Оптимизация системы государственного управления в Российской Федерации с учётом опыта других государств федеративного типа
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты государственного управления 8
1.1 Государство как основной институт политической системы
общества 8
1.2 Понятие и классификация моделей государственного
управления 21
1.3 Признаки и виды унитарных и федеративных государств 26
1.4 Правовое регулирование государственного управления в РФ 31
Глава 2 Сравнительный анализ государственного управления России и Германии 37
2.1 Особенности федеративного устройства России и Германии 37
2.2 Сравнительный анализ построения государственного управления в
Российской Федерации и Германии 43
2.3 Сравнительный анализ системы местного самоуправления России и
Германии 52
Глава 3 Совершенствование системы государственного управления РФ 58
3.1 Проблемы, связанные с процессом модернизации государственного
управления 58
3.2 Перспективы развития российского государственного
управления 69
Заключение 76
Список используемой литературы и используемых источников 80
Глава 1 Теоретические аспекты государственного управления 8
1.1 Государство как основной институт политической системы
общества 8
1.2 Понятие и классификация моделей государственного
управления 21
1.3 Признаки и виды унитарных и федеративных государств 26
1.4 Правовое регулирование государственного управления в РФ 31
Глава 2 Сравнительный анализ государственного управления России и Германии 37
2.1 Особенности федеративного устройства России и Германии 37
2.2 Сравнительный анализ построения государственного управления в
Российской Федерации и Германии 43
2.3 Сравнительный анализ системы местного самоуправления России и
Германии 52
Глава 3 Совершенствование системы государственного управления РФ 58
3.1 Проблемы, связанные с процессом модернизации государственного
управления 58
3.2 Перспективы развития российского государственного
управления 69
Заключение 76
Список используемой литературы и используемых источников 80
Каждое государство выбирает собственный способ территориальной организации и определяет принципы взаимодействия всех структурных единиц. Стоит обозначить, что по наличию автономности в составных частях государства, можно характеризовать его государственное устройство как простое или сложное. Кроме того, выбор последнего для государства означает чёткое распределение функций между центром и субъектами федерации, для унитарной же формы характерно отсутствие какой-либо автономности у территориальных единиц. В 2021 году в мире насчитывается 195 государств, среди которых 27 имеют федеративную форму государственного устройства и 168 - унитарную. Федерализм имеет множество разновидностей, обусловленных национально-культурными особенностями отдельных регионов и всем процессом исторического развития того или иного государства. Необходимо отметить, что при таком сравнительно небольшом количестве федераций, на их территории проживает около половины населения Земли. Представляется, что управляемость и эффективность государственного устройства обусловлена в федерации более многогранным характером и многоступенчатой структурой управления нежели в унитарных государствах.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время отечественная система государственного управления находится в процессе модернизации, поскольку в деятельность государственных структур внедряются новейшие компьютерных технологии, а также совершенствуются правовые и информационные принципы публичного управления. Кроме того, российская законодательная база, являющаяся основой государственного управления, также видоизменяется, обновляются способы взаимодействия центра и его субъектов, перераспределяются их функции. Однако, для федеративного устройства России всё ещё характерны определённые трудности, эффективное решение которых может быть ускорено путём привлечения аналогичного опыта зарубежных государств, прошедших длительный путь успешного построения федеративной системы управления демократического типа. Отдельно стоит отметить возрастающую роль социальных сетей, как средства обратной связи власти и общества и эффективного инструмента повышения открытости и доступности власти для граждан.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по вопросу развития государственного управления и территориальной организации государственной власти.
Предметом исследования являются правовые нормы и теоретические источники, используемые в процессе совершенствования системы государственного управления России.
Цель исследования - провести сравнительный теоретико-правовой анализ компонентов моделей федеративного государственного устройства России и Германии с целью совершенствования отечественной системы управления.
Поставленная цель реализуется посредством решения ряда задач:
- проанализировать теоретические аспекты государственного управления;
- изучить признаки и формы государственно-территориального
устройства;
- провести сравнительный анализ системы управления федеративного
устройства России и Германии;
- выявить актуальные проблемы модернизации системы
государственного управления в Российской Федерации;
- проанализировать перспективы оптимизации государственного
управления в России.
Методологическую основу работы составили ряд общенаучных методов исследования, в том числе методы анализа, синтеза, а также сравнительно-правовой и системный метод, метод обобщения, моделирования, логический методы. Также в работе использовались и частно-научные методы познания, в частности сравнительно-правовой метод и метод технико-юридического анализа.
Теоретическую основу диссертации составляют работы ученых: Абдулаева С.С., Агеев О.Г., Анненкова В.Г., Бакалдина Е.С., Баранова К.К., Бирюкова Э.Р., Бырдин Е.Н., Гуляков А.Д., Казак Е.С., Кайнов В.И., Караулова К.В., Корякина А.С., Костюченко Н.И., Котелевская Т.Н., Куканов А.З., А.Н. Макеева Н.В., Гуляков А.Д., Матафонова Ю. А., Морозов О.В., Мугсинова Д.И., Навроцкая Т.Г., Неверов А.Я., Нурулин А.Р., Окорокова О.В., Панова А.К., Рачеева Ю.В., Сахадзич М., Семеновский И.Д., Силинов П.М., Соколов Н.Н., Пастухова Н.Б., Уянова Х.Б., Федощева Н.Н., Халиков М.С., Щукина Т.В., Южакова Е.В. и другие.
Правовая основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации, нормативными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий центра и его субъектов, международными Конвенциями в сфере публичного управления, федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами РФ и зарубежных стран, в частности ФРГ.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались использованием информации, опубликованной в официальных источниках, в том числе иностранных нормативно-правовых актах и систематизированными практическими результатами собственной деятельности.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в сравнительном анализе систем государственного устройства и управления Российской Федерации и Федеративной республики Германия, а так же в изучении перспектив модернизации системы государственного управления в России.
Апробация и внедрение результатов работы. Апробация результатов исследования велись на протяжении всей научно-исследовательской работы.
Некоторые выводы, приведенные в исследовании, изложены в статье «Повышение качества государственного управления в условиях информатизации общества», опубликованной в научном журнале о гуманитарных науках «Гуманитарный трактат».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены специфические черты российского федерализма, напрямую
повлиявшие на формирование отечественной модели государственного управления;
- обоснована целесообразность заимствования отдельных элементов
германского федерализма и их адаптация в системе разделения государственной власти РФ;
- определены ключевые направления оптимизации системы
государственного управления России.
Положения, выносимые на защиту:
- Россия имеет уникальное ассиметричное национально¬
территориальное (смешанное) федеративное устройство, обусловленное спецификой исторического развития страны;
- в модели государственного управления в РФ в сравнении с
европейскими моделями преобладает тенденция доминирования исполнительной ветви власти и вертикальной централизации власти ;
- в контексте наличия общих черт федеративного устройства России и
Германии представляется целесообразным перенять опыт ФРГ в делегировании расширенных полномочий субъектам федерации и создании более эффективной системы прозрачности власти;
- проблему коррупции в системе управления возможно минимизировать
путём применения международных практик противодействия ей, а также широким привлечением общественности для контроля над деятельностью органов власти;
- в условиях современного мира оптимальная государственно-управленческая модель должна опираться на широкое применение компьютерных и информационных технологий на всех уровнях власти и совершенствовании кадрового обеспечения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе комплексного изучения устройства федераций как формы государственного устройства могут быть использованы в последующих научных работах, или помочь в совершенствовании взглядов на развитие системы взаимодействия субъектов и центра в условиях федеративной формы территориального устройства современной России.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и используемых источников.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время отечественная система государственного управления находится в процессе модернизации, поскольку в деятельность государственных структур внедряются новейшие компьютерных технологии, а также совершенствуются правовые и информационные принципы публичного управления. Кроме того, российская законодательная база, являющаяся основой государственного управления, также видоизменяется, обновляются способы взаимодействия центра и его субъектов, перераспределяются их функции. Однако, для федеративного устройства России всё ещё характерны определённые трудности, эффективное решение которых может быть ускорено путём привлечения аналогичного опыта зарубежных государств, прошедших длительный путь успешного построения федеративной системы управления демократического типа. Отдельно стоит отметить возрастающую роль социальных сетей, как средства обратной связи власти и общества и эффективного инструмента повышения открытости и доступности власти для граждан.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по вопросу развития государственного управления и территориальной организации государственной власти.
Предметом исследования являются правовые нормы и теоретические источники, используемые в процессе совершенствования системы государственного управления России.
Цель исследования - провести сравнительный теоретико-правовой анализ компонентов моделей федеративного государственного устройства России и Германии с целью совершенствования отечественной системы управления.
Поставленная цель реализуется посредством решения ряда задач:
- проанализировать теоретические аспекты государственного управления;
- изучить признаки и формы государственно-территориального
устройства;
- провести сравнительный анализ системы управления федеративного
устройства России и Германии;
- выявить актуальные проблемы модернизации системы
государственного управления в Российской Федерации;
- проанализировать перспективы оптимизации государственного
управления в России.
Методологическую основу работы составили ряд общенаучных методов исследования, в том числе методы анализа, синтеза, а также сравнительно-правовой и системный метод, метод обобщения, моделирования, логический методы. Также в работе использовались и частно-научные методы познания, в частности сравнительно-правовой метод и метод технико-юридического анализа.
Теоретическую основу диссертации составляют работы ученых: Абдулаева С.С., Агеев О.Г., Анненкова В.Г., Бакалдина Е.С., Баранова К.К., Бирюкова Э.Р., Бырдин Е.Н., Гуляков А.Д., Казак Е.С., Кайнов В.И., Караулова К.В., Корякина А.С., Костюченко Н.И., Котелевская Т.Н., Куканов А.З., А.Н. Макеева Н.В., Гуляков А.Д., Матафонова Ю. А., Морозов О.В., Мугсинова Д.И., Навроцкая Т.Г., Неверов А.Я., Нурулин А.Р., Окорокова О.В., Панова А.К., Рачеева Ю.В., Сахадзич М., Семеновский И.Д., Силинов П.М., Соколов Н.Н., Пастухова Н.Б., Уянова Х.Б., Федощева Н.Н., Халиков М.С., Щукина Т.В., Южакова Е.В. и другие.
Правовая основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации, нормативными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий центра и его субъектов, международными Конвенциями в сфере публичного управления, федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами РФ и зарубежных стран, в частности ФРГ.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались использованием информации, опубликованной в официальных источниках, в том числе иностранных нормативно-правовых актах и систематизированными практическими результатами собственной деятельности.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в сравнительном анализе систем государственного устройства и управления Российской Федерации и Федеративной республики Германия, а так же в изучении перспектив модернизации системы государственного управления в России.
Апробация и внедрение результатов работы. Апробация результатов исследования велись на протяжении всей научно-исследовательской работы.
Некоторые выводы, приведенные в исследовании, изложены в статье «Повышение качества государственного управления в условиях информатизации общества», опубликованной в научном журнале о гуманитарных науках «Гуманитарный трактат».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены специфические черты российского федерализма, напрямую
повлиявшие на формирование отечественной модели государственного управления;
- обоснована целесообразность заимствования отдельных элементов
германского федерализма и их адаптация в системе разделения государственной власти РФ;
- определены ключевые направления оптимизации системы
государственного управления России.
Положения, выносимые на защиту:
- Россия имеет уникальное ассиметричное национально¬
территориальное (смешанное) федеративное устройство, обусловленное спецификой исторического развития страны;
- в модели государственного управления в РФ в сравнении с
европейскими моделями преобладает тенденция доминирования исполнительной ветви власти и вертикальной централизации власти ;
- в контексте наличия общих черт федеративного устройства России и
Германии представляется целесообразным перенять опыт ФРГ в делегировании расширенных полномочий субъектам федерации и создании более эффективной системы прозрачности власти;
- проблему коррупции в системе управления возможно минимизировать
путём применения международных практик противодействия ей, а также широким привлечением общественности для контроля над деятельностью органов власти;
- в условиях современного мира оптимальная государственно-управленческая модель должна опираться на широкое применение компьютерных и информационных технологий на всех уровнях власти и совершенствовании кадрового обеспечения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе комплексного изучения устройства федераций как формы государственного устройства могут быть использованы в последующих научных работах, или помочь в совершенствовании взглядов на развитие системы взаимодействия субъектов и центра в условиях федеративной формы территориального устройства современной России.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и используемых источников.
Таким образом, подводя итог, необходимо подчеркнуть, что государство выступает многокомпонентным явлением современной правовой действительности, так как оно является одновременно и политической организацией и важнейшим социальным институтом, формирующим собственную систему государственного управления. Такая система управления подразумевает под собой некоторое воздействие государства на общественные сферы жизнедеятельности населения, при котором данные сферы приобретут более чёткое оформление, а сама же система управления базируется на государственном аппарате принуждения. Каждое государство имеет свою уникальную модель государственного управления исходя из истории создания страны, менталитета населения и традиционных управленческих процессов. Стоит заметить, что бюрократия государственного аппарата свойственна в той или иной мере всем моделям государственного управления уже с момента формирования структуры органов государственной власти. Современная государственно-управленческая модель должна обладать эффективными методами управления с учётом особенностей национального управленческого опыта, повсеместным применением в своей деятельности цифровых технологий, а также ей необходимо ориентироваться на совершенствование систем кадрового обеспечения.
Изучив многообразие форм территориального устройства государства, надо отметить, что каждая из них направлена на обеспечение эффективной политической организации общества для реализации социально-значимых задач на конкретной территории. Стоит подчеркнуть, что задаёт формат определенного типа государства именно объединение народа и государственной власти. Касаемо унитарной формы государственного устройства, необходимо сказать, что это единое, простое государственное образование, которое доказывает свою устойчивость, однако и в ней происходят изменения, такие, как например, передача полномочий областям и районам. Федерация как форма государственного устройства базируется на принципах правового государства и усиления демократии. Стоит отметить, что федерация может быть, как договорной, как и конституционной, но в итоге именно конституция является основной для формирования правовой базы федеративного государства. В данной работе подчёркивается, что федерация, кроме как формы государственного территориального устройства ещё и является одним из способов сплочения всех проживающих на её территории народов в гармонии под управлением единого центра власти. Хоть в современном мире государства-федерации занимают малую часть, в ряде случаев именно федерализация страны явилась исключительным способом сохранения государственного единства. В данной работе хотелось бы отметить тот факт, что сегодня в Российской Федерации сложилась особенная модель федеративного устройства, которую можно обозначить как конституционную, ассиметричную федерацию, базирующуюся на национально-территориальных принципах с сильным влиянием суверенитета Федерации. Каждая федерация в мире имеет свои исторические, экономические и культурные особенности, которые непосредственно влияют на формирование системы государственного устройства.
Проведя сравнительный анализ России и Германии, можно сделать вывод о том, что их системы федеративного устройства имеет определенные сходства такие, как например, конституционный вид федераций, который в первую очередь означает принцип территориальной целостности страны, подразумевающий под собой запрет права свободного выхода субъектам федерации из состава государства. Различие данных государств в федеративном контексте состоит в том, что Россия является ассиметричной федерацией исходя из большой численности населения. Кроме того, система разделения государственной власти различна: Россия является централизованной федерацией, а Германия - децентрализованной. Однако, отмечается, что некоторые моменты, в частности устройство парламента и отношения местного самоуправления к системе органов государственной власти, заставляют усомниться в полноценном восприятии Германии как федеративного государства. В ходе работы был сделан вывод о том, что Россия могла бы воспользоваться опытом Германии в области делегирования полномочий субъектам и обеспечение прозрачности системы органов власти. Подводя итог, сравнения систем государственного управления России и Германии, необходимо обратить внимание на то, что каждая из них имеет свою специфику исходя из путей исторического развития и менталитета населения, но при этом некоторые внутригосударственные механизмы управления каждой системы государственного управления могли бы дополнить друг друга, обеспечив эффективность государственного управления в целом.
Рассмотрев весь спектр проблем в системе государственного управления России, можно отметить, что они появились не одномоментно, а вместе с усложнением механизма государственного аппарата. Конечно, как и во многих государствах, российское государственное управление подвержено бюрократическим процессам, замедляющим работу всей государственной системы. Однако данное явление можно нивелировать путём оптимизации государственных структур и численности их сотрудников. Главной же проблемой в государственном управлении выступает коррупция. Руководство государства в борьбе с данным негативным явлением приняло целый комплекс противодействующих мер, а кроме того, привлекло общественность в процесс предотвращения любых коррупционных проявлений в государственной власти. Стоит заметить, что коррупция в той или иной степени имеется в любом властном секторе, так как носит сугубо субъективный характер, решение этой сложной проблемы не только носит внутригосударственной, но и общемировой характер. Поэтому необходимо для устранения такого негативного государственного аспекта применение международных успешных практик с особенностями отечественной системы государственного управления, носящих долгосрочный характер.
В условиях информатизации российского общества и глобализационных процессов в мире, стоит отметить успешную цифровизацию системы государственного управления в России. Федеральный проект «Цифровое государственное управление» действует относительно недавно, но уже смог сформировать единое информационное пространство для всех государственных структур, повысив скорость документооборота, устранив лишние дублирование в огромном массиве государственных документов, а также убыстрив процесс внутригосударственного взаимодействия между органами государственной власти. Кроме того, нельзя не отметить важнейшую роль компьютерных технологий во внедрении государственных систем, как например, портал Госуслуг, который упростил и сделал максимально доступными получение всех социально-важных услуг населению. Одновременно с этим, взаимодействие государства и граждан стало происходить более оперативно в информационной плоскости. Таким образом, изучив перспективы развития государственного управления, становится очевидно, что государство в своей деятельности старается применять новейшие механизмы повышения качества работы своего аппарата, а также современные оптимизационные способы, направленные на эффективность всей системы государственного управления.
Изучив многообразие форм территориального устройства государства, надо отметить, что каждая из них направлена на обеспечение эффективной политической организации общества для реализации социально-значимых задач на конкретной территории. Стоит подчеркнуть, что задаёт формат определенного типа государства именно объединение народа и государственной власти. Касаемо унитарной формы государственного устройства, необходимо сказать, что это единое, простое государственное образование, которое доказывает свою устойчивость, однако и в ней происходят изменения, такие, как например, передача полномочий областям и районам. Федерация как форма государственного устройства базируется на принципах правового государства и усиления демократии. Стоит отметить, что федерация может быть, как договорной, как и конституционной, но в итоге именно конституция является основной для формирования правовой базы федеративного государства. В данной работе подчёркивается, что федерация, кроме как формы государственного территориального устройства ещё и является одним из способов сплочения всех проживающих на её территории народов в гармонии под управлением единого центра власти. Хоть в современном мире государства-федерации занимают малую часть, в ряде случаев именно федерализация страны явилась исключительным способом сохранения государственного единства. В данной работе хотелось бы отметить тот факт, что сегодня в Российской Федерации сложилась особенная модель федеративного устройства, которую можно обозначить как конституционную, ассиметричную федерацию, базирующуюся на национально-территориальных принципах с сильным влиянием суверенитета Федерации. Каждая федерация в мире имеет свои исторические, экономические и культурные особенности, которые непосредственно влияют на формирование системы государственного устройства.
Проведя сравнительный анализ России и Германии, можно сделать вывод о том, что их системы федеративного устройства имеет определенные сходства такие, как например, конституционный вид федераций, который в первую очередь означает принцип территориальной целостности страны, подразумевающий под собой запрет права свободного выхода субъектам федерации из состава государства. Различие данных государств в федеративном контексте состоит в том, что Россия является ассиметричной федерацией исходя из большой численности населения. Кроме того, система разделения государственной власти различна: Россия является централизованной федерацией, а Германия - децентрализованной. Однако, отмечается, что некоторые моменты, в частности устройство парламента и отношения местного самоуправления к системе органов государственной власти, заставляют усомниться в полноценном восприятии Германии как федеративного государства. В ходе работы был сделан вывод о том, что Россия могла бы воспользоваться опытом Германии в области делегирования полномочий субъектам и обеспечение прозрачности системы органов власти. Подводя итог, сравнения систем государственного управления России и Германии, необходимо обратить внимание на то, что каждая из них имеет свою специфику исходя из путей исторического развития и менталитета населения, но при этом некоторые внутригосударственные механизмы управления каждой системы государственного управления могли бы дополнить друг друга, обеспечив эффективность государственного управления в целом.
Рассмотрев весь спектр проблем в системе государственного управления России, можно отметить, что они появились не одномоментно, а вместе с усложнением механизма государственного аппарата. Конечно, как и во многих государствах, российское государственное управление подвержено бюрократическим процессам, замедляющим работу всей государственной системы. Однако данное явление можно нивелировать путём оптимизации государственных структур и численности их сотрудников. Главной же проблемой в государственном управлении выступает коррупция. Руководство государства в борьбе с данным негативным явлением приняло целый комплекс противодействующих мер, а кроме того, привлекло общественность в процесс предотвращения любых коррупционных проявлений в государственной власти. Стоит заметить, что коррупция в той или иной степени имеется в любом властном секторе, так как носит сугубо субъективный характер, решение этой сложной проблемы не только носит внутригосударственной, но и общемировой характер. Поэтому необходимо для устранения такого негативного государственного аспекта применение международных успешных практик с особенностями отечественной системы государственного управления, носящих долгосрочный характер.
В условиях информатизации российского общества и глобализационных процессов в мире, стоит отметить успешную цифровизацию системы государственного управления в России. Федеральный проект «Цифровое государственное управление» действует относительно недавно, но уже смог сформировать единое информационное пространство для всех государственных структур, повысив скорость документооборота, устранив лишние дублирование в огромном массиве государственных документов, а также убыстрив процесс внутригосударственного взаимодействия между органами государственной власти. Кроме того, нельзя не отметить важнейшую роль компьютерных технологий во внедрении государственных систем, как например, портал Госуслуг, который упростил и сделал максимально доступными получение всех социально-важных услуг населению. Одновременно с этим, взаимодействие государства и граждан стало происходить более оперативно в информационной плоскости. Таким образом, изучив перспективы развития государственного управления, становится очевидно, что государство в своей деятельности старается применять новейшие механизмы повышения качества работы своего аппарата, а также современные оптимизационные способы, направленные на эффективность всей системы государственного управления.
Подобные работы
- Принципы разделения, тенденции развития и пути совершенствования государственной власти в новейшей истории России
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ(12.00.14 )
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - СТИЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВЫ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЭТНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ (23.00.02)
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ЭТНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Эмиссия акций как метод привлечения инвестиций на промышленные предприятия народного хозяйства.(08.00.05.)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1999 - Социальный механизм реализации молодёжной политики в деятельности молодёжных движений Алтайского края
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - Психологический анализ феномена власти и его социальное влияние
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



