Введение 4
1 Теоретические основы сбытовой политики предприятия 7
1.1 Понятие и содержание сбытовой политики предприятия 7
1.2. Показатели и методы оценки сбытовой политики 15
2 Оценка сбытовой политики ООО «Тольяттинский светотехнический завод» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Тольяттинский
светотехнический завод» 22
2.2 Анализ сбытовой политики ООО «Тольяттинский светотехнический
завод» 27
3 Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой политики
ООО «Тольяттинский светотехнический завод» 35
3.1 Мероприятия по совершенствованию сбытовой политики предприятия . 35
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 43
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение А Организационная структура ООО «Тольяттинский светотехнический завод»
В условиях рыночной экономики требования маркетинга не ограничиваются лишь созданием высококачественного товара, отвечающего запросам потребителей, и правильным установлением цены на него. Необходимо довести этот товар до конечных потребителей и сделать его доступным целевому сегменту рынка.
Под сбытовой политикой предприятия в наиболее широком смысле следует понимать выбранные ее руководством совокупность сбытовых стратегий маркетинга и комплекс мероприятий по формированию ассортимента выпускаемой продукции и ценообразованию, по формированию спроса и стимулированию сбыта «Недостатки в организации сбытовой политики на предприятии в целом сдерживают формирование и развитие рыночного механизма, тормозят создание целостной, гибкой системы управления экономикой. Без научного решения проблемы невозможно сформировать надежный рыночный механизм по управлению товародвижением.
Проблема сбыта должна решаться уже на стадии разработки политики фирмы. Должен осуществляться выбор наиболее эффективной системы, каналов и методов сбыта применительно к определенным рынкам. Это означает, что производство продукции с самого начала должно ориентироваться на конкретные формы и методы сбыта, наиболее благоприятные условия» [6].
Актуальность темы исследования заключается в том, что эффективное функционирование предприятия предполагает выстраивание сбытовой политики, которая соответствует постоянно меняющимся условиям и учитывает специфику современного рынка.
Целью данной бакалаврской работы заключается в совершенствовании сбытовой политики предприятия .
Для достижения поставленной цели были сформулированы соответствующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы сбытовой политики;
- провести организационно-экономический анализ деятельности ООО «Тольяттинский светотехнический завод»;
- выявить недостатки в сбытовой политике предприятия;
- разработать мероприятия по совершенствованию сбытовой политики ООО «Тольяттинский светотехнический завод».
Объект исследования - предприятие по изготовлению серийных кованых изделий для интерьера и экстерьера, а также светильников, ООО «Тольяттинский светотехнический завод».
Предмет исследования - сбытовая политика предприятия.
Общей теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области планирования, организации и управления сбытовой деятельностью предприятия, таких как: Дыбская В. В., Егорова М. М., Гаджинский А.М., Нагапетьянц Н.А., Аникин Б. А., Нобукаца Ацума, Мишина Л. А., Моисеева Н. К., Лукина А. В., Олейник Т. Л., Рыкалина О. В., Стерлигова А. Н., Тебекин А. В. и других.
Для решения поставленных в бакалаврской работе задач и обработки результатов исследования использовались методы логического, сравнительного, графического, структурного, системного, экономического и статистического анализов.
Информационной базой для проведения анализа являются данные учета хозяйственной деятельности ООО «Тольяттинский светотехнический завод», годовые отчеты за 2018-2020 г. и консолидированная финансовая отчетность ООО «Тольяттинский светотехнический завод».
Практическая значимость данной бакалаврской работы состоит в том, что полученные результаты могут быть применены на исследуемом предприятии, а также на других аналогичных предприятиях.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой литературы.
В первом разделе бакалаврской работы рассмотрены различные подходы к понятию сбыт и сбытовая политика, представлены наиболее часто используемые методы ее оценки.
Во втором разделе проведена оценка основных организационно - экономических показателей деятельности ООО «Тольяттинский светотехнический завод», проведен анализ сбытовой политики исследуемого предприятия и выявлены недостатки.
В третьем разделе предложены мероприятия по совершенствованию сбытовой политики ООО «Тольяттинский светотехнический завод». Рассчитана экономическая эффективность от их внедрения мероприятий.
Сбытовая политика предприятия оказывает существенное влияние на экономическую эффективность деятельности любого предприятия. «Совершенствование сбытовой политики предприятия заключается в доведении товаров до потребителя в том месте, в том количестве и такого качества, которые требуются. При совершенствовании сбытовой политики цели производства достигаются путем оценки и удовлетворения требований потребителя. Проблемы сбыта в настоящие время являются достаточно структурированными с преобладанием их количественных элементов, так как качественные элементы представлены слабо, из-за отсутствия полноценного платёжеспособного спроса потребителей. Формирование сбытовой деятельности осуществляется по цене, потребительским свойствам, качеству, условиям распределения, ограничению в международной торговле, времени обслуживания потребителей» [8].
Сбытовая деятельность имеет свою специфику в различных отраслях и на различных предприятиях. Однако всегда она должна быть организована таким образом, чтобы при наименьших затратах предприятие имело максимальную прибыль.
В теоретической части бакалаврской работы рассмотрены определения понятия «сбыт», особенности и этапы сбытовой политики. При осуществлении сбытовой деятельности создаются различные каналы. В работе рассмотрены их достоинства и недостатки. Кроме того в работе рассмотрены показатели и методы оценки реализации сбытовой политики.
В аналитической части бакалаврской работы проведена оценка финансового состояния деятельности ООО «Тольяттинский светотехнический завод», основной деятельностью которого является производство и продажа кованых изделий. Согласно проведенного анализа был сделан вывод о том, что деятельность предприятия требует улучшения. Основные проблемы в деятельности предприятия связаны с недостаточно развитым рынком сбыта. Работа с дилерами в других регионах не налажена. На предприятии хранятся большие запасы готовой продукции, что отражается на эффективности деятельности предприятия. Остатки готовой продукции на начало и конец планового периода значительно превышаю план
В третьей главе было предложено создать дилерскую сеть по продаже товара, выпускаемого ООО «Тольяттинский светотехнический завод», которая будет охватывать три наиболее перспективных для предприятия региона: Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Кроме того, для совершенствования сбытовой политики необходимо ускорить процесс обмена информацией межу дилерами и производителем ООО «Тольяттинский светотехнический завод». Для этого в работе было предложено внедрить информационную систему управления сбытом «Sales Expert». Данная система позволит наладить логистику, снизить товарные запасы на складах предприятия и ускорить оборачиваемость оборотных средств. Данная информационная система приведет к повышению выручки компании за счет расширения рынков сбыта и быстрому проведению финансовых операций.
Ожидаемый прирост объемов реализации на новых рынках сбыта при формировании дилерской сети составил 12% или 2150,5 т.р. Срок окупаемости единовременных вложений от внедрения программного продукта «Sales Expert» составит 0,3 года.
Таким образом, мероприятия по совершенствованию сбытовой политики предприятия являются эффективными.
1. Акулич М. В. Интернет-маркетинг : учебник для бакалавров / М. В. Акулич. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020.
— 352 с.
2. Дыбская В. В. Проектирование системы распределения в логистике : монография / В. В. Дыбская. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 235 с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-012614-2.
3. Егорова М. М. Маркетинг: учеб. пособие / М. М. Егорова, Е. Ю. Логинова, И. Г. Швайко. - 2-е издание (электронное). - Саратов : Научная книга, 2019. - 159 с.
4. Коммерческая логистика : учеб. пособие / Н.А. Нагапетьянц, Н.Г. Каменева, В.А. Поляков [и др.] ; под общ. ред. Н.А. Нагапетьянца. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 253 с. - ISBN 978-5-16-100046-5.
5. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.
6. Латышев Д. В. Маркетинговые технологии и стратегии в управленческой деятельности организации: теоретический курс : учеб. пособие для студентов вузов / Д. В. Латышев, Т. М. Гомаюнова ; Волгоград. гос. социально-пед. ун-т. - Волгоград : ВГСПУ : Перемена, 2019. - 135 с.
7. Логистика: учебник / Б. А. Аникин [и др.] ; под ред. Б. А. Аникина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 320 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-009814-2.
8. Логистика и управление розничными продажами : ведущие эксперты о современной практике и тенденциях : [учеб. пособие] / Нобукаца Ацума [и др.] ; ред. Дж. Ферни, Л. Спаркс ; пер. с англ. С. А. Воронкова. - 3-е изд., стер. - Новосибирск : Сибир. унив. изд-во, 2017. - 262 с. - (Серьезный бизнес).
- ISBN 978-5-379-02020-0.
9. Мишина Л. А. Логистика : учеб. пособие / Л. А. Мишина. - 2-е издание (электронное). - Саратов : Научная книга, 2019. - 159 с. - ISBN 978-5-9758-1801-0.
10. Моисеева Н. К. Экономические основы логистики : учебник / Н.К. Моисеева ; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Сергеева. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 528 с.
11. Лукина А. В. Маркетинг : учебное пособие / А.В. Лукина. - 3-е изд., исп. и доп. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. - 240 с.
12. Минько Э. В.Организация производства и менеджмент : учеб. пособие / Э. В. Минько, А. Э. Минько. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 136 с.
13. Официальный сайт ООО «Тольяттинский светотехнический завод» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tltsz.ru/
14. Плотникова И. А. Экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности : учебное пособие / И. А. Плотникова, И. В. Сорокина. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 332 c.
15. Рыжикова Т. Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик : учебное пособие. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 288 с.
16. Рыкалина О. В. Теория и методология современной логистики : монография / О.В. Рыкалина. — Москва : ИНФРА-М, 2020. - 208 с.
17. Секерин В. Д. Инновационный маркетинг : учебник / В.Д. Секерин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 237 с.
18. Соловьев Б. А. Маркетинг: учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков,
Б. В. Мусатов. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 336 с. : ил. - (Высшее
образование. Бакалавриат).
19. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок : учебник / А.Н. Стерлигова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 430 с.
20. Сыров В. Д. Диффундирование маркетинга в производство промышленного предприятия : монография / В.Д. Сыров. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 100 с.
21. Тебекин А. В. Логистика : учебник / А. В. Тебекин. - Москва : Дашков и К, 2018. - 356 с.
22. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник / А. А. Томпсон, Стрикленд А. Дж. ; пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА [и др.], 2017. - 576 с.
23. Управление маркетингом на предприятии : учеб.-метод. пособие / Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского ; [сост. О. С. Елкина и др.]. - Омск : Ом. гос. ун-т, 2018. - 264 с.
24. Черенков В. И. Глобальная маркетинговая среда: опыт концептуальной интеграции : монография / В.И. Черенков. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 362 с.
25. Экономика и управление на предприятии : учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев, Е. А. Ерохина ; под редакцией А. П. Агарков. — Москва : Дашков и К, 2017. — 400 c. — ISBN 978-5-394¬02159-6.
26. Marketing audit. A systematic and comprehensive marketing
examination, 2018, Abdullah Al Fahad, Abdur Rahman Al Mahmud, Robel Miah, Ummay Hani Islam [Электронный ресурс]. URL:
https://doaj. org/article/f41ef9f16dcb410caf4dbb456072d6a2 (дата обращения 25.08.21)