Развитие композиционного мышления средствами каллиграфии у учащихся 7 класса общеобразовательной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО
МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КАЛЛИГРАФИИ
1.1. Проблема изучения композиции в общеобразовательной школе 17
1.2. Особенности процесса мышления обучающихся на занятиях
каллиграфией 24
1.3. Средства выразительности каллиграфической композиции 30
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА СРЕДСТВАМИ КАЛЛИГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы обучения шрифтовой каллиграфической композиции в
общеобразовательной школе 32
2.2. Теоретическое обоснование модели развития композиционного
мышления учащихся 7 класса средствами каллиграфии 63
2.3. Этапы развития композиционного мышления учащихся 7 класса
средствами каллиграфии 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список используемой литературы 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО
МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КАЛЛИГРАФИИ
1.1. Проблема изучения композиции в общеобразовательной школе 17
1.2. Особенности процесса мышления обучающихся на занятиях
каллиграфией 24
1.3. Средства выразительности каллиграфической композиции 30
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА СРЕДСТВАМИ КАЛЛИГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы обучения шрифтовой каллиграфической композиции в
общеобразовательной школе 32
2.2. Теоретическое обоснование модели развития композиционного
мышления учащихся 7 класса средствами каллиграфии 63
2.3. Этапы развития композиционного мышления учащихся 7 класса
средствами каллиграфии 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список используемой литературы 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
Магистерская диссертация посвящена развитию композиционного мышления средствами каллиграфии у учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
Развитие композиционного мышления учеников общеобразовательных школ является важным и сложным вопросом при обучении изобразительному искусству. Конструирование композиции позволяет развить композиционное мышление. Процесс конструирования композиции для подростка представляет собой сплав творчества и комбинаторики. При этом процессе от учащихся требуется аккумулировать весь жизненный опыт, воображение и умственную активность.
Актуальность темы обусловлена тем, что после окончания школы многие ученики стремятся получить профессии, связанные с изобразительным искусством. В Российской федерации у выпускников общеобразовательных школ пользуются популярностью такие творческие специальности как архитектура, дизайн и декоративно-прикладное творчество. В специализированных учебных заведениях композиция является одной из основополагающих дисциплин. Знания учащихся общеобразовательных школ по этой дисциплине являются не полными и обрывочными. Что бы восполнить пробелы знаний требуется разработка новых методических решений в освоении композиции.
При усвоении и изучении вопросов изобразительной композиционной грамоты учащиеся встречается с трудностями, такими являются физиологические возрастные особенности, слабая познавательная деятельность, а также слаборазвитое абстрактно-логическое и художественно-образное мышление. Среднее звено общеобразовательной школы направленно на формирование художественно-творческого потенциала личности учащихся. Именно художественно-творческий потенциал будет залогом успешной трудовой деятельности.
Изучение композиции на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах имеет широкие перспективы для развития композиционного мышления. Изучение композиции затрагивает личностные качества ученика: осмысленность, последовательность, проницательность и экспансивность.
Для осуществления такого процесса требуется разработка методологических приемов обучения совершенствование содержания учебной программы в системе общего образования.
Приобретение навыков и умений по композиции как практических, так и теоретических возможно лишь через выполнение системы заданий и упражнений.
Психологи заключают, что «Композиционное мышление», не что иное как аналитико-синтетическая деятельность сознания, оперирующая изобразительными формами содержательного обобщения. Термин «Композиционное мышление» определился благодаря характеру деятельности человека. Человек изучает объект познания через призму своего личного отношения. Передача отношения происходит с помощью изобразительных форм и их целостной композиции.
Факторы, способствующие формированию композиционное мышление, являются важнейшими для формирования успешной социальной и профессиональной будущей деятельности человека.
Актуальность
Все художественные учреждения высшего и среднего образования начинают обучение с изучения основ композиции. Именно знания правил и приемов композиции позволяют анализировать произведения искусства и развивать объемно-пространственное мышление.
Все правила и приемы композиции мы можем наблюдать не только при написании картин и создании предметов декоративно-прикладного творчества. Работа художника-каллиграфа также строится на основах формообразования при разработке шрифтовых композиций. Каллиграфия работает с текстом как графической структурой, рассматривая текстовые блоки как элементы композиции. Любой объект текстового пространства становится частью целого, и связан с остальными элементами композиции через пропорции, форму, цвет, динамику, ритм, движение. При этом даже не заполненное пространство формата является важным звеном в игре композиции. Форма письменных знаков и расположение текста на странице все это имеет значение при восприятии композиции. Каллиграфические приемы усложняют простые композиционные решения. Тем самым каллиграфия помогает закрепить ранее полученные знания о композиции, что касается письма то, оно становится психологически комфортнее для подростков. Ведь они сталкиваются в практической работе с ранее известными элементами.
Наш мир развивается со стремительной скоростью. Желание сделать как можно больше и быстрее ведет к упрощению и облегчению всех процессов. Письмо как вид коммуникации претерпело серьезные изменения. Во многом эти изменения произошли под действием технического прогресса. Быстро и удобно теперь набирать текст с помощью компьютера. Многие страны мира перешли на письмо печатными буквами, что конечно повлияли на эстетическое восприятие написанного. Главный критерий написанного правильность, а не эстетичность и не образность. Стоит ли обучать красивому письму детей в школах?
По мнению ученых детей, необходимо обучать именно красивому письму. Важность каллиграфии для физического, эмоционального и интеллектуального развития очень велика, но споров о том, как помочь ребенку усвоить каллиграфию на должном уровне ведутся до сих пор среди педагогов, врачей и исследователей как в нашей стране, так и зарубежными учеными. 25-30 % процентов детей в начальной школе имеют сложности с обучением письму. Как можно заметить эти дети имеют трудности в обучении в целом. Проблемы с почерком не исчезают по окончании начальной школы, а лишь трансформируются и сохраняются до окончания школы. Выявляют несколько причин - это медицинские, физиологические, педагогические. Системы коррекции почерка в среднем звене общеобразовательной школы практически не имеется. Как один из способов коррекции письма может быть рисование, но и здесь сталкиваемся с проблемой, когда психологически ребенок находится в стрессовом состоянии т.к. у него сформирован барьер заключающейся в наличии страха и отсутствия, по его мнению, и мнению его родителей, способностей к рисованию. Именно на этапе начальной школы у ребенка формируется отсутствие мотивации и не желание творчески развиваться. Для преодоления страха перед рисованием необходим ввод курса по каллиграфии, который частично будет развивать творческие способности детей, но при этом будет психологически более комфортный и продуктивный т.к. дети будут работать с алфавитом, который знаком им с первого класса. При изучении столь специфичной области изобразительного искусства как каллиграфия происходит изучение правил и основ композиции. Изучение правил и приемов композиции ведет к развитию композиционного мышления. Таким образом, проблема обучения каллиграфическому письму является актуальной для формирования композиционного мышления и как следствие актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты.
Развитие композиционного мышления учеников общеобразовательных школ является важным и сложным вопросом при обучении изобразительному искусству. Конструирование композиции позволяет развить композиционное мышление. Процесс конструирования композиции для подростка представляет собой сплав творчества и комбинаторики. При этом процессе от учащихся требуется аккумулировать весь жизненный опыт, воображение и умственную активность.
Актуальность темы обусловлена тем, что после окончания школы многие ученики стремятся получить профессии, связанные с изобразительным искусством. В Российской федерации у выпускников общеобразовательных школ пользуются популярностью такие творческие специальности как архитектура, дизайн и декоративно-прикладное творчество. В специализированных учебных заведениях композиция является одной из основополагающих дисциплин. Знания учащихся общеобразовательных школ по этой дисциплине являются не полными и обрывочными. Что бы восполнить пробелы знаний требуется разработка новых методических решений в освоении композиции.
При усвоении и изучении вопросов изобразительной композиционной грамоты учащиеся встречается с трудностями, такими являются физиологические возрастные особенности, слабая познавательная деятельность, а также слаборазвитое абстрактно-логическое и художественно-образное мышление. Среднее звено общеобразовательной школы направленно на формирование художественно-творческого потенциала личности учащихся. Именно художественно-творческий потенциал будет залогом успешной трудовой деятельности.
Изучение композиции на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах имеет широкие перспективы для развития композиционного мышления. Изучение композиции затрагивает личностные качества ученика: осмысленность, последовательность, проницательность и экспансивность.
Для осуществления такого процесса требуется разработка методологических приемов обучения совершенствование содержания учебной программы в системе общего образования.
Приобретение навыков и умений по композиции как практических, так и теоретических возможно лишь через выполнение системы заданий и упражнений.
Психологи заключают, что «Композиционное мышление», не что иное как аналитико-синтетическая деятельность сознания, оперирующая изобразительными формами содержательного обобщения. Термин «Композиционное мышление» определился благодаря характеру деятельности человека. Человек изучает объект познания через призму своего личного отношения. Передача отношения происходит с помощью изобразительных форм и их целостной композиции.
Факторы, способствующие формированию композиционное мышление, являются важнейшими для формирования успешной социальной и профессиональной будущей деятельности человека.
Актуальность
Все художественные учреждения высшего и среднего образования начинают обучение с изучения основ композиции. Именно знания правил и приемов композиции позволяют анализировать произведения искусства и развивать объемно-пространственное мышление.
Все правила и приемы композиции мы можем наблюдать не только при написании картин и создании предметов декоративно-прикладного творчества. Работа художника-каллиграфа также строится на основах формообразования при разработке шрифтовых композиций. Каллиграфия работает с текстом как графической структурой, рассматривая текстовые блоки как элементы композиции. Любой объект текстового пространства становится частью целого, и связан с остальными элементами композиции через пропорции, форму, цвет, динамику, ритм, движение. При этом даже не заполненное пространство формата является важным звеном в игре композиции. Форма письменных знаков и расположение текста на странице все это имеет значение при восприятии композиции. Каллиграфические приемы усложняют простые композиционные решения. Тем самым каллиграфия помогает закрепить ранее полученные знания о композиции, что касается письма то, оно становится психологически комфортнее для подростков. Ведь они сталкиваются в практической работе с ранее известными элементами.
Наш мир развивается со стремительной скоростью. Желание сделать как можно больше и быстрее ведет к упрощению и облегчению всех процессов. Письмо как вид коммуникации претерпело серьезные изменения. Во многом эти изменения произошли под действием технического прогресса. Быстро и удобно теперь набирать текст с помощью компьютера. Многие страны мира перешли на письмо печатными буквами, что конечно повлияли на эстетическое восприятие написанного. Главный критерий написанного правильность, а не эстетичность и не образность. Стоит ли обучать красивому письму детей в школах?
По мнению ученых детей, необходимо обучать именно красивому письму. Важность каллиграфии для физического, эмоционального и интеллектуального развития очень велика, но споров о том, как помочь ребенку усвоить каллиграфию на должном уровне ведутся до сих пор среди педагогов, врачей и исследователей как в нашей стране, так и зарубежными учеными. 25-30 % процентов детей в начальной школе имеют сложности с обучением письму. Как можно заметить эти дети имеют трудности в обучении в целом. Проблемы с почерком не исчезают по окончании начальной школы, а лишь трансформируются и сохраняются до окончания школы. Выявляют несколько причин - это медицинские, физиологические, педагогические. Системы коррекции почерка в среднем звене общеобразовательной школы практически не имеется. Как один из способов коррекции письма может быть рисование, но и здесь сталкиваемся с проблемой, когда психологически ребенок находится в стрессовом состоянии т.к. у него сформирован барьер заключающейся в наличии страха и отсутствия, по его мнению, и мнению его родителей, способностей к рисованию. Именно на этапе начальной школы у ребенка формируется отсутствие мотивации и не желание творчески развиваться. Для преодоления страха перед рисованием необходим ввод курса по каллиграфии, который частично будет развивать творческие способности детей, но при этом будет психологически более комфортный и продуктивный т.к. дети будут работать с алфавитом, который знаком им с первого класса. При изучении столь специфичной области изобразительного искусства как каллиграфия происходит изучение правил и основ композиции. Изучение правил и приемов композиции ведет к развитию композиционного мышления. Таким образом, проблема обучения каллиграфическому письму является актуальной для формирования композиционного мышления и как следствие актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты.
Проеденное исследование подтвердило гипотезу и позволило заключить следующее.
Результаты практического анализа дают основание утверждать, что проблема развития композиционного мышления у детей 12-13 лет определяется как актуальная в настоящее время.
Композиционное мышление несомненно развивается в процессе творческой практической деятельности на занятиях каллиграфии. Учащиеся наиболее полно понимают правила и приемы композиции, закрепленные на практических занятиях, что ведет к продумыванию композиции и является признаком формирования композиционного мышления. Проблемой развития мышлении занимались многие психологи и педагоги. В соответствии с поставленной целью и гипотезой был проведен констатирующий эксперимент цель которого была выявить уровень композиционного мышления у учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
Развитие композиционного мышления средствами каллиграфии позволяет создавать новые композиционные решения, но с позиции функциональности. Учащиеся познают, что композиция универсальная составляющая не только для изобразительного искусства, но и имеет прикладной характер в окружающем мире. Процесс формирования мышления у детей тщательно исследуется на протяжении многих лет психологами, педагогами и художниками Л.С. Выготский, Волкова Н.Н., В.А. Фаворский, К.Ф. Юон, Кандинский В.В., Е.А. Кибрик, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Неменский, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, И.М. Сеченов, Меерович М.И. и Шрагина Л.И., Малевич К.С., Б. В. Раушенбах Е. В. Шорохов, Г. К. Савицкий.
Согласно поставленной цели и сформированной гипотезой был проведен констатирующий эксперимент, цель которого была определить содержание и условия реализации серии уроков, обеспечивающих развитие композиционного мышления учащихся 7 класса общей школы средствами изучения каллиграфии.
В ходе констатирующего эксперимента были применены следующие показатели, по которым оценивались практические работы детей: введение рисованных изображений, рисование, а не письмо букв, нарушение дукта письма, нарушение пропорций букв, неточное определение роста букв по отношению к ширине пера; проведение одного штриха за несколько движений руки, неудачная композиция листа.
Выявленный уровень развития композиционного мышления у учащихся 7 класса общеобразовательной школы показал, что большинство детей находятся на низком уровне, но при направленной практической работе по развитию композиционного мышления у детей 12 -13 лет возможно корректировка знаний и умений в композиции и как следствие развитие композиционного мышления. В соответствии с гипотезой формирующего эксперимента программа реализовывалась по следующим пунктам: 1) «Каллиграфия», 2) Элементы шрифта; 3) Каролингский минускул; 4) Каллиграфическая композиция; 5) Каллиграфическая композиция из словосочетания «Остров сокровищ»; 6) Шрифт и изображение, 7) Орнаментальные элементов в каллиграфической композиции», 8) Композиция и иллюстрации к «Острову сокровищ».
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику в развитии композиционного мышления у учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Полученные данные позволяют утверждать, что проведенный формирующий эксперимент повысил уровень композиционного мышления у учащихся в 7 классе общеобразовательной школы.
Результаты практического анализа дают основание утверждать, что проблема развития композиционного мышления у детей 12-13 лет определяется как актуальная в настоящее время.
Композиционное мышление несомненно развивается в процессе творческой практической деятельности на занятиях каллиграфии. Учащиеся наиболее полно понимают правила и приемы композиции, закрепленные на практических занятиях, что ведет к продумыванию композиции и является признаком формирования композиционного мышления. Проблемой развития мышлении занимались многие психологи и педагоги. В соответствии с поставленной целью и гипотезой был проведен констатирующий эксперимент цель которого была выявить уровень композиционного мышления у учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
Развитие композиционного мышления средствами каллиграфии позволяет создавать новые композиционные решения, но с позиции функциональности. Учащиеся познают, что композиция универсальная составляющая не только для изобразительного искусства, но и имеет прикладной характер в окружающем мире. Процесс формирования мышления у детей тщательно исследуется на протяжении многих лет психологами, педагогами и художниками Л.С. Выготский, Волкова Н.Н., В.А. Фаворский, К.Ф. Юон, Кандинский В.В., Е.А. Кибрик, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Неменский, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, И.М. Сеченов, Меерович М.И. и Шрагина Л.И., Малевич К.С., Б. В. Раушенбах Е. В. Шорохов, Г. К. Савицкий.
Согласно поставленной цели и сформированной гипотезой был проведен констатирующий эксперимент, цель которого была определить содержание и условия реализации серии уроков, обеспечивающих развитие композиционного мышления учащихся 7 класса общей школы средствами изучения каллиграфии.
В ходе констатирующего эксперимента были применены следующие показатели, по которым оценивались практические работы детей: введение рисованных изображений, рисование, а не письмо букв, нарушение дукта письма, нарушение пропорций букв, неточное определение роста букв по отношению к ширине пера; проведение одного штриха за несколько движений руки, неудачная композиция листа.
Выявленный уровень развития композиционного мышления у учащихся 7 класса общеобразовательной школы показал, что большинство детей находятся на низком уровне, но при направленной практической работе по развитию композиционного мышления у детей 12 -13 лет возможно корректировка знаний и умений в композиции и как следствие развитие композиционного мышления. В соответствии с гипотезой формирующего эксперимента программа реализовывалась по следующим пунктам: 1) «Каллиграфия», 2) Элементы шрифта; 3) Каролингский минускул; 4) Каллиграфическая композиция; 5) Каллиграфическая композиция из словосочетания «Остров сокровищ»; 6) Шрифт и изображение, 7) Орнаментальные элементов в каллиграфической композиции», 8) Композиция и иллюстрации к «Острову сокровищ».
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику в развитии композиционного мышления у учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Полученные данные позволяют утверждать, что проведенный формирующий эксперимент повысил уровень композиционного мышления у учащихся в 7 классе общеобразовательной школы.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



