РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления 8
1.1 Сущность развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления... 8
1.2 Дидактические игры как средство развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр 24
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у детей
4-5 лет 24
2.2 Содержание работы по развитию у детей 4-5 лет наглядно-образного
мышления посредством дидактических игр 35
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования уровня развития у
детей 4-5 лет наглядно-образного мышления 44
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления 8
1.1 Сущность развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления... 8
1.2 Дидактические игры как средство развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр 24
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у детей
4-5 лет 24
2.2 Содержание работы по развитию у детей 4-5 лет наглядно-образного
мышления посредством дидактических игр 35
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования уровня развития у
детей 4-5 лет наглядно-образного мышления 44
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения
Путь познания окружающего мира, который проходит ребенок в возрасте до семи лет, огромен. За это время дошкольник много узнает об окружающем его мире. Сознание ребенка не только заполняется отдельными образами и представлениями, но и характеризуется целостным восприятием и пониманием окружающей его действительности.
Проблема исследования уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников до сих пор остается актуальной, несмотря на то, что ей уделяется много внимания со стороны разных исследователей. Актуальность ее заключается в том, что изучение особенностей интеллектуальной сферы, а точнее мышления, и результаты этого изучения могут повлиять на выбор методов развития на последующем дошкольном этапе образовательной деятельности.
Детство в дошкольном возрасте является оптимальным периодом в умственном развитии детей. Во многих психологических исследованиях установлено, что темп умственного развития у дошкольников высокий по сравнению со старшими возрастными периодами. Дети дошкольного возраста могут с успехом познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи. Это является необходимой основой для развития мышления в целом.
Игра тесным образом связана с развитием личности ребенка дошкольного возраста, ведь именно в этот период ее особенно интенсивного развития, она приобретает особое значение. В ранние и дошкольные годы жизни детей игра является видом деятельности, в котором формируется их личность. Игра - это первая и основная деятельность, которой принадлежит значимая роль в развитии личности ребенка, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, но, не смотря на это, он, играя, ее приобретает, потому что у дошкольника закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия и явления, которые являются для него новоприобретенными и которые еще не стали привычными. В результате в процессе игры дошкольник развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Проблема развития наглядно-образного мышления изучалась многими педагогами и психологами и отображена в работах М.И. Еникеева, А.А. Крылова, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова.
Исследования Р.С. Немова показали, что наглядно-образное мышление доминирует над другими видами. От уровня развития наглядно-образного мышления будет зависеть готовность ребенка к школе.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления и недостаточностью методических разработок, посвященных применению дидактических игр для целей развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления.
Предмет исследования: развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр будет эффективным, если:
- подобран комплекс дидактических игр для развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
- по подобранному комплексу дидактических игр разработаны коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
- разработаны консультации для родителей по применению дидактических игр в целях развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления.
Исходя из цели нашего исследования, мы поставили ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
2) подобрать комплекс методов диагностики наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет;
3) выявить уровень развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
4) разработать и внедрить коррекционно-развивающие занятия по развитию у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр, оценить их эффективность.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, тестирование;
- методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования являлись анализ научно-методической литературы М.И. Еникеева, А.А. Крылова, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова по проблеме исследования развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления и анализ научно-методической литературы А.К. Бондаренко, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, Е.О. Смирновой по применению дидактических игр в дошкольном возрасте.
Новизна исследования состоит в обосновании возможности развития наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет посредством дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты изучения развития наглядно-образного мышления детей 4-5 лет дополняют имеющиеся научные данные в области развития данного вида мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, методы диагностики, разработанные коррекционно-развивающие занятия по развитию у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр, могут использоваться педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций.
База исследования: АНО ДО «Планета детства» Лада» детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти. Выборку составили 24 дошкольника 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (29 источников), 7 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 2 рисунками.
Проблема исследования уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников до сих пор остается актуальной, несмотря на то, что ей уделяется много внимания со стороны разных исследователей. Актуальность ее заключается в том, что изучение особенностей интеллектуальной сферы, а точнее мышления, и результаты этого изучения могут повлиять на выбор методов развития на последующем дошкольном этапе образовательной деятельности.
Детство в дошкольном возрасте является оптимальным периодом в умственном развитии детей. Во многих психологических исследованиях установлено, что темп умственного развития у дошкольников высокий по сравнению со старшими возрастными периодами. Дети дошкольного возраста могут с успехом познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи. Это является необходимой основой для развития мышления в целом.
Игра тесным образом связана с развитием личности ребенка дошкольного возраста, ведь именно в этот период ее особенно интенсивного развития, она приобретает особое значение. В ранние и дошкольные годы жизни детей игра является видом деятельности, в котором формируется их личность. Игра - это первая и основная деятельность, которой принадлежит значимая роль в развитии личности ребенка, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, но, не смотря на это, он, играя, ее приобретает, потому что у дошкольника закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия и явления, которые являются для него новоприобретенными и которые еще не стали привычными. В результате в процессе игры дошкольник развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Проблема развития наглядно-образного мышления изучалась многими педагогами и психологами и отображена в работах М.И. Еникеева, А.А. Крылова, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова.
Исследования Р.С. Немова показали, что наглядно-образное мышление доминирует над другими видами. От уровня развития наглядно-образного мышления будет зависеть готовность ребенка к школе.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления и недостаточностью методических разработок, посвященных применению дидактических игр для целей развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления.
Предмет исследования: развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр будет эффективным, если:
- подобран комплекс дидактических игр для развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
- по подобранному комплексу дидактических игр разработаны коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
- разработаны консультации для родителей по применению дидактических игр в целях развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления.
Исходя из цели нашего исследования, мы поставили ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
2) подобрать комплекс методов диагностики наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет;
3) выявить уровень развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
4) разработать и внедрить коррекционно-развивающие занятия по развитию у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр, оценить их эффективность.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, тестирование;
- методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования являлись анализ научно-методической литературы М.И. Еникеева, А.А. Крылова, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова по проблеме исследования развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления и анализ научно-методической литературы А.К. Бондаренко, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, Е.О. Смирновой по применению дидактических игр в дошкольном возрасте.
Новизна исследования состоит в обосновании возможности развития наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет посредством дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты изучения развития наглядно-образного мышления детей 4-5 лет дополняют имеющиеся научные данные в области развития данного вида мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, методы диагностики, разработанные коррекционно-развивающие занятия по развитию у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр, могут использоваться педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций.
База исследования: АНО ДО «Планета детства» Лада» детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти. Выборку составили 24 дошкольника 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (29 источников), 7 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 2 рисунками.
В ходе написания нашей работы была изучена и проанализирована научно-методическая литература по проблеме развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы можем наблюдать, что определение наглядно-образному мышлению дают многие авторы и методисты. Наиболее полное определение, на наш взгляд, дает Р.С. Немов, который считает, что наглядно-образное мышление является способом решения задач, который включает в себя наблюдение за ситуацией и оперирование образцами составляющих ее предметов без практических действий с ними.
На основе анализа литературы и в процессе исследования мы убедились в том, что дидактическая игра способствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, активнее, потому что игра является основным видом деятельности, присущим дошкольному возрасту. В ходе дидактической игры дошкольники учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Дидактическая игра учит детей опираться в решении задачи на представления о ранее воспринятых предметах. В таких играх ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, придумывать рассказы с включением небылиц.
Наше экспериментальное исследование проходило на базе АНО ДО «Планета детства» Лада» детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти.
Эмпирическую выборку составили 24 дошкольника 4-5 лет.
На основании исследований М.И. Еникеева, А.А. Крылова, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова мы выделили пять критериев наглядно-образного мышления, и определили их показатели, опираясь на которые мы подобрали необходимые диагностические методики Р.С. Немова: «Кому чего недостает?» (сформированность целостного восприятия ситуаций), «Нелепицы» (сформированность понимания внутренней логики действий в сюжете), «Что здесь лишнее?» (сформированность понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями), «Раздели на группы» (сформированность установления причинно-следственных связей и отношений между объектами) и «Почини коврик» (сформированность мыслительных процессов, анализа, синтеза, сравнения).
Анализ и интерпретация данных исследования позволили на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень развития наглядно- образного мышления у детей 4-5 лет. Нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе процентное соотношение дошкольников с низким и средним уровнями были равны. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления отсутствовал.
На формирующем этапе исследования мы разработали и внедрили коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр. Также нами были разработаны консультации для родителей по применению дидактических игр для развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления.
Повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента показала повышение уровня развития наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет в экспериментальной группе, а именно: повышение уровня развития целостного восприятия ситуации, повышение уровня сформированности понимания внутренней логики действий в сюжете, повышение уровня сформированности понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями, повышение уровня установления причинно-следственных связей и отношений между объектами, повышение уровня развития мыслительных процессов, что свидетельствует об эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе, решены. Гипотеза исследования о том, что развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр будет эффективным, если: подобран комплекс дидактических игр для развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления; по подобранному комплексу дидактических игр разработаны коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления; разработаны консультации для родителей по применению дидактических игр в целях развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления, доказана.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы можем наблюдать, что определение наглядно-образному мышлению дают многие авторы и методисты. Наиболее полное определение, на наш взгляд, дает Р.С. Немов, который считает, что наглядно-образное мышление является способом решения задач, который включает в себя наблюдение за ситуацией и оперирование образцами составляющих ее предметов без практических действий с ними.
На основе анализа литературы и в процессе исследования мы убедились в том, что дидактическая игра способствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, активнее, потому что игра является основным видом деятельности, присущим дошкольному возрасту. В ходе дидактической игры дошкольники учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Дидактическая игра учит детей опираться в решении задачи на представления о ранее воспринятых предметах. В таких играх ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, придумывать рассказы с включением небылиц.
Наше экспериментальное исследование проходило на базе АНО ДО «Планета детства» Лада» детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти.
Эмпирическую выборку составили 24 дошкольника 4-5 лет.
На основании исследований М.И. Еникеева, А.А. Крылова, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова мы выделили пять критериев наглядно-образного мышления, и определили их показатели, опираясь на которые мы подобрали необходимые диагностические методики Р.С. Немова: «Кому чего недостает?» (сформированность целостного восприятия ситуаций), «Нелепицы» (сформированность понимания внутренней логики действий в сюжете), «Что здесь лишнее?» (сформированность понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями), «Раздели на группы» (сформированность установления причинно-следственных связей и отношений между объектами) и «Почини коврик» (сформированность мыслительных процессов, анализа, синтеза, сравнения).
Анализ и интерпретация данных исследования позволили на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень развития наглядно- образного мышления у детей 4-5 лет. Нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе процентное соотношение дошкольников с низким и средним уровнями были равны. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления отсутствовал.
На формирующем этапе исследования мы разработали и внедрили коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр. Также нами были разработаны консультации для родителей по применению дидактических игр для развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления.
Повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента показала повышение уровня развития наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет в экспериментальной группе, а именно: повышение уровня развития целостного восприятия ситуации, повышение уровня сформированности понимания внутренней логики действий в сюжете, повышение уровня сформированности понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями, повышение уровня установления причинно-следственных связей и отношений между объектами, повышение уровня развития мыслительных процессов, что свидетельствует об эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе, решены. Гипотеза исследования о том, что развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр будет эффективным, если: подобран комплекс дидактических игр для развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления; по подобранному комплексу дидактических игр разработаны коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления; разработаны консультации для родителей по применению дидактических игр в целях развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления, доказана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством строительно-конструктивных игр
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Развитие у детей 5-6 лет связной повествовательной речи посредством дидактических сказок
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Формирование у старших дошкольников логического и наглядно-образного мышления средствами развивающих игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников посредством календаря природы (Методика обучения и воспитания)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития (Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития, Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020



