Введение 4
Глава 1 Основные положения взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления 8
1.1 Цели, задачи, принципы взаимодействия прокуратуры с органами
государственной власти и органами местного самоуправления 8
1.2 Правовые основы взаимодействия прокуратуры с органами
государственной власти и органами местного самоуправления 14
1.3 Формы взаимодействия прокуратуры с органами
государственной власти и органами местного самоуправления 18
Глава 2 Организация взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности 25
2.1 Взаимодействие в рамках координации деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью 25
2.2 Взаимодействие в рамках правотворческой деятельности 33
2.3 Взаимодействие при рассмотрении обращений граждан 39
Глава 3 Совершенствование взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления 46
3.1 Актуальные проблемы взаимодействия прокуратуры с органами
государственной власти и органами местного самоуправления 46
3.2 Направления совершенствования взаимодействия прокуратуры с
органами государственной власти и органами местного самоуправления 54
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 64
Актуальность темы исследования. В рамках ст. 129 Конституции РФ, а также ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» отмечено, что прокуратура не является частью законодательной, исполнительной, а также судебной власти, так как для обеспечения верховенства действующего законодательства, защиты прав и свобод гражданина, интересов государственного и социального характера, прокуратура осуществляет контроль за соблюдением положений Конституции РФ, исполнением нормативно-правовых актов, соблюдением прав и свобод человека властными структурами на государственном и муниципальном уровнях и т.д.
Стоит учесть, что в существующей структуре органов государственной власти РФ именно прокуратуре отводится особое место.
Прокуратура, являясь особенным правовым элементом, представляет также общую систему противовесов и сдержек института власти, обеспечивая слаженную работу всех существующих в России ветвей власти.
С течением времени роль и место прокуратуры серьезно менялись, а работа структурного органа обновлялась по содержанию и полномочиям в области надзора.
Как развитие, так и реформирование прокуратуры сейчас осуществляется согласно особенностям и правилам актуального устройства государства, а также международно-правовой и политической ориентации.
Это, в свою очередь, требует от прокуратуры и ее органов отказаться от тех форм работы и методик надзора, которые с течением времени себя изжили и перестали быть актуальными.
Вопросы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в течение нескольких последних лет были слабо изучены.
Это стало причиной того, что в рамках указанного вопроса сформировался некоторый «разрыв» между значимыми потребностями практической деятельности, которая стимулируется действующими договорами между разными властными структурами, и теми возможностями, которые имеются у прокуратуры и ориентированы на обеспечение системности организации связи органов и структур.
Кроме того, нужно учесть, что между самой прокуратурой, органами государственной власти и органами местного самоуправления формируется действительно внушительный документооборот, в связи с чем для формирования и последующего улучшения взаимодействия между органами обязательным шагом является оптимизация потоков информации, получаемой и передаваемой между названными структурами.
Помимо этого, взаимодействие между вышеупомянутыми структурами может быть выражено в оказании помощи в правовом поле всем тем должностным лицам и органам, которые в ней нуждаются.
Учитывая это, можно изучить взаимодействие как в виде элемента организации работы органов прокуратуры, так и в виде самостоятельного участка внешне функциональной деятельности прокуратуры в целом.
Степень разработанности. Исследованию проблем взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления посвящено множество работ.
Теоретические аспекты изучения системы государственной власти анализировались в работах Д.С. Ехохина [19], А.А. Жидких [20], Е.Д. Федоренко [46], В.Е. Чиркина [54] и т.д.
Проблемам взаимодействия посвящены труды Н.Н. Земеровова [22], И.В. Ирхина [23], Е.Е. Чурбанова [55], А.В. Щербаков [57].
Объектом исследования выступают публично-правовые отношения, складывающиеся в России по поводу взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и прокуратуры.
Предметом исследования выступают: содержание деятельности прокуратуры по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также практика осуществления взаимодействия.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Задачами исследования являются:
- исследовать организационно-правовые основы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- определить содержание организации работы прокуратуры по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- проанализировать современное состояние взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и местного самоуправления;
- рассмотреть практику взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в борьбе с коррупцией;
- выявить проблемы, возникающие в процессе взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления, и определить возможные варианты их решения;
- определить основные направления совершенствования
взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности.
Методологическую основу исследования образовали общенаучные, специальные и частно-научные методы получения научных знаний: исторический, логический, функциональный, конкретно-социологический, статистический, формально-юридический.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов таких авторов 6 как: М.С. Шалумов, В. Стрельников, А.Я. Мыцыков, В.А. Кузьмин, Е.В. Китрова, А.Ю. Гулягин, Ю.С. Дибиров, В.Ю. Варламов, К.Д. Гасников и др.
Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», законодательные акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, а также соглашения о сотрудничестве (взаимодействии) органов прокуратуры государственной власти и органов местного самоуправления.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
В первой главе были изучены основные положения взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
По итогу исследования мы пришли к выводу, что взаимодействие органов прокуратуры с государственной и местной властью представляет собой общественные отношения, характеризующиеся определенными принципами и условиями совместной деятельности. Как и у всех общественных отношений, у них можно выделить определенную характеристику.
Она включает в себя субъектно-объектный состав, цели и задачи деятельности, а также основы взаимодействия - принципы, условия и иные объективные факторы. Рассмотрим более подробно указанную характеристику.
Взаимодействие, возникающее в общественных отношениях государственных и местных органов власти и прокуратуры, направлено на совместное осуществление действий и организацию мероприятий профилактического характера по улучшению правопорядка в регионе или в целом по стране.
Взаимодействие может носить плановый и внеплановый характер, когда возникает резонансная ситуация, требующая вмешательства правоохранительных и властных органов.
Плановое взаимодействие предполагает совместное проведение мероприятий для проработки вопросов, требующих внимания правоохранительных органов, например, работу с потенциальной криминализованной группой граждан.
Разобщенность целей, а также обозначенных задач представляет собой основание для утраты основной сути взаимодействия, так как в этой ситуации все участники, являющиеся активными, осуществляют ряд иных задач, а также достигаю свои цели.
Также стоит сделать акцент на том, что в качестве довольно значимого условия, стоит обозначить реализацию взаимодействия, которая выражается через согласованность действий, осуществляемых субъектами согласно времени и места.
Это имеет непосредственное отношение, к процессу обмена данными между теми, кто принимает участие во взаимодействии, по той причине, что абсолютно все сведения, в случаях их передачи с опозданием, могут утратить собственною актуальность до того момента, когда будет осуществлена их передача.
Именно это становится основанием для того, что степень воздействия данных сведений будет снижена до минимума.
Проанализировав во второй главе организацию взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности , мы пришли к выводу, что взаимодействие органов прокуратуры области с органами власти и местного самоуправления продолжает оставаться ключевым направлением деятельности прокуратуры, позволяющим эффективно осуществлять надзор в различных сферах правоотношений и своевременно влиять на состояние законности.
Прокуратура является системой органов, главная задача которых заключается в осуществлении надзора. При этом прокуратура является своего рода гарантом того, что на территории РФ будет работать единое правовое пространство, а принципы федерализма и государственности будут укреплены.
Сейчас можно быть уверенным в том, что улучшение правовой системы в РФ, как и обеспечение единства для РФ правового пространства - это те цели, которых невозможно достигнуть без непосредственного участия органов
прокуратуры и ее деятельности, направленной на формирование норм и законов.
Различные по степени компетенции и объему правого регулирования прокуроры принимают непосредственное участие в правовой регламентации общественных взаимоотношений с помощью разработки нормативных актов, а также направления модельных актов, данных и информации. Они же улучшают действующие нормы права с помощью замечаний и предложений.
Решение задач, формируемых Генпрокуратурой РФ, направленных на активное участие прокуроров в нормотворческой работе, нельзя представлять без взаимодействия различных подразделений прокуратуры по формированию деятельности в указанных сферах.
Подводя итоги третьей главы, был сделан вывод, что по вопросам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что формы взаимодействия в сфере муниципального нормотворчества постоянно совершенствуются.
считаем необходимым для осуществления контроля за расходами лица, занимающего соответствующую должность, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей разработать более четкие методические рекомендации по его реализации. Также в силу специфики соответствующей деятельности прокуратуры считаем возможным установить административную ответственность за воспрепятствование прокурору в осуществлении контроля за расходами определенных законом лиц.
Для повышения эффективности независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» необходимо внести изменения, которое предусматривало бы обязательность направления в органы прокуратуры мотивированного ответа на заключение. В целях увеличения превентивного направления в деятельности прокуратуры по противодействию коррупции важно активнее использовать полномочия прокурора по проведению правового просвещения в органах местного самоуправления и проведению обучающих семинаров, направленных на разъяснение действующего законодательства и формирование правосознания, негативно воспринимающего коррупцию как явление, у должностных лиц органов местного самоуправления.
Таким образом, взаимосогласованная деятельность сторон позволяет эффективно решать актуальные муниципальные проблемы, требующие правового регулирования.
1. Абмаев Н.А. К вопросу о результатах рассмотрения жалоб на следователя (дознавателя) органами прокуратуры РФ / Н.А. Абмаев // Современная юридическая наука и практика: актуальные проблемы Сборник научных статей (по материалам II Международного форума магистрантов, аспирантов и молодых ученых). - 2017. - С. 56 - 59.
2. Алиев Х.О. Система и структура органов прокуратуры Российской Федерации / Х.О. Алиев // Общество XXI века: итоги, вызовы, перспективы. - 2016. - № 5. - С. 81 - 85.
3. Ахмедов Р.А. Роль прокуратуры РФ в защите прав и свобод человека и гражданина в современных условиях / Р.А. Ахмедов // Новая наука: От идеи к результату. - 2017. - Т. 1. - № 2. - С. 204 - 207.
4. Безотосная О.С. Проблемы правового регулирования надзорной деятельности прокуратуры / О.С. Безотосная // Проблемы науки. - 2016. - № 12 (13). - С. 88 - 91.
5. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционализация
прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики / Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 5. - С. 9 - 23.
6. Борисенко И.В. Актуальные проблемы участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами / И.В. Борисенко // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. - 2018. - № 4. - С. 172 - 175.
7. Боруленков Ю.П. Место прокуратуры в системе органов уголовного преследования / Ю.П. Боруленков // Уголовное судопроизводство. - 2019. - № 2. - С. 20 - 23.
8. Вифлеемский А.Б. Ограничения для органов прокуратуры / А.Б. Вифлеемский А.Б. // Народное образование. - 2018. - № 9. - С. 38 - 47.
9. Воронин О.В. О содержании функции участия прокурора в рассмотрении дел судами / О.В. Воронин // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2017. - № 3 (9). - С. 42 - 54
10. Воронин С.А. Надзорная функция прокуратуры (теоретический аспект) / С.А. Воронин // Административное и муниципальное право. - 2017.
- № 5. - С. 433 - 438.
11. Воскобитова Л.А. Апелляция - принципиально новый институт в уголовном судопроизводстве / Л.А. Воскобитова // Апелляция: реалии, тенденции и перспективы. - 2018. - С. 39 - 41.
12. Вельш В.Ю., Ипатова А.С. Роль прокуратуры в муниципальном правотворчестве / В.Ю. Вельш, А.С. Ипатова // В сборнике: Эволюция российского права Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. 2019. С. 7-9.
13. Гальченко А.И. Роль прокуратуры в обеспечении национальной безопасности / А.И. Гальченко // Законность. - 2020. - № 12. - С. 16 - 19.
14. Гальченко А.И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы / А.И. Гальченко // Lex russica. - 2018. - № 11. - С. 1346 - 1359.
15. Гилимханова Г.А. Сущность прокуратуры и ее место в системе органов государственной власти / Г.А. Гилимханова //Законность. - 2020. Т. 2.- № 56. - С. 339 - 341.
16. Джиоев С.Х. Некоторые направления совершенствования законодательной регламентации правотворческой деятельности прокуроров / С.Х. Джиоев // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 8 (60). С. 40-46.
17. Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики / В.Б. Евдокимов, Т.А. Тухватуллин // Юридический мир. - 2018. - № 3. - С. 14 - 19.
18. Евдокимов К.Н., Таскаев Н.Н. К вопросу о совершенствовании конституции РФ в контексте развития современного российского общества и деятельности органов прокуратуры / К.Н. Евдокимов, Н.Н. Таскаев // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы развития правового государства Иркутск, 2019. - С. 85 - 90.
19. Ехохина Д.С. Система органов государственной власти, обеспечивающих национальную безопасность в Российской Федерации / Д.С. Ехохина // Ученые заметки ТОГУ. - 2019. Т. 5. - № 4. - С. 378 - 385.
20. Жидких А.А. Современные приоритеты участия прокуратуры в правотворческой деятельности / А.А. Жидких // Законность. - 2017. - № 5. - С. 21 - 23.
21. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 10.02.2014. - № 6. - Ст. 548.
22. Земеров Н.Н. Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов / Н.Н. Замеров // Законность. - 2020. - № 9. - С. 32 - 34.
23. Ирхин И.В. К вопросу о взаимодействии Администрации Президента РФ с органами прокуратуры / И.В. Ирхин // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 12. - С. 51 - 54.
24. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
25. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1;22.11.2021. - № 47. - Ст. 7945.
26. Капинус О.С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в уголовном судопроизводстве / О.С. Капинус // Прокурор. - 2019. - № 2. - С. 11 - 14.
27. Капинус О.С. Прокурорский надзор за исполнением законов: состояние и перспективы развития/ О.С. Капинус // Законность. - 2017. - № 7.- С. 27 - 30.
28. Кожевников О.А. О направлениях деятельности прокуратуры / О.А. Кожевникова // Российский юридический журнал. - 2019. - № 1. - С. 109 - 114.
29. Коробейников Б.В. Прокурорский надзор - важное средство защиты прав человека и гражданина / Б.В. Коробейников // Вестник Костромского государственного университета. - 2020. - Т. 21. - № 1. - С. 197- 201.
30. Курочкина Л.А. Прокурор в суде апелляционной инстанции: кто он? /Л.А. Курочкина // Законность. - 2017. - № 7. - С. 26 - 29.
31. Официальный сайт Г енеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:https://procrf.ru/rukovodstvo (дата обращения 09.03.2022)
32. Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 (ред. от
11.08.2020) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» (вместе с «Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации») // Документ официально опубликован не был [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118155/ (дата
обращения 09.03.2022).
33. Приказ Генпрокуратуры России от 24.11.2008 N 243 (ред. от 15.03.2018) «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» // Документ официально опубликован не был [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128481/ (дата обращения 09.03.2022).
34. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от
28.09.2021) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141740/ (дата обращения 09.03.2022).
35. Приказ Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 (ред. от
27.05.2021) «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127074/ (дата
обращения 09.03.2022).
36. Приказ Г енпрокуратуры РФ от 27.12.2007 N 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» // Законность. - 2008. - № 3.
37. Приказ Генпрокуратуры России от 01.11.2011 N 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора»
38. Приказ Генпрокуратуры России от 25.12.2012 N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»
39. Приказ Генпрокуратуры России от 16 мая 2017 г. № 346 «Об утверждении и о введении в действие статистического отчета «О работе прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений» по форме ОЖ и Инструкции по его формированию»
40. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от
28.12.2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов» // Документ официально опубликован не был [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98703/ (дата обращения 09.03.2022).
41. Приказ Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73311/ (дата обращения 09.03.2022).
42. «Положение о правовом управлении Генеральной прокуратуры
Российской Федерации» (утв. Генпрокуратурой России 26.08.2019) (ред. от 09.08.2021) // Документ официально опубликован не был [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_361738/ (дата обращения 09.03.2022).
43. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 25 декабря 2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об
оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Российская газета. - 15.01.2019. - № 6.
44. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Г осударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // Собрание законодательства РФ. - 28.07.2003. - № 30. - Ст. 3101.
45. Указание Генпрокуратуры России от 06 марта 2020 № 137/9 «О совершенствовании работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность. - 2020. - № 4.
46. Федоренко Е.Д. Место прокуратуры РФ в системе разделения властей / Е.Д. Федоренко // Прокуратура России: вчера, сегодня, завтра: материалы XV Международных Конивских чтений. - 2018. - С. 213 - 219.
47. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20.11.1995. - № 47. - Ст. 4472; 05.07.2021. - № 27 (часть I). - Ст. 5093.
48. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.05.2006. - № 1. - Ст. 45; 31.12.2018. - 53 (часть I). - Ст. 8454.
49. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999. - № 42. - Ст. 5005; 27.12.2021. - № 52 (часть I). - Ст. 8973.
50. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) // Собрание
законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822; 03.01.2022. - № 1 (Часть I). - Ст. 61.
51. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 903; 05.07.2021. - № 27 (часть I). - Ст. 5083.
52. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1 -ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 25.07.1994. - № 13. - Ст. 1447; 05.07.2021. - № 27 (часть I). - Ст. 5045.
53. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. - 20.07.2009.
- № 29. - Ст. 3609; 15.10.2018. - № 42 (часть II). - Ст. 6376.
54. Чиркин В.Е. Государствоведение. - 3-е изд., испр. и доп. - М.; Воронеж, 2020. - 453 с.
55. Чурбанова Е.Е. Участие прокуратуры в нормотворчестве / Е. Е. Чурбанова. — Текст : непосредственный / Е.Е Чурбанова // Молодой ученый.
- 2019. - № 47 (285). - С. 418-420.
56. Шобухин В.Ю. Тенденции и перспективы развития конституционно-правового статуса российской прокуратуры, и современная судебная реформа / В.Ю. Шобухин // Современное право. - 2017. - № 11. - С. 36 - 40.
57. Щербаков А.В. Взаимодействие прокуратуры с органами власти и местного самоуправления / А.В. Щербаков // Законность. - 2018. - № 10. - С. 7 - 10.
58. Якимович Ю.К. Назначение прокуратуры и процессуальные функции прокурора / Ю.К. Якимович // Законность. - 2017. - № 8. - С. 3 - 7.