Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №107935

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления 8
1.1 Сущность развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления... 8
1.2 Дидактические игры как средство развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр 24
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у детей
4-5 лет 24
2.2 Содержание работы по развитию у детей 4-5 лет наглядно-образного
мышления посредством дидактических игр 35
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования уровня развития у
детей 4-5 лет наглядно-образного мышления 44
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения

Путь познания окружающего мира, который проходит ребенок в возрасте до семи лет, огромен. За это время дошкольник много узнает об окружающем его мире. Сознание ребенка не только заполняется отдельными образами и представлениями, но и характеризуется целостным восприятием и пониманием окружающей его действительности.
Проблема исследования уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников до сих пор остается актуальной, несмотря на то, что ей уделяется много внимания со стороны разных исследователей. Актуальность ее заключается в том, что изучение особенностей интеллектуальной сферы, а точнее мышления, и результаты этого изучения могут повлиять на выбор методов развития на последующем дошкольном этапе образовательной деятельности.
Детство в дошкольном возрасте является оптимальным периодом в умственном развитии детей. Во многих психологических исследованиях установлено, что темп умственного развития у дошкольников высокий по сравнению со старшими возрастными периодами. Дети дошкольного возраста могут с успехом познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи. Это является необходимой основой для развития мышления в целом.
Игра тесным образом связана с развитием личности ребенка дошкольного возраста, ведь именно в этот период ее особенно интенсивного развития, она приобретает особое значение. В ранние и дошкольные годы жизни детей игра является видом деятельности, в котором формируется их личность. Игра - это первая и основная деятельность, которой принадлежит значимая роль в развитии личности ребенка, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, но, не смотря на это, он, играя, ее приобретает, потому что у дошкольника закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия и явления, которые являются для него новоприобретенными и которые еще не стали привычными. В результате в процессе игры дошкольник развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Проблема развития наглядно-образного мышления изучалась многими педагогами и психологами и отображена в работах М.И. Еникеева, А.А. Крылова, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова.
Исследования Р.С. Немова показали, что наглядно-образное мышление доминирует над другими видами. От уровня развития наглядно-образного мышления будет зависеть готовность ребенка к школе.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления и недостаточностью методических разработок, посвященных применению дидактических игр для целей развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления.
Предмет исследования: развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр будет эффективным, если:
- подобран комплекс дидактических игр для развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
- по подобранному комплексу дидактических игр разработаны коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
- разработаны консультации для родителей по применению дидактических игр в целях развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления.
Исходя из цели нашего исследования, мы поставили ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
2) подобрать комплекс методов диагностики наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет;
3) выявить уровень развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления;
4) разработать и внедрить коррекционно-развивающие занятия по развитию у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр, оценить их эффективность.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, тестирование;
- методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования являлись анализ научно-методической литературы М.И. Еникеева, А.А. Крылова, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова по проблеме исследования развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления и анализ научно-методической литературы А.К. Бондаренко, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, Е.О. Смирновой по применению дидактических игр в дошкольном возрасте.
Новизна исследования состоит в обосновании возможности развития наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет посредством дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты изучения развития наглядно-образного мышления детей 4-5 лет дополняют имеющиеся научные данные в области развития данного вида мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, методы диагностики, разработанные коррекционно-развивающие занятия по развитию у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр, могут использоваться педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций.
База исследования: АНО ДО «Планета детства» Лада» детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти. Выборку составили 24 дошкольника 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (29 источников), 7 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 2 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания нашей работы была изучена и проанализирована научно-методическая литература по проблеме развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы можем наблюдать, что определение наглядно-образному мышлению дают многие авторы и методисты. Наиболее полное определение, на наш взгляд, дает Р.С. Немов, который считает, что наглядно-образное мышление является способом решения задач, который включает в себя наблюдение за ситуацией и оперирование образцами составляющих ее предметов без практических действий с ними.
На основе анализа литературы и в процессе исследования мы убедились в том, что дидактическая игра способствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, активнее, потому что игра является основным видом деятельности, присущим дошкольному возрасту. В ходе дидактической игры дошкольники учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Дидактическая игра учит детей опираться в решении задачи на представления о ранее воспринятых предметах. В таких играх ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, придумывать рассказы с включением небылиц.
Наше экспериментальное исследование проходило на базе АНО ДО «Планета детства» Лада» детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти.
Эмпирическую выборку составили 24 дошкольника 4-5 лет.
На основании исследований М.И. Еникеева, А.А. Крылова, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова мы выделили пять критериев наглядно-образного мышления, и определили их показатели, опираясь на которые мы подобрали необходимые диагностические методики Р.С. Немова: «Кому чего недостает?» (сформированность целостного восприятия ситуаций), «Нелепицы» (сформированность понимания внутренней логики действий в сюжете), «Что здесь лишнее?» (сформированность понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями), «Раздели на группы» (сформированность установления причинно-следственных связей и отношений между объектами) и «Почини коврик» (сформированность мыслительных процессов, анализа, синтеза, сравнения).
Анализ и интерпретация данных исследования позволили на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень развития наглядно- образного мышления у детей 4-5 лет. Нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе процентное соотношение дошкольников с низким и средним уровнями были равны. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления отсутствовал.
На формирующем этапе исследования мы разработали и внедрили коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр. Также нами были разработаны консультации для родителей по применению дидактических игр для развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления.
Повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента показала повышение уровня развития наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет в экспериментальной группе, а именно: повышение уровня развития целостного восприятия ситуации, повышение уровня сформированности понимания внутренней логики действий в сюжете, повышение уровня сформированности понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями, повышение уровня установления причинно-следственных связей и отношений между объектами, повышение уровня развития мыслительных процессов, что свидетельствует об эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе, решены. Гипотеза исследования о том, что развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления посредством дидактических игр будет эффективным, если: подобран комплекс дидактических игр для развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления; по подобранному комплексу дидактических игр разработаны коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления; разработаны консультации для родителей по применению дидактических игр в целях развития у детей 4-5 лет наглядно-образного мышления, доказана.



1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада. / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
2. Брушлинский А. В., Мышление и обобщение [Текст]/ Брушлинский А. В Поликарпов В. А.,- Самара : Самар. Дом печати, 1999. - 128 с.
3. Векгер, Л. М. Психические процессы. Мышление и интеллект [Текст] / Л.М. Векгер. - Л.: изд. Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова, 1976. - 342 с.
4. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Под редакцией Л. А. Венгера. - М.: «Педагогика», 1986. - 225 с.
5. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И. С. Якиманской. - М. : Педагогика, 1989. - 223 с.
6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : «Проспект», 2000. - 584 с.
7. Гаврилина, С. Е. Развиваем мышление [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина. - М. : Просвещение, 2000. - 150 с.
8. Гальперин, П. Я., Языковое сознание и некоторые вопросы
взаимоотношения языка и мышления [Текст] / Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. - М.: Издательство Институт практической
психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. - С. 430-441.
9. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология [Текст] : учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М. : Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 467 с.
10. Еникеева, М. И., Психологический энциклопедический словарь [Текст]/ М.И. Еникеева. - М. : Проспект, 2010. - 560 с.
11. Зинченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании [Текст]/ В.П. Зинченко - М.: Тривола, 1995. - 64 с.
12. Капарулина, В.Н., Смирнова, М.Н., Гордеева, Н.О., и Балобанова, Л.Н. Психологический словарь под общей ред. Ю.Л. Неймира [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. [Текст]/ Я.Л. Коломинский - М.:Просвещение, 1988 - 190с.
14. Люблинская А. А., Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. [Текст]/ А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
15. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. - 582 с.
16. Мухина B. C., Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
17. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. к учеб. заведений: в 3кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 479 с.
18. Общая психология / сост. Е. И. Рогов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 254 с.
19. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М. : Педагогика, 1988. - 248 с.
20. Петровский А.В. Психология: Словарь [Текст]/ Под ред. А.В. Петровского, М. П Ярошевского - М., 1990
21. Поддьяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 342 с.
22. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М. : Педагогика, 1977. - 342 с.
23. Проскура, Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника [Текст] / Е.Ф. Проскурова. - Киев, 2001. - 208 с.
24. Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ Гроженко Б. Л., 2000. - 185 с.
25. Путляева, Л.О развитии мышления [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 35-38.
26. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1958. - 586 с.
27. Смирнова, Е. О. Ранний возраст: игры развивающие мышление [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 22-23.
28. Тихомиров, O. K. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
29. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития. [Текст]/ Эльконин Б.Д - М.: Тривола, 1994. - 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ