Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Смысложизненные и ценностные ориентации у студентов младших и старших курсов

Работа №108273

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы ценностных ориентаций в студенческом возрасте
1.1 Подходы к изучению ценностных и смысложизненных ориентаций в
психологии 7
1.2 Студенчество как социальная группа 15
1.3 Особенности ценностных ориентаций студентов младших и старших
курсов 18
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов
младших и старших курсов
2.1 Организация и методика исследования 22
2.2 Описание результатов исследования 25
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных 36
Заключение 54
Список используемой литературы 56


Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что система общественных ценностей в разные периоды истории претерпевает изменения, рушится в переходные периоды. При этом ценностные ориентации являются ключевым моментом проявления массового сознания.
В наше время социальная ситуация является нестабильной. Это сказалось на системе общественных и личностных ценностей, особенно на формировании их у студентов.
Изучение ценностной ориентации этой группы представляет практический и теоретический интерес, позволяя определить ценности и настроения современных студентов.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной
разработанностью проблемы ценностных ориентаций.
Во-первых, на данный момент нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентаций, во-вторых, колоссальные изменения в жизни общества порождают изменения в ценностных ориентациях и поступках людей.
Тема представляла интерес в различных исследованиях. Д.А. Леонтьев попытался систематизировать все то, что ранее было написано о ценностях. Д.А. Леонтьев предложил типологию подходов к ценностной проблематике. Он определяет ценности личности во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах». В.А. Василенко, В.П. Тугаринов, А.С. Шаров и другие ценности личности считают субъективной значимостью каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека. В.Б. Ольшанский, Л.М. Архангельский, А.И. Донцов, Ш. Шварц и другие ценности личности определяли, как представление о желательном, идеал, эталон. Как представление о должном, принципы и нормы поведения личностные ценности определяли В.А. Бодров, А.Н. Плющ и другие. В.А.
Ядов, И.Г. Афанасьева, Н.А. Кириллова и другие считали личностные ценности как разновидности установок. Их считали элементами мотивации вместе с потребностями и мотивами Э. Фромм, А. Маслоу и другие.
Как видим определений множество, но большинство исследователей склонны считать, что индивидуальные ценности являются важными компонентами структуры личности, которые служат для ее направленности, активности, мировоззрения и т.д.
Изучение изменений в сознании студентов отражено в работах И.С. Артюхова, Н.А. Кириллова, В.М. Кузнецова, А.С. Шарова и других.
Цель исследования - выявить особенности ценностных ориентаций студентов младших и старших курсов.
Объект исследования - ценностные ориентации.
Предмет исследования - динамика ценностных ориентаций студентов младших и старших курсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретические аспекты исследования проблемы ценностных ориентаций в студенческом возрасте;
- провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций
студентов младших и старших курсов;
- разработать комплекс мероприятий по развитию ценностных ориентаций студентов младших и старших курсов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценностные ориентации студентов младших и старших курсов имеют свои специфические различия, заключающиеся в разной степени выраженности таких показателей как «семья», «самосовершенствование», «здоровье».
Теоретической базой исследования послужили работы по изучению ценностных ориентаций Д.Н. Узнадзе, А.Г. Асмолова, Д.А. Леонтьева, состава и структуры ценностных ориентаций А.И. Яценко, В.В. Гаврилюка динамики ценностных ориентаций Д.Б. Эльконина, В.В. Собольникова, Л.И. Анцыферова и т.д.
Методологической базой исследования выступают научные концепции личности и ценностей, а также концепции ценностных ориентации. Наряду с этим, рассматриваются место этих концепций в структуре и развитии личности, роли разных факторов в процессе становления.
В работе использованы следующие методы исследования:
- изучение научно- теоретических источников по теме исследования;
- методы сбора эмпирических данных (по представленным методикам);
- методы обработки и интерпретации данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в практической деятельности психологов, внедрении в практику психологического сопровождения образовательного процесса в условия высшего учебного заведения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ценности выступают связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью.
Ценностные отношения определяются ориентацией человека на других людей, на общество, на существующие в нем идеалы и нормы.
Анализируя ценности, можно заключить, что ценности характеризуются значением и личностным смыслом. Ценность является предметом потребностей человека, а потому она может быть, как духовная, так и материальная.
Значимость ценностей можно понимать:
- в качестве вещей, которые удовлетворяют потребности человека;
- положительно оцениваемые индивидом объекты;
- критерии на основании которых разные объекты подлежат оценке.
Ценности социальны и исторически обусловлены. В зависимости от прикладных целей и задач, ценности могут быть терминальными и инструментальные.
Терминальные ценности более постоянны по времени. Инструментальные ценности - это стандарты поведения.
Формирование ценностных ориентаций связано с закономерностями социального развития. При этом интериоризация, идентификация и интернализация являются условиями социализации личности, при которой происходит усвоение и реализация социального опыта.
Наиболее важными ценностями у студентов младших курсов являются: авторитет, власть и свобода.
Наименее важными: новизна, равнодушие к мирским заботам, единение с природой.
У студентов старших курсов наиболее важными явились следующие ценности: внутренняя гармония, творчество, новизна. Наименее важными: равенство, единение с природой, чувство общности.
Приоритет личностных ценностей студентов изменился после проведенной экспериментальной работы и стал основан на профессиональных и семейных ценностях.
Используемое в эксперименте обучение и тренинги свидетельствуют о том, что большое значение в студенческом коллективе имеет благоприятный социально-психологический климат.
В связи с этим, необходимы следующие рекомендации:
1. Внедрить на постоянной основе проведение тренингов по развитию личностных ценностей.
2. В целях объединения студенческого коллектива, проводить совместные мероприятия: выезд на природу, проведение соревнований и т.п.
3. Создать условия для дружеской конкуренции между студентами.
4. Индивидуальный подход к каждому студенту со стороны преподавателя. Это необходимо для того, чтобы у каждого студента вуза складывалось мнение, что они не безразличны вузу, что преподаватель следит за их достижениями и успехами.
В том случае, если данные выше рекомендации будут выполняться, мы будем наблюдать у студентов рост личностных ценностей.
В ходе работы были рассмотрены студенты младших курсов разного пола и возрастов. Проведенная с ними экспериментальная работа показывает, что каждый из них в начале эксперимента имел различные ценностные ориентации. При этом наша задача была развить эти ценности и приумножить, чтобы они благотворно сказались на студентах, их учебной деятельности, которая для них является основной. Проведенная экспериментальная работа свидетельствует о том, что личностные ценности при правильно подобранных методиках можно развить. Таким образом, мы доказали выдвинутую нами гипотезу.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997. - 704 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1987.-С. 149-151.
3. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.- 191 с.
4. Акмеология: Учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2004.-256 с.
5. Анцыферова T.H. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - С. 344-358.
6. Битянова П.Р. Проблема саморазвития личности. — СПб.: Питер,
2012. -286 с.
7. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. — СПб.: Питер, 2001.-326 с.
8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь,
2013. -455 с.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология развития. СПб.: Питер, 2001. - С. 227-271.
10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2005. - 336 с.
11. Головаха Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - С. 256-269.
12. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике : учеб. пособие / Н. С. Глуханюк.- 4-е изд, стер. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 2009. - 208 с.
13. Глуханюк Н.С., Щипанова Д.Е. Психодиагностика: учебник. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
14. Диагностика развития дошкольников : психологические тесты / сост. Т. Г.Макеева. - 2-е изд, стер. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 125 с.
16. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учеб. для вузов / В. Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 320 с.
17. Ингенкамп К. М. Педагогическая диагностика / Ингенкамп К. М. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.
18. Ипполитова Е.А. Особенности представлений о жизненных
перспективах личности в период кризиса середины жизни : Автореф. канд.психол.наук / Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/osobennosti-predstavlenii-o-zhiznennykh- perspektivakh-lichnosti-v-period-krizisa-serediny-zh Дата обращения : 10.10.2017 г.
19. Истратова, О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 9-изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013. - 375 с.
20. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - С. 238-246.
21. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. / А. Г.
Маклаков. - СПб. : Питер, 2007. - 592 с.
22. Математические методы обработки данных
http://www.psychook.ru/lib/statistics.html/
23. Никандров, В. В. Экспериментальная психология : учеб. пособие. / В. В. Никандров. - Спб. : Речь, 2003. - 480 с.
24. Пашнев, Б. К. Психодиагностика : практикум школьного
психолога / Б. К. Пашнев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 317 с.
25. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2011. - 672 с.
27. Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А.
Александрова. - Спб. : Питер, 2008. - 384 с.
28. Ратанова, Т. А. Диагностика умственных способностей детей : учеб. пособие / Т. А.Ратанова. - 4-е изд. - М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 168 с.
29. Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности. М.: Педагогика, 1995. -250 с.
30. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А. А. Реан. - Спб. : Прайм-Еврознак, 2008. - 255 с.
31. Романова, Е. С. Психодиагностика : учеб. пособие / Е. С. Романова. - Спб.: Питер, 2008. - 400 с.
32. Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер» // Журнал практического психолога. 1996.-№2.-С. 32-37.
33. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. - №2. - С. 63-72.
34. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. С англ.
— М., 1994. — 447 с.
35. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: Пер. С англ. — М.: Универс, 1993. —480 с.
36. Хухлаева О.В. Психология развития М.: Академия, 2002. - 467 с.
37. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2000. - 269 с.
38. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
39. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. СПб.: Питер, 2004. - 348 с.
40. Шихи Г. Тайны жизненного цикла // Психология возрастных кризисов / Под ред. К.В. Сельченок. Харвест, 2000. - С. 100-142.
41. Шмыкова И.В. Ценностная обусловленность психологического времени женщин с пищевой аддикцией: Автореф. дис. . канд. психол. наук.
— Барнаул, 2005. - 22 с.
42. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е— 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. — 2-е изд. / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. —М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.347-361.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ