Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования интеллектуальных операций в учебной деятельности у младших школьников 7
1.1 Понятие «интеллектуальные операции» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Способы формирования интеллектуальных операций у младших школьников в учебной деятельности 15
Глава 2 Практические аспекты проблемы формирования интеллектуальных операций в учебной деятельности у младших школьников 21
2.1 Диагностика уровня сформированности интеллектуальных операций у младших школьников 21
2.2 Программа по формированию интеллектуальных операций у младших школьников в учебной деятельности 32
2.3 Анализ и обобщение полученных результатов 42
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение А Результаты диагностических методик 54
Приложение Б Комплекс уроков, нацеленный на формирование интеллектуальных операций у младших школьников в учебной деятельности 58
Актуальность исследования. В современном мире активно возрастает объем информации, необходимой для усвоения. Данный фактор определяет важность развития интеллектуальных способностей и интеллектуальных операций уже с ранних лет жизни.
Личность, как субъект социальной действительности, должна обладать необходимыми навыками самостоятельного развития своих возможностей, что обуславливает наличие критического мышления, творческого подхода к решению задач, умения анализировать и сравнивать, приходя к конкретным умозаключениям. Все это относится к интеллектуальным операциям, в связи с чем, в формировании личности возрастает роль интеллекта. Данный аспект определяет необходимость развития интеллектуальных способностей, выступающих базисом всех умений и навыков личности. Соответственно интеллектуальные операции важно развивать уже в раннем возрасте, в особенности в период обучения в начальной школе. Именно на данном этапе у ребенка активно развиваются основные психические процессы и формируются особенности интеллекта.
Содержание учебной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования составляют знания, связанные с теоретическим сознанием и мышлением. Соответственно в учебной деятельности младших школьников следует отдавать предпочтение методам обучения, стимулирующим познавательные процессы.
Рассматриваемой проблеме посвящено достаточно исследований, однако они не учитывают в полной мере механизмы развития интеллектуальных способностей. Таким образом, проблема формирования интеллектуальных операций у младших школьников в учебной деятельности является актуальной задачей современного образовательного процесса.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование интеллектуальных операций в учебной деятельности у младших школьников.
Цель работы: изучить способы формирования интеллектуальных операций в учебной деятельности младших школьников и на их основе разработать соответствующий комплекс уроков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• изучить и проанализировать проблему формирования интеллектуальных операций у младших школьников в учебной деятельности;
• определить уровень сформированности интеллектуальных операций у младших школьников;
• разработать и внедрить комплекс уроков, направленный на формирование интеллектуальных операций у младших школьников;
• проанализировать и обобщить полученные результаты.
Гипотеза исследования: процесс формирования интеллектуальных операций в учебной деятельности у младших школьников будет наиболее успешен, если:
• учитель использует на уроках разнообразные методы обучения;
• урок выстроен с учетом соблюдения принципа создания положительной мотивации и заинтересованности обучающихся;
• учитель при подборе заданий учитывает индивидуальные особенности обучающихся.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №1» (МБОУ «КСОШ №1»).
Выборка исследования: 30 человек из двух классов МБОУ «КСОШ №1» - обучающиеся ЗА класса (контрольная группа) и 3Б класса (экспериментальная группа), в каждой из которых по 15 человек.
Методы исследования: теоретические (аналитический, описательный, сравнительный) и эмпирические (педагогический эксперимент, интерпретация результатов).
Диагностические методики: Краткий ориентировочный тест (В. Н. Бузин и Э. Ф. Вандерлик), Тест «Установление закономерностей», Тест «Простые аналогии» (Р. Р. Римских и С. А. Римских), Тест «Исключение лишнего».
Практическая значимость исследования: полученные результаты диагностики компонентов интеллектуальных операций и апробированный комплекс уроков могут быть использованы в учебной деятельности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, первая глава содержит два раздела, вторая - три, заключения, списка используемой литературы из 48 источников и двух приложений.
Критическое мышление, творческий подход к решению задач, умение анализировать и делать выводы относится к интеллектуальным операциям, которые обуславливают наличие навыков самостоятельного развития своих возможностей. Данный аспект определяет необходимость развития интеллектуальных способностей. Интеллектуальные операции наиболее эффективно развиваются в период обучения в начальной школе.
С целью изучения способов формирования интеллектуальных операций в учебной деятельности младших школьников был проведен анализ теоретической литературы, в ходе которого были получены выводы:
• интеллектуальные операции - это способ осуществления интеллектуальной деятельности, требующей активизацию познавательных процессов, основанных на функциональных и операционных механизмах;
• формирование и развитие интеллектуальных операций у младших школьников должно рационально осуществляться на всех уроках начальной школы. Наибольшее значение в формировании интеллектуальных операций и познавательных действий имеют традиционные формы обучения. Однако наряду с этим важно использовать и разнообразные методы и приемы обучения - игровые, творческие, информационные, что будет способствовать активизации познавательной активности обучающихся.
Исследовательский этап работы включал в себя проведение педагогического эксперимента, на констатирующем этапе которого были получены следующие результаты:
• практически по половине обучающихся контрольной группы имеют высокий и средний уровни развития быстроты мышления, при этом в экспериментальной группе обучающихся с высоким уровнем выявлено 20 %, со средним - 47 %, а с низким - треть;
• больше половины контрольной группы (60 %) имеет высокий уровень развития навыков аналитико-синтетической деятельности, и треть - средний, при этом в экспериментальной группе по 40 % обучающихся имеют высокий и средний уровни, и 20 % - низкий;
• 47 % и 60 % обучающихся экспериментальной и контрольной группы имеют средний уровень развития логичности и гибкости мышления, однако 40 % младших школьников экспериментальной группы имеет низкий уровень логичности и гибкости мышления;
• также 47 % и 60 % обучающихся экспериментальной и контрольной группы имеют средний уровень сформированности критического мышления, однако треть экспериментальной группы имеет низкий уровень, в то время как в контрольной всего 7 %;
• более половины младших школьников контрольной группы имеет средний уровень сформированности интеллектуальных операций, и 40 % - высокий. В экспериментальной группе у 40 % выявлен средний уровень, у трети - низкий и всего у 27 % - высокий.
На формирующем этапе был разработан и апробирован комплекс уроков, нацеленный на формирование интеллектуальных операций у младших школьников. Полученные результаты на контрольном этапе подтвердили эффективность занятий. Также была подтверждена гипотеза исследования, а значит, процесс формирования интеллектуальных операций в учебной деятельности у младших школьников будет наиболее успешен, если: учитель использует на уроках разнообразные методы обучения; урок выстроен с учетом соблюдения принципа создания положительной мотивации и заинтересованности обучающихся; учитель при подборе заданий учитывает индивидуальные особенности обучающихся.
Тема работы изучена полностью. Полученные результаты диагностики компонентов интеллектуальных операций и апробированный комплекс уроков могут быть использованы в учебной деятельности младших школьников.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие. М. : Изд. центр «Академия», 2007. 342 с.
2. Башлий Е. В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. 2004. №4. С. 42-47.
3. Бекболганов Е. Ж., Баймуханов Б. Б., Избасарова М. А. Развитие логического мышления младших школьников как педагогическая проблема // Евразийский Союз Ученых. 2016. С. 18-20.
4. Березина Т. Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. СПб. : Речь, 2010. 189 с.
5. Бесова М. А. Познавательные игры от А до Я. Ярославль: Академия развития, 2004. 272 с.
6. Богус М. Б. Потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. С. 84-88.
7. Владимирова С.Г. Шкала Давида Векслера: настоящее и будущее в решении проблемы измерения интеллекта. 2016. С. 45-48.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 480 с.
9. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. М. : Университет : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 327 с.
10. Горюнова Н. Б. Когнитивный ресурс как основа моделирования структуры общего интеллекта // Психологические исследования интеллекта и творчества. 2010. С. 13-16.
11. Грейс К. Психология развития. СПб. : Питер, 2000. 992 с.
12. Да Силва Л. А. Рефлексия как условие овладения интеллектуальными операциями // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. С. 81-88.
13. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : Академия, 2004. 288 с.
14. Диагностика мышления у младших школьников [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/diagnostika-mishleniya-u-mladshih-shkolnikov- 2647178.html (дата обращения: 24.02.2022).
15. Домашенко И. А., Ратанова Т. А. Возрастная психология. Педагогическая психология: программированный контроль усвоения знаний. М. : Редакционно-издательский центр, 2006. 107 с.
...