Введение 3
Глава 1. Теоретические основы осуществления методического сопровождения педагогов ДОО по физическому развитию дошкольников 10
1.1 Психолого-педагогические основы методического сопровождения педагогов в дошкольной образовательной организации 10
1.2 Характеристика профессиональной деятельности педагога по физическому развитию детей в ДОО 29
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Экспериментальная работа по организации методического сопровождения деятельности педагогов по физическому развитию дошкольников 39
2.1 Выявление уровня состояния методического сопровождения педагогов по физическому развитию детей в ДОО и уровня трудовых умений педагогов по физическому развитию дошкольников 39
2.2 Организация и содержание работы по реализации методического сопровождения педагогов по физическому развитию дошкольников 57
2.3 Выявление динамики сформированности трудовых умений педагогов по физическому развитию дошкольников и уровня методического сопровождения воспитателей 73
Выводы по второй главе 83
Заключение 85
Список используемой литературы 87
Приложение 94
Актуальность исследования. Период дошкольного детства важный этап в становлении физического развития, который является фундаментом для последующего развития и самореализации ребенка. Физическое развитие человека предопределяется психофизиологическими особенностями ребенка, условиями социальной и экологической среды, но во многом зависит и от специально организованного педагогического процесса.
Исследования и анализ современного состояния организации физического развития дошкольников показывает общую тенденцию к снижению положительной динамики в данной области и ухудшению физического развития ребенка, и это при всей авторитетности и немаловажности работы по физическому развитию в дошкольной организации.
В настоящее время происходят конструктивные изменения в системе образования. Современный этап модернизации системы дошкольного образования можно охарактеризовать обновлением его содержания. Развивается современное образование в режиме инновации, которое вызывает изменения различных элементов деятельности специалистов. Кадры дошкольного образования в данном процессе играют немаловажную роль.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска новых подходов, обеспечивающих качество современного образования.
Следовательно, для успешной работы по физическому развитию дошкольников необходимы грамотные, профессиональные педагоги.
Эмпирические исследования (И.Ю. Лебеденко) показали, что многие педагоги дошкольных организаций испытывают затруднения по физическому развитию дошкольника, не имеют необходимый запас знаний о его содержании, не владеют необходимыми трудовыми умениями.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «требования к условиям реализации Программы» в требованиях к кадровым условиям», в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: профессионального развития педагогических и руководящих работников, консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей, организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП ДОО. А также в разделе требования к кадровым условиям реализации Программы (пункт3.4.2) педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
В рамках Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) также предъявляются требования к педагогическому работнику дошкольной организации.
У педагогов в связи с новыми требованиями возникли затруднения в организации педагогического процесса по физическому развитию дошкольников и им необходима профессиональная помощь и методическое сопровождение деятельности по физическому развитию. Изменения в требованиях к профессиональным качествам педагога, их не готовность к полноценной организации педагогического процесса по физическому развитию с учетом ФГОС ДОО потребовало определить каковы возможности методического сопровождения деятельности воспитателя по физическому развитию. Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречия между: необходимостью обеспечения качественного, эффективного педагогического процесса по физическому развитию дошкольников, учитывая требования ФГОС ДО, и отсутствием методического сопровождения по развитию у педагогов соответствующих трудовых умений для достижения данного результата.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности методического сопровождения деятельности педагога по физическому развитию дошкольника.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Методическое сопровождение деятельности педагога по физическому развитию дошкольников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию методического сопровождения деятельности воспитателя по физическому развитию дошкольников.
Объект исследования: процесс методического сопровождения педагогов ДОО.
Предмет исследования: содержание и организация методического сопровождения деятельности педагога по физическому развитию дошкольников.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что:
• методическое сопровождение педагогов по физическому развитию дошкольников - это процесс взаимосвязанных, целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи воспитателю в решении возникающих индивидуальных затруднений в реализации задач и содержания ОО «Физическое развитие», способствующих развитию его трудовых умений;
• методическое сопровождения по физическому развитию направлено на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности, возникающих при реализации ОО «Физическое развитие» ФГОС ДОО;
• методическое сопровождение деятельности воспитателей по физическому развитию будет проходить эффективно при реализации нескольких этапов: осознания педагогами значимости данной проблемы, накопление необходимых трудовых умений и успешной реализации накопленных знаний, трудовых умений в своей работе по физическому развитию дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования охарактеризовать процесс методического сопровождения деятельности воспитателя по физическому развитию дошкольников и уточнить понятие «методическое сопровождение».
2. Определить критерии оценки методического сопровождения деятельности воспитателей по физическому развитию, выявить уровень методического сопровождения в дошкольной организации и сформированности трудовых умений у педагога по физическому развитию дошкольников.
3. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и организацию методического сопровождения деятельности воспитателя по физическому развитию дошкольников.
Теоретической основой исследования выступили положения:
• теории, раскрывающие сущность и специфику методической работы в современных условиях (К.Ю. Белая, Ю.В. Васильев, В.П. Дуброва, В.И. Зверева П.Н. Лосев, Г.С. Лазарев, И.В. Никишина, П.И. Третьяков и др.);
• положения, раскрывающие вопросы управления образовательной организацией (А. Моисеев, М.М. Поташник, Л.В. Позняк, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);
• теории, отражающие суть методического сопровождения по физическому развитию в дошкольной организации (С.Н. Афанасьева, Л.В. Алексеева, С.В. Горбунова, М.Л. Лукина, Л.В. Мукоид, М.С. Сейджанова и др.)
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов по проблеме исследования, обобщение опыта методического сопровождения); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), наблюдение, беседа); методы количественной и качественной обработки данных.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детского сада № 149 «Елочка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие педагоги детского сада в количестве 26 человек.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2015 по 2017 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2015 - 2016 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий.
Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2016 - 2017 гг.). Реализация программы экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап - заключительно - обобщающий (2017г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
• обоснована возможность осуществления методического сопровождения деятельности воспитателя по физическому развитию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОО;
• определены показатели трудовых умений воспитателя по физическому развитию ребенка.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнено понятие «методическое сопровождение»;
• определена теоретическая основа к определению содержания и осуществлению методического сопровождения деятельности воспитателя по физическому развитию дошкольников;
• обоснованы содержание, формы, способы методического сопровождения в данной области.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов исследования:
1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение содержания и организации методического сопровождения деятельности педагога по физическому развитию дошкольников.
2. Содержание работы по решению задач реализации методического сопровождения педагога по физическому развитию дошкольников.
3. Индивидуальный методический маршрут воспитателя по физическому развитию дошкольников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования основных положений и выводов исследования обеспечивается теоретическим обоснованием проблемы с опорой на концептуальные научные положения в области образования, менеджмента, педагогики и психологии; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли свое отражение в научных статьях, в материалах городской научной конференции (Тольятти, 2016), региональной научной конференции (Проблемы образования на современном этапе, Тольятти, 2016), международных научно-практических конференциях (Чебоксары, 2015; Отрадный, 2016).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Методическое сопровождение воспитателя по физическому развитию дошкольников - это процесс взаимосвязанных, целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи воспитателю в решении возникающих индивидуальных затруднений в реализации задач и содержания ОО «Физическое развитие», способствующих развитию его трудовых умений.
2. Процесс методического сопровождения по физическому развитию дошкольника направлен на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности, возникающих при реализации ФГОС ДОО: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути ее решения, консультация на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана в процессе внедрения индивидуального методического сопровождения педагога по физическому развитию дошкольников.
3. Методическое сопровождение деятельности педагога по физическому развитию дошкольников включает ряд этапов - это осознание педагогом значимости данной проблемы, успешная реализация накопленных знаний, методических рекомендаций в своей работе и активное участие педагога в планировании, разработке и реализации инновационных проектов по физическому развитию.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 67 источников, 30 таблиц и 8 приложений.
Таким образом, в ходе исследования нами было установлено, что проблема сформированности трудовых умений у педагогов является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений, особенно, в связи с введением ФГОС дошкольного образования и требует дальнейшего теоретического осмысления. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу теории и практики дошкольного образования нам удалось уточнить и охарактеризовать понятие методическое сопровождение деятельности воспитателя по физическому развитию, которое мы рассматриваем, как процесс взаимосвязанных, целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи воспитателю в решении возникающих индивидуальных затруднений в реализации задач и содержания ОО «Физическое развитие», способствующих развитию его трудовых умений;
В работе представлена разработанная комплексная психолого - педагогическая диагностика сформированности у педагогов трудовых умений по физическому развитию дошкольников. Определены критерии оценки методического сопровождения деятельности воспитателей по физическому развитию, разработаны диагностические задания, уровни (низкий, средний, высокий) сформированности трудовых умений у педагогов по физическому развитию дошкольников. Разработаны и экспериментально проверены содержание, формы и организация методического сопровождения деятельности воспитателя по физическому развитию дошкольников.
Выявлена и доказана зависимость между уровнем сформированности трудовых умений педагогов по физическому развитию дошкольников и методическим сопровождением, необходимостью обеспечения качественного, эффективного педагогического процесса по физическому развитию дошкольников, учитывая требования ФГОС ДО и отсутствием методического сопровождения по развитию у педагогов соответствующих трудовых умений для достижения данного результата. В ходе исследования определено и доказано, что методическое сопровождение деятельности воспитателей по физическому развитию будет проходить эффективно при реализации поэтапной работы с педагогами, обеспечивающей овладение трудовыми умениями. Обосновано, что формирование трудовых умений по физическому развитию дошкольников осуществляется поэтапно: от осознания педагогами значимости данной проблемы, накопление необходимых трудовых умений и успешной реализации накопленных знаний, трудовых умений в своей работе по физическому развитию дошкольников.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости. Перспектива дальнейшей работы может быть посвящена изучению методического сопровождения, как одного из условий успешной аттестации педагогов.
1. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. №266-1 (в редакции от 27.12.2009г)
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №1662-р
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г. №163-р.
4. Приказ Минздравсоцразвития России №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
5. Аншукова, Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя [Текст] / Е.Ю. Аншукова // Управление ДОУ. - 2004. - №3. с. 29 - 32.
6. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю.Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.
7. Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К.Ю.Белая. - М.: АСТ, 1997.- 393с.
8. Белая, К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении [Текст] / К.Ю.Белая. - М.: 1991. -81с.
9. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю.Белая - М: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
10. Бондаренко, А. Заведующий ДОУ [Текст] / Л. Позняк, В. Шкатула, А. Бондаренко - М. 1984. с.-144.
11. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С.Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2004. - №3. - С.82.
12. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобина. - М.: Просвещение, 1990. - 143 с.
13. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
14. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада [Текст] / A. И. Васильева. - М.: Просвещение. 1990. - 143с.
15. Василенко, Н.П. Диагностика и организация методической работы [Текст] / Н.П. Василенко. - М., Рн Дону.- 1995.
...