Введение 5
1 Теоретические основы конкурентоспособности 8
1.1 Конкурентоспособность: понятие, сущность 8
1.2 Факторы конкуренции, её виды и характеристика 11
2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Обувная кампания» .. 21
2.1 Характеристика ООО «Обувная кампания» 21
2.2 Анализ организационно-экономической характеристики 23
2.3 Анализ конкурентоспособности 29
3 Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры
предприятия 35
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности 35
3.2 Экономическая эффективность предложенного мероприятия 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
В рыночной экономической системе центральное место занимает свободная конкуренция.
Её сущность в непрерывном поиске лучших из всех возможных условий в производстве и реализации товаров и услуг.
Ведя конкурентную борьбу за потенциальных потребителей, организации стараются повысить качество продукции или услуг, уменьшить издержки для снижения себестоимости единицы продукции, всеми способами привлечь покупателей и вызвать интерес к своему товару.
Чем выше конкуренция на рынке, тем больше предприятие направлено на совершенствовании производственных процессов, улучшение качества и дизайна товара, его упаковку, ассортимент, разрабатывать новинки, внедрять новые технологии, заинтересовано в высококвалифицированных кадрах. Благодаря этому конкуренция помогает развиваться научному прогрессу, регулирует рыночные механизмы и развитие экономики в целом.
Конкуренция стимулирует повышение эффективности экономики всей страны, её регионов и областей. Поэтому необходимо осваивать основы конкурентоспособности, формировать навыки принятия эффективных управленческих решений, чтобы повысить рейтинги страны.
Важную роль конкуренции рассматривают даже на государственном уровне, разрабатывая политику, направленную на защиту свободной конкуренции от её недобросовестного ведения, монополии.
Конституция Российской Федерации вводит конкуренцию в ранг защищаемых ценностей. 26 июня 2006 года вышел Федеральный Закон «О защите конкуренции».
В соответствии с этим законом, конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельные действия из них исключаются или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.
Стоит отметить, что в России данное понятие было введено сравнительно недавно, ведь политический строй СССР предполагал государственную монополию, хотя были и положения, поощряющие новаторство, использование творчества, расчета прибыли, себестоимости, а также других рычагов в экономике.
Сам термин «Конкуренция» произошёл от латинского слова, которое означает «сталкиваться, равняться». В русскоязычных источниках он появился в 1878 году.
Конкуренция это очень сложное, многогранное явление, которому присущи разнообразные аспекты, в целом все процессы предприятия должны быть хорошо организованы, гармоничны и эффективно взаимодействовать между собой.
Это не только внешние факторы, борьба с конкурентами, но и внутренние, из которых вытекают управленческие решения, от которых зависит судьба всего предприятия.
Менеджеры решают, какую стратегию выбирать, маркетинговые инструменты, как настраивать рекламу, отлаживать производство, сбыт, формируют ли организационную культуру для сплочения коллектива, который будет работать усерднее, когда знает свои цели, задачи...
В дипломной работе рассмотрены основные понятия конкурентоспособности, её сущность и виды, факторы конкуренции, стратегии и пути её повышения с целью их практического применения на анализируемой организации для выявления путей повышения конкурентоспособности организации.
Объектом исследования дипломной работы является ООО «Обувная кампания» в городе Чита.
Предмет исследования - теоретические аспекты конкурентоспособности, пути повышения конкурентоспособности «Обувной кампании».
Дипломная работа состоит из трёх частей.
В первой части рассмотрены сущность, понятие, виды и факторы конкуренции, управление конкурентоспособностью, пути повышения и её стратегии.
Во второй части проанализирована организационно - экономическая характеристика обувного магазина, её персонал, организационная схема предприятия, приведён SWOT анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, основные конкуренты,
В третьей части даны рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Обувная кампания» и выбора стратегии для её дальнейшего развития.
Категории источников, которые используются для написания ВКР:
- Нормативно-правовые акты (Конституция РФ, законы);
- Официальные статистические материалы;
- Статистическая и бухгалтерская отчетность хозяйствующего субъекта.
В данной дипломной работе были рассмотрены главные аспекты конкурентоспособности организаций, предложены пути повышения конкурентоспособности на основе конкретной организации.
Объектом исследования выступило ООО «Обувная кампания», которая находится в городе Чита.
Предметом исследования является конкурентоспособность, её стратегии, пути достижения на примере конкретной организации.
В первой части рассмотрена теория конкурентоспособности, во второй части анализ «Обувного каскада», в третьей части даны рекомендации по усовершенствованию конкурентоспособности на рынке.
Современная рыночная экономика имеет жёсткую конкуренцию. Торговых организаций становится всё больше, имеющиеся предприятия расширяются и всё больше продвигают свою продукцию на рынок.
Становится всё больше однотипных товаров, покупательский спрос насыщается, и организации вынуждены искать средства и методы повышения своей конкурентоспособности.
Продавцы имеют жесткую борьбу за потенциальных клиентов, которые имеют ограниченные ресурсы и могут выбрать ограниченное количество благ.
Поэтому необходимо постоянно исследовать спрос на продукцию, изучать рынки сбыта, пусти продвижения товара, мнение покупателей и их предпочтения и другие многие аспекты, которые в совокупности и составляют успешность и конкурентоспособность предприятий.
Если в городе будет честная конкуренция, которая будет грамотно регулироваться государством, она может вывести регион и даже страну на новый уровень и повысить благосостояние всего общества, ведь рыночная экономика и складывается из мелких, средних и крупных торговых предприятий.
Конкуренция будет сдерживать цены, и регулировать предложение на рынке, в борьбе за потенциальных покупателей фирмы будут стараться уменьшать издержки производства и реализации, улучшать качество продукции, разрабатывать новые пути, чтобы быть конкурентоспособной организацией.
На основе анализа «Обувного каскада» были предложены пути повышения конкурентоспособности данного торгового объекта:
- Дополнительно принять в штат продавцов консультантов. Обучать на тренингах и семинарах по продажам, сервису и взаимодействию с покупателями;
- Укрепление корпоративной культуры, с акцентом на важность сервиса и обслуживания;
- Создание «изюминки», выделяющей «Обувной каскад» из конкурентов;
- Создание «изюминки», выделяющей «Обувной каскад» из конкурентов;
- Создать миссию, которая легко запоминается и остаётся в памяти;
- Привлекать новых и удерживать старых клиентов создав систему бонусов за покупки;
- Создать интернет-магазин, с таким же широким ассортиментом;
- Усовершенствовать маркетинговую политику, создать запоминающуюся рекламу, продвигать современными методами социальные сети.
Также необходимо создать и развивать конкурентоспособную стратегию дальнейшего развития, поставить конкретные цели и задачи с временными ограничениями для их выполнения.
Таким образом «Обувному каскаду» удастся сделать шаги к повышению конкурентоспособности, закрепить свои позиции на рыночной нише и возможно открывать новые точки продаж по городу и Забайкальскому краю.
1. Валигурский Д. И., Авдокушина М. Н., Алексунин В. А. Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент. Теория и практика. - М. : Дашков и К, 2019. - 410 с.
2. Васильев Г. А., Лебедева О. А., Васильев А. Г. Поведение потребителей : учебное пособие для студентов вузов / под редакцией Н. И. Лыгиной, Г. А. Васильева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 238 с.
3. Горяйнова Н. М. Корпоративная культура : учебное пособие / Н. М. Горяйнова. - Челябинск, Саратов : Южно-Уральский институт управления и экономики. Ай Пи Эр Медиа, 2019. 224 с.
4. Демин Д. Корпоративная культура: Десять самых распространенных заблуждений / Д. Демин. - М. : Альпина Паблишер, 2019. 138 с.
5. Макализ Д. Экономика бизнеса: конкуренция, макростабильность и глобализация. - М. : Лаборатория знаний, 2020. 696 с.
6. Дианова В. А. Управление конкурентоспособностью организации / В. А. Дианова, Н. С. Безуглая. - Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. 76 c.
7. Кент Т. Розничная торговля / Т. Кент, О. Омар. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2017. 719 с.
8. Князева, И. В. Актуальные вопросы проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках / И. В. Князева, С. Н. Чирихин. - Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2020. 291 с.
9. Крайнова, О. С. Методология оценки конкурентоспособности потребительских товаров: учебное пособие / О. С. Крайнова. - Саратов : Вузовское образование, 2018. 130 с.
10. Куликов И. М., Труба А. С., Черданцев В. П. Современные модели процессов конкуренции предприятий сферы услуг. - М. : Фонд развития и поддержки садоводства, 2018. 92 с.
11. Мазилкина Е. И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. 397 с.
12. Пичурин И. И. Основы маркетинга. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 383 с.
13. Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие для студентов вузов. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2017. 295 с.
14. Шайбакова А. В. Методика повышения конкурентоспособности бизнес-структур / А. В. Шайбакова. — Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 169 с.
15. Шелякина А. В. Корпоративная культура организации / А. В. Шелякина. // Молодой ученый. 2018. - № 14 (200) С. 206-209
16. Avilova V. V. Anagement of industrial clusters : tutorial / Avilova V. V., Lamberova N. A. - Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017. 88 с.
17. Makarova, E.L. Innovation management : учебное пособие / Е. Л. Макарова. - Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. 121 с.
18. Prozorovsky, S. A. English for Marketing Managers / С. А. Прозоровский. - Санкт-Петербург : Антология, 2021. 288 c.
19. Sorvirov B. V., Baranov A. M., Zapadnyuk E. A. Competition theory : учебное пособие. - Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. 259 с.
20. Fedorov, V. A., O. G. Nekhaeva, S. R. Solovieva: Economics and Management in the Modern World : учебное пособие. - Воронеж : Воронежский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. 80 c.