ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 10
1.1 Экономическая культура школьников как психолого-педагогическое понятие 10
1.2 Психологические аспекты и особенности формирования
экономической культуры у школьников 17
1.3 Внеклассная работа - среда формирования экономической
культуры у школьников 23
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Изучение уровня сформированности экономической
культуры у школьников 33
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по
формированию экономической культуры у школьников в процессе внеклассной работы 48
2.3 Анализ результатов работы по формированию экономической
культуры у школьников в процессе внеклассной работы 58
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Перед современной российской системой образования стоит задача сформировать экономически воспитанное и финансово-грамотное поколение человечества. Это обусловлено стремлением общества развиваться и кризисными социально-экономическими моментами в экономике. Человечество должно быть приспособлено к новым условиям жизни. Поэтому, в начале XXI века развитие экономической культуры у растущего поколения стало необходимостью. Условие благополучной профессиональной деятельности специалистов в любых сферах производства и областях хозяйственной деятельности делается сформированностью экономической культуры, что возможно обеспечить через результативное экономическое образование школьников. Экономическая культура считается тем элементом развития личности, какой соответствует общественному заказу. Уровень усвоения школьником экономической культурой определяет, в будущем, обстоятельства его дальнейшей жизни, а уровень экономической культуры общности граждан страны может определить успехи реформ и экономического благосостояния страны.
Школа, считаясь институтом социализации и передачи культурных ценностей, обеспечит приспособление детей к дальнейшей жизни в коллективе, социуме, стране.
Если рассматривать новые задачи, которые государство устанавливает образованию, вопрос развития экономической культуры в процессе обучения в школе заслуживает особенную актуальность. Экономическая культура играет роль звена в обеспечении благополучной адаптации детей в рыночной экономике. Развитие экономической культуры у учащихся лучше происходит в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте интерес к будущей профессии возрастает и усиленное формирование умственных способностей.
В подростковом возрасте учащиеся пытаются высказать свою точку зрения, выразить свою позицию, определить свое участие в изменяющихся условиях. На сегодняшний день в современной науке сформировалась необходимая совокупность знаний для решения обозначенной проблемы.
О важности вопросов в области экономического образования и экономической культуры говорят отечественные и зарубежные педагоги Л.И. Абалкин, Т.И. Заславская, В.Д. Попов, В.К. Розов, Р.В. Рыбкина, И.А. Сасова, В.П. Чичканов, Л.Е. Эпштейн, G. Bower, J. Curan, V.C. Grandall, T.F. Green и другие. А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, Б.П. Шемякин и другие ученые экономическое воспитание рассматривали не только на уроках, но и во внеклассной деятельности.
Анализ состояния проблемы сформированности экономической культуры детей и подростков позволил выявить ряд недостатков. Это связано с тем, что экономическая культура школьников в процессе внеклассной работы наукой не изучена. Ряд вопросов остаются открытыми и до конца не разработанными. Например, не рассматриваются взаимодействие учителя и родителей в формировании экономической культуры школьников и возможности дополнительного образования детей в области экономики.
Таким образом, возникают противоречия между:
- возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к экономической культуре школьников, и недостаточной теоретической и практической разработанностью путей и способов формирования у них данного вида культуры;
- возрастающим количеством методических разработок по экономическому образованию подрастающего поколения и недостаточным их научно-методическим обоснованием.
Вопрос о том, какими способами и методами, а также на основе какого содержания формировать экономическую культуру школьников в процессе внеклассной работы остается открытым.
Все это определило выбор темы исследования: «Формирование экономической культуры у школьников в процессе внеклассной работы».
Объект исследования: процесс формирования экономической культуры у школьников.
Предмет исследования: внеклассная работа как средство формирования экономической культуры школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность внеклассной работы по формированию экономической культуры у школьников.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой процесс формирования экономической культуры у школьников будет эффективнее, если:
- разработана и реализована во внеклассной работе дополнительная образовательная программа, предполагающая формирование у школьников комплекса экономических знаний и особого экономического мышления, выявление и развитие предпринимательских качеств, способностей;
- образовательная деятельность по программе дополнительного образования строится на основе интерактивных методов обучения;
- осуществляется мониторинг сформированности экономической культуры на основе разработанных критериев и показателей.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, гипотезой исследования определились следующие задачи:
1. Рассмотреть термин «экономическая культура школьника» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Изучить психологические аспекты и особенности формирования экономической культуры у школьников во внеклассной работе.
3. Разработать и апробировать программу дополнительного образования, реализуемую во внеклассной работе.
4. Разработать и апробировать диагностический инструментарий для мониторинга экономической культуры школьников.
Теоретической основой исследования явились:
- теория личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- труды по вопросам экономического образования школьников (А.Ф. Аменд, И.А. Сасова, В.К. Розов, Л.Е. Эпштейн, Н.П. Рябинина);
- теория деятельности как форма активного отношения к окружающему миру (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.А. Бодалев);
- теория системного исследования культуры (В.Г. Афанасьев, Э.С. Маркарян, Э.В. Ильенков);
- исследования философов психологов, экономистов, культурологов и педагогов о содержании экономической культуры общества и ее влияние на развитие молодежи (Б.П. Ангелова, Л.И. Абалкин, А.В. Горшков, М.Б. Ромазов, Л.П. Фридман, Б.Т. Лихачев);
- положения об экономическом образовании школьников в учебной и внеклассной работе (Е.В. Смирнова, М.В. Милевская, А.Я. Автономов, Б.П. Шемякин).
Методы исследования:
- теоретические (проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдения, беседа, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальное исследование, анализ полученных результатов).
Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа.
Первый этап (2016-2017 гг.) - теоретический. Заключался в осмыслении проблемы, знакомстве с педагогическим опытом, в анализе психолого-педагогической и экономической литературы. Определили цель, предмет, объект исследования. Была выдвинута гипотеза исследования. Проанализировав существующие концепции и теории, формулировались исходные позиции исследования, разрабатывался понятийный аппарат исследования. Создавалось теоретическое обеспечение исследования проблемы (обосновывался выбор методологических подходов, формулировались их ключевые позиции).
Второй этап (2017-2018 гг.) - опытно-экспериментальный. Включал разработку программы эксперимента, констатирующий эксперимент для изучения уровня сформированности экономической культуры у школьников. Проводился формирующий эксперимент.
Третий этап (2018 г.) - заключительно-оценочный. Осуществлялось обобщение и описание полученных в ходе экспериментальной работы результатов, были проанализированы результаты формирования экономической культуры у школьников, сформулированы выводы по работе, оформлены результаты магистерского диссертационного исследования.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБУ «Лицей № 37» городского округа Тольятти.
Новизна исследования:
- конкретизировано научное представление о содержании понятия «экономическая культура школьника», представляющее собой характеристику сформированности экономических знаний, умений и навыков, а так же экономического мышления и интеллекта, уровень осуществления экономически существенных характеристик школьников в границах государственного производства, обмена, распределения, потребления;
- выявлены психологические аспекты и особенности формирования экономической культуры у школьников во внеклассной работе;
- выявлены и экспериментальным путем проверены наиболее эффективные интерактивные методы работы по формированию экономической культуры школьников (методы: практические занятия, ролевые игры, дискуссии, конкурсы, проектирование бизнес-плана, анализ ситуаций, кейс-метод, решение нестандартных экономических задач и другие);
- определены и научно-обоснованы критерии уровней сформированности экономической культуры школьников: наличие знаний и представлений об экономической жизни, экономические умения, наличие нравственно-экономических качеств личности (предприимчивости, бережливости, трудолюбия, деловитости, организованности, пунктуальности, ответственности).
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке критериев, показателей и уровней сформированности экономической культуры школьников в процессе внеклассной работы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и выводов подтверждается:
- применением взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету и задачам исследования;
- проведением экспериментального исследования на
достаточном репрезентативном уровне;
- проводимым диагностическим срезом в экспериментальной и контрольной группах;
- использованием сравнительного анализа на всех этапах исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы «Малый бизнес глазами школьника», направленной на формирование экономической культуры у школьников в процессе внеклассной работы. Данная программа может быть использована учителями в учебной деятельности для формирования экономической культуры у школьников, а также при подготовке будущих учителей.
На защиту выносятся:
1. Программа дополнительного образования «Малый бизнес глазами школьника», направленная на формирование экономической культуры у школьников.
2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня сформированности экономической культуры школьников и содержащий критерии (когнитивный, поведенческо-деятельностный и эмоционально-ценностный компоненты), показатели и методики.
3. Интерактивные методы внеклассной работы, способствующие экономическому формированию культуры школьников. К ним относятся: мозговой штурм, кластер, круглый стол, деловые игры, метод проектов, мастер-класс, дерево решений, построение шкалы мнений и другие.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в семинаре «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения в системе общего образования»; публикаций результатов исследования в научных сборниках (Челябинск, 2016, Ставрополь, 2017, Ставрополь, 2018); докладов на заседаниях кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета.
Структура магистерской диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (63 наименования), приложения. Текст иллюстрирован рисунками, отражающими основные положения и результаты исследования.
Проведенное исследование по проблеме формирования экономической культуры позволило сделать ряд выводов.
В исследовании было определено, что экономическая культура школьников - это характеристика сформированности экономических знаний, умений и навыков, а так же экономического мышления и интеллекта, уровень осуществления экономически существенных характеристик школьников в границах государственного производства, обмена, распределения, потребления.
В связи с этим, основными функциями педагогов-организаторов внеклассной и внешкольной работы являются: оказание методической помощи классным руководителям, учителям экономики в реализации задач формирования экономической культуры школьников; организация совместных заседаний методических объединений классных руководителей и учителей экономики по вопросам формирования экономической культуры школьников; организации и проведение экономических недель, вечеров, игр, олимпиад, школьных ярмарок и других мероприятий, направленных на формирование экономической культуры школьников; привлечение семьи, общественности, работников внешкольных учреждений и коммерческих структур в процесс формирования экономической культуры школьников.
Для определения уровня сформированности экономической культуры у школьников был определен комплекс критериев и показателей и уровней, определяющих экономическую культуру школьников.
По результатам проведения экспериментального исследования у большинства школьников наблюдались близкий к достаточному и недостаточный уровни сформированности экономической культуры.
На формирующем этапе, была разработана дополнительная образовательная программа «Малый бизнес глазами школьника». К ней составлен план, включающий в себя занятия.
Предложенные методы обучения, реализованные во внеклассной работе через дополнительную программу образования, свидетельствуют о положительных изменениях в качественных и количественных показателях, в уровнях сформированности экономической культуры.
Результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили основные положения гипотезы исследования, что для эффективного формирования экономической культуры школьников необходимо использовать интерактивные методы обучения.
Проведенное исследование способствует развитию содержания, форм и методов экономической работы.
1. Азимов Л.Б. Уроки экономики в школе. М.: Аспект-Пресс, 2015.71с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьника : учеб. пособие по психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 384с.
3. Алферова М.Л. Формирование экономической культуры школьников в процессе дополнительного образования. Челябинск: Урал- Лтд, 2013. 167с.
4. Аменд А.Ф. Пути совершенствования экономического
воспитания в общеобразовательной школе. Челябинск: Урал-Лтд,
2014.229с.
5. Аменд А.Ф. Система работы классного руководителя по экономическому воспитанию школьников. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2013. 61 с.
6. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики
экономического воспитания школьников. Челябинск: Урал-Лтд, 2014. 71 с.
7. Асанов П.Р. Теория практика непрерывного эколого¬
экономического образования. Спб.: Питер, 2013. 151 с.
8. Баранова Л.И. Воспитание бережливости у школьников в учебной и внеклассной работе. Минск, 2014. 188 с.
9. Блохина Т.Н. Игровой маркетинг как фактор повышения качества экономического образования. Челябинск: Урал-Лтд, 2013.183 с.
10. Боровикова Т.В. Педагогические основы формирования экономической культуры школьников. Соликамск, 2015. 207 с.
11. Бухвалов А. Экономическое образование и уроки зарубежного опыта // Экономическая школа.2013. С. 203-219.
12. Ваценков О.В. Педагогические условия экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в процессе становления рыночных отношений (на примере трудовой подготовки). Екатеринбург, 2013.180 с.
13. Владыка М.В. Формирование основ экономической культуры старшеклассников: Дис. ...канд. пед. наук. Белгород, 2015.
14. Гебеков Г.Х. Экономические знания и экономическое воспитание школьников. Махачкала : Даучпедгиз, 2013. 282 с.
15. Гордиенко Н.Г. Экономическое образование учащихся
основной общеобразовательной школы. М.: Логос, 2014. 204с.
16. Денисенко, И.Р. Экономическое образование и воспитание учащихся 4-10 (5-11). М.: Академия, 2014. 161 с.
17. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики : сб. науч. тр./Ин-т образования взрослых Рос.акад. образования ; под ред. М.Н. Скаткина. М.: Академия, 2013. 319с.
18. Евсеенко Ф. П. Экономическое воспитание как средство формирования у школьников потребности в труде // Экономическое воспитание и профориентация в школе. Смоленск : Русь, 2014. С. 21-28.
19. Зарецкая И. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников // Школа. 2013. № 4. С. 34-52.
20. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск, 2015. 114 с.
21. Игры обучение, тренинг, досуг / Сост. композиции игр Е.Г. Розанова; под ред. В.В. Петрусинского. М.:Владос, 2014. 363 с.
22. Игры и развлечения: Игры. Викторины. Головоломки. Задачи. Кроссворды. Ребусы. Считалки. Загадки / сост. Л.М. Фирсова. М.: ЭКО, 2013.245с.
23. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Флинта, 2014. 192 с.
24. Китов А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 2014. 303 с.
25. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей. М.: Вита Пресс, 2014. 208 с.
26. Краткий экономический словарь / под ред. Ю.А. Белика. М.: Академия, 2014. 397 с.
27. Максакова В.И. Экономическая культура личности. М.: Юнити, 2013. С. 99-104.
28. Матюша И. К. Связь трудового и экономического воспитания // Педагогика. 2013. № 9. С. 32-36.
29. Мельничук И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе учебной и внеклассной работы. Минск, 2013. 183 с.
30. Гладышева С.Н. Методическая разработка по экономическому воспитанию учащихся в процессе внеклассной работы. М.: Инфра-М, 2014. 168 с.
31. Михалкович Н.В. Формирование экономического мышления старшеклассников в процессе учебного и производительного труда. Минск, 2013. 192 с.
32. Моисеева Л.В. Дидактические игры в экологическом образовании периода детства: учеб.пособие для студентов педвузов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т., 2013. 266 с.
33. Нисимчук А.С. Педагогические основы экономического воспитания учащихся в сельской общеобразовательной школе. Киев:Мова, 2015.169 с.
34. Нисимчук А.С. Экономическое воспитание в сельской школе: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Академия, 2013. 206 с.
35. Нуритдинова Н.А. Педагогические условия экономического воспитания подростков сельских школ во внеурочной деятельности. Челябинск: Урал-Лтд, 2014. 187 с.
36. Олдак П.Г. Формирование современного экономического мышления. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2013. 157 с.
37. Пономарев Л.Н. Экономическая направления развития. М.: Мысль, 2014. 269с.
38. Попов В.Д. Экономика плюс педагогика: очерки об
экономическом воспитании молодежи. М.: Логос, 2014. 288 с.
39. Попов В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М.: Мысль, 2014. 239 с.
40. Преснов А.А. Формирование экономических ориентаций
старшеклассников. Оренбург, 2015. 280 с.
41. Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. М.:Нефтехиминвест, 2013. 687 с.
42. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М., 2013. 496 с.
43. Райзберг Б.А. Экспериментальные учебные программы изучения экономики в начальных, средних и старших классах общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: ПРИОР, 2014. 101 с.
44. Рамазов М. Б. Экономическое воспитание школьников // Педагогика. 2013. № 12. С. 97-101.
45. Розов В.К. Методика экономического воспитания школьников: учеб.пособие по спецкурсу для педвузов. М.: Академия, 2015. 159 с.
46. Романова Н.И. Экономическая игротека для учащихся 6 классов. М.: Финансы и статистика, 2014. 75 с.
47. Сасова И.А. Экономическое воспитание в процессе трудовой подготовки. М.: Академия, 2013. 192 с.
48. Сасова И.А. Социально экономическая подготовка школьников: состояние и перспективы // Школьный экономический журнал. 2015. № 2. С. 17-21.
49. Сергеева Т.Е. Педагогические основы экономического воспитания школьников. М.: Владос, 2013. 172 с.
50. Скиба Т.Н. Формирование экономической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях изменяющейся региональной политики. Брянск, 2013. 258 с.
51. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 189 с.
52. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Академия, 2013. 173 с.
53. Федоткина Т.А. Педагогические условия экономической подготовки учащихся в учреждениях дополнительного образования. М.: АСТ, 2014. 164 с.
54. Фуксон Л.М. Развитие деловых качеств у старшеклассников в условиях свободной экономической зоны. М.: Логос, 2014. 185 с.
55. Хесс К. Так устроен мир: экономика для юношества. М.: Дело, 2016.396 с.
56. Bower G., Hilgard E. Ideals from Learning Theory Useful in Education// Clarizio H a. o., Contemporary Issues in Education Psychology. NY, 2015. P. 6S.
57. Curan J., Blackburn R. A. YoungPeople and Enterprise: A National Survey. Kingstone Business School, 2014. Occasional paper. №11. P. 16-121.
58. Grandall V. C.,Katovsky W. Children Beliefs in their Control of Reinforcements in Intellectual-Academic Behaviors// Child Development. 2014. V. 36. P. 91-109.
59. Green T. F. Schooling and Communities: A Look Forward//Harvard Educational Review. 2015. Vol. 39. P. 236-237.
60. Hisrich R. D., Brush C. G. The Woman Entrepreneur Management Skills and Business Problems// Journal of SmaH Business Management. 2014. V. 22. P. 30-37.
61. Shapero A., Sokol L. The Social Dimensions of Entrepreneurship// Encyclopedia of Entrepreneurship. New Jersey. 2016. P. 84.
62. Wemeryd K. The Psychology of Innovative Intrepreneurship/f Handbook of Economic Psychology. Dorderecht, 2014. P. 440.