Сравнительная характеристика правового положения сотрудника полиции в России и иностранных государствах
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы правового статуса сотрудника полиции в России 8
1.1 Историко-правовой генезис правового статуса сотрудника полиции в России 8
1.2 Понятие и структура правового статуса сотрудника полиции в
современный период в России 21
Глава 2 Элементы правового статуса сотрудника полиции в России и зарубежных странах 25
2.1 Права сотрудника полиции в России, Финляндии и Китае 25
2.2 Обязанности сотрудника полиции в России, Финляндии и Китае .. 38
2.3 Ответственность полицейского в России, Финляндии и Китае 50
2.4 Гарантии социальной защиты (льготы) сотрудникам полиции в
России, Китае и Финляндии 60
Глава 3. Пути усовершенствования правового статуса полицейского 63
Заключение 72
Список используемой литературы и источников 74
Глава 1 Теоретические основы правового статуса сотрудника полиции в России 8
1.1 Историко-правовой генезис правового статуса сотрудника полиции в России 8
1.2 Понятие и структура правового статуса сотрудника полиции в
современный период в России 21
Глава 2 Элементы правового статуса сотрудника полиции в России и зарубежных странах 25
2.1 Права сотрудника полиции в России, Финляндии и Китае 25
2.2 Обязанности сотрудника полиции в России, Финляндии и Китае .. 38
2.3 Ответственность полицейского в России, Финляндии и Китае 50
2.4 Гарантии социальной защиты (льготы) сотрудникам полиции в
России, Китае и Финляндии 60
Глава 3. Пути усовершенствования правового статуса полицейского 63
Заключение 72
Список используемой литературы и источников 74
Полиция один из важнейших органов, необходимых для функционирования и развития общества и государства, поэтому крайне важна высокая эффективность её работы, которая, судя по данным СМИ и отношением населения к органам полиции является немного неудовлетворительной. Например, по данным аналитического центра Левады в России, полиции доверяет до 25% населения, а в Москве 1%. Стоит отметить, что эти данные являются устаревшими и согласно данным ВЦИОМ за 2017 уровень доверия к полиции в каждом регионе составляет рекордный показатель - 67%, однако это не является мировым рекордом и всегда есть то, над чем можно работать [13]. Как отмечает В. В. Васильев: «С февраля 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции», ознаменовав, новый этап развития и законодательного оформления деятельности сотрудников ОВД, полиции. Как отмечают сами законодатели, и сотрудники полиции, данный законодательный не был изначально лишён недостатков» [4]. Более того даже Министр Внутренних Дел Российской Федерации отмечал Колокольцев Владимир Александрович отмечал некоторые недостатки в деятельности правоохранительных органов в своём выступлении перед государственной думой:
- неэффективные и слабые профилактические позиции полиции
- высокая текучесть кадров на местах (особенно среди участковых и сотрудников уголовного розыска;
- штат центрального аппарата Министерства Внутренних Дел искусственно завышен;
- «клановость» в оперативно-служебной деятельности, когда при назначении нового руководителя приходит и его команда;
- коррумпированность отдельных сотрудников [30].
И для того, чтобы можно было выделить другие недостатки и предложить пути их устранения, необходимо изучить соответствующие нормативно правовые акты и научную литературу, содержащую в себе исследования как современной полиции, так и её историю (возможно получится выделить некие закономерности). Естественно предлагать какие- либо реформы не стоит, основываясь исключительно на теории и предположениях. Поэтому необходимо рассмотреть полицейские органы других стран, чтобы перенять их, уже существующий, опыт и найти среди их устройства полиции то, что может успешно прижиться в России и поспособствовать нашей правоохранительной системе. Иными словами, актуальной работы обусловлена тем, что на данном этапе органы полиции (правовой статус полицейского) не совершенны и нам как никогда требуется найти способы и улучшения, которые можно найти у зарубежных государств.
Изучая нормативно правовые акты и научные работы в целом посвящённые полиции, можно заметить, что там не даётся точного или полного определения полиции. В целом приводится её назначение, правовой статус, история создания и т.д. Поэтому выводить понятие необходимо самостоятельно исходя из законодательства. Итак, из Федерального Закона от 07.02.2011 «О полиции» можно выделить следующие признаки современной полиции в России:
- предназначена для защиты жизни и здоровья, прав и свобод населения (Российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства);
- является частью Министерства внутренних дел Российской
Федерации (т.е. государственным органом);
- создаётся с целью противодействия преступности и внутренним угрозам;
- использует оружие, в предусмотренных законом случаях.
Исходя их данных признаков можно выделить следующее определение: полиция-орган государственной власти, призванный охранять общественный порядок, защищать жизнь, здоровье, права и имущество граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства), противодействовать преступности и другим внутренним угрозам , путём применения различных средств убеждения или принуждения (несмотря, на то, что это определение выведено из признаков взятых из законодательства Российской Федерации, думаю, его можно применить и в отношении других государств). Данный орган необходим для безопасного и эффективного функционирования общественных институтов на всех уровнях. Данный орган, в различных, своих формах существовал во всех государствах, во всех исторических периодах. Как было подмечено Фридрихом Энгельсом полиция «так же стара, как и государство» [21]. И это очень верно, так как без подобного органа невозможно реализация ответственности граждан друг перед другом и перед государством (и наоборот). Также, без этого органа ни одно государство не смогло бы рассчитывать на своё долгое существование, ни говоря уже о развитии, а общественные отношения, даже при существовании законов, должных их регулировать, были бы абсолютны хаотичны, что ставило бы под угрозу, самые базовые гражданские и общечеловеческие права. Поэтому институт полиции не отделим от института государства. И подобно государствам полиция постоянно претерпевала изменения, которые зависели от различных факторов (от политического режима до социально - экономического состояния общества).
Для сравнения я выбрал две страны- Финляндия и Китай. Данный выбор обусловлен несколькими факторами. Во-первых, эти страны отличаются низким уровнем коррупции (механизмы обеспечения которого стоит начать искать в законодательстве) и в целом, уровнем преступности, который ниже российского. Во-вторых, нормативно-правовые акты о деятельности полиции в данных странах являются наиболее легко доступными для изучения.
Теперь необходимо сказать о целях. Об из целей уже оговаривалось ранее, но нужно конкретизировать их и описать по пунктам:
- изучение органов полиции (и через них изучение правового статуса сотрудника полиции) России и зарубежных государств;
- поиск моментов, которые необходимо реформировать;
- поиск направлений для дальнейшего развития.
Для достижения данных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить историю органов полиции (правового статуса сотрудника полиции) России;
- выделить понятие и структуру правового статуса сотрудников полиции России, Финляндии и Китая;
- описать права и обязанности сотрудников полиции России,
Финляндии и Китая;
- описать ответственность сотрудников полиции России, Финляндии и Китая;
- сделать соответствующие выводы.
При написании этой работы мной были использованы следующие методы: сравнение; структурный анализ; историко-юридический метод; компротивистский метод.
- неэффективные и слабые профилактические позиции полиции
- высокая текучесть кадров на местах (особенно среди участковых и сотрудников уголовного розыска;
- штат центрального аппарата Министерства Внутренних Дел искусственно завышен;
- «клановость» в оперативно-служебной деятельности, когда при назначении нового руководителя приходит и его команда;
- коррумпированность отдельных сотрудников [30].
И для того, чтобы можно было выделить другие недостатки и предложить пути их устранения, необходимо изучить соответствующие нормативно правовые акты и научную литературу, содержащую в себе исследования как современной полиции, так и её историю (возможно получится выделить некие закономерности). Естественно предлагать какие- либо реформы не стоит, основываясь исключительно на теории и предположениях. Поэтому необходимо рассмотреть полицейские органы других стран, чтобы перенять их, уже существующий, опыт и найти среди их устройства полиции то, что может успешно прижиться в России и поспособствовать нашей правоохранительной системе. Иными словами, актуальной работы обусловлена тем, что на данном этапе органы полиции (правовой статус полицейского) не совершенны и нам как никогда требуется найти способы и улучшения, которые можно найти у зарубежных государств.
Изучая нормативно правовые акты и научные работы в целом посвящённые полиции, можно заметить, что там не даётся точного или полного определения полиции. В целом приводится её назначение, правовой статус, история создания и т.д. Поэтому выводить понятие необходимо самостоятельно исходя из законодательства. Итак, из Федерального Закона от 07.02.2011 «О полиции» можно выделить следующие признаки современной полиции в России:
- предназначена для защиты жизни и здоровья, прав и свобод населения (Российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства);
- является частью Министерства внутренних дел Российской
Федерации (т.е. государственным органом);
- создаётся с целью противодействия преступности и внутренним угрозам;
- использует оружие, в предусмотренных законом случаях.
Исходя их данных признаков можно выделить следующее определение: полиция-орган государственной власти, призванный охранять общественный порядок, защищать жизнь, здоровье, права и имущество граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства), противодействовать преступности и другим внутренним угрозам , путём применения различных средств убеждения или принуждения (несмотря, на то, что это определение выведено из признаков взятых из законодательства Российской Федерации, думаю, его можно применить и в отношении других государств). Данный орган необходим для безопасного и эффективного функционирования общественных институтов на всех уровнях. Данный орган, в различных, своих формах существовал во всех государствах, во всех исторических периодах. Как было подмечено Фридрихом Энгельсом полиция «так же стара, как и государство» [21]. И это очень верно, так как без подобного органа невозможно реализация ответственности граждан друг перед другом и перед государством (и наоборот). Также, без этого органа ни одно государство не смогло бы рассчитывать на своё долгое существование, ни говоря уже о развитии, а общественные отношения, даже при существовании законов, должных их регулировать, были бы абсолютны хаотичны, что ставило бы под угрозу, самые базовые гражданские и общечеловеческие права. Поэтому институт полиции не отделим от института государства. И подобно государствам полиция постоянно претерпевала изменения, которые зависели от различных факторов (от политического режима до социально - экономического состояния общества).
Для сравнения я выбрал две страны- Финляндия и Китай. Данный выбор обусловлен несколькими факторами. Во-первых, эти страны отличаются низким уровнем коррупции (механизмы обеспечения которого стоит начать искать в законодательстве) и в целом, уровнем преступности, который ниже российского. Во-вторых, нормативно-правовые акты о деятельности полиции в данных странах являются наиболее легко доступными для изучения.
Теперь необходимо сказать о целях. Об из целей уже оговаривалось ранее, но нужно конкретизировать их и описать по пунктам:
- изучение органов полиции (и через них изучение правового статуса сотрудника полиции) России и зарубежных государств;
- поиск моментов, которые необходимо реформировать;
- поиск направлений для дальнейшего развития.
Для достижения данных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить историю органов полиции (правового статуса сотрудника полиции) России;
- выделить понятие и структуру правового статуса сотрудников полиции России, Финляндии и Китая;
- описать права и обязанности сотрудников полиции России,
Финляндии и Китая;
- описать ответственность сотрудников полиции России, Финляндии и Китая;
- сделать соответствующие выводы.
При написании этой работы мной были использованы следующие методы: сравнение; структурный анализ; историко-юридический метод; компротивистский метод.
Под правовым статусом сотрудника полиции понимается правовое положение гражданина Российской Федерации, которому в соответствии с Федеральным Законом «О полиции» присвоено звание полицейского, которое включает в себя права и свободы полицейского, его обязанности и запреты, преимущества и льготы, а также ответственность.
К структурным элементам правового статуса полицейского относятся упомянутые в определении: права полицейского, его обязанности,
ответственность и льготы.
Каждый элемент правового статуса выполняет свою роль и является неотъемлемым в этой системе, так как игнорирование хотя бы одного из них ведёт к дестабилизации их деятельности.
Изучив вопрос о полномочиях полицейских отдельных стран, удалось найти множество как сходств, так и различий. В основном различия есть в формулировках основных прав, также в объеме прав порядке их реализации, которые, конкретизируются в отдельных инструкциях и положениях. Также удалось найти и совершенно отличные друг от друга полномочия, которые не находят эквивалентов, что является весьма интересными возможностями для заимствования, так как могут позитивно сказаться на работе полиции или дать конкретизацию их полномочий не в отдельных инструкциях, а именно в нормативно-правовых актах.
Безусловно, исключительно законодательными реформами, сразу улучшить качество невозможно. Необходимо также чётко всё конкретизировать, создавая или изменяя уже существующие акты Правительства, а также инструкции и регламенты самих полицейских. Не менее важна и реализация всех изменений.
Не менее больших усилий требует профессиональная подготовка полицейских. Это касается не только обучения азам профессиональной деятельности, после приёма на работу, но и формированию нравственного облика человека в целом.
Также для улучшения правового статуса полицейского, и для борьбы с преступностью в целом, не менее важно развитие всех остальных сфер жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Так как их развитие прежде всего влияет на функционирование всего общества, которое полиция призвана защищать. Так, например, в Китае на службе у полиции активно выступает наука и технологии. Порядка 800 бюро и полицейских агентств открыли линии связи с цифровой аппаратурой последнего поколения. В стране было построено 40 станций, принимающих спутниковые сигналы, и несколько приемо-передающих станций, в том числе в отдаленных районах. Огромная работы была проделана китайской полицией в области розыска преступников. Так, в сотнях пунктов идентификации личности были установлены специальные программы допросов подозреваемых, кроме того, многие пункты были оборудованы цифровыми камерами. [22]
Иными словами, работа полицейских зависит от огромного количества факторов и правовой статус является лишь одним из них, поэтому на данный момент необходима проработка как его, так и всех остальных моментов, ведь именно полицейские оказывают большое влияние на жизнь общества.
К структурным элементам правового статуса полицейского относятся упомянутые в определении: права полицейского, его обязанности,
ответственность и льготы.
Каждый элемент правового статуса выполняет свою роль и является неотъемлемым в этой системе, так как игнорирование хотя бы одного из них ведёт к дестабилизации их деятельности.
Изучив вопрос о полномочиях полицейских отдельных стран, удалось найти множество как сходств, так и различий. В основном различия есть в формулировках основных прав, также в объеме прав порядке их реализации, которые, конкретизируются в отдельных инструкциях и положениях. Также удалось найти и совершенно отличные друг от друга полномочия, которые не находят эквивалентов, что является весьма интересными возможностями для заимствования, так как могут позитивно сказаться на работе полиции или дать конкретизацию их полномочий не в отдельных инструкциях, а именно в нормативно-правовых актах.
Безусловно, исключительно законодательными реформами, сразу улучшить качество невозможно. Необходимо также чётко всё конкретизировать, создавая или изменяя уже существующие акты Правительства, а также инструкции и регламенты самих полицейских. Не менее важна и реализация всех изменений.
Не менее больших усилий требует профессиональная подготовка полицейских. Это касается не только обучения азам профессиональной деятельности, после приёма на работу, но и формированию нравственного облика человека в целом.
Также для улучшения правового статуса полицейского, и для борьбы с преступностью в целом, не менее важно развитие всех остальных сфер жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Так как их развитие прежде всего влияет на функционирование всего общества, которое полиция призвана защищать. Так, например, в Китае на службе у полиции активно выступает наука и технологии. Порядка 800 бюро и полицейских агентств открыли линии связи с цифровой аппаратурой последнего поколения. В стране было построено 40 станций, принимающих спутниковые сигналы, и несколько приемо-передающих станций, в том числе в отдаленных районах. Огромная работы была проделана китайской полицией в области розыска преступников. Так, в сотнях пунктов идентификации личности были установлены специальные программы допросов подозреваемых, кроме того, многие пункты были оборудованы цифровыми камерами. [22]
Иными словами, работа полицейских зависит от огромного количества факторов и правовой статус является лишь одним из них, поэтому на данный момент необходима проработка как его, так и всех остальных моментов, ведь именно полицейские оказывают большое влияние на жизнь общества.
Подобные работы
- Нормативные правовые основы организации деятельности полиции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Правовое положение и организация деятельности ДПС ГИБДД МВД России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТРУКТУРА, КОМПЕТЕНЦИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Основные направления деятельности полиции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4580 р. Год сдачи: 2018 - Антикоррупционные запреты и ограничения сотрудников полиции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2011 - Правовое положение и организация деятельности ОГИБДД МО МВД России Каменский
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ (УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)(12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



