Введение 3
Глава 1 Государственно-правовое регулирование кадровой политики
Министерства здравоохранения Российской Федерации 9
1.1 История формирования кадровой политики в российской системе
здравоохранения 9
1.2 Организационно-правовые основы государственной кадровой политики в
системе российского здравоохранения 14
Глава 2 Основные направления кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации 23
2.1 Формирование и использование резерва управленческих кадров в сфере
здравоохранения 23
2.2 Совершенствование системы подготовки специалистов 31
2.3 Формирование и расширение системы материальных и моральных стимулов
медицинских работников 38
Глава 3 Проблемы формирования региональной кадровой политики в здравоохранении 47
3.1 Общие положения региональной кадровой политики системы здравоохранения и основные организационные технологии управления кадрами 47
3.2 Основные направления оптимизации кадрового обеспечения системы
здравоохранения Российской Федерации 61
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 79
Актуальность исследования.
Реализация конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации) немыслима без медицинских кадров. При этом, никакие передовые технологии и научные достижения в области медицины не смогут обеспечить здоровье населения в отсутствие медицинских работников и должного уровня их профессиональной подготовки [79].
Однако в настоящее кадровый вопрос является одним из проблемных в современной системе здравоохранения. В целом можно обозначить ряд следующих проблем.
Во-первых, недостаток и сокращение как высококвалифицированных специалистов с медицинским образованием, так и среднего медицинского персонала, что напрямую отрицательно сказывается на доступности и эффективности оказываемой медицинской помощи населению. За последние десять лет численность медицинского персонала снизилась на 4,2 %, т.е. с 49,6 человек на 10 тысяч населения до 47,5 человек на 10 тысяч населения [57, с. 75]. В 2018 году на 10 тысяч населения проходилось всего 37 врачей [56, с 77]. Причиной такого положения является не только проводимая до недавнего времени политика «оптимизации» кадрового состава медицинских организаций, но и низкая мотивация и стимулирование медицинской деятельности.
Во-вторых, актуальной остается проблема профессиональной подготовки и рационального использования кадрового состава. Недостаток профессиональной подготовки явно проявляется в условиях широкого внедрения в систему здравоохранения современных инновационных
технологий, использование в медицинских организациях высокотехнологичного оборудования, что отрицательно сказывается на результативности и качестве оказания медицинской помощи. Кроме того, негативной тенденцией профессиональной подготовки медицинских специалистов является дисбаланс между различными врачебными специальностями, когда преобладает количество отдельных специалистов (урологов, гинекологов, гематологов и др.) и нехватка других (пульмонологов, педиатров, специалистов общей хирургии). Такое состояние в сфере здравоохранения связано с развитием персонифицированных услуг, осуществляемых узкопрофильно.
Особенно остро обнажились проблемы кадрового состава системы здравоохранения в современных условиях пандемии COVID-19, когда обнаружилось не только нехватка стационарных коек, но и медицинского персонала, на плечи которого легла борьба с эпидемией ценою собственного здоровья и жизни. Несмотря на то, что в настоящее время действуют соответствующие программы федерального и регионального уровней по вопросам кадровой политики в сфере здравоохранения, данные программы нуждаются в существенном пересмотре с учетом сложившейся непростой эпидемиологической ситуации не только в нашей стране, но и во всем мире. Сегодня как никогда требуются структурные изменения и инвестирование повышения профессионального уровня медицинских работников, совершенствование системы управления системой здравоохранения, увеличение мер стимулирующего характера и повышение их уровня.
Все выше изложенное лишний раз доказывает насущность и своевременность обращения к проблеме кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации посредством настоящего магистерского исследования.
Степень разработанности темы. Вопросы кадровой политики в системы здравоохранения является предметом исследования специалистов в области здравоохранения и экономики [6; 19; 20; 25; 55; 74]. Среди зарубежных
исследователей также рассматриваются вопросы обеспеченности медицинским персоналом [75; 76], укрепление кадровыми ресурсами здравоохранение [77; 78]. Однако вопросы кадровой политики остаются без должного научно-правового осмысления со стороны представителей юридической науки, что еще раз актуализирует необходимость проведения правового анализа темы настоящей магистерской диссертации.
Цель исследования - провести комплексный теоретико-правовой анализ кадровой политики Министерства здравоохранения РФ, выявить проблемы государственной кадровой политики в системе здравоохранения и наметить пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть историю формирования кадровой политики в российской системе здравоохранения;
2) исследовать организационно-правовые основы кадровой политики в системе российского здравоохранения;
3) проанализировать особенности формирования и использования резерва управленческих кадров в сфере здравоохранения;
4) проанализировать проблему совершенствования системы подготовки медицинских специалистов;
5) выявить проблемы, возникающие при формировании и расширении системы материальных и моральных стимулов медицинским работникам;
6) наметить общие положения федеральной региональной кадровой политики системы здравоохранения и основные организационные технологии управления кадрами;
7) определить основные направления оптимизации кадрового обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере кадровой политики в системе здравоохранения Российской Федерации.
Предмет исследования - нормы действующего законодательства, государственные и региональные программы, направленные на развитие кадровой политики в системе здравоохранения Российской Федерации.
Научная новизна исследования отражена в целях и задачах магистерской диссертации, а также в положениях, выносимых на защиту. Магистерская диссертация представляет собой попытку комплексного исследования современного состояния кадровой политики Министерства здравоохранения РФ, выявление проблем и предложение путей их решения.
Положения, выносимые на защиту:
- основная цель кадровой политики на ближайшую перспективу в различных регионах страны фактически едина. Она состоит в повышении профессионализма медицинских работников, престижности их работы и уровня социальной защиты. В современных условиях особенно актуально положение о том, что от качества работы медицинских кадров, подготовки управленческого звена во многом зависит эффективность деятельности всей системы здравоохранения;
- стратегия кадровой политики в регионе должна строиться с учетом особенностей состояния здоровья населения и развития здравоохранения в конкретном регионе, использования оптимальных мер по управлению персоналом, накопленного опыта, а также изучения того опыта работы с медицинскими кадрами;
- в условиях модернизации здравоохранения и реализации национального проекта в здравоохранении в формировании кадровой политики в регионе методически обоснованно выделить ряд целевых ориентиров кадровой политики. В соответствии с задачами реализации национального приоритетного проекта предполагается достижение следующих целевых ориентиров кадровой политики:
- восстановление престижа и общественной значимости профессии врача;
- повышение доходов работников здравоохранения в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза;
- разработка и совместная реализация общей программы действий - единой для федерального, регионального и местного уровней;
- изменение количества врачей, в том числе врачей - специалистов на 10 000 населения с учетом уровня здоровья населения в конкретном регионе;
- изменение соотношения врачей, работающих в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, при организациях до 30%.
- изменение соотношения врачей и медицинских сестер в соотношении 1 к 5;
- повышение уровня социальной защищенности медицинских работников в сельской местности, льготы при получении и оплате жилья, проезде на транспорте, лекарственном и санаторно-курортном обеспечении и др.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: О.Ю. Александрова, Е.А. Войтенко, О.А. Воропаевой, М.Г. Гусева, Т.В. Ерохина, М. Зариповой, П.И. Калью, Н.А. Капитоненко, А.А. Костина, В.М. Курочкина, А.В. Мельцер, Т.И. Расторгуевой и др.
Практическая значимость магистерской диссертации. Сделанные в магистерской диссертации выводы и предложения возможно использовать в учебно-методических целях при чтении курсов «Административное право», «Конституционное право Российской Федерации», а также в практической деятельности при разработке государственных и региональных программ совершенствования кадровой политики в сфере здравоохранения.
Нормативная база исследования основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная Указом Президента РФ от 6 июня 2019 года № 254), Государственной программе «Развитие здравоохранения» (утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640) и других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы кадровой политики в системе здравоохранения Российской Федерации.
Методология и методы. При написании магистерской диссертации применялись системный и информационный подходы, методы диалектики, моделирования, межотраслевых исследований и другие.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, семь параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Во-первых, на всем протяжении истории формирования кадровой политики с самого начала образования системы здравоохранения, поднимаются вопросы количественного состава медицинского персонала и его профессиональной подготовки, а также меры морального и материального стимулирования их деятельности. Наиболее конструктивной следует признать кадровую политику, проводимую в результате земской реформы второй полвины XIX столетия, которая хотя и не решила всех проблем, но имела ряд положительных моментов.
Во-вторых, современная кадровая политика в системе здравоохранения направлена на комплексное решение проблем, связанных с увеличением количества медицинских работников, обеспечением их непрерывного повышения квалификации и профессиональной подготовки, ликвидации дисбаланса между наличием медицинских работников определенных специальностей и категорий и потребностью в таких работниках, усиление их мер социальной поддержки. Все это требует разработки комплексной научно обоснованной модели, учитывающей практику зарубежных стран и национальную специфику. Кроме того, важным является и пересмотр фундаментальных ценностных и идеологических установок, в рамках которых должно осуществляться государственное управление системой
здравоохранения.
В-третьих, одним из основных направлений кадровой политики в сфере здравоохранения, является решение вопроса управленческих кадров. Резервы управленческих кадров в здравоохранении формируются с целью осуществление деятельности по подбору и расстановке кадров для замещения должностей руководителей в здравоохранении, повышения мотивации лиц к профессиональному росту.
В зависимости от уровня резерва управленческих кадров и специфики целевых должностей, к кандидатам, претендующим на включение в резерв управленческих кадров, предъявляются требования к уровню образования, стажу и опыту работы на соответствующих должностях, возрасту, а также другие необходимые требования, устанавливаемые субъектами формирования резервов управленческих кадров. По результатам формирования и использования резерва осуществляется оценка эффективности и результативности проводимой работы. Для каждого уровня резервов управленческих кадров определяется перечень целевых должностей, замещение которых планируется преимущественно из резерва управленческих кадров.
В-четвертых, никакие передовые технологи и научные достижения в области медицины не смогут положительно повлиять на здоровье населения при отсутствии надлежащим образом подготовленных медицинских работников.
Формирование объемов, структуры контрольных цифр приема по программам высшего образования по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, области образования «Здравоохранение и медицинские науки» и государственного задания по программам среднего профессионального образования осуществляется с учетом потребности конкретных медицинских организаций в конкретных специалистах.
Ряд документов Минздрава РФ регулируют сроки и этапы проведения аккредитации, а также отменяют мораторий на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста. Аккредитации подлежат лица, получившие высшее образование (уровень специалитета, уровень ординатуры) или среднее профессиональное образование» и «лица, получившие профессиональной переподготовки (для лиц, имеющих высшее образование).
В целом, профессиональный уровень медицинских работников, который должен находиться в состоянии постоянного повышения, является одним из основных показателей качества оказываемой медицинской помощи. В связи с чем, необходимо и дальше осуществлять работу совершенствованию системы подготовки медицинских специалистов.
В-пятых, текучесть кадров в здравоохранении объясняется и слабыми мерами материального и морального стимулирования. Среди проблем социальной обеспеченности медицинских работников можно назвать, прежде всего, низкую заработную плату, необеспеченность жильем.
Особе внимание в магистерской диссертации было уделено стимулирующим выплатам медицинским работникам в условиях пандемии, которые предназначены для тех медицинских работников, которые оказывают медицинскую помощь заболевшим коронавирусной инфекцией и лицам из группы риска заражения этой инфекцией. Речь идет о врачах, среднем и младшем медицинском персонале, которые оказывают скорую, первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь указанным лицам.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ являются единовременными, выплачиваются за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией в полном размере, если медработник отработал в соответствии с установленным графиком независимо от количества смен и/или часов.
Кроме того, все медицинские работники и водители автомобилей скорой помощи, непосредственно работающие с пациентами с подтвержденной коронавирусной инфекцией и подозрением на нее, застрахованы на случай инфицирования на рабочем месте, повлекшего за собой негативные последствия для жизни и здоровья.
В-шестых, основная цель кадровой политики на ближайшую перспективу в различных регионах страны фактически едина. Она состоит в повышении профессионализма медицинских работников, престижности их работы и уровня социальной защиты. В современных условиях особенно актуально положение о том, что от качества работы медицинских кадров, подготовки управленческого звена во многом зависит эффективность деятельности всей системы здравоохранения.
Особое значение имеют организационные технологии в управлении персоналом здравоохранения, которые осуществляются посредством концепции кадровой политики в здравоохранении, которая служит для поиска основных конкретных задач, подходов и направлений деятельности по реализации поставленных целей. Она призвана иметь определяющее и по возможности долгосрочное значение для развития кадров здравоохранения. Обычно выдвигаемые в ней задачи и подходы, бывают рассчитаны на действие в течение довольно длительного периода, чаще всего это десятилетие, а порой и на более длительную перспективу порядка 15-20 лет.
Важной особенностью концептуального планирования является то, что объект в нем, как правило, рассматривается как система во всем многообразии ее взаимосвязанных внутренних элементов и со всей совокупностью ее внешних связей.
Организационные технологии управления кадрами включают: кадровое планирование; развитие системы управления кадрами, которое включает, прежде всего, лицензирование медицинской деятельности; подготовку кадров здравоохранения.
Организационные технологии управления персоналом здравоохранения касаются управленческих структур и процессов, действующих внутри отдельных медицинских организациях и в медицинских образовательных учреждениях. В современных условиях организационные технологии этого уровня приобретают особую важность в связи с расширением прав медицинских организаций на независимую деятельность.
В-седьмых, стратегия кадровой политики в регионе должна строиться с учетом особенностей состояния здоровья населения и развития здравоохранения в конкретном регионе, использования оптимальных мер по управлению персоналом, накопленного опыта, а также изучения того опыта работы с медицинскими кадрами.
Кадровая политика должна включать три взаимосвязанных направления:
- планирование и оптимизация численности и структуры кадров;
- совершенствование подготовки кадров;
- управление человеческими ресурсами здравоохранения.
В подготовке специалистов важно использовать стратегию интенсивного развития кадрового потенциала в здравоохранении на основе оптимизации системы медицинского и фармацевтического образования и переподготовки в соответствии с требованиями практического здравоохранения, медицинской науки и отраслевого управления.
Оптимизация кадрового обеспечения системы здравоохранения зависит и от совершенствования системы управления кадрами.
В условиях модернизации здравоохранения и реализации национального проекта в здравоохранении в формировании кадровой политики в регионе методически обоснованно выделить ряд целевых ориентиров кадровой политики. В соответствии с задачами реализации национального приоритетного проекта предполагается достижение следующих целевых ориентиров кадровой политики:
- восстановление престижа и общественной значимости профессии врача;
- повышение доходов работников здравоохранения в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза;
- оснащение новым диагностическим оборудованием практически всех учреждений здравоохранения первичного звена, обновление автопарка «скорой помощи», обеспечение роста объемов высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии,
травматологии, ряде других важнейших областей и, прежде всего, их использование при лечении детей;
- разработка и совместная реализация общей программы действий - единой для федерального, регионального и местного уровней;
- изменение количества врачей, в том числе врачей - специалистов на 10 000 населения с учетом уровня здоровья населения в конкретном регионе;
- изменение соотношения врачей, работающих в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, при организациях до 30 %.
- изменение соотношения врачей общей практики (участковых врачей) и врачей специалистов в соотношении (10 к 40);
- изменение соотношения врачей и медицинских сестер в соотношении 1 к 5;
- повышение уровня социальной защищенности медицинских работников в сельской местности, льготы при получении и оплате жилья, проезде на транспорте, лекарственном и санаторно-курортном обеспечении и др.;
- формирование правового обеспечения и информационной среды, способствующей оптимизации управления в здравоохранении;
- ежегодные доклады по кадровой политике с использованием социально-экономического анализа и моделирования с целью разработки, совершенствования и мониторинга социально приемлемой и экономически доступной стратегии развития кадров здравоохранения.
Таким образом, формирование цели и задач кадровой политики направлено на повышение роли медицинских кадров в охране и укреплении здоровья населения. Оно осуществляется также для того, чтобы их составляющие были положены в основу принятия управленческих решений.
При этом важно решать поставленные задачи не только с учетом имеющихся возможностей, но и ориентировать усилия органов власти на создание соответствующих условий для решения поставленных задач. Это обстоятельство, безусловно, направлено на повышение социальной роли здравоохранения и врача в обществе. В процессе этой работы необходимо изыскивать пути наилучшего взаимодействия врача и общества. Сам процесс разработки и принятия решений, направленных на достижение поставленных целей, должен быть ориентирован на позитивные сдвиги от принимаемых решений, как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе при максимальной эффективности управления с привлечением к этой работе не только управленческого, медицинского персонала, но и населения.
1. Аккредитация для среднего медицинского персонала [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ockk.ru/2020/09/24/akkreditacii-dlya- srednego-medicinskogo-personala/ (дата обращения: 20.11.2020).
2. Акопян А.С. Скальпель для системы здравоохранения // Экология и жизнь. 2005. № 5 (46). С. 65-68.
3. Александрова О.Ю. Организационно-правовые проблемы российского
здравоохранения и перспективы их законодательного решения //
ГлавВрач. 2008. № 4. С. 12-16.
4. Войтенков Е.А. Становление и развитие основ государственного
управления и законодательства в сфере здравоохранения в Российской империи: теоретические и историко-правовые аспекты // История
государства и права. 2014. № 21. С. 59 - 62.
5. Воропаева О.А. Стимулирующие выплаты медикам в условиях пандемии // Советник в сфере здравоохранения. 2020. № 4. С. 49 - 60.
6. Государственная кадровая политика в сфере здравоохранении. Научное
издание / Общ. ред. А.А. Костина, Б.Т. Пономаренко. М.:
Международный издательский центр «Этносоциум», 2015. 96 с.
7. Гусев М.Г. Медицинские кадры в системе здравоохранения //
Руководитель бюджетной организации. 2014. № 1. С. 39. С. 38 - 45.
8. Декрет СНК РСФСР от 18.07.1918 г. «О Народном Комиссариате Здравоохранения (Положение)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
9. Доклад о реализации в 2018 году Плана деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на период с 2016 по 2021 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/ru (дата обращения: 15.10.2020).
10. Ерохина Т.В. Органы управления здравоохранением Российской
Федерации: историко-правовой аспект // Медицинское право. 2012. № 1. С. 27 - 31.
11.Записная Т.В. Понятие государственной политики в области охраны здоровья населения // Медицинское право. 2019. № 5. С. 14 - 18.
12. Зарипова М. Получение страховой выплаты работниками
медорганизаций, пострадавшими от COVID-19 // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. № 7. С. 20 - 25.
13. Калью П.И. Современные проблемы управления здравоохранением. Издательство «Медицина», 1975. 340 с.
14. Калью П.И. Современные проблемы управления здравоохранением. М., 2005. 260 с.
15. Капитоненко Н.А., Сысоева О.В. Формирование региональной кадровой политики в здравоохранении. Хабаровск: Издательство: ГОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский университет, 2009. С. 4.
16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
17. Костин А.А., Пономаренко Б.Т., Самсонов Ю.В. Государственная кадровая политика в сфере здравоохранения. Научное издание / Общ. ред. Костина А.А., Пономаренко Б.Т., М., 2015. 96 с.
18. Курочкин В.М. Формирование резерва управленческих кадров в сфере здравоохранения // Главный врач. 2019. № 4. С. 33-39.
19. Маринкин И.О., Кондюрина Е.Г., Аксенова Е.А., Пушкарева Е.А., Соколов С.В., Латуха О.А. Совершенствование кадровой политики регионального здравоохранения // Регионология. 2020. Т. 28. № 3 (112). С. 598-623.
20. Мельцер А.В., Ерастова Н.В., Абумуслимова Е.А., Самсонова Т.В.,
Гончар Н.Т. Сравнительный анализ показателей обеспеченности населения врачами и укомплектованности кадрами в медицинских организациях некоторых регионов Северо-Западного федерального округа, оказывающих первичную медико-санитарную и
специализированную медицинскую помощь // Профилактическая и клиническая медицина. 2019. № 1 (70). С. 28-38.
21. Методические рекомендации по работе с резервом управленческих кадров [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
22. Мирский М.Б. Медицина России X - XX веков: Очерки истории. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. С. 139 - 140.
23. Низамова М.С. Кадровая политика земств Поволжья и Урала в системе здравоохранения (1864-1917 гг.) // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 112-118.
24. Общая концепция формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации (одобрена Комиссией при Президенте РФ по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, протокол от 29.11.2017 г. № 5) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
25.Онищенко К.Н., Верна В.В., Онищенко С.К. Государственная кадровая политика в сфере здравоохранения // Экономика устойчивого развития. 2020. № 1 (41). С. 135-137.
26.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (утратил силу).
27. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
28. Перечень поручений по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации (утв. Президентом РФ 15.04.2020 г. № Пр-665) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
29. Печникова О.Г. Становление советской системы здравоохранения с 1917 по 1930 гг. (историко-правовой подход) // Социальное и пенсионное право. 2010. № 2. С. 16 - 19.
30. Пиддэ А.Л. Социология и здравоохранение. Иваново, 2009.270 с.
31. Письмо МЗ РФ от 01.10.2020 «Об особенностях аккредитации
медицинских работников в 2020 году» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ockk.ru/2020/10/04/ob-osobennostyax-akkreditacii-
medicinskix-rabotnikov-v-2020-godu-pismo-mzrf-ot-01 -10-2020/ (дата
обращения: 20.11.2020).
32. Письмо Минздрава России от 06.05.2020 г. № 16-3/И/2-5951 «Об
осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам,
оказывающим медицинскую помощь гражданам в условиях коронавируса» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
33. Письмо Минздрава России от 16.05.2020 г. № 11-0/И/2-6574 «О выплатах стимулирующего характера медицинским и иным работникам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
34. Письмо Минздрава России от 17.05.2020 г. № 16-3/И/1-3061 «Об
осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
35. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 415 (ред. от
29.05.2020) «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» // СЗ РФ. 2020. № 15. (Ч. 4). Ст. 2272.
36. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 440 (ред. от
01.10.2020) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» // СЗ РФ. 2020. № 15 (Ч. IV). Ст. 2294.
37. Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 г. № 484 (ред. от
07.10.2020) «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» // СЗ РФ. 2020. № 16. Ст. 2596.
38. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 (ред. от
01.08.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // СЗ РФ. 2012. № 17. Ст. 1965.
39. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1640 (ред. от
17.08.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // СЗ РФ. 2018. № 1 (Ч. 2). Ст. 373.
40. Постановление Правительства РФ от 31.03.2018 г. № 397 (ред. от
24.09.2020) «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов» // СЗ РФ. 2018. № 16 (Ч. 2). Ст. 2359.
41. Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. № 674 (ред. от 16.09.2020) «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014 - 2022 годы» // Волжская коммуна, 2013. 18 декабря. № 419(28835).
42. Приказ Минздрава России от 09.11.2012 г. № 806н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при коклюше средней степени тяжести» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс; Приказ Минздрава России от 24.08.2020 г. № 891н «Об особенностях проведения аккредитации специалиста в 2020 году» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
43. Приказ Минздрава России от 14.04.2020 г. № 327н (ред. от 24.08.2020)
«Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации
специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации
специалиста» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
44. Приказ Минздрава России от 18.12.2019 г. № 1051 «О Координационном совете Министерства здравоохранения Российской Федерации по кадровой политике» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
45. Приказ Минздрава России от 19.02.2019 г. № 68 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Управление кадровыми ресурсами здравоохранения» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
46. Приказ Минздрава России от 26.03.2020 г. № 238 (ред. от 19.08.2020) «О методических рекомендациях по работе с кадровым резервом управленческих кадров в здравоохранении» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
47. Приказ Минздрава России от 29.11.2019 г. № 974 «Об утверждении методики расчета потребности во врачебных кадрах» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
48. Приказ Минздрава России от 30.12.2016 г. № 1029 «Об утверждении Положения о Департаменте медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
49. Приказ ФМБА России от 13.04.2020 г. № 106 «Об утверждении порядка и
условий осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской
Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
50. Публичная декларация приоритетных направлений деятельности
Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2020 год [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
51. Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 852-р «О
распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2020 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование выплат стимулирующего характера медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» // СЗ РФ. 2020. № 15 (Ч. 4). Ст. 2341.
52. Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 г. № 976-р (ред. от 23.09.2020) «О выделении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, субсидий на иные цели подведомственным Минздраву России, Минобрнауки России и ФМБА России организациям на осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» // СЗ РФ. 2020. № 16. Ст. 2651.
53. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2020 г. № 1272-р (ред. от
17.08.2020) «Об утверждении Перечня заболеваний (синдромов) или осложнений, вызвавших причинение вреда здоровью отдельных категорий лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников», и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования, а при невозможности их проведения - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких» // СЗ РФ. 2020. № 21. Ст. 3311.
54. Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2020 г. № 648-р «О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетных ассигнований на осуществление выплат стимулирующего характера лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 12. Ст. 1836.
55. Расторгуева Т.И., Проклова Т.Н. Современные направления развития
кадровой политики в здравоохранении // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно¬
исследовательского института общественного здоровья. 2013. № S1. С. 172-174.
56. Репринцева Е.В. Проблемы развития здравоохранения российской
федерации: несовершенство кадровой политики в вопросе
обеспеченности врачами // Региональный вестник. 2019. № 24 (39). С. 77-78.
57. Садыков Р.М., Мигунова Ю.В. Роль кадрового обеспечения медицинских организаций в контексте проблем российского здравоохранения // Известия Уфимского научного центра РАН. 2019. № 3. С. 74-80.
58. Семашко Н.А. Избранные произведения. М.: Гос. изд-во мед. лит., 1954. 390 с.
59. Сомнения по страховым выплатам медработникам, инфицированным
COVID-19, должны трактоваться в пользу медицинского работника [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://ockk.ru/2020/07/15/somneniya-po-straxovym-vyplatam- medrabotnikam-inficirovannym-covid-19-dolzhny-traktovatsya-v-polzu- medicinskogo-rabotnika/ (дата обращения: 20.11.2020).
60. Страхование медицинских работников в период распространения COVID-
19 [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://ockk.ru/2020/05/27/straxovanie-medicinskix-rabotnikov-v-period- rasprostraneniya-covid-19/ (дата обращения: 20.11.2020).
61. Ташбекова И.Ю. Медицинский кодекс: миф или реальность? (историко-правовой анализ) // История государства и права. 2012. № 3. С. 20 - 21.
62. Ташбекова И.Ю. Организационно-правовые основы управления
здравоохранением в России второй половины XIX - начала XX в. // История государства и права. 2011. № 10. С. 34 - 36.
63. Указ от 09.06.1764 г. «О произвождении кандидатов, обучавшихся медицине, в доктора сего факультета, по собственным Медицинской коллегии экзаменам» // ПСЗ. СПб., 1830. Т. XVI. Ст. 12179.
64. Указ Президента РФ от 01.03.2017 г. № 96 (ред. от 06.10.2020) «Об
утверждении Положения о кадровом резерве федерального
государственного органа» // СЗ РФ. 2017. № 10. Ст. 1473.
65. Указ Президента РФ от 06.05.2020 г. № 313 (ред. от 30.07.2020) «О
предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным
категориям медицинских работников» // СЗ РФ. 2020. № 19. Ст. 2977 .
66. Указ Президента РФ от 06.06.2019 г. № 254 «О Стратегии развития
здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2019. № 23. Ст. 2927.
67. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
68. Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. № 21 (ред. от 05.06.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2020. № 4. Ст. 346.
69. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
70. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
71. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.
72. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3451.
73. Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы
здравоохранения квалифицированными кадрами» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-
resursy/natsproektzdravoohranenie/kadry (дата обращения: 15.11.2020).
74. Ярашева А.В. Государственная кадровая политика в столичном
здравоохранении // В сборнике: НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА ДЛЯ РОССИИ И МИРА. Сборник научных трудов участников Международной научной конференции. XXVII Кондратьевские чтения / Под ред. В.М. Бондаренко. 2019. С. 248-260.
75. Campbell J. et al. Human resources for health and universal health coverage: fostering equity and effective coverage. Bulletin of the World Health Organization. 2013. 91 (11). Pp. 853-863.
76. Lopatina E. et al. Economic evaluation of nurse practitioner and clinical nurse specialist roles: A methodological review. International Journal of Nursing Studies. 2017. 72. Pp. 71-82.
77. Nei D., Snyder L. A., Litwiller B. J. Promoting retention of nurses. Health Care Management Review. 2015. 40 (3). Pp. 237-253.
78. Page A. E., Butler C. A., Bozic K. J. Factors driving physician-hospital alignment in orthopaedic surgery. Clinical Orthopaedics and Related Research. 2013. 471 (6). Pp. 1809-1817.
79.Saltman R.B., Figueras J. European Health Care Reform: Analysis of Current Strategies. WHO. 1997. 172 p.