Формирование межкультурной компетенции у студентов вуза
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции у студентов 13
1.1 Актуальные проблемы межкультурной коммуникации 13
1.2 Сущность и структура понятия «межкультурная компетенция» в
психолого-педагогической литературе 32
1.3 Специфика формирования межкультурной компетенции у
студентов в вузе 55
Выводы по главе 1 64
Глава II. Повышение эффективности процесса формирования межкультурной компетенции у студентов в вузе 66
2.1 Положение межкультурной компетенции в компетентностном
«портрете» выпускника вуза 66
2.2 Анализ компонентов межкультурной компетенции в структуре
учебных дисциплин психолого-педагогического направления подготовки 84
2.3 Разработка учебно-методического обеспечения для формирования
межкультурной компетенции студентов в образовательном процессе вуза 100
Выводы по главе II 112
Заключение 114
Список используемой литературы 117
Приложения 124
Глава I. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции у студентов 13
1.1 Актуальные проблемы межкультурной коммуникации 13
1.2 Сущность и структура понятия «межкультурная компетенция» в
психолого-педагогической литературе 32
1.3 Специфика формирования межкультурной компетенции у
студентов в вузе 55
Выводы по главе 1 64
Глава II. Повышение эффективности процесса формирования межкультурной компетенции у студентов в вузе 66
2.1 Положение межкультурной компетенции в компетентностном
«портрете» выпускника вуза 66
2.2 Анализ компонентов межкультурной компетенции в структуре
учебных дисциплин психолого-педагогического направления подготовки 84
2.3 Разработка учебно-методического обеспечения для формирования
межкультурной компетенции студентов в образовательном процессе вуза 100
Выводы по главе II 112
Заключение 114
Список используемой литературы 117
Приложения 124
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время, в условиях процесса глобализации, возникает необходимость осуществления эффективного межкультурного взаимодействия и утверждения культуры мира в качестве ведущей общечеловеческой ценности.
Россия является многонациональной страной. По данным Росстата на 01 января 2019 года население страны составляет более 146 миллионов человек [41]. Обширен и этнический состав страны. На территории России проживают представители более 200 национальностей [41]. Согласно проведенной в 2010 году переписи населения, в ходе которой свою национальность подтвердили более 137 миллионов человек [41], примерно 80% всего населения составляют русские. Наиболее распространенными национальностями, количество которых превышает 1 миллион человек, являются: татары, украинцы, башкиры, чуваши, армяне [43]. В Самарской области по данным Госкомстата России численность населения составляет более 3 миллионов человек [38]. По данным переписи 2010 года в регионе проживают представители 157 национальностей [38]. Основную часть населения Самарской области составляют русские - 85,5% от общей численности населения. Также в Самарской области проживают татары (4,1%), чуваши (2,7%), мордва (2,1%), украинцы (1,4%), армяне (0,74%), казахи (0,5%), азербайджанцы (0,46%), узбеки (0,36%), белорусы (0,3%). В первую двадцатку по численности также входят башкиры (0,23%), таджики (0,23%), немцы (0,2%), цыгане (0,16%), евреи (0,14%), марийцы (0,09%), грузины (0,08%), киргизы (0,07%), молдаване (0,06%), корейцы (0,06%) [38].
В Тольяттинском государственном университете в настоящее время обучаются представители большинства национальностей, проживающих в России, а также более 200 иностранных студентов из стран СНГ (Казахстан, Армения, Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан), стран Балтии и дальнего зарубежья [38]. В связи с этим осуществление эффективного межкультурного взаимодействия необходимо для укрепления международного сотрудничества с образовательными учреждениями других стран и обеспечения комфортных условий для осуществления образовательного процесса, в том числе для иностранных и иногородних студентов.
Исторически сложившееся многообразие в культурном и национальном плане отразилось на системе ценностей в отечественном образовании, в числе которых обязательность и доступность образования для всех граждан, вне зависимости от их национальности и вероисповедания. В связи с многонациональным составом населения страны возникает необходимость формирования компетентной личности, способной осуществлять межкультурное взаимодействие.
Принципы поликультурности и полиэтничности (многообразие различных культур и этносов) развития современного общества отражены в основных нормативно-правовых государственных и международных документах в сфере образования, что свидетельствует о степени актуальности разрабатываемой проблемы.
В современных государственных и международных нормативно-правовых документах в области образования основным содержанием принципов поликультурности и полиэтничности являются обучение и воспитание, способствующие культурной самоидентификации человека в современном обществе, формированию уважительного отношения к существующему этническому и культурному многообразию.
Активную позицию по развитию и укреплению межкультурного взаимодействия занимают международные организации, такие как Совет Европы, ООН, ЮНЕСКО. В «Белой книге» ЕС по осуществлению межкультурной коммуникации сделан акцент на роли системы образования в подготовке обучающихся к осуществлению диалога на принципах демократического общества [47].
Межкультурный диалог, являясь непрерывным процессом, представляет собой ещё один шаг на пути к созданию новой социальной и культурной модели, адаптированной к быстроменяющимся Европе и миру.
В России, на законодательном уровне разработана система по утверждению в обществе равенства различных культур, этносов, национальностей и конфессий между собой.
Основным документом, регламентирующим и регулирующим процессы в сфере образования в стране, является Федеральный закон «Об образовании», в котором закреплено обоснование термина «поликультурность» в значении «образования посредством приобщения к многокультурности» [48].
Утвержденная в 2015 г. Правительством РФ Федеральная программа развития образования до 2020 года содействует закреплению положений о приверженности гуманистическим ценностям [45].
В Национальной доктрине образования, принятой в 2000 г. сроком на 25 лет, не акцентируется внимание на принципе поликультурности как одного из приоритетов для отечественной системы образования. Но стоит отметить, что реализация доктрины не расходится с целями и задачами поликультурного образования [49, с. 70].
В нормативно-правовых документах, таких как Федеральной целевой программе по укреплению российской нации, действующей до 2020 года, или Концепции ФГОС ВО, также прописано о значимости формирования ценностно-смысловых компонентов межкультурной коммуникации в связи с обеспечением мирного сосуществования различных культур в поликультурном обществе [32].
Несмотря на то, что поликультурность (многокультурность) прописана в основных нормативно-правовых документах Российской Федерации в сфере образования, до сих отсутствует необходимая теоретическая и методическая база, для формирования компетенции в сфере межкультурных коммуникаций.
На основании анализа федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования была выявлена необходимость формирования универсальных компетенций в сфере межкультурного взаимодействия и коммуникаций. В связи с этим возникает потребность создания учебно-методического обеспечения (рекомендаций для рабочей программы и фонда оценочных средств, описывающие процесс формирования межкультурной компетенции, которые впоследствии будет реализованы на практике) которое способно обеспечить формирование межкультурной компетенции у студентов в вузе.
Таким образом, актуальность исследования имеет многоаспектный характер и характеризуется:
- на общественно-нормативном уровне - выполнением социального заказа на формирование компетентной личности как гражданина многонационального государства и участника межкультурного диалога;
- на теоретико-методологическом уровне - потребностью разработки и обоснования оснований для эффективного формирования межкультурной компетенции у студентов в образовательном процессе вуза;
- на организационно-технологическом уровне - потребностью введения в образовательный процесс методических рекомендаций, необходимых для формирования межкультурной компетенции у студентов в вузе.
Анализ состояния педагогической теории и практики в контексте формирования межкультурной компетенции студентов в вузе позволил выявить ряд имеющихся недостатков, в числе которых:
- недостаточная научная разработанность педагогического понятия «межкультурная компетенция»;
- преобладание предметных компетенций, недостаточная
реализованность межкультурной составляющей образовательного процесса в вузе при подготовке бакалавров;
- отсутствие соответствующей теоретической и методической базы процесса формирования межкультурной компетенции студентов.
Выявленные недостатки позволяют обозначить противоречия между:
- необходимостью в повышении уровня межкультурной компетенции у студентов вуза для последующего осуществления профессиональной деятельности и недостаточным воплощением соответствующих возможностей высшего образования;
- потребностью педагогической науки в выявлении закономерностей процесса формирования межкультурной компетенции у студентов вуза и недостаточной подготовленностью методического обеспечения по проблеме межкультурной компетенции в поликультурном обществе;
- утверждением в обществе компетентностного подхода в образовании и недостаточно выраженного ценностностного значения сформированной межкультурной компетенции.
Актуальность темы, а также необходимость разрешения указанных противоречий определили проблему исследования, которую можно сформулировать следующим образом: как сформировать межкультурную компетенцию студентов в образовательном процессе вуза?
Указанная проблема определила выбор темы исследования: «Формирование межкультурной компетенции у студентов вуза».
Цель исследования -выявить необходимость внедрения и разработать учебно-методическое обеспечение процесса формирования межкультурной компетенции у студентов бакалавриата психолого-педагогического направления подготовки.
Объект исследования — образовательный процесс современного университета.
Предмет исследования - учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности по формированию межкультурной компетенции в вузе.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование у студентов межкультурной компетенции в образовательном процессе вуза возможно, если:
- раскрыть структура и сущность понятия «межкультурная компетенция» и учесть особенности её формирования у студентов;
- определить критерии и показатели сформированности межкультурной компетенции у студентов;
- разработать учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) по формированию межкультурной компетенции у студентов в образовательном процессе вуза.
Для достижения цели исследования и верификации гипотезы необходимо решить ряд следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить сущность и структуру межкультурной компетенции студентов вуза.
3. Уточнить содержание процесса формирования межкультурной компетенции у студентов бакалавриата психолого-педагогического образования.
4. Разработать учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) по формированию межкультурной компетенции у студентов.
Теоретическую основу исследования составляют:
- исследования, направленные на изучение компетентностного подхода в образовании (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, J. Delors, Т.Е. Исаева, В.В. Краевский и др.);
- труды, направленные на изучение социальных аспектов взаимодействия и толерантности в связи с распространением процесса глобализации (Н.А. Каргапольцева В.В. Амелин, В.П. Комаров, Т.М. Балыхина, Н.М. Лебедева и др.);
- концепции изучения личности, способствующие пониманию возрастных особенностей студенческой молодежи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, и др.);
- идеи личностного развития, получившие свое распространение в связи с модернизацией и гуманизацией высшего образования (В.В. Кузнецов, В.Г. Рындак, Г.Д. Бухарова, А.М. Новиков и др.).
Для решения задач и верификации исходных положений использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, образовательных программ по теме исследования; эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование и тестирование студентов).
Опытно-экспериментальная база исследования. ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», кафедра «Педагогика и методики преподавания». Работа проводилась со студентами бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика начального образования».
На первом этапе исследования (2017-2018 гг.) проводился анализ психолого-педагогической литературы; определялись противоречия между существующим запросом общества на подготовку выпускников вузов и реальной их готовностью к осуществлению межкультурного взаимодействия; формулировались гипотеза, цель, задачи, уточнялась суть ведущих понятий исследования.
На втором этапе (2018-2019 гг.) проводились анализ ФГОС ВО психолого-педагогического направления, экспертиза программ бакалавриата по профилю «Психология и педагогика начального образования», разрабатывалось учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) по формированию межкультурной компетенции у студентов вуза.
На третьем этапе (2019 г.) подводились результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались практические и теоретические выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено понятие «межкультурная компетенция», которое понимается, как способность индивида реализовывать на практике межкультурное общение, опираясь на умения, отношения, знания и учитывающее специфику не только родной, но и любой другой культуры;
- в образовательный процесс вуза интегрировано учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) по формированию межкультурной компетенции, включающее: цели и задачи; содержание, адекватное содержанию профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования; методические элементы (когнитивный, содержательный, рефлексивно - оценочный); формы (теоретические и практические учебные занятия и самостоятельная работа студентов) и методы (дидактический игры, кейсы, тренинги и др.); результаты.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании систематизированы представления о формировании межкультурной компетенции у студентов вуза, охарактеризованы уровни сформированности межкультурной компетенции у студентов, обоснована возможность формирования межкультурной компетенции у студентов в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют скоррелировать образовательный процесс со студентами, а разработанное учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) способствует повышению эффективности подготовки будущих бакалавров к осуществлению профессиональной деятельности в условиях поликультурного общества.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: методологической доказанностью теоретических положений, логической структурой исследования, применением методов статистического анализа и обработки результатов исследования констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.
Личный вклад автора заключается в участии на всех этапах проводимой опытно-экспериментальной работы; в изучении состояния проблемы; уточнении сущности межкультурной компетенции; в разработке учебно-методического обеспечения (рекомендаций для рабочей программы и фонда оценочных средств) по формированию межкультурной компетенции у студентов вуза; в выступлениях на научно-практических конференциях; в подготовке научных публикаций по исследуемой проблеме.
Апробация и внедрение результатов исследования:
По результатам исследования автором опубликованы четыре научные работы, в том числе 1 публикация в журнале «Балтийский гуманитарный журнал», входящем в перечень ВАК (2018). Основные положения и результаты исследования были апробированы на следующих научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «World science problems and innovations» (г. Пенза, 2017 г.), Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» (г. Москва, 2017 г.), научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Инновационная трактовка понятия «межкультурная компетенция» как целостная динамичная система состоит из когнитивный, деятельностного, этического и эмоционального компонентов. Когнитивный компонент включает знания о различных культурах. Деятельностный компонент охватывает умение существовать в поликультурном коллективе. Этический компонент подразумевает соблюдение и восприятие своих и иных целей, мотивов поведения и нравственных установок. Эмоциональный компонент характеризуется отношением к существующему этническому многообразию.
2. Формирование межкультурной компетенции студентов вуза является комплексным процессом по освоению студентами способов реализации на практике основных элементов, составляющих основу процесса межкультурной коммуникации: потребности, цели, мотивы, способы осуществления межкультурного взаимодействия в поликультурном обществе.
3. Разработанное учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) на основе анализа учебных дисциплин «Профилактика профессионального выгорания педагога», «Мотивация будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования», «Игровые технологии в образовании», «Введение в профессию», «История педагогики и образования», «Этика профессиональной деятельности», «Поликультурное образование», «Педагогическое мастерство», «Иностранный язык», «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации», «История (история России, всеобщая история)», «Философия», «Теории и технологии социализации детей», факультативов «Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников», «Проектная деятельность» и практик по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика начального образования» позволит повысить эффективность процесса формирования межкультурной компетенции у студентов в вузе.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Россия является многонациональной страной. По данным Росстата на 01 января 2019 года население страны составляет более 146 миллионов человек [41]. Обширен и этнический состав страны. На территории России проживают представители более 200 национальностей [41]. Согласно проведенной в 2010 году переписи населения, в ходе которой свою национальность подтвердили более 137 миллионов человек [41], примерно 80% всего населения составляют русские. Наиболее распространенными национальностями, количество которых превышает 1 миллион человек, являются: татары, украинцы, башкиры, чуваши, армяне [43]. В Самарской области по данным Госкомстата России численность населения составляет более 3 миллионов человек [38]. По данным переписи 2010 года в регионе проживают представители 157 национальностей [38]. Основную часть населения Самарской области составляют русские - 85,5% от общей численности населения. Также в Самарской области проживают татары (4,1%), чуваши (2,7%), мордва (2,1%), украинцы (1,4%), армяне (0,74%), казахи (0,5%), азербайджанцы (0,46%), узбеки (0,36%), белорусы (0,3%). В первую двадцатку по численности также входят башкиры (0,23%), таджики (0,23%), немцы (0,2%), цыгане (0,16%), евреи (0,14%), марийцы (0,09%), грузины (0,08%), киргизы (0,07%), молдаване (0,06%), корейцы (0,06%) [38].
В Тольяттинском государственном университете в настоящее время обучаются представители большинства национальностей, проживающих в России, а также более 200 иностранных студентов из стран СНГ (Казахстан, Армения, Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан), стран Балтии и дальнего зарубежья [38]. В связи с этим осуществление эффективного межкультурного взаимодействия необходимо для укрепления международного сотрудничества с образовательными учреждениями других стран и обеспечения комфортных условий для осуществления образовательного процесса, в том числе для иностранных и иногородних студентов.
Исторически сложившееся многообразие в культурном и национальном плане отразилось на системе ценностей в отечественном образовании, в числе которых обязательность и доступность образования для всех граждан, вне зависимости от их национальности и вероисповедания. В связи с многонациональным составом населения страны возникает необходимость формирования компетентной личности, способной осуществлять межкультурное взаимодействие.
Принципы поликультурности и полиэтничности (многообразие различных культур и этносов) развития современного общества отражены в основных нормативно-правовых государственных и международных документах в сфере образования, что свидетельствует о степени актуальности разрабатываемой проблемы.
В современных государственных и международных нормативно-правовых документах в области образования основным содержанием принципов поликультурности и полиэтничности являются обучение и воспитание, способствующие культурной самоидентификации человека в современном обществе, формированию уважительного отношения к существующему этническому и культурному многообразию.
Активную позицию по развитию и укреплению межкультурного взаимодействия занимают международные организации, такие как Совет Европы, ООН, ЮНЕСКО. В «Белой книге» ЕС по осуществлению межкультурной коммуникации сделан акцент на роли системы образования в подготовке обучающихся к осуществлению диалога на принципах демократического общества [47].
Межкультурный диалог, являясь непрерывным процессом, представляет собой ещё один шаг на пути к созданию новой социальной и культурной модели, адаптированной к быстроменяющимся Европе и миру.
В России, на законодательном уровне разработана система по утверждению в обществе равенства различных культур, этносов, национальностей и конфессий между собой.
Основным документом, регламентирующим и регулирующим процессы в сфере образования в стране, является Федеральный закон «Об образовании», в котором закреплено обоснование термина «поликультурность» в значении «образования посредством приобщения к многокультурности» [48].
Утвержденная в 2015 г. Правительством РФ Федеральная программа развития образования до 2020 года содействует закреплению положений о приверженности гуманистическим ценностям [45].
В Национальной доктрине образования, принятой в 2000 г. сроком на 25 лет, не акцентируется внимание на принципе поликультурности как одного из приоритетов для отечественной системы образования. Но стоит отметить, что реализация доктрины не расходится с целями и задачами поликультурного образования [49, с. 70].
В нормативно-правовых документах, таких как Федеральной целевой программе по укреплению российской нации, действующей до 2020 года, или Концепции ФГОС ВО, также прописано о значимости формирования ценностно-смысловых компонентов межкультурной коммуникации в связи с обеспечением мирного сосуществования различных культур в поликультурном обществе [32].
Несмотря на то, что поликультурность (многокультурность) прописана в основных нормативно-правовых документах Российской Федерации в сфере образования, до сих отсутствует необходимая теоретическая и методическая база, для формирования компетенции в сфере межкультурных коммуникаций.
На основании анализа федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования была выявлена необходимость формирования универсальных компетенций в сфере межкультурного взаимодействия и коммуникаций. В связи с этим возникает потребность создания учебно-методического обеспечения (рекомендаций для рабочей программы и фонда оценочных средств, описывающие процесс формирования межкультурной компетенции, которые впоследствии будет реализованы на практике) которое способно обеспечить формирование межкультурной компетенции у студентов в вузе.
Таким образом, актуальность исследования имеет многоаспектный характер и характеризуется:
- на общественно-нормативном уровне - выполнением социального заказа на формирование компетентной личности как гражданина многонационального государства и участника межкультурного диалога;
- на теоретико-методологическом уровне - потребностью разработки и обоснования оснований для эффективного формирования межкультурной компетенции у студентов в образовательном процессе вуза;
- на организационно-технологическом уровне - потребностью введения в образовательный процесс методических рекомендаций, необходимых для формирования межкультурной компетенции у студентов в вузе.
Анализ состояния педагогической теории и практики в контексте формирования межкультурной компетенции студентов в вузе позволил выявить ряд имеющихся недостатков, в числе которых:
- недостаточная научная разработанность педагогического понятия «межкультурная компетенция»;
- преобладание предметных компетенций, недостаточная
реализованность межкультурной составляющей образовательного процесса в вузе при подготовке бакалавров;
- отсутствие соответствующей теоретической и методической базы процесса формирования межкультурной компетенции студентов.
Выявленные недостатки позволяют обозначить противоречия между:
- необходимостью в повышении уровня межкультурной компетенции у студентов вуза для последующего осуществления профессиональной деятельности и недостаточным воплощением соответствующих возможностей высшего образования;
- потребностью педагогической науки в выявлении закономерностей процесса формирования межкультурной компетенции у студентов вуза и недостаточной подготовленностью методического обеспечения по проблеме межкультурной компетенции в поликультурном обществе;
- утверждением в обществе компетентностного подхода в образовании и недостаточно выраженного ценностностного значения сформированной межкультурной компетенции.
Актуальность темы, а также необходимость разрешения указанных противоречий определили проблему исследования, которую можно сформулировать следующим образом: как сформировать межкультурную компетенцию студентов в образовательном процессе вуза?
Указанная проблема определила выбор темы исследования: «Формирование межкультурной компетенции у студентов вуза».
Цель исследования -выявить необходимость внедрения и разработать учебно-методическое обеспечение процесса формирования межкультурной компетенции у студентов бакалавриата психолого-педагогического направления подготовки.
Объект исследования — образовательный процесс современного университета.
Предмет исследования - учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности по формированию межкультурной компетенции в вузе.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование у студентов межкультурной компетенции в образовательном процессе вуза возможно, если:
- раскрыть структура и сущность понятия «межкультурная компетенция» и учесть особенности её формирования у студентов;
- определить критерии и показатели сформированности межкультурной компетенции у студентов;
- разработать учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) по формированию межкультурной компетенции у студентов в образовательном процессе вуза.
Для достижения цели исследования и верификации гипотезы необходимо решить ряд следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить сущность и структуру межкультурной компетенции студентов вуза.
3. Уточнить содержание процесса формирования межкультурной компетенции у студентов бакалавриата психолого-педагогического образования.
4. Разработать учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) по формированию межкультурной компетенции у студентов.
Теоретическую основу исследования составляют:
- исследования, направленные на изучение компетентностного подхода в образовании (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, J. Delors, Т.Е. Исаева, В.В. Краевский и др.);
- труды, направленные на изучение социальных аспектов взаимодействия и толерантности в связи с распространением процесса глобализации (Н.А. Каргапольцева В.В. Амелин, В.П. Комаров, Т.М. Балыхина, Н.М. Лебедева и др.);
- концепции изучения личности, способствующие пониманию возрастных особенностей студенческой молодежи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, и др.);
- идеи личностного развития, получившие свое распространение в связи с модернизацией и гуманизацией высшего образования (В.В. Кузнецов, В.Г. Рындак, Г.Д. Бухарова, А.М. Новиков и др.).
Для решения задач и верификации исходных положений использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, образовательных программ по теме исследования; эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование и тестирование студентов).
Опытно-экспериментальная база исследования. ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», кафедра «Педагогика и методики преподавания». Работа проводилась со студентами бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика начального образования».
На первом этапе исследования (2017-2018 гг.) проводился анализ психолого-педагогической литературы; определялись противоречия между существующим запросом общества на подготовку выпускников вузов и реальной их готовностью к осуществлению межкультурного взаимодействия; формулировались гипотеза, цель, задачи, уточнялась суть ведущих понятий исследования.
На втором этапе (2018-2019 гг.) проводились анализ ФГОС ВО психолого-педагогического направления, экспертиза программ бакалавриата по профилю «Психология и педагогика начального образования», разрабатывалось учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) по формированию межкультурной компетенции у студентов вуза.
На третьем этапе (2019 г.) подводились результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались практические и теоретические выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено понятие «межкультурная компетенция», которое понимается, как способность индивида реализовывать на практике межкультурное общение, опираясь на умения, отношения, знания и учитывающее специфику не только родной, но и любой другой культуры;
- в образовательный процесс вуза интегрировано учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) по формированию межкультурной компетенции, включающее: цели и задачи; содержание, адекватное содержанию профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования; методические элементы (когнитивный, содержательный, рефлексивно - оценочный); формы (теоретические и практические учебные занятия и самостоятельная работа студентов) и методы (дидактический игры, кейсы, тренинги и др.); результаты.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании систематизированы представления о формировании межкультурной компетенции у студентов вуза, охарактеризованы уровни сформированности межкультурной компетенции у студентов, обоснована возможность формирования межкультурной компетенции у студентов в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют скоррелировать образовательный процесс со студентами, а разработанное учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) способствует повышению эффективности подготовки будущих бакалавров к осуществлению профессиональной деятельности в условиях поликультурного общества.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: методологической доказанностью теоретических положений, логической структурой исследования, применением методов статистического анализа и обработки результатов исследования констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.
Личный вклад автора заключается в участии на всех этапах проводимой опытно-экспериментальной работы; в изучении состояния проблемы; уточнении сущности межкультурной компетенции; в разработке учебно-методического обеспечения (рекомендаций для рабочей программы и фонда оценочных средств) по формированию межкультурной компетенции у студентов вуза; в выступлениях на научно-практических конференциях; в подготовке научных публикаций по исследуемой проблеме.
Апробация и внедрение результатов исследования:
По результатам исследования автором опубликованы четыре научные работы, в том числе 1 публикация в журнале «Балтийский гуманитарный журнал», входящем в перечень ВАК (2018). Основные положения и результаты исследования были апробированы на следующих научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «World science problems and innovations» (г. Пенза, 2017 г.), Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» (г. Москва, 2017 г.), научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Инновационная трактовка понятия «межкультурная компетенция» как целостная динамичная система состоит из когнитивный, деятельностного, этического и эмоционального компонентов. Когнитивный компонент включает знания о различных культурах. Деятельностный компонент охватывает умение существовать в поликультурном коллективе. Этический компонент подразумевает соблюдение и восприятие своих и иных целей, мотивов поведения и нравственных установок. Эмоциональный компонент характеризуется отношением к существующему этническому многообразию.
2. Формирование межкультурной компетенции студентов вуза является комплексным процессом по освоению студентами способов реализации на практике основных элементов, составляющих основу процесса межкультурной коммуникации: потребности, цели, мотивы, способы осуществления межкультурного взаимодействия в поликультурном обществе.
3. Разработанное учебно-методическое обеспечение (рекомендации для рабочей программы и фонда оценочных средств) на основе анализа учебных дисциплин «Профилактика профессионального выгорания педагога», «Мотивация будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования», «Игровые технологии в образовании», «Введение в профессию», «История педагогики и образования», «Этика профессиональной деятельности», «Поликультурное образование», «Педагогическое мастерство», «Иностранный язык», «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации», «История (история России, всеобщая история)», «Философия», «Теории и технологии социализации детей», факультативов «Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников», «Проектная деятельность» и практик по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика начального образования» позволит повысить эффективность процесса формирования межкультурной компетенции у студентов в вузе.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы выявил актуальность проблемы формирования межкультурной компетенции у студентов вуза. Однако, несмотря на наличие научных трудов, посвященных совершенствованию педагогической деятельности и личностно-профессионального развития педагогов, вопросы, касающиеся специфики межкультурной компетенции обучающегося раскрыты не полностью, имеющиеся объективные недостатки педагогической теории и образовательной практики затрудняют формирование указанной компетенции в образовательном процессе вуза.
Формирование межкультурной компетенции - целенаправленная педагогическая деятельность по освоению студентами комплекса функциональных умений, необходимых для понимания взглядов и мнений представителей другой культуры, корректировки своего поведения, преодоления конфликтов в процессе коммуникации, признания право на существование различных ценностей, норм поведения. Практика показывает: выпускники вузов психолого-педагогической направленности владеют разнообразными методами и технологиями, знают основы специальной психологии и педагогики, индивидуальные отличия детей и др. Однако освоение знаний по межкультурному взаимодействию не способствует решению психологических проблем педагога и возникающих в связи с эти проблем в профессиональной деятельности.
Межкультурная компетенция студента вуза рассматривается, с одной стороны, как способность личности выполнять определенные профессиональные действия на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам современного образования в условиях поликультурности. С другой стороны - как устойчивое качество личности, предопределяющее поведение индивида в различных профессиональных ситуациях, нацеленное на эффективное исполнение профессиональной деятельности, в том числе в образовательном учреждении. Сформированная межкультурная компетенция способствует реализации потребности студента вуза, будущего специалиста, в росте профессионального мастерства и общекультурного развития; в работе, позволяющая проявлять свои возможности и реализовать свои идеи; в успехе, достижениях, признании и одобрении; в полноценном общении и информированности; в минимизации стрессов и психических напряжений.
Проведенный анализ компетенций, включенных в компетентностью «портрет» выпускника-бакалавра по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, показал, что, при наличии универсальной компетенции в сфере межкультурного взаимодействия, студентами осваивается ряд компетенций, близких по своему содержанию компонентам рассматриваемой нами компетенции.
С целью реализации процесса формирования межкультурной компетенции в программы и фонды оценочных средств действующих дисциплин учебного плана бакалавриата включены методические рекомендации. Данные методические рекомендации предполагают формирование у студентов компонентов межкультурной компетенции, включающих навыки грамотной самомотивации, межкультурного взаимодействия, управления собой, решения проблем самоорганизации и осознание необходимости развития профессионально значимых личностных качеств, способствующих управлению собственными ресурсами в профессиональной деятельности, уважительному отношению к существующему этническому многообразию, способности к сопереживанию, пониманию чувств других людей, готовность оказать поддержку и помощь человеку, не опираясь на сложившиеся в обществе стереотипы и предрассудки. Включение подобных методических рекомендаций в рабочие программы дисциплин и фонды оценочных средств действующих учебных курсов для студентов бакалавриата способствует формированию умений, необходимых для понимания взглядов и мнений представителей другой культуры, преодоления конфликтов в процессе коммуникации, признания право на существование различных ценностей, норм поведения обучает способам самосовершенствования профессионального общения и развития собственного профессионализма.
Итог изучения курса - сформированность межкультурной компетенции у студентов как комплекса функциональных умений, необходимых для понимания взглядов и мнений представителей другой культуры, корректировки своего поведения, преодоления конфликтов в процессе коммуникации, признания право на существование различных ценностей, норм поведения.
Результаты, полученные в процессе написания представленной магистерской диссертации, открывают перспективы дальнейших исследований в области формирования межкультурной компетенции студентов в вузе.
Формирование межкультурной компетенции - целенаправленная педагогическая деятельность по освоению студентами комплекса функциональных умений, необходимых для понимания взглядов и мнений представителей другой культуры, корректировки своего поведения, преодоления конфликтов в процессе коммуникации, признания право на существование различных ценностей, норм поведения. Практика показывает: выпускники вузов психолого-педагогической направленности владеют разнообразными методами и технологиями, знают основы специальной психологии и педагогики, индивидуальные отличия детей и др. Однако освоение знаний по межкультурному взаимодействию не способствует решению психологических проблем педагога и возникающих в связи с эти проблем в профессиональной деятельности.
Межкультурная компетенция студента вуза рассматривается, с одной стороны, как способность личности выполнять определенные профессиональные действия на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам современного образования в условиях поликультурности. С другой стороны - как устойчивое качество личности, предопределяющее поведение индивида в различных профессиональных ситуациях, нацеленное на эффективное исполнение профессиональной деятельности, в том числе в образовательном учреждении. Сформированная межкультурная компетенция способствует реализации потребности студента вуза, будущего специалиста, в росте профессионального мастерства и общекультурного развития; в работе, позволяющая проявлять свои возможности и реализовать свои идеи; в успехе, достижениях, признании и одобрении; в полноценном общении и информированности; в минимизации стрессов и психических напряжений.
Проведенный анализ компетенций, включенных в компетентностью «портрет» выпускника-бакалавра по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, показал, что, при наличии универсальной компетенции в сфере межкультурного взаимодействия, студентами осваивается ряд компетенций, близких по своему содержанию компонентам рассматриваемой нами компетенции.
С целью реализации процесса формирования межкультурной компетенции в программы и фонды оценочных средств действующих дисциплин учебного плана бакалавриата включены методические рекомендации. Данные методические рекомендации предполагают формирование у студентов компонентов межкультурной компетенции, включающих навыки грамотной самомотивации, межкультурного взаимодействия, управления собой, решения проблем самоорганизации и осознание необходимости развития профессионально значимых личностных качеств, способствующих управлению собственными ресурсами в профессиональной деятельности, уважительному отношению к существующему этническому многообразию, способности к сопереживанию, пониманию чувств других людей, готовность оказать поддержку и помощь человеку, не опираясь на сложившиеся в обществе стереотипы и предрассудки. Включение подобных методических рекомендаций в рабочие программы дисциплин и фонды оценочных средств действующих учебных курсов для студентов бакалавриата способствует формированию умений, необходимых для понимания взглядов и мнений представителей другой культуры, преодоления конфликтов в процессе коммуникации, признания право на существование различных ценностей, норм поведения обучает способам самосовершенствования профессионального общения и развития собственного профессионализма.
Итог изучения курса - сформированность межкультурной компетенции у студентов как комплекса функциональных умений, необходимых для понимания взглядов и мнений представителей другой культуры, корректировки своего поведения, преодоления конфликтов в процессе коммуникации, признания право на существование различных ценностей, норм поведения.
Результаты, полученные в процессе написания представленной магистерской диссертации, открывают перспективы дальнейших исследований в области формирования межкультурной компетенции студентов в вузе.
Подобные работы
- Поликультурная студенческая среда как фактор формирования межкультурной компетенции будущего преподавателя
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У
ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ДИЗАЙН-
ПРОЕКТА КАБИНЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование межкультурных компетенций студентов факультета иностранных языков (на материале американизмов-историзмов)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Исследование влияния игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов вуза
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Факультативные занятия по английской литературе как средство
формирования межкультурной компетенции (на материале романа
Кадзуо Ишигуро «Не отпускай меня»
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование лингвокультурологической компетенции у студентов неязыкового профиля на занятиях по английскому языку
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2021 - Формирование межкультурной компетенции дошкольников при обучении иностранным языкам
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТИВНОМ СПЕЦКУРСЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



