Административная ответственность за правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятие административной ответственности за правонарушения в области защиты государственной границы 7
1.1 Определение административных правонарушений в области защиты государственной границы 7
1.2 Характеристика административного правонарушения в области охраны государственной границы и его состав 15
1.3 Органы, осуществляющие контроль государственной границы 22
Глава 2 Обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации 31
2.1 Правовой статус иностранных граждан и лица без гражданства и особенности их пребывания на территории РФ 31
2.2 Понятие правового режима иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации 40
2.3 Виды правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ 51
Глава 3 Особенности производства по делам об административных правонарушениях и административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства 57
3.1 Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан 57
3.2 Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства 59
Заключение 69
Список используемой литературы и используемых источников 71
Защита государственной границы является одним из основополагающих направлений государственной политики. Издавна между соседними местностями образовывались определенного рода атрибуты и признаки, указывающие на разграничение соседних государств.
Актуальность темы работы определяется необходимостью поддержание государственного суверенитета, включающего в себя охрану государственной границы Российской Федерации. Российским законодательством закреплено определение государственной границы, так согласно статье первой ФЗ «О государственной границе РФ» государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации [9]. В настоящее время, это является важной государственной функцией, целью которой выступает поддержание работоспособности государственного аппарата и жизнедеятельности граждан, а также гарантия их прав, охраняемых внутренними нормативно-правовыми актами. Так согласно Конституции РФ, носителем суверенитета и источником власти в России является ее многонациональный народ [15], территория же государства, очерченная государственными границами, служит в качестве материальной базы существования этого народа..
Таким образом, при регулировании порядка пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории страны, первостепенным критерием выступают права граждан, которые проживают в этом государстве. Для этого правительство принимает специальные законодательные акты, которые регламентируют порядок нахождения иностранцев в стране, а также создаются контрольные государственные органы, в обязанности которых входит деятельность по осуществлению контроля и учета данных лиц, как на момент пересечения границы России, так и во время их пребывания. Однако при этом учитываются обязательства международных соглашений и договоров РФ.
Целью работы является более подробное рассмотрение порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, нормативно-правовой основы регламентирующая данный порядок, а также последствия нарушения иностранными гражданами и апатридами российского законодательства в области порядка пребывания в России.
Задачи:
• проанализировать правовую основу, регламентирующую деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации;
• изучить понятие государственная граница, в том числе входящие в ее состав режимы пограничных территорий;
• исследовать нормативно-правовую базу регламентирующую порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
• изучить порядок административного производства по делам в отношении иностранных граждан и апатридов, пребывающих в России;
• рассмотреть понятие административного правонарушения и административной ответственности;
• изучить исключения по делам об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые привлекаются в области нарушения пребывания на территории Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения в области организации нормального порядка осуществления государственного контроля по защите государственной границы от незаконного пересечения государственной границы иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также их незаконное пребывание на территории РФ.
Предметом исследования выступают нормы российского права, закрепляющие порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и в случае нарушения российского законодательства привлечение их к административной ответственности.
База научного исследования представляет собой нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов, подзаконных актов, а также научных статей и иных исследований по теме исследуемой работы.
Методы исследования, которые применялись при осуществлении исследования, могут быть подразделена на обще- и частно-научные.
Работа состоит из введения, трех глав, содержащих восемь пять параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В настоящее время охрана государственных границ имеет особое значение и это напрямую связано с выполнением функции обеспечения защищенности государства от внешнего вмешательства и принудительного изменения границ территорий государства. В прошлые исторические эпохи насильственное изменение государственных границ зачастую приводило к вооруженным конфликтам или выступало как фактор агрессии со стороны инициаторов подобного рода изменения. Однако к сожалению, и в современном мире не всегда получается избежать споров и использовать только мирные средства при решении вопросов затрагивающих изменение границ того или иного государства. Связанным с рассматриваемым и опасным явлением выступают локальные конфликты на почве этнической принадлежности в региональных областях, которые в случае своей эскалации могут вызвать последствия не только в данных местностях или данном государстве, но и распространится в иные регионы мира.
В Российской Федерации на первом месте стоит обеспечение безопасности государственных границ. Основным принципом, которым руководствуется Российская Федерация, выступает международный принцип нерушимости границ, отвечающий за территориальную целостность государства. Также совместно применяется международный принцип неприкосновенность границы, что означает воспрепятствование незаконному нарушению государственных границ страны, в том числе невозможность перемещения через границу без соответствующего одобрения органов государственной власти и договора о сотрудничестве между государствами.
В рамках проведенного исследования были рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок, установленный на территории Российской Федерации и предполагающий законное пересечение государственной границы, в том числе обязательства международных соглашений и договоров Российской Федерации, которые наряду с внутренним законодательством регулируют порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашего государства.
Рассмотренная нормативно-правовая база призвана обеспечить порядок и законность пересечения, пребывания и нахождения иностранных граждан и апатридов в России, в случаях нарушения требований законодательства данная категория граждан подлежит ответственности на общих основаниях в соответствии с российским законодательством в рамках административной, уголовной или иной отрасли права.
Рассматривалась также проблема государственных органов, созданных с целью регулирования и осуществления контроля за правилами пребывания иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации, что включается в должностные обязанности соответствующих сотрудников, а также особенности правового статуса сотрудников органов безопасности, в служебные обязанности которых входит процесс регулирования порядка пересечения государственной границы гражданами иностранного государства или апатридами, включая обеспечение безопасности и целостности границ государства и пресечение незаконного посягательства на них.
Задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, в полной мере обеспечить защиту прав и свобод граждан государства и совместно с этим не допустить ущемления прав и свобод иностранных граждан, пребывающих на территорию государства. В том числе, довольно развернуто в настоящий момент предусмотрены права и обязанности сотрудников, осуществляющих контроль и регулирование порядка пребывания иностранцев в Российской Федерации. И наряду с этим, довольно четко в настоящий момент установлен порядок и правила осуществления защиты и охраны государственной границы Российской Федерации и полномочные органы, отвечающие за его соблюдение.
1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.: 2017, - 343 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Норма, 2018. - 546 с.
3. Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР / М.: Междунар. отношения, 1982. - 344 с.
4. Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса / Ю. В. Герасименко, Омский юрид. ин-т. - Омск : ОмЮИ, 1996. - 454 с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ
6. Гришин, М.Л. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения. Монография / М.Л. Гришин, В.Н. Губченко, В.И. Дмитриев. М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2011. - 220 с.
7. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.),
8. Жильцова Ю.В. Регулирование труда мигрантов: пробелы трудового законодательства // Трудовое право в России и за рубежом, 2010, № 3. - С. 34-36
9. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»
10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ
11. Иншакова А.О. Международное частное право, М.: 2016. - 478 с.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021),
13. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями),
14. Конвенция ООН «О статусе апатридов» принята 28 сентября 1954 года, вступила в силу 6 июля 1960 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
...