ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ОСОБЕННОСТИ ГОРНЫХ ВИДОВ СПОРТА: ТРАВМАТИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА 9
1.1 История развития горных видов спорта 9
1.2 Спортивное скалолазание: виды, средства тренировки 15
1.3 Профилактика травматизма и правила обеспечения безопасности спортсменам-скалолазам 23
1.4 Основные повреждения костей кисти у спортсмена-скалолаза 27
1.5 Лечебная физическая культура при переломах пальцев кисти 31
Выводы по главе 37
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Задачи исследования 38
2.2. Методы исследования 38
2.3. Организация исследования 43
Выводы по главе 44
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 45
3.1. Результаты констатирующего эксперимента на этапе медицинской реабилитации 45
3.2. Обоснование эффективности экспериментальной методики, направленной на восстановление травмированных пальцев у спортсменов-скалолазов на тренирующем этапе 49
Выводы по главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Актуальность исследования. Скалолазание - молодой, но быстро развивающийся вид спорта, имеющий несколько специализаций: лазание на трудность, лазание на скорость и боулдеринг. Боулдеринг (англ. boulder - валун) - это вид чрезвычайно популярного вида скалолазного спорта, при котором спортсмену не придется удаляться от земли; это - вид скалолазания для тех, кто боится высоты, но, при этом, может преодолевать дистанции, состоящие из серии предельно сложных трасс.
В силу того, что скалолазание - травмоопасный вид спорта, каждая его специализация требует индивидуальной методики подготовки скалолазов.
В таком виде спорта, как скалолазание, на пальцы рук приходится очень большое количество травм. По словам Л.Л. Артамоновой: «Двадцать пять процентов травм, полученных новичками на начальном этапе освоения техники скалолазания - это именно травмы кисти. В сорока трёх процентах случаев - переломы, в основном, получают дети при падении и приземлении на руку» [3].
В силу того, что при помощи рук человек выполняет практически все важные функции и обеспечивает процессы жизнедеятельности, особую актуальность приобретает скорейшая реабилитация пациента с переломом пальцев. Необходимо возвращение кисти и пальцам прежней подвижности с применением всех методов реабилитации, в том числе, и лечебной физической культуры.
По убеждению А.Е. Пиратинского [72], «...из-за недостаточной физической подготовки, спортсмен может сорваться со скалодрома или удариться о зацеп». В таких случаях спортсмену придётся долго восстанавливаться, и он может пропустить важные соревнования. Именно поэтому, необходимо как можно быстрее восстановить все функции пальцев кисти.
Объект исследования: процесс восстановления функций пальцев кисти у спортсменов-скалолазов 14-15 лет.
Предмет исследования: комплексная методика, разработанная для тренирующего этапа физической реабилитации спортсменов-скалолазов после травм пальцев кисти.
Цель работы: исследование влияния комплексной методики, разработанной для тренирующего этапа физической реабилитации спортсменов - скалолазов, на процесс восстановления функций травмированных пальцев кисти.
Гипотеза: Предполагается, что занятия по специально разработанной комплексной методике позволят значительно сократить период восстановления функции травмированных пальцев кисти у скалолазов, что позволит спортсменам вернуться к полноценным тренировочным нагрузкам и участию в соревнованиях.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития функций пальцев кисти у спортсменов скалолазов 14-15 лет.
2. Разработать комплексную методику для тренирующего этапа физической реабилитации спортсменов-скалолазов после травм пальцев кисти.
3. Определить влияние комплексной методики на восстановление функций травмированных пальцев кисти у спортсменов-скалолазов на тренирующем этапе физической реабилитации.
Теоретической основой исследования стали:
• концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются особенности экстремальных горных видов спорта [И.И. Антонович, 1978; Я.Г. Аркин, П.П.Захаров, 1986; И.Е.Востоков, 2011; Ю.В. Байковский, 2015, 2017; В.И. Ганопольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов, 2014; В.И.Ганопольский, 2016; В.Н. Дублинский В.Н., В.В. Илюхин, 2017];
• исследования проблем травматизма в спорте [В.Ф.Башкиров, 1987; И.В.Васильев, 2013; В.Г.Волович, 2017; В.К. Винокуров, А.С. Левин, И.А. Мартынов, 2013; Ю.В.Высочин, 2017; В.К. Добровольский, 2015; Кашевник Б.Л., 2017];
• технологии и методики физической реабилитации [В.М.Волков, 2014; Дейли Дебра, 2015; А.Г.Дембо, 2016; Д.Ф.Демин, 2015; В.А.Епифанов, 2019; Миронова З.С., Хайрец А.З., 2015; З.С.Миронова, 2017];
• научные труда, отражающие вопросы спортивной подготовки [Григорьев В.Н. 2010; Н.Н. Волков, 2017; А.Б.Гандельсман, К.М.Смирнов, 2015; В.А.Геселевич, 2016; Е.Н.Захаров, А.В.Карасёв, А.В.Сафонов, 2014; Н.Т. Новиков, А.В. Пахомова, 2019].
Для решения задач мы подобрали следующие методы педагогических исследований:
1. Анализ специальной литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Метод математической статистики.
Проблема исследования - рост травматизма среди спортсменов экстремальных горных видов спорта обусловливает необходимость разработки восстановительных методик, способствующих повышению эффективности процесса физической реабилитации травмированных спортсменов.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета (ТГУ). В исследовании принимали участие спортсмены, занимающиеся в секции скалолазания.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• разработана и экспериментально обоснована комплексная методика, способствующая повышению эффективности процесса физической реабилитации травмированных спортсменов;
• получены сведения об особенностях экстремальных горных видов спорта, причинах травматизма, правилах безопасности и мерах, направленных на профилактику трав и заболеваний у спортсменов - скалолазов.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении теории спортивного альпинизма, скалолазания, ледолазания сведениями о причинах травматизма, правилах безопасности и средствах физической реабилитации, применяемых в целях возвращения спортсменов в спорт. Полученные результаты могут служить теоретической основой для дальнейшего исследования проблемы травматизма в экстремальных видах спорта.
Практическая значимость: результаты работы послужат основой для разработки практических рекомендаций по профилактике травматизма и применению восстановительных методик на тренирующем этапе физической реабилитации спортсменов-скалолазов после полученных травм.
Достоверность результатов подтверждается теоретико-методологической базой исследования; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; проведением педагогического эксперимента и личным участием в нем автора; адекватностью поставленных задач; применением методов математической обработки полученных данных при помощи пакета прикладных компьютерных программ; положительным результатом исследования.
Личное участие автора состоит в организации и поэтапном проведении исследования в период с октября 2018г. по март 2020г.:
На первом этапе (10.10.2018 - 31.03.2019гг.) был проведен анализ научно-методической литературы, изучалось состояние исследуемой проблемы на практике. Анализ и обобщение литературных данных проводились с целью изучения состояния вопроса, ознакомления со сведениями, которые прямо или косвенно касались избранной темы. В ходе библиографического розыска было изучено 96 литературных источников. Выдвигалась гипотеза, определялись цель, задачи и методы исследования.
На втором этапе (01.04.2019 - 31.05.2019гг.) было проведено предварительное тестирование участников исследования; сформированы две экспериментальные группы испытуемых для участия в педагогическом эксперименте; разработаны экспериментальные методики реабилитации спортсменов-скалолазов, имеющих травмы кисти и пальцев.
На третьем этапе (01.06.2019 - 31.12.2019гг.) был проведен педагогический эксперимент, заключающийся в непосредственных учебно-тренировочных занятиях с травмированными испытуемыми по экспериментальным методикам физической реабилитации. По итогам повторного тестирования была проведена экспериментальная проверка выдвинутой нами гипотезы и эффективности разработанных методик.
На четвертом этапе (01.01.2020 - 31.03.2020гг.) была проведена математическая обработка результатов исследования; сформированы, проанализированы и подготовлены заключительные результаты всего исследования, было сформулировано заключение и была оформлена магистерская диссертация.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях ТГУ и методических семинарах в кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основными средствами физической реабилитации спортсменов- скалолазов после травм кисти и пальцев рук на тренирующем этапе служат: водная гимнастика, массаж, физические упражнения на мелкую моторику, электрогимнастика, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.
2. Целесообразность внедрения комплексной реабилитационной методики на тренирующем этапе восстановления спортсменов - скалолазов с травмами кисти и пальцев рук доказана экспериментальными данными проведенного исследования.
3. Обеспечение безопасности - важнейшее требование проведения тренировочных занятий по скалолазанию. Умение страховать квалифицированно - необходимое условие высококачественного тренировочного и соревновательного процессов.
Структура и объем магистерской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Основная часть работы изложена на 72 страницах компьютерного текста. Работа содержит 10 таблиц, 6 рисунков. Список используемой литературы насчитывает 96 источников, в том числе, 5 иностранных.
После проведения исследования выяснилось, что комплексное использование средств физической реабилитации действительно помогает быстрее восстановить функции травмированных пальцев кисти.
В обеих группах произошли улучшения функций кисти, но в первой экспериментальной группе учащиеся не только смогли восстановить результаты, которые у них были до травмы, но и немного улучшить их.
В результате проведенных исследований нами получены следующие результаты:
1. Средний результат теста - вязка узла «проводник - восьмёрка» в экспериментальной группе 1 после получения травмы составил -19,18±0,55 (мальчики), 21,29±0,70 (девочки), а в конце исследования - 5,79±0,47 (мальчики), 5,91±0,53 (девочки).
Показатели во второй экспериментальной группе были равны, соответственно - 19,1±0,66 (мальчики), 21,3±0,81 (девочки) после получения травмы и 7,35±0,72 (мальчики), 7,46±1,01 (девочки) в конце исследования. Таким образом, в конце исследование результаты первой экспериментальной группы стали лучше, чем у второй группы.
2. Средний показатель теста - вис на турнике хватом одной рукой в экспериментальной группе 1 после получения травмы составил - 10±1,06 (мальчики), 5,5±0,44 (девочки), в конце исследования - 33,78±3,43 (мальчики), 20,53±0,86 (девочки).
Показатели во второй экспериментальной группе были равны, соответственно - 10,21±0,50 (мальчики) 5,25±0,23 (девочки) после получения травмы и 33,38±4,23 (мальчики), 19,49±2,09 (девочки) в конце исследования.
3. Средний показатель теста - пристёжка карабинов одной рукой после получения травмы в первой экспериментальной группе составил - 84,09±0,70 (мальчики), 105,8±1,77 (девочки), в конце эксперимента - 27,27±0,84 (мальчики), 36,98±2,02 (девочки).
Показатели во второй экспериментальной группе были равны соответственно - 85,32±0,57 (мальчики), 105,04±0,87 (девочки) после получения травмы и в конце исследования 30,45±1,41 (мальчики), 39,19±3,83 (девочки).
4. Можно сказать, что в обеих группах на протяжении исследования произошли положительные сдвиги в восстановлении функций пальцев кисти. Однако, в экспериментальной группе 1 восстановление шло эффективнее.
5. Полученные данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что разработанная методика с применением водной гимнастики, массажа и физических упражнений на мелкую моторику, оказалась более эффективной, по сравнению с методикой, разработанной с использованием трудотерапии и упражнениями с ручным эспандером, о чем свидетельствуют результаты педагогического эксперимента.
1. Антонович И.И. Спортивное скалолазание. - М.: Физкультура и спорт, 1978.- 183с.
2. Ананненко Г.Л. Лечебная физическая культура и врачебный контроль. - М.: Медицина, 2014. - 368с.
3. Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура/ Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Вла- дос-Пресс, 2010. - 777 с.
4. Аркин Я Г. Обеспечение безопасности в горах/ Я.Г. Аркин, П.П. Захаров, В.Д. Саратовкин - 2-е изд. - М.: ЦРИБ «Турист», 2014. - 89с.
5. Аркин Я.Г. Горный туризм. - 3-е изд.- Таллин: Спорт, 2016. - 124с.
6. Архипов С.М. Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов. - М.: РГУФКСМиТ, 2018. - 89с.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. - 3-е изд. доп. - М.: Просвещение, 2012.-325с.
8. Бабкин А. В. Специальные виды туризма. - М.: Советский спорт, 2008. - 208с.
9. Байковский Ю.В. Классификация и особенности горных неолимпийских видов спорта: учебно-методическое пособие / серия: Научно-методическая литература по горным видам спорта. - М.: Вертикаль, Астра- пресс, 2015.-253с.
10. Байковская Т.В., Байковский Ю.В. Физиологические основы подготовки в горных видах спорта (альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм). - 2-е изд. - М.: Здоровье, 2016. - 234с.
11. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта: учебно-методическое пособие. - М.: Вертикаль, Анита-пресс, 2017. - 200с.
12. Байковский Ю.В. Горные виды спорта (альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм)/ Программа для студентов институтов физ. культуры. - М.: ТИФК, 2015.- 235с.
13. Байковский Ю.В. Теория и методика спортивного скалолазания: программа повышения квалификации/ Ю.В. Байковский, Д.Н. Гиндия. - М.: РИО РГУФК, 2016. - 58 с.
14. Байковский Ю.В. Теория и методика спортивного ледолазания: программа повышения квалификации/ Ю.В. Байковский, Д.Н. Гиндия. - М.: РИО РГУФК, 2015. - 38 с.
15. Байковский Ю.В. Теория и методика горных видов спорта (альпинизм, скалолазание, ледолазание, ски-альпинизм)/ Ю.В. Байковский, Д.Н. Гиндия. - М.: РИО РГУФК, 2006. - 55 с.
...