между «можно» и «нельзя». Как
установить границы для ребенка [Текст] / Катрин Дюмонтей-Кремер. - Москва. Изд-во: «Альпина Паблишер», 2015. - 60с.
22. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - М.: Изд-во МПСИ, 2008. - С. 11-18; 21-42.
23. Ефремова, С. Как помочь ребенку избавиться от негативных эмоций // Дошкольное воспитание [Текст]/ С. Ефремова. - 2008. №11 - с. 20-21.
24.Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А.И. Захаров. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 672с.
25. Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. - М.: Питер, 2011. - 464с.
26. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2002.
- 783с.
27. Карпенко, Н. Профилактика детских страхов // Дошкольное воспитание [Текст] / Н. Карпенко. - 2003. №9. С. 14-15.
28. Кенделл, Ф.С. Психотерапия детей и подростков [Текст] / Ф.С.
Кенделл. - СПб.: Питер, 2-е изд., 2002. - 432с.
29. Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания [Текст] / А.Г.
Ковалев. - М.: Проспект, 2006. - 256с.
30. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. - М.: Академия, 2013.
- 336с.
31. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: ЭКСМО, 2006.- 232с.
32. Лидерс, А.Г., Спирева, Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителей // Семейная психология и семейная терапия [Текст] / А.Г. Лидерс, Е.Н. Спирева. -2013. -№7. - с. 71-74.
33. Миллер, Алис. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я [Текст] / Алис Миллер. - СПб.: Изд.: «Академический проект», 2015. - 144с.
34. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] / В.М. Минаева. - М.: АРКТИ, 1999. - 48с.
35. Млодик, И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или Как
воспитывать, но не калечить [Текст] / И.Ю. Млодик. - Москва. Изд-во: «Генезис», 2013. - 160с.
36. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / под ред. В.А.
Сластенина. - М.: Академия, 2010. - 224с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2015. - 656с.
38. Мухина, В.С. Таинство детства [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Центр ВЛАДОС, 2005. - 504с.
39. Набиуллина, В.Р. Типы семейного воспитания и их разновидности // Дополнительное образование и воспитание [Текст] / В.Р. Набиуллина. - 2008. - №11. - 13с.
40. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст [Текст] / В.Э. Пахальян. - М.: Питер, 2006. - 240с.
41. Посохова, С.Т. Справочник практического психолога.
Психодиагностика [Текст] / под общей ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
42. Преображенская, Н. Ваши творческие способности [Текст] / Н. Преображенская. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 288с.
43. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. [Текст] / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. - 192с.
44. Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики.
Психодиагностика детей [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский дом «Бахрах - М», 2014. - 624с.
45. Роджерс, К. Становление личности [Текст] / К. Роджерс. - Москва. Изд-во: Эксмо-Пресс, 2001. - 314с.
46. Роль семьи в воспитании детей [Электронный ресурс] // Наш класс:
[сайт] - [Б. м.] 2002 - 2011. - Режим доступа:
http://ourcoolclass.narod.rU/tutor.files/3.htm
47. Савина, Е., Шанина, Н. Тревожные дети [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина. - ж. «Дошкольное воспитание», 2003. - №4.
48. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2012. - 192с.
49. Фомина, Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений [Текст] // Молодой ученый. - 2014. - №2.- С. 704-707.
50. Харлова, О.Н. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка [Текст] / О.Н. Харлова. - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 279-283.
51.Черевач, Г.Б. Условия формирования и развития ценностно- потребностной сферы личности современных дошкольников // Детский сад: теория и практика [Текст] / Г.Б. Черевач. - М.:Эдисьон - Пресс,
2011. №4. - С.32-37.
52.Черемхова, Г.П. Влияние родительских установок на развитие детей [Электронный ресурс] // Слово: [сайт].- [Б.м.], 2011. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38160.php.
53.Чернигина, Е.В. К вопросу о влиянии детско-родительского
взаимодействия и семейной ситуации на развитие личности и социализацию ребенка раннего возраста в детском саду // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2011. - №2.
54. Шамилова, Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности. Практическое пособие [Текст] / Г.А. Шамилова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232с.
55. Шапарь, В.Б., Шапарь, О.В. Практическая психология. Проективные методики [Текст] / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. Изд. 2-е - Ростов-на- Дону


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ