Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты государственного управления 8
1.1 Государство как основной институт политической системы
общества 8
1.2 Понятие и классификация моделей государственного
управления 21
1.3 Признаки и виды унитарных и федеративных государств 26
1.4 Правовое регулирование государственного управления в РФ 31
Глава 2 Сравнительный анализ государственного управления России и Германии 37
2.1 Особенности федеративного устройства России и Германии 37
2.2 Сравнительный анализ построения государственного управления в
Российской Федерации и Германии 43
2.3 Сравнительный анализ системы местного самоуправления России и
Германии 52
Глава 3 Совершенствование системы государственного управления РФ 58
3.1 Проблемы, связанные с процессом модернизации государственного
управления 58
3.2 Перспективы развития российского государственного
управления 69
Заключение 76
Список используемой литературы и используемых источников 80
Каждое государство выбирает собственный способ территориальной организации и определяет принципы взаимодействия всех структурных единиц. Стоит обозначить, что по наличию автономности в составных частях государства, можно характеризовать его государственное устройство как простое или сложное. Кроме того, выбор последнего для государства означает чёткое распределение функций между центром и субъектами федерации, для унитарной же формы характерно отсутствие какой-либо автономности у территориальных единиц. В 2021 году в мире насчитывается 195 государств, среди которых 27 имеют федеративную форму государственного устройства и 168 - унитарную. Федерализм имеет множество разновидностей, обусловленных национально-культурными особенностями отдельных регионов и всем процессом исторического развития того или иного государства. Необходимо отметить, что при таком сравнительно небольшом количестве федераций, на их территории проживает около половины населения Земли. Представляется, что управляемость и эффективность государственного устройства обусловлена в федерации более многогранным характером и многоступенчатой структурой управления нежели в унитарных государствах.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время отечественная система государственного управления находится в процессе модернизации, поскольку в деятельность государственных структур внедряются новейшие компьютерных технологии, а также совершенствуются правовые и информационные принципы публичного управления. Кроме того, российская законодательная база, являющаяся основой государственного управления, также видоизменяется, обновляются способы взаимодействия центра и его субъектов, перераспределяются их функции. Однако, для федеративного устройства России всё ещё характерны определённые трудности, эффективное решение которых может быть ускорено путём привлечения аналогичного опыта зарубежных государств, прошедших длительный путь успешного построения федеративной системы управления демократического типа. Отдельно стоит отметить возрастающую роль социальных сетей, как средства обратной связи власти и общества и эффективного инструмента повышения открытости и доступности власти для граждан.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по вопросу развития государственного управления и территориальной организации государственной власти.
Предметом исследования являются правовые нормы и теоретические источники, используемые в процессе совершенствования системы государственного управления России.
Цель исследования - провести сравнительный теоретико-правовой анализ компонентов моделей федеративного государственного устройства России и Германии с целью совершенствования отечественной системы управления.
Поставленная цель реализуется посредством решения ряда задач:
- проанализировать теоретические аспекты государственного управления;
- изучить признаки и формы государственно-территориального
устройства;
- провести сравнительный анализ системы управления федеративного
устройства России и Германии;
- выявить актуальные проблемы модернизации системы
государственного управления в Российской Федерации;
- проанализировать перспективы оптимизации государственного
управления в России.
Методологическую основу работы составили ряд общенаучных методов исследования, в том числе методы анализа, синтеза, а также сравнительно-правовой и системный метод, метод обобщения, моделирования, логический методы. Также в работе использовались и частно-научные методы познания, в частности сравнительно-правовой метод и метод технико-юридического анализа.
Теоретическую основу диссертации составляют работы ученых: Абдулаева С.С., Агеев О.Г., Анненкова В.Г., Бакалдина Е.С., Баранова К.К., Бирюкова Э.Р., Бырдин Е.Н., Гуляков А.Д., Казак Е.С., Кайнов В.И., Караулова К.В., Корякина А.С., Костюченко Н.И., Котелевская Т.Н., Куканов А.З., А.Н. Макеева Н.В., Гуляков А.Д., Матафонова Ю. А., Морозов О.В., Мугсинова Д.И., Навроцкая Т.Г., Неверов А.Я., Нурулин А.Р., Окорокова О.В., Панова А.К., Рачеева Ю.В., Сахадзич М., Семеновский И.Д., Силинов П.М., Соколов Н.Н., Пастухова Н.Б., Уянова Х.Б., Федощева Н.Н., Халиков М.С., Щукина Т.В., Южакова Е.В. и другие.
Правовая основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации, нормативными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий центра и его субъектов, международными Конвенциями в сфере публичного управления, федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами РФ и зарубежных стран, в частности ФРГ.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались использованием информации, опубликованной в официальных источниках, в том числе иностранных нормативно-правовых актах и систематизированными практическими результатами собственной деятельности.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в сравнительном анализе систем государственного устройства и управления Российской Федерации и Федеративной республики Германия, а так же в изучении перспектив модернизации системы государственного управления в России.
Апробация и внедрение результатов работы. Апробация результатов исследования велись на протяжении всей научно-исследовательской работы.
Некоторые выводы, приведенные в исследовании, изложены в статье «Повышение качества государственного управления в условиях информатизации общества», опубликованной в научном журнале о гуманитарных науках «Гуманитарный трактат».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены специфические черты российского федерализма, напрямую
повлиявшие на формирование отечественной модели государственного управления;
- обоснована целесообразность заимствования отдельных элементов
германского федерализма и их адаптация в системе разделения государственной власти РФ;
- определены ключевые направления оптимизации системы
государственного управления России.
Положения, выносимые на защиту:
- Россия имеет уникальное ассиметричное национально¬
территориальное (смешанное) федеративное устройство, обусловленное спецификой исторического развития страны;
- в модели государственного управления в РФ в сравнении с
европейскими моделями преобладает тенденция доминирования исполнительной ветви власти и вертикальной централизации власти ;
- в контексте наличия общих черт федеративного устройства России и
Германии представляется целесообразным перенять опыт ФРГ в делегировании расширенных полномочий субъектам федерации и создании более эффективной системы прозрачности власти;
- проблему коррупции в системе управления возможно минимизировать
путём применения международных практик противодействия ей, а также широким привлечением общественности для контроля над деятельностью органов власти;
- в условиях современного мира оптимальная государственно-управленческая модель должна опираться на широкое применение компьютерных и информационных технологий на всех уровнях власти и совершенствовании кадрового обеспечения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе комплексного изучения устройства федераций как формы государственного устройства могут быть использованы в последующих научных работах, или помочь в совершенствовании взглядов на развитие системы взаимодействия субъектов и центра в условиях федеративной формы территориального устройства современной России.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и используемых источников.
Таким образом, подводя итог, необходимо подчеркнуть, что государство выступает многокомпонентным явлением современной правовой действительности, так как оно является одновременно и политической организацией и важнейшим социальным институтом, формирующим собственную систему государственного управления. Такая система управления подразумевает под собой некоторое воздействие государства на общественные сферы жизнедеятельности населения, при котором данные сферы приобретут более чёткое оформление, а сама же система управления базируется на государственном аппарате принуждения. Каждое государство имеет свою уникальную модель государственного управления исходя из истории создания страны, менталитета населения и традиционных управленческих процессов. Стоит заметить, что бюрократия государственного аппарата свойственна в той или иной мере всем моделям государственного управления уже с момента формирования структуры органов государственной власти. Современная государственно-управленческая модель должна обладать эффективными методами управления с учётом особенностей национального управленческого опыта, повсеместным применением в своей деятельности цифровых технологий, а также ей необходимо ориентироваться на совершенствование систем кадрового обеспечения.
Изучив многообразие форм территориального устройства государства, надо отметить, что каждая из них направлена на обеспечение эффективной политической организации общества для реализации социально-значимых задач на конкретной территории. Стоит подчеркнуть, что задаёт формат определенного типа государства именно объединение народа и государственной власти. Касаемо унитарной формы государственного устройства, необходимо сказать, что это единое, простое государственное образование, которое доказывает свою устойчивость, однако и в ней происходят изменения, такие, как например, передача полномочий областям и районам. Федерация как форма государственного устройства базируется на принципах правового государства и усиления демократии. Стоит отметить, что федерация может быть, как договорной, как и конституционной, но в итоге именно конституция является основной для формирования правовой базы федеративного государства. В данной работе подчёркивается, что федерация, кроме как формы государственного территориального устройства ещё и является одним из способов сплочения всех проживающих на её территории народов в гармонии под управлением единого центра власти. Хоть в современном мире государства-федерации занимают малую часть, в ряде случаев именно федерализация страны явилась исключительным способом сохранения государственного единства. В данной работе хотелось бы отметить тот факт, что сегодня в Российской Федерации сложилась особенная модель федеративного устройства, которую можно обозначить как конституционную, ассиметричную федерацию, базирующуюся на национально-территориальных принципах с сильным влиянием суверенитета Федерации. Каждая федерация в мире имеет свои исторические, экономические и культурные особенности, которые непосредственно влияют на формирование системы государственного устройства.
Проведя сравнительный анализ России и Германии, можно сделать вывод о том, что их системы федеративного устройства имеет определенные сходства такие, как например, конституционный вид федераций, который в первую очередь означает принцип территориальной целостности страны, подразумевающий под собой запрет права свободного выхода субъектам федерации из состава государства. Различие данных государств в федеративном контексте состоит в том, что Россия является ассиметричной федерацией исходя из большой численности населения. Кроме того, система разделения государственной власти различна: Россия является централизованной федерацией, а Германия - децентрализованной. Однако, отмечается, что некоторые моменты, в частности устройство парламента и отношения местного самоуправления к системе органов государственной власти, заставляют усомниться в полноценном восприятии Германии как федеративного государства. В ходе работы был сделан вывод о том, что Россия могла бы воспользоваться опытом Германии в области делегирования полномочий субъектам и обеспечение прозрачности системы органов власти. Подводя итог, сравнения систем государственного управления России и Германии, необходимо обратить внимание на то, что каждая из них имеет свою специфику исходя из путей исторического развития и менталитета населения, но при этом некоторые внутригосударственные механизмы управления каждой системы государственного управления могли бы дополнить друг друга, обеспечив эффективность государственного управления в целом.
Рассмотрев весь спектр проблем в системе государственного управления России, можно отметить, что они появились не одномоментно, а вместе с усложнением механизма государственного аппарата. Конечно, как и во многих государствах, российское государственное управление подвержено бюрократическим процессам, замедляющим работу всей государственной системы. Однако данное явление можно нивелировать путём оптимизации государственных структур и численности их сотрудников. Главной же проблемой в государственном управлении выступает коррупция. Руководство государства в борьбе с данным негативным явлением приняло целый комплекс противодействующих мер, а кроме того, привлекло общественность в процесс предотвращения любых коррупционных проявлений в государственной власти. Стоит заметить, что коррупция в той или иной степени имеется в любом властном секторе, так как носит сугубо субъективный характер, решение этой сложной проблемы не только носит внутригосударственной, но и общемировой характер. Поэтому необходимо для устранения такого негативного государственного аспекта применение международных успешных практик с особенностями отечественной системы государственного управления, носящих долгосрочный характер.
В условиях информатизации российского общества и глобализационных процессов в мире, стоит отметить успешную цифровизацию системы государственного управления в России. Федеральный проект «Цифровое государственное управление» действует относительно недавно, но уже смог сформировать единое информационное пространство для всех государственных структур, повысив скорость документооборота, устранив лишние дублирование в огромном массиве государственных документов, а также убыстрив процесс внутригосударственного взаимодействия между органами государственной власти. Кроме того, нельзя не отметить важнейшую роль компьютерных технологий во внедрении государственных систем, как например, портал Госуслуг, который упростил и сделал максимально доступными получение всех социально-важных услуг населению. Одновременно с этим, взаимодействие государства и граждан стало происходить более оперативно в информационной плоскости. Таким образом, изучив перспективы развития государственного управления, становится очевидно, что государство в своей деятельности старается применять новейшие механизмы повышения качества работы своего аппарата, а также современные оптимизационные способы, направленные на эффективность всей системы государственного управления.
1. Абдулаева С. С. Сравнительный анализ федерализма в США и Германии // Закон и право. 2020. № 9. - С. 49-51.
2. Абрамов Р. А., Мухаев Р. Т., Жигун Л. А., Соколов М. С. Формирование эффективной модели государственного в Российской Федерации: Теоретические и прикладные аспекты. - М.: ИД Третьяков, 2016. - 234 с.
3. Аверьянова О. В. Понятие законности и система средств обеспечения законности в государственном управлении // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 2 (56). - С. 112-119.
4. Агеев О. Г. Актуальные проблемы правового регулирования государственного и муниципального управления // Российское государствоведение. 2018. № 1. - С. 106-116.
5. Анненкова В. Г. Федерация как форма государственного устройства: содержание и основные проявления // Базис. 2017. № 2 (2). - С. 23-26.
6. Ахметшин А. Ф., Юсупов Р. Г. Становление и развитие правового регулирования государственного управления в России // Инновационная наука. 2017. Т. 4. № 4. - С. 89-93.
7. Бакалдина Е. С. Противодействие коррупции в системе государственного управления РФ: постановка проблемы / Бакалдина Е. С., Биджиев В. И. // Знание. 2016. № 11-2 (40). - С. 52-58.
8. Баранова К. К. Реформа федерализма в Германии - опыт для России // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2008. № 2 (30). - С. 15-35.
9. Бирюкова Э. Р. Понятие «эффективность» в сфере государственного управления // Ученые записки Крымского федерального ун-та им. В. И. Вернадского. Юридические науки. 2020. № 1. - С. 419-422.
10. Большакова Ю. М. Эффективность государственного управления и региональных институтов власти в оценках населения // Вестник Московского ун-та. Серия 18. Социология и политология. 2018. Т. 24, № 3. - С. 150-168.
11. Борисова Е. К. Понятие государственного управления // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education: сб. тр. конф. - Томск, 2020. - С. 77-78.
12. Борщевский Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г. А. Борщевский.
- М.: Юрайт, 2020. - 293 с.
13. Бырдин Е. Н. Проблемы развития федерализма в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии: сравнительно-правовой аспект // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 2 (44).
- С. 155-161.
14. Варданян И. С. Немецкая и российская модели государственного управления: сравнительный анализ / Н. А. Михальченкова, С. А. Ткачев // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - №. 9 (59). - С. 4-11.
15. Венгеров А. Б., Теория государства и права: Учебник / Венгеров А. Б. - М.: Дашков и К, 2019. - 607 с.
16. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948 // КонсультантПлюс: справочно-правовая
система.
17. Гелих О. Я. К феноменологии власти и управления в современном Российском обществе // Научное мнение. 2015. № 7-1. - С. 17-22.
18. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Е. Прокофьев [и др.]; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. - М: Юрайт, 2019. -194 с.
19. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1: Федеральный
закон № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) : [принят Государственной думой 21.10.1994 года] // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32, ст. 3301.
20. Гуляков А. Д. Генезис федерализма в странах Европы / Гуляков А. Д., Малько А. В., Саломатин А. Ю. // Современная Европа. 2018. № 1. - С. 36¬46.
21. Гуляков А. Д. Зарубежные исследования федерализма: в поисках оригинальных подходов и междисциплинарности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 2 (50). - С. 43¬53.
22. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992 //
КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
23. Евдокимов В. Б. О местном самоуправлении: российский и зарубежный опыт (к ориентирам правового регулирования) / В. Б. Евдокимов, Е. Г. Конышева // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 2. - С. 54-60.
24. Знаменский Д. Ю. Российская национальная модель государственной политики: структура и особенности // Управление. 2018. Т. 6, №2. - С. 61-66.
25. Зотов В. В. От нового государственного управления к государственному менеджменту публичных ценностей (новая философия публичного управления) // Проблемы философии: история и современность: сб. тр. конф. - Курск, 2018. - С. 204-208.
26. Зубарев С. М. К вопросу об огосударствлении местного самоуправления // Lex russica. 2018. № 12. - С. 83-89.
27. Ирхин Ю. В. Эффективность современных моделей государственного управления // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 3. - С. 27-42.
28. Казак Е. С. Конституционно-правовые реформы федеративных отношений в России и Германии: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Казак Елена Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2011. - 29 с.
29. Кайнов В. И., Сальников М. В., Петров П. А. Сравнительно-правовой анализ понятия законность и дисциплина в сфере государственного управления в России и зарубежных странах // Юридическая наука: история и современность. 2019. № 2. - С. 55-66.
30. Карасик Л. В. Понятие и принципы реализации функций государственного управления // Академическая публицистика. 2019. № 10. - С. 126-129.
31. Караулова К. В. Сравнительный анализ процессов развития федерализма в России и Германии: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Дипломат. акад. МИД РФ. - Москва, 2003. - 24 с.
32. Карпов Д. М. Качество государственного и муниципального управления: новый подход к определению понятия // Державинский форум. 2020. Т:4, № 14. - С. 40-45.
33. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом. Учебно-методический комплекс (учебное пособие) / Отв. ред. д.ю.н., проф. С. А. Авакьян. - М.: Юстицинформ, 2016. - 568 с.
34. Конституция Боснии и Герцеговины // [Электронный ресурс] https://worldconstitutions.ru / (дата обращения: 28.08.2020).
35. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31, ст. 4398.
36. Конституция Соединённых Штатов Америки // [Электронный ресурс] https://worldconstitutions.ru / (дата обращения: 28.08.2020).
37. Конституция Федеративной Республики Бразилия // [Электронный ресурс] https://worldconstitutions.ru / (дата обращения: 28.08.2020).
38. Корякина А. С. Германский федерализм: опыт реформирования / Корякина А. С., Ризин Н. Д. //Наука. Общество. Государство. 2020. Т.8, № 1 (29). - С. 73-79.
39. Костюченко Н. И. Проблемы государственного управления, связанные с соотношением понятий «муниципальное» и «государственное» управление // Ученые записки Крымского федерального ун-та им. В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. № 3. - С. 36-42.
40. Костюченко Н. И., Микитюк Ю. В. Проблемы управления социальными и государственными системами, связанные с соотношением понятий «управление» и «власть» (методологический аспект) // Общество и право. 2019. № 3 (69). - С. 176-180.
41. Котелевская Т. Н. Роль государства в политической системе общества // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности: сб. тр. науч. конф. - Тихорецк, 2016. - С. 36-37.
42. Кудряшова М. Г., Федотов А. И. Эффективность государственного управления: понятие и типы // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. тр. конф. - Пенза, 2019. - С. 58-60.
43. Куканов А. З. Понятие и классификация форм государственного устройства // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3-6. - С. 74-80.
44. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и
практика государственного регулирования. - М.: Книжный дом
«ЛИБРОКОМ», 2016. - 368 с.
45. Макеева Н. В., Гуляков А. Д. Федерализм как инструмент устойчивого развития государственности: теоретический анализ // Проблемы формирования нового российского права и новой российской государственности: на пути движения к «чистому золоту права» как инструмент устойчивого развития государственности: теоретический анализ: сб. тр. конф. - Тамбов, 2015. - С. 294-305.
46. Матафонова Ю. А. Управление федеративным государством: базовые институты федеративной системы // Власть. 2014. Том. 22. № 11. С. 133-136.
47. Международный пакт о гражданских и политических правах : принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
48. Мирошников С. Н. Сущность и содержание понятий «государственное управление» и «управление развитием» в современных условиях // Перспективы науки. 2018. № 9 (108). - С. 40-44.
49. Морозов О. В. Феномен федерализма и политикоправовая классификация современных федеративных государств // Вестник Московского ун-та. Серия 12: Политические науки. 2017. № 3. - С. 17-37.
50. Мошурова Д. А., Карпенко Е. М. Понятие компетенции и компетентности в сфере государственного управления // Инновационные перспективы Донбасса: сб. тр. конф. - Донецк, 2019. - С. 195-199.
51. Мугсинова Д. И. Формы государственного устройства зарубежных стран // Аллея науки. 2019. Т.3. № 5 (32). - С. 870-873.
52. Навроцкая Т. Г. Проектный подход в системе государственного и муниципального управления РФ как механизм реализации целей социально-экономической политики // Современный менеджмент и экономика: проблемы и перспективы развития: сб. тр. конф. -Санкт-Петербург, 2020. - С. 132-137.
53. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1: Федеральный закон № 146-ФЗ : [принят Государственной думой 16.07.1998 года : одобрен Советом Федерации 17.07.1998 года] // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31, ст. 3824.
54. Неверов А. Я. Федеральные округа как перспектива нового федеративного устройства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 29 - 31.
55. Новикова В. С. Перспективы развития государственного управления в контексте информационных технологий // Дневник науки. 2019. № 3 (27). - С. 73-80.
56. Нурулин А. Р. Международно-правовые аспекты интеграции // Международное право и международные организации. 2017. № 2. - С. 1-15.
57. О гражданстве Российской Федерации : Федеральный закон № 62- ФЗ [принят Государственной думой 19.04.2002 года : одобрен Советом Федерации 15.05.2002 года] // Собрание законодательства РФ. - 03.06.2002. - № 22, ст. 2031.
58. О Правительстве Российской Федерации : Федеральный
конституционный закон № 4-ФКЗ : [одобрен Государственной думой 27.10.2020 года : одобрен Советом Федерации 03.11.2020 года] // Собрание законодательства РФ. - 09.11.2020. - № 45, ст. 7061.
59. О противодействии коррупции : Федеральный закон № 273 -ФЗ : [принят Государственной думой 19.12.2008 года : одобрен Советом Федерации 22.12.2008 года] // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (часть I), ст. 6228.
60. О системе государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон № 58-ФЗ : [принят Государственной думой 25.04.2003 года : одобрен Советом Федерации 14.05.2003 года] // Собрание законодательства РФ. - 02.06.2003. - № 22, ст. 2063.
61. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.11.2020) // Собрание законодательства РФ. - 27.01.2020. - № 4, ст. 346.
62. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. -04.01.2016. - № 1 (часть II), ст. 212.
63. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон № 172-ФЗ : [принят Государственной думой 20.06.2014 года : одобрен Советом Федерации 25.06.2014 года] // Собрание законодательства РФ. - 30.06.2014. - № 26 (часть I), ст. 3378.
64. О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ : [принят Государственной думой 24.06.1994 года : одобрен Советом Федерации 12.07.1994 года] // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - № 1, ст. 1.
65. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон № 131-ФЗ : [принят Государственной думой 16.09.2003 года : одобрен Советом Федерации 24.09.2003 года] // Собрании законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40, ст. 3822.
66. Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан : Федеральный закон № 199-ФЗ : [принят Государственной думой 04.07.2007 года : одобрен Советом Федерации 11.07.2007 года] // Собрание законодательства РФ. - 30.07.2007. - № 31, ст. 3996.
67. Окорокова О. В. Проблемы государственного управления в РФ // Молодежь и XXI век - 2020: сб. тр. конф. - Курск, 2020. - С. 96-98.
68. Основной закон Федеративной Республики Германия // [Электронный ресурс] https://worldconstitutions.ru / (дата обращения: 28.08.2020).
69. Панова А. К. Национальный проект «цифровое государственное управление» как механизм обеспечения эффективности государственного управления // Научно-практические исследования. 2020. № 5-6 (28). - С. 63¬68.
70. Рачеева Ю. В. Пути развития правового регулирования государственного управления в РФ / Рачеева Ю. В., Максимов Д. С., Макарова А. С. // Теоретический и практический потенциал современной науки. - Москва, 2019. - С. 265-266.
71. Резер Т. М. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебное пособие / Т. М. Резер, Е. В. Кузнецова, М. А. Лихачев; [под общей редакцией Т. М. Резер]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2019. -116 с.
72. Рыжов В. В. Рекомендации по повышению качества государственного управления на территории РФ // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 3 (43). - С. 185-189.
73. Сахадзич М. Конституционная (а)симметрия: Новые и старые теоретические рамки // Русская политология. 2018. № 3 (8). - С. 28-32.
74. Семеновский И. Д. О некоторых особенностях государственно - территориального устройства современных федеративных государств // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 38-41.
75. Силинов П. М. Федерализм в зарубежных странах: конституционно- правовые и политические технологии: диссертация ... доктора юридических наук: 23.00.02.- Москва, 2005.- 437 с.
76. Скачкова А. А., Шемончук Д. С. Теоретические аспекты информационного обеспечения государственного управления // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 1-1 (10). - С. 148-157.
77. Соколов Н. Н. Анализ российского варианта федерализма в контексте зарубежного опыта // Вестник Томского ун-та. История. 2015. № 4 (36). - С. 55-58.
78. Степанова А. А. Еще раз о федеративном устройстве России // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 20 - 24.
79. Суверенитет и федеративная организация Российского государства в условиях глобализации: конституционно-правовые аспекты. автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Пастухова Н.Б. - М., 2010. - 45 с.
80. Уянова Х. Б. Особый характер современной модели государственного управления // Вестник академии знаний. 2020. № 3 (38). - С. 272-277.
81. Федощева Н. Н. Форма государства и государственное устройство: сравнительно-правовой анализ // Современные проблемы права, экономики и управления. 2017. № 1 (4). - С. 150-154.
82. Формирование современной модели государственного управления: перспективы и вызовы [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием, г. Тюмень, 18-19 октября 2019 г. / [отв. ред. Н. П. Носова]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт государства и права, BRICS LAW JOURNAL. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019. — 284 с.
83. Халиков М. С. Государственная служба в системе государственного управления // Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Т.3, № 2. - С. 14-20.
84. Щукина Т. В. Модернизация системы государственного управления в Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию и организационные решения // Основные тенденции и детерминанты реформирования конституционного и административного права на современной этапе: сб. тр. конф. - Иркутск, 2017. - С. 141-149.
85. Южакова Е. В. Сравнение моделей государственного управления в
Европейском Союзе и Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://human.snauka.ru (дата обращения: 14.09.2020).
86. A Transatlantic History of Public Administration: Analyzing the USA, Germany and France [Text] / Fritz Sager, Christian Rosser, Celine Mavrot, Pascal Y. Hurni. - Edward Elgar Publishing, 2018. - 210 с.
87. Introduction to Comparative Public Administration: Administrative Systems and Reforms in Europe [Text]: Second Edition / Sabine Kuhlmann, Hellmut Wollmann. - Edward Elgar Publishing, 2019. - 448 с.
88. Kuehnhenrich D. Are Citizens and Businesses (Dis)satisfied with the Public Administration in Germany? / Kuehnhenrich D., Michalik S. // Paper prepared for the 34th IARIW General Conference: Session 4E: Well-Being II. - Dresden, Germany, 2016. - 35 с.
89. Kuhlmann S. et al. Public Administration in Germany. - Springer Nature, 2021. - С. 416.
90. Kuschner E. The Problems of Public Administration in Germany // I International Forum of Young Managers: Collection of articles. materials, Minsk. - С. 261 - 262.
91. Otten H. R., Schophaus M. Public administration in Brazil and Germany from a comparative perspective // Final report. - С. 66-69.
92. Schuppan T. One Stop Government: Stalled Vision or a Matter of Design?
- Empirical Findings from Social Services in Germany / Schuppan T., Kohl S. // Proceedings of the 50th Hawaii International Conference on System Sciences. 2017.
- С. 2448 - 2457.
93. Weichlein S. Federalism and Democracy in the Federal Republic. - Kohlhammer Verlag, 2019. - 254 с.