Введение 6
1 Анализ актуальности темы и характеристика исходных данных 8
1.1 Анализ актуальности 8
1.2 Анализ учреждений дополнительного образования по г.о. Тольятти 9
1.3 Характеристика исходных данных 10
1.4 Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса 12
1.5 SWOT-анализ 14
2 Анализ аналогов 17
2.1 Дом культуры и движения Ku.Be, Копенгаген 17
2.2 Игровая площадка в Сиэтл центре, Вашингтон 18
2.3 Культурный центр ЗИЛ, Москва 18
2.4 Средняя школа Хокксунда, Хокксун 19
2.5 Школьное пространство Лаккегаты, Осло 20
2.6 Школа Eiganes, Великобритания 21
2.7 Районный парк Solvallsparken, Упсала 21
2.8 Внутриквартальное пространство Gridgrounds, Амстердам 22
2.9 Многофункциональная детская площадка, Нидерланды 23
2.10 Вывод по аналоговой базе 24
3 Проектные решения 26
3.1 Дизайн - концепция 26
3.2 Дизайн - предложения 27
3.2.1 Дорожно-тропиночная сеть 27
3.2.2 Освещение территории 28
3.2.3 Организация озеленения 29
3.2.4 Парковочная зона 30
3.2.5 Зона науки 31
3.2.6 Зона музыки 32
3.2.7 Зона искусства 32
3.2.8 Зона спорта и активного отдыха 33
3.2.9 Зона театра и танца 35
4 Экономическое обоснование проекта 37
4.1 Ожидаемый социальный эффект 37
4.2 Затраты на разработку 37
4.3Затраты на материальную часть проекта 38
Заключение 41
Список используемых источников 42
Приложение А Аналитический материал 46
Приложение Б Аналоги 52
Приложение В Визуализации проектных решений 61
Приложение Г Разработка индивидуальных объектов
Формирование личности человека - это процесс приобретения личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности. Под воздействием социальной среды, воспитания и образования человек приобретает все необходимые навыки для личностного роста и существования в социальной среде. Именно учреждения дополнительного образования являются надежными проводниками для подрастающего поколения к всестороннему развитию. Однако устаревший формат кружков и секций сменяется в сторону более прогрессивного процесса образования, для того, чтобы объединить различные творческие направления и способствовать реализации новых идей и видов досуга.
Целью проекта является преемственное развитие контекста прилегающей территории к Дворцу творчества детей и молодежи в Центральном районе г.о. Тольятти с приданием ей более высоких качественных характеристик посредством средового дизайна, формируя гармоничный целостный облик и реализуя возможность проведения образовательно-развлекательных программ вне стен учреждения.
В ходе исследования данной темы были поставлены следующие задачи:
1. Произвести анализ существующего состояния и изучить мировые аналоги.
2. Сформулировать основные положения концепции по благоустройству.
3. Разработать функционально-планировочные и композиционные решения.
4. Разработать малые архитектурные формы в соответствии с концепцией.
В процессе работы над первым разделом были проанализированы: функционально-планировочная организация, дорожно-тропиночная система, зонирование территории, ландшафтная организация, общее композиционное решение и конкурентная среда. В результате исследований определены для последующих работ методы и критерии анализа учреждений дополнительного образования с учетом исторических, географических, культурных, архитектурных, градостроительных, смысловых и визуальных аспектов.
Второй раздел представляет собой совокупность исследований зарубежных и отечественных аналогов по учреждениям открытых городских пространств для детей и молодежи, среди которых: современные дворцы и центры детского творчества, парки и детские площадки, внутриквартальные пространства.
Третий раздел - формирование дизайн-концепции на основе полученных результатов исследования, а также подробное описание дизайн- предложений.
Четвертый раздел - экономическое обоснование. Сначала описывается планируемый эффект от реализации, а далее идет расчет всех необходимых затрат.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы дизайн- проекта прилегающей территории к Дворцу творчества детей и молодежи в г.о. Тольятти были выявлены основные преимущества и недостатки проектируемой территории, а также возможности и риски.
В итоге была разработана дизайн-концепция, в основу которой легла идея создания образовательной, творческой среды вне стен учреждения. Данная концепция считается подходящей, поскольку ориентирована на техническое задание, целевую аудиторию и потребности пользователей. Обновление подобного пространства привлечет внимание жителей города не только в качестве пользователей учреждения, но и обычных горожан, для которых в городе появится новое и необычное место для отдыха, где можно будет провести время с пользой.
Разработанный проект решает проблему неприметного, неиспользуемого внешнего облика территории, его эстетическую составляющую, функциональную наполненность, а также ряд проблем с дорожно-тропиночной сетью, автомобильными парковками, осветительными приборами.
В практической части произведен и предоставлен анализ конкурентной среды, анализ местоположения объекта в городе и районе, в инфографике показан комплексный анализ ситуации, анализ аналогов, на основе которых были сделаны основные выводы и сформированы основные критерии проектирования. Следующим шагом была разработка дизайн-предложения, суть которого в создании новых зон и уникальных объектов для образовательно-развлекательной среды.
В разделе экономического обоснования рассчитаны затраты на разработку проекта и его реализацию.
Демонстрация проекта представлена с помощью планшетного ряда, который включает в себя все необходимые визуализации и чертежи.
1. Архитектурный дизайн : Функциональные и художественные основы проектирования : учеб. пособие для вузов / В. Н. Ткачев. - Гриф УМО. - Москва : Архитектура-С, 2006. - 350 с. : ил. - Библиогр.: с. 323-326. - Глоссарий: с. 327-333. - Прил.: с. 334-350. - ISBN 5-9647-0097-7 : 429-16
2. Буйлова Л.Н. Исторический контекст становления и пути развития дополнительного образования детей в современной России - М.: ООО «Новое образование», 2013. - 104 с.
3. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. - М.: Европа, 2011. - 320с.
4. Горохов, В. А., Инженерное благоустройство городских территорий: Учеб.пособие для вузов/ В. А. Горохов, Л. Б. Лунц, О. С. Расторгуев; под общ. ред. Д.С. Самойлова. М.: Стройиздат.
5. Горский В.А. Живое образование. - М.: 2011. - 120 с.
6. ГОСТ Р 55677-2013 Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования
7. ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы (Переиздание)
8. ГОСТ 30.001-83 Система стандартов эргономики и технической эстетики. Основные положения
9. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры. Лицо города. - М.: Молодая гвардия, 1990.
10. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способах восприятия, о языке линий и красок, о воспитании зрителя. - Л.: Искусство, 1990. - 223с.: ил.
11. Дворец творчества детей и молодежи. Официальный сайт. [Электронный ресурс]иРЕ: http://dm.tgl.ru/content/rc/109 (дата обращения: 02.03.2020)
12. Дизайн архитектурной среды : учеб. для вузов. - Гриф МО. - Москва : Архитектура-С, 2005. - 503 с.: ил. - Библиогр.: с. 500-503. - ISBN 5-9647-0031-4: 635- 45
13. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник. /Под ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288с.: ил.
14. Джонс Дж.К. Методы проектирования: Пер. с англ. - 2-е изд., доп.- М.: Мир, 1986.
15. Ефимов А. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов. -М: Архитектура-С, 2006.
16. Заёнчик В.М., Карачёв А.А., Шмелёв В.Е. Основы творческо- конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн. Учебник для вузов. - М.: Академия, 2006. - 320с.
17. Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей: Феникс, 2011. - 352 с. (Серия «Сердце отдаю детям)
18. Иконников, А. В. Искусство, среда, время./ А. В. Иконников. - М.: 1985. 336 с.
19. Материаловедение : учеб. для вузов / Б. Н. Арзамасов [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. - 646 с. : ил
20. Михайлов, С. Основы дизайна: Учебник по специальности «Дизайн архитектурной среды» - 2-е изд. испр. и доп / С.Михайлов. - М, 2002 - 260 с., ил.
21. Научные основы материаловедения : учеб. для вузов / Б. Н. Арзамасов [и др.] ; под ред. Б. Н. Арзамасова. - Москва : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1994. - 366 с. : ил
22. Олейникова, Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания / Л. Т. Олейникова. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 282-287
23. Основы дизайна и композиции: современные концепции : учеб. пособие для СПО / Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 183 сПавловская, Е. Э. Графический дизайн. Выпускная квалификационная работа : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Э. Павловская, П. Г. Ковалев.
— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 227 с.
24. Подбор и поиск аналоговой базы, Landezine. [Электронный ресурс]иКЬ:НИр://1апде7те.сош/ (дата обращения: 05.03.2020)
25. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. -М: Архитектура-С, 2005.
26. Сазонова Е.А. Проектирование. Уч. пособ. /Под ред.
В.Ф.Ахадуллина- Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. - 156с.: ил.
27. Саймондс Дж.О. Архитектура и ландшафт /пер.с анг.
Меньшавина А.И. -М.: Издательство литературы по строительству, 1965.
28. Система дополнительного образования в Российской Федерации.
[Электронный ресурс]URL:https://edunews.ru/education-abroad/sisteшa-
obrazovaniya/dopolnitelnoe.html (дата обращения: 22. 02. 2020)
29. СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* (с Изменением N 1)
30. СП 82.13330.2016 Благоустройство территорий.
Актуализированная редакция СНиП III -10-75 (с Изменением N 1)
31. Трушина, Л. Е. Образ города и городской среды / Л. Е. Трушина // Материалы научной конференции «Пространство культуры», 11-13 апреля 2000 г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.97-99
32. Устин В.Б. - Учебник Дизайна. Композиция, методика, практика. -М.,2009.
33. Филин, В.А. Визуальная среда города / В.А. Филин // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2006.-Вып. 2. - С. 43 - 50.
34. Франссис Д. К. Чинь, Архитектурная графика, Астрель, АСТ, 2007г.;
35. Франссис, Д. К. Архитектура: форма, пространство, композиция / Д. К. Франссис. - М., 2005. - 399 с., ил.
36. Числетт Х. Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен. - М.: Арт-Родник, 2012.
37. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: Учебное пособие. -М: Архитектура-С, 2007.
38. Шимко В.Т. Основы дизайна и средового проектирования. Уч. пособ. - М.: Архитектура-С, 2007. - 160с.: ил.
39. Шокорова, Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация : учеб. пособие для СПО / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 74 с.
40. Элам К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция. - СПб: Питер, 2011. - 112с.: ил.