Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет 9
1.1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия «представления о семейных ценностях» 9
1.2. Характеристика психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет 20
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет 20
2.2. Разработка и реализация психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет 32
2.3. Динамика сформированности представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет 42
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложения 57
Дошкольное образование является одной из важнейших ступеней образовательной системы. Одно из основных направлений деятельности дошкольного образования согласно ФГОС ДО заключается в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в сфере общественных отношений признается ценность семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, а также необходимость понимания и поддержки таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Представления о «семейных ценностях» усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют важнейшее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Во все времена семья была наиважнейшим фактором вызывающим критерии оценки, которые составляют фундамент ценностных представлений человека и общества в целом. Исключительно существование такой ценностной системы даёт возможность для противостояния и борьбы с негативными факторами.
В нашей стране, в настоящее время, происходит изменение понятия «семейные ценности», что приводит к изменениям взаимоотношений в семье, утрате родовых ценностей, смене ролевых отношений членов семьи. Современное состояние семьи оценивается как « кризисное». Как следствие этого растёт количество разводов, детей, рожденных вне брака, имеет место распространение социального сиротства. Кроме того в социуме существует ряд демографических проблем.
В результате исследований социологами ценностных ориентаций у подрастающего поколения отмечается снижение роли семьи.
Многие социологи и исследователи разрешение проблемы «формирования представлений о семейных ценностях» видят во взаимном сотрудничестве и совместной деятельности, в которой были бы отражены интересы родителей, педагогов и конечно детей.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, исследования по проблеме формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников, изучив современные требования ФГОС ДО по данному направлению, мы выделили следующие противоречия:
• между запросами общества на формирование представлений о ценностном отношении к семье у старших дошкольников и недостаточной ориентацией образовательных организаций на осуществление этих требований;
• между значительными потенциальными возможностями учебно-воспитательного процесса в плане формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса;
• между необходимостью формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий осуществления данного процесса.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения указанных выше противоречий, а также устанавливает проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет?
Объект исследования: процесс формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Для реализации обозначенной цели нами была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой обозначен ряд исследовательских задач.
Гипотеза исследования: формирование представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• разработана модель формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет;
• реализовано содержание работы, направленное на формирование представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации;
• включены интерактивные мероприятия для детей и родителей в работу по формированию представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет;
2) выявить уровень сформированности представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет;
3) разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет;
4) оценить эффективность психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Теоретическую основу исследования составляют:
• теории ценностей (Н.А. Бердяев, В.А. Василенко, И.В. Федосова);
• теории формирования ценностного отношения к семье в педагогических условиях (С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А.Караковский, Н.Е. Щуркова);
• концептуальные положения отечественной педагогики и психологии по проблеме развития старших дошкольников (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн);
• теории семейного воспитания (Ю.П. Азаров, О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, Л.И. Савинов);
• исследования, раскрывающие сущность понятия «ценностное отношение к семье» (Л.О. Володина, П.Е. Кильдюшова, О.С. Пермовская);
• исследования, посвященные изучению психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях в дошкольном возрасте (О.В. Бородина, О.Н. Истратова, Е.Н. Степанова, Е.О. Орлова, М.Е. Чижова).
Новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогические условия формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют научные представления о формировании представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет; разработка и обоснование психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах осуществления данного процесса.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике педагогами-психологами, воспитателями дошкольных образовательных организаций апробированных материалов по диагностике и психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье (филиал ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье Приволжский район Самарская область детский сад «Аленький цветочек»). В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 источников), 2 приложений. Работа проиллюстрирована 1 таблицей и 13 рисунками.
Данное исследование, затронуло проблемы представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Нами были изучены научно-методическая, психолого-педагогическая литература, а также педагогический опыт по проблеме формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников таких учёных как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, Н.Е. Щуркова, С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, О.С. Пермовская, О.В. Володина, П.Е. Кильдюшова и многих других.
В ходе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы было раскрыто содержание и структура формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Это процесс воспитания отношения к семье как к наивысшей ценности путём приобщения старших дошкольников к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально-ориентированной деятельности.
Опытно-экспериментальная часть исследования была проведена на базе ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье (филиал ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье приволжский район Самарская область детский сад «Аленький цветочек»). Она включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В диагностической части эксперимента были проведены следующие методики: «Ценности и традиции моей семье» (С.П. Акутиной), «Я и моя семья» (Р.В. Овчаровой), «Завершение предложения» (детский вариант В.Михала), педагогическая ситуация «Что важнее» (авторская разработка), «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой). Согласно результатам диагностики были выявлены низкий, средний и высокий уровни сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников.
По результатам констатирующего этапа показатели в экспериментальной и контрольной группах свидетельствовали о низком уровне сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Низкий и средний уровни сформированности представлений о семейных ценностях выявлен у 18 детей, что составило 90%. Подтвердилась необходимость формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе.
В формирующей части эксперимента реализовывались следующие психолого-педагогические условия:
• разработана модель формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет;
• реализовано содержание работы, направленное на формирование представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет в ДОО;
• включены интерактивные мероприятия для детей и родителей в работу по формированию представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
В ходе исследования была разработана и внедрена структурно-функциональная модель формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников в условиях ДОО. Модель состоит из четырёх компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного.
Практическая работа с дошкольниками ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье включала в себя занятия по формированию представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Нами было разработано содержание работы духовно-нравственной направленности «Моя семья - моё богатство». Содержание работы включало в себя три блока «Семейные ценности», «История моей семьи», «Наши традиции», направленных на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческо-деятельностного компонентов. В ходе работы были использованы различные формы и виды деятельности: викторины, беседы, вэб-квесты, проекты, праздники, игры, конкурсы, ярмарки, экскурсии.
Обобщив полученные результаты на контрольном этапе, мы видим, что количество воспитанников с высоким уровнем сформированности представлений о семейных ценностях в экспериментальной группе увеличилось на 7 человек, что составило 45%. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 1 человека, что составило 35%. Количество дошкольников с низким уровнем сформированности представлений о семейных ценностях уменьшилось на 5 человек, что составило 20% детей. Среди детей, которых мы отнесли к низкому уровню сформированности представлений о семейных ценностях оказались двое часто болеющих детей, которые посещали не все занятия, один ребёнок из неблагополучной семьи и один ребёнок, у которого умерла мама и он воспитывается бабушкой.
Таким образом, целенаправленная работа способствовала повышению уровня сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Данные экспериментальной проверки подтверждают правомерность выдвинутой нами гипотезы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] - N 3038417-10-2013 N 1155 - Режим доступа: http: //минобрнауки рф/документы/6261/файл/5230/Приказ (дата обращения: 18.02.2019 г.).
2. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях [Текст] // Составитель Мазулина Е.Б. и др. - М., 2013. - 43 с.
3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве [Текст]/ Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496с.
4. Актуальные проблемы педагогики и психологии [Текст] // Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. - Выпуск 18. / Под ред. Р.А. Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - 296 с.
5. Акутина, С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс [Текст]// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - №2. - С. 16-21.
6. Бим-Бад, Б.М. Модернизация института семьи: социологический, экономический, антрополого-педагогический анализ [Текст]/ Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров: Монография. - М.: Интеллектуальная книга - Новый хронограф, 2017. - 352 с.
7. Божович, Л.И. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]/ Л.И. Божович: учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
8. Большая российская энциклопедия // [Электронный ресурс]. - URL https://bigenс.ru/philosophy/text/4674699 (дата обращения 12.05.2019).
9. Бородина, О.В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических организаций [Текст]/ О.В. Бородина// Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 1. - С. 95-98.
10. Василенко, В.А. Ценности и ценностные отношения [Текст] /В.А. Василенко - Проблема ценности в философии; под ред. А.Г. Харчева. - Ленинград: Наука, 1966. - 244 с.
11. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст]/ С.М. Вишнякова: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
12. Волжина, О.И. Аксиологическая концепция семьи [Текст] / О.И. Волжина// Мир образования - образование в мире. 2001. - №4. - С. 29-46.
13. Володина, Л.О. Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной Росси: от замысла к концепции [Текст] / Л.О. Володина - М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», ФГНУИТИП РАО, 2014. - 196 с.
14. Воспитательная деятельность педагога: от проблем к результатам. Сборник научных трудов [Текст] / под ред. П.В. Степанова. - М.: изд-во АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. - 108 с.
15. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Перспектива, 2018. - 224 с.
...