Введение 4
Глава 1 Теоретические основы повышения технической подготовленности квалифицированных боксёров 7
1.1 Техника двигательных действий в боксе 7
1.2 Спортивные соревнования как основная форма проверки
подготовленности боксёра 15
1.3 Специальная техническая подготовка боксёра 20
Глава 2 Методы и организация исследования 27
2.1 Методы педагогического исследования 27
2.2 Организация педагогического исследования 29
Глава 3 Результаты педагогического исследования и их обсуждение 31
3.1 Особенности повышение технической подготовки боксёров
в ходе педагогического эксперимента 31
3.2 Результаты физической подготовки боксёров в ходе
педагогического эксперимента 38
3.3 Результаты технической подготовки боксёров в ходе
педагогического эксперимента 43
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Актуальность исследования. Достижение цели спортивной тренировки осуществляется за счет решения задач: обеспечить всестороннее развитие физических качеств, функциональных систем организма, освоить технику и тактику избранного вида спорта, показать высокий результат на соревнованиях. Успех в любом виде спорта достигается за счет координированной работы мышц всего тела, согласованной деятельности всех органов и систем организма, напряжения воли и психики спортсмена. Для осуществления физической и технической подготовки применяются разнообразные физические упражнения, особенно общеразвивающие и специальные. Подбор таких упражнений осуществляется с учетом особенностей вида спорта, возраста и подготовленности спортсменов. Техника спортсмена определяется кинематическими и динамическими характеристиками. К кинематическим характеристикам техники относятся пространственные, временные и пространственно-временные особенности движений. Положения, перемещения и направления движения тела и звеньев тела спортсмена в пространстве, их траектория, амплитуда, длина шага и др. относятся к пространственным характеристикам техники. Длительность движений и действий, темп и ритм движений - к временным характеристикам. В каждом виде спорта в целом имеется часть, в части - фаза, в фазе - элементы движений, от правильного выполнения которых в значительной мере зависит их эффективность. Они называются, соответственно, основной частью, основной фазой и основным элементом данного двигательного действия. Тактический замысел сводится к стремлению технически совершенно воспроизвести упражнение, более интенсивно, четко выполнить определенную часть или фазу движения. Соперники оказывают косвенное воздействие друг на друга. Средством взаимовлияния оказываются главным образом результаты, показываемые ими в ходе спортивной борьбы.
Теоретическая база исследования: педагогический эксперимент проводили на базе МБУ ДО СШОР №8 «Союз» г.о. Тольятти.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс квалифицированных боксёров 15-17 лет.
Предмет исследования: техническая подготовка квалифицированных боксёров 15-17 лет.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать эффективность повышения уровня технической подготовленности боксеров, используя отработку технических приемов со спортивными боксерскими снарядами и включая в тренировочный процесс поединки одновременно с двумя партнерами и с партнерами разного роста.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были решены следующие задачи:
1) Изучить особенности организации тренировочных занятий по технической подготовке квалифицированных боксёров 15-17 лет в МБУ ДО СШОР №8 «Союз» г.о. Тольятти
2) Теоретически и экспериментально обосновать эффективность повышения уровня технической подготовленности боксеров, используя различные средства и спортивные боксёрские снаряды.
3) Оценить уровень технической подготовки квалифицированных боксёров после оптимизации тренировочного процесса.
Гипотеза исследования. Предполагалось что, повышению технической подготовленности квалифицированных боксёров будут способствовать разнообразные способы выполнения одного и того же атакующего и защитного приема, применяя различные варианты построения боксерского поединка с учетом уровня технической подготовленности противника.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, контрольные испытания (тесты), метод математической статистики.
Научная новизна: эффективность становления и совершенствования технической подготовленности квалифицированных боксёров позволит сформировать совершенный двигательный навык, который будет способствовать хорошей технической подготовке и умению эффективно применять свои знания и умения в условиях соревнований.
Практическая значимость заключается в том, что результаты педагогического исследования позволят изучить организацию тренировочных занятий по развитию технической подготовленности квалифицированных боксёров.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 4 таблицы, 10 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 52 страницах.
В ходе проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1) Для осуществления физической и технической подготовки применяются разнообразные физические упражнения, особенно специальные. Подбор таких упражнений осуществляется с учетом особенностей вида спорта, возраста и подготовленности спортсменов. Использование всего многообразия средств на различных этапах является одним из решающих факторов, определяющих эффективность тренировочного процесса. Многообразие методов поможет мотивировать занимающихся к активной тренировочной деятельности, проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и достигать вершин спортивного мастерства. Тренировочные нагрузки, направленные на развитие всех физических качеств и развитие технической подготовки, имеют положительный перенос на соревновательную деятельность.
2) В ходе педагогического эксперимента мы разработали и внедрили тренировочные занятия по боксу, используя процесс отработки технических приемов со спортивными боксерскими снарядами и поединки одновременно с двумя партнерами и с партнерами разного роста. Врачебно-педагогическое наблюдения проводили в целях изучения воздействия на организм боксёров тренировочной и соревновательной нагрузок, определения специальной тренированности, изучения восстановительного периода после тренировок и соревнований, а также в целях профилактики случаев переутомления, перенапряжения и перетренировок. Педагогические наблюдения проводили на протяжении всего педагогического эксперимента, мы присутствовали на учебно-тренировочных занятиях, наблюдали за спортсменами, проводили тренировки с квалифицированных боксёров. Мы изучали показатели технической подготовленности боксёров в ходе поединка за раунд: количество нанесенных противнику точных атакующих ударов (кол-во раз), количество отраженных ударов (кол-во раз), частота смены дистанций за раунд (кол-во раз), количество защитных действий при каждом атакующем и контратакующем приеме и уходе от ударного действия противника (кол-во раз), способность к проведению ложного приема в зависимости от поведения противника (кол-во раз).
3) Педагогический контроль осуществляли системой специально отобранных и проверенных на надёжность и достоверность тестов и контрольных нормативов. Результаты экспериментальной группы по количеству нанесенных противнику точных атакующих ударов за раунд составил 4,01 раза, контрольной группы боксёров 2,98 раза. Количество отраженных ударов в контрольной группе составил 2,78 раза в экспериментальной группе 3,64 раза, количество защитных действий в контрольной группе 2,53 раза в экспериментальной группе результат 3,32 раза. Частота смены дистанций за раунд в контрольной группе составил 2,67 раза в экспериментальной группе 3,23 раза, результат способности к проведению ложного приема в зависимости от поведения противника в контрольной группе составил 2,43 раза в экспериментальной группе 3,11 раза. Повышению технической подготовленности квалифицированных боксёров способствовали разнообразные способы выполнения одного и того же атакующего и защитного приема, применяя различные варианты построения боксерского поединка с учетом уровня технической подготовленности противника.
1. Байкулбаев Б.С. Восстановительные средства в боксе: учебное пособие / Байкулбаев Б.С. - Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2014. - 66 с.
2. Байкулбаев Б.С. Особенности развития выносливости и рекомендации по проведению круговой тренировки в боксе: учебное пособие / Байкулбаев Б.С. - Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2014. - 80 с.
3. Беженцева Л.М. Основы методики физического воспитания: Учебное пособие: учеб. пособие / Л.М. Беженцева, Л.И. Беженцева. Томск: ТГУ, 2009. - 160 с.
4. Бокс. Основы техники бокса: методические указания / - Самара:
Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. - 23 с.
5. Бокс. Энциклопедия А - Я: энциклопедия / составители В. А.
Марков, В. Л. Штейнбах. - 2-е изд. - Москва: Спорт-Человек, 2011. - 656 с.
6. Гордон С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое
пособие: науч.-метод. пособие - Москва: Физическая культура, 2008. - 256 с.
7. Дисько Е.Н. Основы теории и методики спортивной тренировки: учебное пособие / Дисько Е.Н. - Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. - 252 с.
8. Евдокимов В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: учеб. пособие / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. Москва: Советский спорт, 2010. - 246 с.
9. Есиков Ю.Н. Физическая культура: элективный курс «Бокс»: учебно-методическое пособие / Ю. Н. Есиков. - Тюмень: ТюмГУ, 2016. - 36 с.
10. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта:
учебно-практическое пособие / Карась Т.Ю. - Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный
университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 131 с.
11. Кузьмин В.А. Специфика и особенности занятий физической культурой со студентами различного уровня двигательной подготовленности (на примере бокса): монография / В. А. Кузьмин, М. Д. Кудрявцев. - Красноярск: СФУ, 2018. - 172 с.
12. Макеева В.С. Теория и методика физической культуры
[Электронный ресурс]: учеб. -метод. пособие / В. С. Макеева;
Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ). - Орел: МАБИВ, 2014. - 132 с.
13. Маслюков А.В. Самостоятельные занятия по развитию координационных способностей: учебно-методическое пособие / Маслюков А.В., Захарова Н.А., Нечушкин Ю.В. - Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2019. - 56 с.
14. Морозов В.О. Физическая культура и здоровый образ жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.О. Морозов, О.В. Морозов. - Электрон. дан. - Москва: ФЛИНТА, 2015. - 214 с.
15. Отечественные и зарубежные виды единоборств: учебно-методическое пособие / составитель С. Б. Петрыгин. - Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2017. -172 с.
16. Попенченко В.О. боксе, о себе и боксерах 1960-х / В. Попенченко. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - 176 с.
17. Селезнёв С.П. Бокс в трёх стойках: учебно-методическое пособие / С. П. Селезнёв. - Москва: Спорт-Человек, 2019. - 59 с.
18. Тактика атакующих и контратакующих действий боксёров. Обучение и совершенствование: учебно-методическое пособие / З.М. Хусяйнов [и др.]. - Москва: Издательский Дом МИСиС, 2017. - 72 с.
19. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта бокс. - Москва: Советский спорт, 2014. - 24 с.
20. Шулика Ю.А. Бокс. Теория и методика: учебник / Ю. А. Шулика, А. А. Лавров. - Москва: Советский спорт, 2009. - 767 с.
21. Элективные курсы по физической культуре «Бокс»: учебное пособие / Р. М. Ямилева, А. В. Данилов, Д. Г. Огуречников, А. Р. Абдулов. - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2019. - 88 с.
22. Якимов А.М. Основы тренерского мастерства [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / А.М. Якимов. - Электрон. дан. - Москва: 2015. - 176 с.
23. Яцин Ю.В. Оборудование и инвентарь для занятий боксом: учебное пособие / Яцин Ю.В. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2007. - 47 с.