Введение 4
1 Теоретические основы организации процессов закупок материальных
ресурсов на предприятии 7
1.1 Характеристика процессов закупок материальных ресурсов на
предприятии 7
1.2 Основные формы закупок материальных ресурсов предприятия 14
2 Анализ организации процессов закупок материальных ресурсов на
предприятии ООО «Компоненты» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО
«Компоненты» 25
2.2 Анализ процессов закупок на предприятии ООО «Компоненты» 32
3 Улучшение процессов закупок материальных ресурсов на предприятии
ООО «Компоненты» 47
3.1 Разработка мероприятий по улучшению процессов закупок материальных
ресурсов на предприятии ООО «Компоненты» 47
3.2 Экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий 55
Заключение 60
Список используемой литературы 64
Приложение Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компоненты» за 2019-2021 гг 67
За последнее время, в условиях развития рыночной экономики, закупочная деятельность предприятий Российской Федерации претерпела значительные изменения. На смену фондовому распределению материальных ресурсов, жесткой регламентации поставок товаров и отсутствию инициативы со стороны предпринимателей, пришла эпоха рыночных взаимоотношений, которая характеризуется свободой выбора контрагентов по закупке; большим выбором контрагентов; относительной, свободой ценообразования; здоровой конкуренцией среди поставщиков и потребителей; свободой выбора при закупе товара.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что закупочная деятельность являются одной из главных составляющих в повышении конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия, так как она позволяет предприятию торговли создать все необходимые условия для возможности совершенствования основной деятельности компании и максимизации ее прибыли.
Закупочная деятельность предприятия торговли направлена на своевременное получение необходимого количества товаров, от надежного и добросовестного поставщика, с хорошим сервисом и по наиболее выгодной закупочной цене.
Объектом исследования данной работы является предприятие ООО «Компоненты».
Предметом исследования данной работы является закупочная деятельность предприятия.
Цель исследования - разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия ООО «Компоненты» на основе улучшения процессов закупок материальных ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации процессов закупок материальных ресурсов на предприятии;
- провести анализ эффективности закупочной деятельности предприятия ООО «Компоненты»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия ООО «Компоненты» на основе улучшения процессов закупок материальных ресурсов.
Для исследования данной темы были рассмотрены, проанализированы и использованы: нормативные и законодательные акты, отчетные материалы организации, интернет - ресурсы, данные средств массовой информации, научная литература.
Теоретической и методической основой данного исследования послужили работы таких зарубежных и отечественных авторов, как: Аникин Б.А.; Гаджинский А.М.; Джаллингем М.; Лайсонс К.; Николайчук В.Е.; Родкина Т.А.; Уотерс Д.; Щербаков В.В.
Информационную базу данной работы составили: нормативные и законодательные акты, результаты научных исследований, материалы периодической печати, а также интернет-ресурсы.
В основу написания данной работы легли следующие методы исследования:
- общенаучный. В рамках которого были использованы: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация теоретических данных по закупочной деятельности предприятия;
- эмпирический. В рамках данного метода были использованы: наблюдение; обработка и систематизация имеющихся данных.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обозначена актуальность выбранной темы, цель работы, задачи, которые помогут достичь поставленную цель, объект и субъект исследования, структура исследования.
В первом разделе рассмотрены теоретические основы организации процессов закупок материальных ресурсов на предприятии, по таким аспектам, как: характеристика процессов закупок материальных ресурсов на предприятии; основные формы закупок материальных ресурсов предприятия, а также методы оценки эффективности закупочной деятельности предприятии.
Во втором разделе бакалаврской работы проведен анализ закупочной деятельности ООО «Компоненты», для этого: представлена общая характеристика компании и ее подразделений; проведен анализ закупочной деятельности ООО «Компоненты»; проведена оценка эффективности закупочной деятельности компании.
В третьем разделе выпускной работы разработаны мероприятия, направленные на совершенствование закупочной деятельности компании ООО «Компоненты».
В заключении бакалаврской работы представлены выводы
В данной бакалаврской работе проведено исследование анализ логистической подсистемы закупок предприятия и предложены рекомендаций по ее совершенствованию.
В первом разделе проведено рассмотрена логистическая подсистема закупок как важнейший элемент микрологистической системы предприятия: отражены цель, задачи, методы анализа поставщиков и методы закупки товаров, способы оценки эффективности работы подсистемы закупок. Закупочная логистика - важная составляющая логистической деятельности любого предприятия.
Во втором разделе проведен анализ эффективности закупочной деятельности ООО «Компоненты», который выявил следующее.
Все экономические показатели деятельности предприятия в абсолютном выражении в период с 2019 по 2021 гг. возросли, что свидетельствует о развитии организации. Аналогичная тенденция роста наблюдается при изменении уровня валового дохода и прибыли ООО «Компоненты», а также издержек обращения. Рост уровня прибыли и валового дохода свидетельствует о повышении эффективности работы ООО «Компоненты».
К проблемам финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компоненты» следует отнести замедление оборачиваемости запасов, что говорит о снижении эффективности закупочной и сбытовой деятельности предприятия.
Логистическая подсистема ООО «Компоненты» включает следующие подсистемы: закупочную деятельность, производство, транспортировку и хранение товарно-материальных ресурсов и готовой продукции, сбыт продукции.
Организация коммерческой работы по закупке сырья и материалов для производства продукции ООО «Компоненты» полностью регламентирована и соответствует требованиям законодательства. Предприятие установило долгосрочные и взаимовыгодные связи со многими поставщиками, что позволяет полностью обеспечивать производственный процесс. Зависимости от поставщиков нет. В случае необходимости возможна смена поставщика без увеличения издержек, но это может вызывать сбои в производственном процессе и поставках товаров клиентам.
Поставки выполняются практически идеально у всех поставщиков. Незначительное отклонение в недопоставки товара обосновывается тем, что нет данного материала в наличие, либо дефект материала, который не учелся до отправки товара.
Проведенные расчеты показали, что все показатели эффективности закупочной деятельности ООО «Компоненты» имеют значения выше целевых значений, что говорит об эффективности данной подсистемы логистической системы предприятия.
Подсистеме закупок в ООО «Компоненты» присуще следующие проблемы:
- система нормирования и планирования необходимого объема ТМЦ не эффективна и требует оптимизации;
- низкий уровень системы информационного обеспечения закупочной деятельности ООО «Компоненты»;
- система управления складским хозяйством требует оптимизации;
- низкий уровень эффективности системы управления затратами на получение и хранение запасов ТМЦ;
- уровень потерь из-за лишних запасов ТМЦ необходимо снизить;
- в ООО «Компоненты» не реализуются принципы бережливого производства в управлении материально-техническим обеспечением, что приводит к высокому уровню потерь из-за лишних запасов; имеются потери от лишних затрат на хранение излишних запасов ТМЦ. Проведенный анализ показал, что развитие деятельности ООО
«Компоненты» сопровождается ростом средних производственных запасов.
Это негативно сказывается на всех результатах деятельности организации: снижается объем производства продукции, происходит увеличение расходов, и, как результат - снижение прибыли предприятия.
Для всех товаров в ООО «Компоненты» применяется единый метод и единая система управления производственными запасами и они, как показал анализ, имеют недостатки, которые необходимо устранить.
Существующая схема осуществления закупки товарно-материальных ценностей имеет существенные недостатки. Первой наиболее важной проблемой является недостаточно эффективная система учета поступающих материалов на склад. Данная проблема вызвана имеющимися недостатками применяемой программы автоматизации закупочной деятельности предприятия.
Второй проблемой существующей системы складского хозяйства исследуемого предприятия является неэффективный контроль за товарными запасами. Указанная проблема выражается в росте потерь материальных ресурсов ООО «Компоненты».
В третьем разделе отражены рекомендации, направленные на совершенствование закупочной деятельности ООО «Компоненты».
С целью совершенствования закупочной деятельности ООО «Компоненты» были предложен ряд рекомендаций.
Для оптимизации существующей системы учета операций по закупке товаров предлагается заменить используемую на настоящий момент программу «Инфо-Предприятие: Торговый Склад» на новый программный продукт «1С: Управление производством 8». К плюсам системы можно отнести гибкость параметрических настроек, масштабируемость. Затраты на реализацию данного мероприятия составят 157 000 руб., экономический эффект по прогнозу составит 350 000 руб. Срок окупаемости мероприятия по автоматизации закупочной деятельности ООО «Компоненты» составляет 0,44 года.
Для снижения потерь материальных ресурсов необходимо осуществить меры по улучшению существующей системы контроля. В рамках данной рекомендации предлагается изменить систему оплаты труда работников склада ООО «Компоненты» с тем, чтобы повысить их заинтересованность в снижении потерь. В частности, работников отдела логистики предлагается перевести на новую систему оплаты труда, в качестве которой предлагается на основании показателей KPI.
Предлагаемая к внедрению система оплаты труда работников отдела логистики ООО «Компоненты» ставит в прямую зависимость заработную плату работников от фактических результатов их труда. Реализация мероприятия по повышению эффективности учета операций по закупке товаров позволит повысить эффективность труда работников данного предприятия, что будет выражаться, в частности, в снижении уровня потерь материалов.
1. Аникин Б.А., Родькина Т.А. Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие. М.: Проспект, 2017. 440 с.
2. Антонова А.Н., Абрамова Г.А. Логистические решения: показатели эффективности // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2017. №13. С. 78-82.
3. Афанасенко И.Д. Логистика снабжения. СПб: Питер, 2018. 386 с.
4. Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации). М. Дашков и К, 2017. 372 с.
5. Гаджинский, А.М. Логистика / А.М. Гаджинский. - М.: Издательско-торговая корпорация «Даш ков и Ко», 2016. - 472 с.
6. Григорьев М. Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 341 с.
7. Долгов А.П. Закупочная деятельность фирмы: стратегия и организация // Логистика сегодня, 2019. С. 23-28.
8. Евтодиева Т.Е. Управление закупками в коммерческой деятельности: учебное пособие. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2017. 188 с.
9. Залманова М.Е. Закупочно-распределительная логистика. Саратов, 2019. 214 с.
10. Ковалев В.П. Транспортно-складское хозяйство: справочное пособие. Мн.: Выш. шк., 2018. 208 с.
11. Коростылева Е.М. Логистика, организация и планирование складского производства. М.: Выш. шк., 2019. 447 с.
12. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок пер. с 6-го англ. изд. М.: Юрайт. 2018. с.816
13. Лелькова Т.Э. Методики анализа финансовых результатов // Молодой ученый, 2017. С. 231-234.
14. Линц Г. Радикальное изменение бизнес-модели: Адаптация и выживание в конкурентной среде. М.: Альпина Паблишер, 2019. 90 с.
15. Марковский В. А. Использование методики GAP анализа для оценки эффективности логистической // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 2. С. 4-11.
16. Мартьянова О.В. Анализ эффективности деятельности организации // Бухгалтерский учет, 2017. № 5. С. 123-125.
17. Николайчук В.Е. Логистический менеджмент: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. 980 с.
18. Панфиль Л.А. Оценка эффективности деятельности предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований,2018. С. 753-756.
19. Попкова Н. А. Разработка методики организации поставок по системе «точно в срок» // Проблемы современной экономики. 2019. № 4. С. 146 -149.
20. Саркисов С. В. Логистика и транспортное обеспечение ВЭД [Текст]: учебник для студентов магистратуры. М.: ВАВТ, 2020. 216 с.
21. Сенников П.А., Спиркин И.М. Опыт организации и управления цепями поставок в зарубежных странах (на примере компании Apple). Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2019. 263 с.
22. Сенников П.А., Хасанова К.Д. Оптимизация закупочной логистики общественного питания в процессе и после пандемии // Урал - драйвер неоиндустриального и инновационного развития России. 2020. №4. С. 90-93.
23. Уотерс Д. Логистика. Управление цепями поставок: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 503 с.
24. Хазанович Э.С., Шестаков В.Н. Складское хозяйство. М.: Логистика 2018. 157 с.
25. Ходоскина О.А., Анасович В.Д. Оптимизация снабженческо- сбытовой деятельности предприятия путем применения логистических принципов // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. 2018. №6 (78).
26. Шевченко Н. С. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами. Курск: Курск. гос. тех. ун-т, 2018. 154 с.
27. Щербаков В. В. Логистика: учебное пособие. М.: Издательство Юрайт, 2017. 387 с.