Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Работа №107861

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2020
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Общетеоретические и методологические подходы к проблеме ценностей и смыслов в структуре личности военнослужащих 7
1.1 Подходы к пониманию ценностных ориентаций и жизненных смыслов личности в зарубежной и отечественной психологии 7
1.2 Влияние профессиональной деятельности на ценностно-смысловую сферу личности 21
1.3 Специфика профессиональной военной службы и её влияние на ценностно-смысловую сферу личности военнослужащих 27
Выводы по первой главе 43
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностно-смыслового профиля личности военнослужащих 45
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 45
2.2 Результаты исследования ценностно-смыслового профиля личности военнослужащих 47
2.3 Рекомендации по направлениям воспитательной работы, необходимой для формирования ценностей современного военнослужащего 77
Выводы по второй главе 82
Заключение 85
Список используемой литературы 88
Приложение А Результаты исследования ценностных ориентаций военнослужащих по методике Рокича 95
Приложение Б Результаты исследования ценностных ориентаций военнослужащих по методике СЖО Д.А. Леонтьева 98
Приложение В Результаты исследования ценностных ориентаций военнослужащих по методике В.И. Котлякова 100
Приложение Г Исследование удовлетворенности трудом военнослужащих 102

Актуальность исследования. Среди большого количества разнообразных задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности, особое место занимает вопрос специфики ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих. Данная проблема поднимается во многих профильных исследованиях, однако интерес к ней усиливается период трансформации общества и серьезных социально-экономических и политических и изменений.
Ценностные ориентации формируют вектор развития личности, её социального поведения, определяют субъективную позицию по тому или иному вопросу. Именно поэтому вопросы ценностей и ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих в психологической науке и военно-педагогической практике уделяется особое внимание.
Анализ разработанности проблемы ценностных ориентаций военнослужащих свидетельствует о том, что их изучением занимались еще в античности (Сократ, Платон, Аристотель). В различные исторические эпохи было разнообразное понимание данной проблемы.
Современное изучение проблемы ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих показало, что большое количество работ посвящено изучению роли нравственных ценностей в различных аспектах воспитания военнослужащих (И.А. Алехин, А.К. Быков, В.П. Иванов, В.А. Собин, С.В. Чирков, Д.В. Шутько и др.). Большое значение также уделяется проблеме духовно-нравственного воспитания различных категорий военнослужащих - Е.В. Андриянов, Е.Г. Гужва, А.Д. Кузнецова, П.В. Петрия и т.д.
Проблемы исследования нравственных качеств военнослужащих нашли отражение в научных трудах С.Ю. Григорова, Н.И. Долинского, Ю.С. Исмагиловой, В.Е. Кулешова, М.Н. Тимофеевой, А.Б.Федорова и др.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что представленные научные исследования в недостаточной степени отражают специфику ценностно-смысловой сферы личности современных военнослужащих, что и обуславливает актуальность поднимаемой в магистерском исследовании проблемы.
Цель исследования: выявление ценностно-смыслового профиля личности военнослужащих.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: особенности ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что военнослужащие с различным стажем военной службы будут иметь специфические особенности ценностно-смысловой сферы, которая также будет зависеть от уровня удовлетворенности профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме ценностных ориентаций, влиянии профессиональной деятельности на ценностно-смысловую сферу личности;
2. Подобрать методы и методики, адекватные цели исследования, разработать программу эмпирического исследования;
3. Выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих;
4. Изучить специфику ценностно-смысловой сферы военнослужащих в зависимости от стажа службы и от степени удовлетворенности трудом;
5. Разработать рекомендации по направлениям воспитательной работы, необходимой для формирования ценностей современного военнослужащего;
6. Сделать выводы по результатам исследования.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
2. Психодиагностические методы: 1) методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; 2) методика исследования жизненных смыслов Б.Ю. Котлякова; 3) методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; 4) Тест «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В. Батаршева.
3. Методы математической статистики: количественный анализ с использованием методов математической статистики (сравнительный анализ, корреляционный анализ).
База исследования: войсковая часть Российской Федерации. Всего в исследовании приняли участие 50 военнослужащих с различным стажем военной службы - до 5 лет, от 5 до 10 лет, более 10 лет.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
• теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, С.Л. Рубинштейн, М. Рокич, В. Франкл, Л. Колберг, Б.Г. Ананьев, Э. Фромм, Е.А. Борковская);
• теоретические исследования по проблеме профессионального становления личности и отдельных феноменов влияния профессии на личность (С.П.Безносое, Р.М. Грановская, Е.П. Ермолаева, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К Маркова, Э.Э. Сыманюк);
• теоретические и прикладные исследования, посвященные специфике профессиональной деятельности военнослужащих и её влияния на их личностные особенности (М.М. Коченов, В.В. Мельник, В.В. Романов, А.Я. Анцупов, Н.И. Кнряшев, Е.Г. Баранов, С.Л. Евенко и др.)
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием валидных и надежных методик, соответствующих цели исследования, репрезентативностью выборки, проведением математико-статистического анализа эмпирических данных, всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования состоит в том, что проблема ценностно-смысловой сферы военнослужащих редко поднимается в современных научных исследованиях. В работе была поставлена и реализована задача теоретического осмысления и эмпирического изучения специфики ценностно-смысловой сферы военнослужащих с разным стажем военной службы, а также при различной степени удовлетворенности трудом.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний в области военной психологии, по проблеме ценностной предрасположенности человека к военной службе и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии личности, военной психологии.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в работе при планировании и реализации воспитательной работы с личным составом, а также при разработке программ профилактики профессионального выгорания военнослужащих.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором во всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики» 31 октября 2019 года.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленном исследовании поднимается проблема ценностно-смысловой сферы военнослужащих, влияния на неё стажа профессиональной деятельности и их отражение на степень удовлетворенности трудом. В первую очередь, нами была проанализирована психологическая литература по проблеме ценностей и ценностных ориентаций, их влияние на профессиональное развитие личности и специфика ценностных ориентаций военнослужащих.
В литературе ценности военнослужащих обычно разделяют на две группы: а) военно-профессиональные; б) общего характера. К первой группе относят патриотизм, воинский долг, воинская честь воина, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием, боевые традиции и другие. Ко второй - гражданственность, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей, художественно-эстетические ценности и другие.
В результате проведения эмпирического исследования, нами было выявлено, что:
Для военнослужащих со стажем службы до 5 лет в большей степени ценна активная жизненная позиция. Это придает им ощущение осмысленности жизни, удовлетворенность от её процесса и результатов. Активная жизненная позиция способствует формированию у данных военнослужащих восприятия себя как сильной личности, способной самостоятельно удовлетворять свои потребности, в первую очередь, в материальном благополучии и финансовой независимости. Не значимыми в данной группе являются экзистенциальные и альтруистические ценности, значимости семьи и статуса. Основным инструментом для достижения значимых для себя целей они видят твердость воли и характера, целеустремленность и доведение поставленных задач до конца.
Осмысленность жизни у военнослужащих со стажем службы от 5 до 10 лет достигается, преимущественно, за счет возникшей способности действовать самостоятельно. Именно умение принимать на себя ответственность и управлять своей жизнью способствует повышению удовлетворенности самореализацией и её результатами. Актуализируются экзистенциальные ценности, выраженные в понятиях воинской чести и долга, значимыми становятся потребности в познании и критическом анализе происходящего, что, соответственно, приводит к выраженной значимости социального и карьерного продвижения. Обнаруженная потребность и ценность независимости блокирует на данном этапе профессионального развития военнослужащих, значимость семьи, которая воспринимается преимущественно, как ограничение самостоятельности и развития.
Ценностно-смысловая сфера личности военнослужащих со стажем более 10 лет характеризуется большими противоречиями и профессиональными искажениями. В первую очередь, в отрицании отдыха и развлечения как важной составляющей жизни человека. Обращенность к экзистенциальным ценностям, самостоятельность в мышлении теряют свою значимость, более того, приводят к разочарованию и снижают удовлетворенность настоящим и прошлым. Такие изменения и трансформации в ценностно-смысловой сфере военнослужащих с большим стажем деятельности, на наш взгляд, отражают профессиональную деформацию личности и актуализируют необходимость разработки системы психологических мероприятий, направленных на профилактику или смягчение данных проявлений.
Ценностные ориентации военнослужащих оказывают существенное влияние на степень их удовлетворенности профессиональной деятельность. Так, нами было выявлено, что чем в большей степени у военнослужащего выражена потребность в бескорыстной помощи другим людям, тем в большей степени он ощущает интерес к своей работе; при актуализации потребности в познании и анализе происходящего снижается степень удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенности условиями труда и повышается значимость материального вознаграждения и заработка.
Способность нести профессиональную ответственность повышается при актуализации ценности любви у военнослужащих. Умение здраво и логично мыслить, способность принимать обдуманные и рациональные решения обратно взаимосвязаны с удовлетворенностью достижениями в работе.
Аккуратность также обратно взаимосвязана с уровнем притязания в профессиональной деятельности военнослужащих.


1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Высш. шк., 1991. 312 с.
2. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 5. С. 63-70.
3. Алексеенко О. М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. ... канд. филос. наук. М. 2006.
4. Алешин В. В. Социально-психологические аспекты формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся: Дис. ...канд. психол. наук. М. 2001.
5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. : Высшая школа, 1977. 253 с.
6. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2005. 303 с.
7. Апасова Е. В. Уровень осмысленности жизни у офицеров: от юности к зрелости // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: http://psyjoumals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62450.shtml.
8. Ашихмин И. Н. К вопросу об отношении студенческой молодежи к службе в армии. Сборник «Патриотическое воспитание молодёжи: проблемы и перспективы» (по материалам региональной студенческой научно-практической конференции) под общ. ред. Е.Н. Мясиной, Н.А. Фроловой. Орел: Орел ГТУ, 2007. С. 135-136.
9. Беловодский В. А. Уклонение от военной службы как социально-психологическое явление: Автореф. дис. канд. психол. наук. М. : Виллас, 2007.
10. Березовская О. В. К вопросу о ценностных ориентирах современной студенческой молодежи // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2010. № 12. С. 47-50.
11. Битянова Н. П. Психология личностного роста. М. : Просвещение, 1995. 150 с.
12. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. М. : Наука, 2001.
13. Богатырев Е. Д. Социальные факторы формирования духовного потенциала Вооруженных Сил. Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии: материалы научно-теоретической конференции. М. : ВУ, 2008. 340 с.
14. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М. : Высшая школа, 1998. 270 с.
15. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М. : PerSe, 2001. 511 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ