Введение 4
Глава 1. Изучение проблемы здоровьесберегающей функции физической культуры и адаптивного физического воспитания 9
1.1 Физическая культура, как часть общей культуры общества 9
1.2 Содержание здоровьесберегающей функции физической культуры в
образовательном процессе 12
1.3 Структурные компоненты здоровьесберегающей функции в
образовательном процессе 16
Глава 2. Методы и организация исследования 21
2.1 Методы исследования 21
2.2 Организация исследования 26
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1 Анализ результатов исследования 28
3.2 Обсуждение результатов исследования 36
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Актуальность. На современном этапе развития страны в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к состоянию здоровья наших сограждан, необходимого для успешной их учебной и трудовой деятельности.
Согласно определению Анохина П.К. [3]: «Здоровье представляет собой категорию, характеризующуюся состоянием физического, психического и социального благополучия».
Здоровье, в основном, определяется правильным расположением, функциональной деятельностью всех органов тела, отсутствием предрасположенности к каким-либо заболеваниям. Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь.
Как пишет Вайнбаум Я.С. [9]: «Здоровье обусловливается в значительной мере рациональным двигательным режимом, режимом сна и питания, условиями внешней среды, генетическими и социальными факторами. Физическое воспитание является важнейшим фактором обеспечения высокой жизненной дееспособности. Без регулярных, специально организованных физических упражнений в наше время даже дети, унаследовавшие у родителей хорошее здоровье и развитие, живущие в хороших условиях, не достигают достаточной физической подготовленности».
По данным Института возрастной физиологии РАО, Центра здоровья детей и подростков АМН, в условиях современности около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психики, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п.
Физическая культура обеспечивает и предлагает целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способности индивида. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки детей и подростков к жизни, оптимизации их физического воспитания.
Так, Гужаловский А.А. [12] пишет: «Физическая культура - важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановления и развития телесных и духовных сил. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение».
По убеждению Столярова В.И. [30]: «Основу и содержание культурно - психологического процесса развития “физической культуры” составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств».
Исходя из этого, вслед за учеными Виленским М. Я., Бальсевичем В.К., Лубышевой Л.И., Виноградовым П.А., мы полагаем, что физическая культура является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.
Согласно учению Харчевой В. [34], «...физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, т.е., это процесс окультуривания человека».
Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.
В учебнике «Основы физической культуры и здорового образа жизни» [10] Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. пишут: «Цель физического воспитания конкретизируется в его задачах, первый круг которых состоит в оздоровлении, воспитании и образовании занимающихся. Ко второму кругу задач относятся задачи связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, а именно, нравственным, умственным, трудовым и эстетическим. Третий круг задач - это задачи общественно - политического характера, состоящие в привлечении молодежи к общественно-политической деятельности, в патриотическом воспитании, в укреплении дружеских связей между спортсменами».
К сожалению, основная задача процесса физического воспитания в школе - оздоровительная, чаще всего не выполняется. Один из возможных способов изменить существующее положение - создать условия, при которых школьная физическая культура и адаптивное физическое воспитание будут нести здоровьесберегающую функцию.
Таким образом, содержание здоровьесберегающей функции физической культуры определяется приоритетной деятельностью
образовательного учреждения, направленностью физической культуры на формирование ценностного отношения к своему здоровью, потребности в систематических занятиях.
Актуальность исследования здоровьесберегающей функции физической культуры в общеобразовательном процессе определяется необходимостью повышения функциональных и адаптационных показателей физической подготовленности, уровня здоровья учащихся.
Цель - исследование здоровьесберегающей функции физической культуры и адаптивного физического воспитания в образовательном процессе учащихся средних классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Объектом исследования является образовательный процесс учащихся средних классов.
Предмет исследования - здоровьесберегающая функция физической культуры и адаптивного физического воспитания в образовательном процессе учащихся средних классов.
Гипотеза - физическая культура и адаптивное физическое воспитание будут способствовать эффективному сохранению здоровья учащихся средних классов в образовательном процессе, повышать физическую подготовленность, функциональные и адаптационные возможности, если выявлена структура и определено содержание здоровьесберегающей функции; исследуются и фиксируются функциональные и адаптационные показатели, физическая подготовленность, постоянно в динамике отслеживается уровень здоровья учащихся средних классов.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить проблему здоровьесберегающего функционирования физической культуры и адаптивного физического воспитания в образовательном процессе.
2. Определить содержание и выявить структурные компоненты здоровьесберегающей функции физической культуры и адаптивного физического воспитания.
3. Исследовать функциональные и адаптационные показатели, физическую подготовленность, определить уровень здоровья учащихся средних классов, отнесенных к специальной медицинской группе .
4. Определить эффективность здоровьесберегающей функции физической культуры и адаптивного физического воспитания в образовательном процессе.
Практическая значимость исследований - результаты могут быть использованы в организации процесса физического воспитания со школьниками, оптимизации двигательного режима учащихся средних классов с целью повышения мотивации, уровня здоровья, функциональных и адаптационных показателей школьников, в целом, и отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в частности.
Теоретическая значимость исследования - разработана структура и содержание здоровьесберегающей функции физической культуры и адаптивного физического воспитания в образовательном процессе.
Новизна исследования определяется эффективностью использования здоровьесберегающей функции физической культуры и адаптивного физического воспитания в образовательном процессе, выявлением её содержания и структурных компонентов: мотивационно-ценностного и содержательно-процессуального.
На основании проведенного исследования воздействия на организм учащихся здоровьесберегающей функцией физической культуры в образовательном процессе школьников СМГ средних классов, можно сделать следующие выводы:
1. Согласно данным специальной литературы, дети, имеющие высокую физическую работоспособность, с хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом, обладающие достаточно высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и различным заболеваниям, добиваются хороших результатов в учебно-познавательской деятельности. Они имеют достаточный запас надежности, эффективности и экономичности. Внимание, память и мышление менее подвержены процессу утомления. Научно доказано, что у людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
2. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам, присущим как нашему региону, так и многим другим, зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке, как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Все эти средства включает в себя физическая культура и, в частности, предполагает их наличие, структура здоровьесберегающей функции.
3. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно, активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая ребенку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.
4. Реализовав мотивационно - ценностный компонент, можно с уверенностью говорить о потребности в систематических занятиях учащимися средних классов. Но для её реализации необходимо организовать в доступной форме процесс занятий физической культурой.
Систематизировать и методически грамотно организовать - все это задача, поставленная перед всем педагогическим коллективом школы, от действий каждого учителя, от умения правильно организовать педагогический процесс на каждом этапе его реализации, в каждом его звене зависит конечный результат нашего труда - гармонично развитая личность, подготовленная к успешной жизнедеятельности в современном обществе.
1. Антонелли Ф. Спорт и психологическая подготовленностт
молодежи: материалы XI Международного конгресса о физической
подготовленности молодежи, Прага, 2001. - С.18-22.
2. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. - Киев: Наукова думка, 2000. - С.43-48.
3. Анохин П. К. Некоторые вопросы программированного обучения. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 196с.
4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и
практика физической культуры, 2000. - 275 с., ил.
5. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: справ.изд. - 2-е изд.стер. - М.: Химия,1996 - 400с.
6. Белякова Н.Т., Юровский С.Ю. Стань сильным, ловким и выносливым.- М.: Физкультура и спорт, 1999. - 327 с.
7. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск получения заболеваний /Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.:О построении движений. - М.: Медицина,1997. - 235с.
8. Бутин И.М. Лыжный спорт: учебник. - М.: Физическая культура,
2014.- С.23-34.
9. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок. - М.:
Просвещение, 2-ое изд.перераб. и доп., 2014. - С. 44 - 52.
10. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учебное пособие. - М.: Советский спорт,
1996.- 592 с.
11. Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций. - М.:
Просвещение, 2013. - 2-ое изд перераб. и доп. - С.71 - 80.
12. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников. -М.:
Просвещение, 2015. - изд.3-е доп. - С.24 - 35.
13. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития // Теория и практика физической культуры,
1997.- № 7. - С. 37-39.
14. Донской Д.Д. Законы движения спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2-ое изд. - 2012. - С.38-45.
15. Дьякин А.М., Ленц А.Н. Обучение и тренировка // Юношам о борьбе. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - С.61-68.
16. Дубровский В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. для вузов. - М.: Владос, 2003. - 509 с.
17. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология. - 3-е изд. -Ростов н/Д: Феникс, 2012. - С. 12-29.
18. Железняк Ю.Д., Порнов Ю.М. Спортивные игры: учебник. - М.: Советский спорт, 3-е изд. - 2014. - С.54-67.
19. Жуков М.И. Подвижные игры: учебник. - М.: Физическая культура,
2015.- С.19-22.
20. Жулепов В.И. Здоровье школьника: Экспериментальная программа. - Сургут: РИО СурГПИ, 2013. - 52 с.
21. Келер Х. Упражнения на выносливость - программа здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 2002 - 311 с.
22. Каганов Л.С. Развитие выносливости. - М.: Просвещение, 2-ое изд. - 2013 - 278 с.
23. Литвинов Е.Н. Как стать сильным и выносливым. - М.:
Просвещение, 2002 - 336 с.
24. Лях В.И., А.А. Зданевич Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 106с.
25. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб. пособие для вузов. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
26. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманид. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. - 432с.
27. Радченко Л.Н. Влияние ограничения времени выполнения двигательных действий но точность в экспериментальных условиях деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1998.
28. Розенблат В.В. Проблемы утомления. М.: Медгиз, 1999. - С.56-67.
29. Романова З.Г. О нормах нагрузки в соревнованиях для юных спортсменов // Теория и практика физической культуры, 2000. - №3. - С.204-217.
30. Столяров В.И. Ценности спорта и пути его гумманизации. - М.: Академия, 2-ое изд. - 2013. - С. 19-25.
31. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - М.: Академия, 2002. - С. 121 - 127.
32. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е изд. - М.: Сов. спорт, 2014. - 463 с.
33. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. Культуры пед. ин-тов / Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
34. Харчева В. Основы социологии: учебник для средних специальных заведений. - М.: Педагогика, 2013. - С.18-24.
35. Черкесов Ю.Т. Машины управляющего воздействия и спорт. - Май-коп: «Наука», 2013. - 136 с.
36. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. - 2-е изд. - М.: Академия, 2009. - 256 с.