ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания 8
1.1 Возрастные особенности эмоциональной сферы и психоэмоционального
состояния детей среднего дошкольного
возраста 8
1.2 Условия и факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние детей
среднего дошкольного возраста 12
1.3 Характеристика стилей семейного воспитания, как условия формирования личности ребенка, и их влияние на личностные
особенности ребенка 15
1.4 Деструктивные стили семейного воспитания и их влияние на психоэмоциональное состояние ребенка 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Анализ психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания 30
2.1 Описание выборки испытуемых и методов исследования 30
2.2 Выявление стиля семейного воспитания 32
2.3Эмпирическое изучение психоэмоционального состояния
ребенка 44
2.4 Сравнительный анализ психоэмоционального состояния детей и стилей семейного воспитания 50
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Глава 1. Теоретический анализ психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания 8
1.1 Возрастные особенности эмоциональной сферы и психоэмоционального
состояния детей среднего дошкольного
возраста 8
1.2 Условия и факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние детей
среднего дошкольного возраста 12
1.3 Характеристика стилей семейного воспитания, как условия формирования личности ребенка, и их влияние на личностные
особенности ребенка 15
1.4 Деструктивные стили семейного воспитания и их влияние на психоэмоциональное состояние ребенка 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Анализ психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания 30
2.1 Описание выборки испытуемых и методов исследования 30
2.2 Выявление стиля семейного воспитания 32
2.3Эмпирическое изучение психоэмоционального состояния
ребенка 44
2.4 Сравнительный анализ психоэмоционального состояния детей и стилей семейного воспитания 50
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Детство является самым беззаботным и прекрасным временем, когда ребенок только начинает познавать окружающий мир и делать первые шаги на своем жизненном пути. В детстве в ребенке закладываются азы его будущей уже сформированной личности. Основное формирование же данной личности происходит в семье. Именно семья, как никто другой, влияет не только на формирование и развитие личности ребенка, но и на его психоэмоциональное состояние, что тоже немало важно для психического здоровья ребенка.
В каждой семье изначально складывается определенная система воспитания детей, которой родители придерживаются на протяжении всего детства, а может даже и взрослости, своего ребенка. Большую роль для ребенка в период его взросления играет выбранный стиль взаимоотношений родителей и ребенка. Он существенно влияет на формирование личности ребенка.
Все то, что вкладывается родителями в ребенка с самого рождения, копится в нем и сохраняется на протяжении многих лет, откуда потом переходят в черты характера и качества личности. Но если родители ведут себя деструктивно по отношению к ребенку, то между ними возникает отчуждение, неуважение друг к другу, что, в свою очередь, может привести к эмоциональному дискомфорту, появлению тревожности.
Когда с раннего детства идет большое количество неразрешимых страхов, тогда начинает возникать и проявляться тревожность, при которой преобладает чувство беспокойства и боязнь сделать что-либо не так. Если со стороны родителей идет постоянное недовольство своим ребенком, то тревожность, практически всегда, приобретает устойчивый характер. Последствия тревожности носят неблагоприятный характер для личности ребенка и его психоэмоционального состояния, что выражается в разной степени агрессивности, психическом напряжении, замкнутости, неуверенности в себе, малообщительности. Чтобы избежать возникновения нежелательных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, психическая напряженность, необходимо создать положительный и благоприятный психологический климат в семье.
Проблемами психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л. С. Выготский, К. Изард - они выделили ряд особенностей эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста [25, 13].
Также проблемой эмоциональной сферы дошкольников занимались Т. А. Данилина, Л. И. Божович, М. Е. Ермолаева [18, 7, 22].
Проблема семейной ситуации и ее влияния на психоэмоциональное состояние ребенка изучалась такими авторами, как А. А. Вегнер, А. Адлер, Т. Кравченко, Г. Мертон, Д. Олсон, К. Роджерс, Б. Скиннер, А. И. Баркан и другими [2].
В связи с вышесказанным, считаем изучение нашей проблемы актуальным.
Цель исследования: изучение психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние детей среднего возраста.
Предмет исследования: психоэмоциональное состояние детей
среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что в особенностях психоэмоциональных состояний детей среднего дошкольного возраста большую роль играют актуальные стили семейного воспитания, которые в зависимости от степени деструктивности порождают негативные эмоциональные состояния, такие как тревожность и страхи детей.
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
2. Подбор методик для эмпирического изучения психоэмоционального состояния детей в соотношении со стилем семейного воспитания.
3. Эмпирическое изучение и получение достоверной информации о стилях семейного воспитания и их влияния на психоэмоциональное состояние ребенка среднего дошкольного возраста.
4. Анализ результатов и формулировка выводов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ проблемы психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
2. Количественный и качественный анализ обработки данных.
3. Психодиагностические методики:
тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин);
«Рисунок семьи»;
графическая методика «Кактус»;
методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. А. Панфилова).
Исследование проводилось на базе МБОУ ДО ГЦИР города Тольятти. В исследование принимало участие 10 семей: 9 полных и 1 неполная (без отца). Всего исследуемых родителей - 19 человек: 10 мам, 9 пап в возрасте от 24 до 36 лет. Всего исследуемых детей - 10 человек: 6 девочек, 4 мальчика в возрасте от 4 до 5 лет.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы психологами ДОУ в работе с родителями по формированию у них осознанного поведения при реализации родительских функций, а также конструктивных стилей семейного воспитания и мотивации на коррекцию деструктивных детско-родительских отношений.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы.
В каждой семье изначально складывается определенная система воспитания детей, которой родители придерживаются на протяжении всего детства, а может даже и взрослости, своего ребенка. Большую роль для ребенка в период его взросления играет выбранный стиль взаимоотношений родителей и ребенка. Он существенно влияет на формирование личности ребенка.
Все то, что вкладывается родителями в ребенка с самого рождения, копится в нем и сохраняется на протяжении многих лет, откуда потом переходят в черты характера и качества личности. Но если родители ведут себя деструктивно по отношению к ребенку, то между ними возникает отчуждение, неуважение друг к другу, что, в свою очередь, может привести к эмоциональному дискомфорту, появлению тревожности.
Когда с раннего детства идет большое количество неразрешимых страхов, тогда начинает возникать и проявляться тревожность, при которой преобладает чувство беспокойства и боязнь сделать что-либо не так. Если со стороны родителей идет постоянное недовольство своим ребенком, то тревожность, практически всегда, приобретает устойчивый характер. Последствия тревожности носят неблагоприятный характер для личности ребенка и его психоэмоционального состояния, что выражается в разной степени агрессивности, психическом напряжении, замкнутости, неуверенности в себе, малообщительности. Чтобы избежать возникновения нежелательных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, психическая напряженность, необходимо создать положительный и благоприятный психологический климат в семье.
Проблемами психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л. С. Выготский, К. Изард - они выделили ряд особенностей эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста [25, 13].
Также проблемой эмоциональной сферы дошкольников занимались Т. А. Данилина, Л. И. Божович, М. Е. Ермолаева [18, 7, 22].
Проблема семейной ситуации и ее влияния на психоэмоциональное состояние ребенка изучалась такими авторами, как А. А. Вегнер, А. Адлер, Т. Кравченко, Г. Мертон, Д. Олсон, К. Роджерс, Б. Скиннер, А. И. Баркан и другими [2].
В связи с вышесказанным, считаем изучение нашей проблемы актуальным.
Цель исследования: изучение психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние детей среднего возраста.
Предмет исследования: психоэмоциональное состояние детей
среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что в особенностях психоэмоциональных состояний детей среднего дошкольного возраста большую роль играют актуальные стили семейного воспитания, которые в зависимости от степени деструктивности порождают негативные эмоциональные состояния, такие как тревожность и страхи детей.
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
2. Подбор методик для эмпирического изучения психоэмоционального состояния детей в соотношении со стилем семейного воспитания.
3. Эмпирическое изучение и получение достоверной информации о стилях семейного воспитания и их влияния на психоэмоциональное состояние ребенка среднего дошкольного возраста.
4. Анализ результатов и формулировка выводов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ проблемы психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
2. Количественный и качественный анализ обработки данных.
3. Психодиагностические методики:
тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин);
«Рисунок семьи»;
графическая методика «Кактус»;
методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. А. Панфилова).
Исследование проводилось на базе МБОУ ДО ГЦИР города Тольятти. В исследование принимало участие 10 семей: 9 полных и 1 неполная (без отца). Всего исследуемых родителей - 19 человек: 10 мам, 9 пап в возрасте от 24 до 36 лет. Всего исследуемых детей - 10 человек: 6 девочек, 4 мальчика в возрасте от 4 до 5 лет.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы психологами ДОУ в работе с родителями по формированию у них осознанного поведения при реализации родительских функций, а также конструктивных стилей семейного воспитания и мотивации на коррекцию деструктивных детско-родительских отношений.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы.
Таким образом, рассмотрев проблему психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания, мы выявили, что дети среднего дошкольного возраста имеют свои особенности состояния психоэмоциональной сферы. Эти особенности характеризуются такими показателями, как: спокойный эмоциональный фон восприятия; проявление эмоций по цепочке «желание - представление - действие - эмоция»; более управляемые эмоциональные процессы, развитие эмоционального предвосхищения; появление аффективных реакций; появление новых мотивов для деятельности; способность оценивать свое поведение.
На развитие эмоциональной сферы ребенка влияют различные условия и факторы, такие как: осознанное желание родителей иметь ребенка, появление ребенка на свет, оценка взрослых, мнения сверстников, отношения в детском саду, страх и стиль семейного воспитания.
Каждый из стилей семейного воспитания по-своему формирует личность ребенка и влияет на его психоэмоциональное состояние. Некоторые семьи допускают ошибки в воспитании, последствием чего является нарушение эмоциональной сферы ребенка.
Например, при ограничении инициативы ребенка и тщательном контроле, проявляется ощущение собственной несамостоятельности, возникает чувство беспомощности. При таких условиях ребенок может быть нечувствительным к позитивным эмоциям и не может иметь полную ориентировку в эмоциональных состояниях.
При игнорировании потребностей ребенка, у него возникают внутриличностные конфликты. Ребенок не может понять свои эмоциональные состояния. В дальнейшем, это приводит к тому, что у ребенка не могут сформироваться социальные эмоции.
При потакании всем желаниям ребенка проявляется эмоциональная неустойчивость, которая провоцирует повышенную тревожность, при которой возникает нехватка эмоциональной отзывчивости.
При недостатке тепла, заботы, невключенности в жизнь ребенка, происходит нарушение динамики эмоциональных состояний, а также апатия.
При завышенных требованиях к ребенку от родителей, происходит повышение эмоциональной возбудимости. Ребенок лишается ощущения стабильности.
Проведя эмпирический анализ психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания, мы выявили, что в семьях с демократическим стилем воспитания у детей развивается благоприятная эмоциональная сфера. В семьях же, где преобладает авторитарный, игнорирующий, попустительский стиль воспитания, у детей развивается тревожность, осторожность, что приводит к появлению новых страхов, не характерных для ребенка среднего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования достигнута цель: изучение
психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
Предполагаемая гипотеза, что в особенностях
психоэмоциональных состояний детей среднего дошкольного возраста большую роль играют актуальные стили воспитания. Которые в зависимости от степени деструктивности порождают негативные эмоциональные состояния, такие как тревожность и страхи детей.
На развитие эмоциональной сферы ребенка влияют различные условия и факторы, такие как: осознанное желание родителей иметь ребенка, появление ребенка на свет, оценка взрослых, мнения сверстников, отношения в детском саду, страх и стиль семейного воспитания.
Каждый из стилей семейного воспитания по-своему формирует личность ребенка и влияет на его психоэмоциональное состояние. Некоторые семьи допускают ошибки в воспитании, последствием чего является нарушение эмоциональной сферы ребенка.
Например, при ограничении инициативы ребенка и тщательном контроле, проявляется ощущение собственной несамостоятельности, возникает чувство беспомощности. При таких условиях ребенок может быть нечувствительным к позитивным эмоциям и не может иметь полную ориентировку в эмоциональных состояниях.
При игнорировании потребностей ребенка, у него возникают внутриличностные конфликты. Ребенок не может понять свои эмоциональные состояния. В дальнейшем, это приводит к тому, что у ребенка не могут сформироваться социальные эмоции.
При потакании всем желаниям ребенка проявляется эмоциональная неустойчивость, которая провоцирует повышенную тревожность, при которой возникает нехватка эмоциональной отзывчивости.
При недостатке тепла, заботы, невключенности в жизнь ребенка, происходит нарушение динамики эмоциональных состояний, а также апатия.
При завышенных требованиях к ребенку от родителей, происходит повышение эмоциональной возбудимости. Ребенок лишается ощущения стабильности.
Проведя эмпирический анализ психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания, мы выявили, что в семьях с демократическим стилем воспитания у детей развивается благоприятная эмоциональная сфера. В семьях же, где преобладает авторитарный, игнорирующий, попустительский стиль воспитания, у детей развивается тревожность, осторожность, что приводит к появлению новых страхов, не характерных для ребенка среднего дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования достигнута цель: изучение
психоэмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания.
Предполагаемая гипотеза, что в особенностях
психоэмоциональных состояний детей среднего дошкольного возраста большую роль играют актуальные стили воспитания. Которые в зависимости от степени деструктивности порождают негативные эмоциональные состояния, такие как тревожность и страхи детей.
Подобные работы
- Адаптация детей к условиям детского сада (Смоленский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Выявление личностной тревожности детей в процессе учебной деятельности (Международный Инновационный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическое регулирование образа жизни младшего школьника посредством организации образовательного процесса
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОДУКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С
РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА
ИХ АДАПТАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Психологическое консультирование в диаде «подросток - родитель» как средство оптимизации отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022



