Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования социальных качеств у младших школьников 6
1.1 Общая характеристика процесса формирования социальных качеств 6
1.2 Особенности формирования социальных качеств у младших школьников 13
Глава 2 Экспериментальное изучение формирования социальных качеств у младших школьников 24
2.1 Диагностика уровня формирования социальных качеств у младших школьников 24
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий во внеурочной деятельности для повышения уровня формирования социальных качеств у младших школьников 32
2.3 Анализ эффективности проведения работы по формированию социальных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности 36
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А Диагностика дисциплинированности 50
Приложение Б Методика уровня трудолюбия 52
Приложение В Методика уровня любознательности 57
Приложение Г Опросник-анкета «Настоящий друг» 60
Формирование и развитие социальных качеств у детей младшего школьного возраста были всегда самой важной проблемой для всего общества. Сегодня общество вступает в новый этап своего развития, это сказывается на значимости и актуальности проблемы.
В обновляющихся сферах современного общества на первый и самый главный план выходит формирование социальных качеств человека и личности, то есть его адаптация с малых лет к ценностям общества или общества, в котором он будет жить. Формирование социальных качеств заключается через социальную адаптацию качества одного человека к другому, формирует ценность, ценность и его способность функционировать в зависимости от обстоятельств. Через тесное взаимодействие культуры и искусства, а затем общества в целом в социальной структуре общества, формирование положительных социальных качеств человека.
Сегодня семья имеет важную роль в успешном формировании социальных качеств как соединение всех социальных процессов, благодаря им ребенок понимает и повторяет определенные знания, ценности и нормы, позвольте ему выступать в качестве члена общества, проявлять такие качества, как независимость, трудолюбие, инициатива и брать на себя определенную степень ответственности. Ответственность младших школьников является наиболее важным критерием перехода от социальной реактивности (реакции, ограниченные определенными ситуациями) к социально активному поведению [23, с. 12-15].
В начальной школе есть возможность для саморегуляции поведения, основанной на правилах и знаниях о поведении. Есть уверенные попытки сохранить свои стремления и желания, пойти против требований учителей, отвергнуть их поведение и действия, установленные социальными нормами.
В связи с этим возрастает значение семьи как целенаправленного воздействия на эффективное формирование социальных качеств младших школьников как основного фактора в формировании личности ребенка. Данная проблема реализуется через всю систему обучения и воспитания.
Объект исследования: процесс формирования социальных качеств школьников начальных классов во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: формирование социальных качеств в младшем школьном возрасте.
Целью данной работы является изучение условий формирования социальных качеств в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза: что процесс формирование социальных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности будет успешен если:
• он используется для определения на сколько дети увлечены этим процессом;
• дети будут действовать сообща, одной командой;
• дети, педагог и родителе будут активно взаимодействия между собой.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать проблему по формированию социальных качеств у младших школьников;
- определить какой уровень формирования социальных качеств у младших школьников;
- формировать социальные качества у детей начальных классов;
- привести полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований: сравнение, синтез, обобщение, анализ, абстрагирование, а также системный подход.
Формирование социальных качеств- сложный и многослойный процесс, на который влияет достаточное количество факторов. Ведь это самый ранний школьный возраст- период, когда у младшего школьника происходит интенсивное формирование социальных качеств. Проблема формирования социальных качеств ребенка младшего школьного возраста носит межотраслевой характер, ее развитие отражается на историко-педагогическом образовании и основных положениях гуманистической, личностно-ориентированной и педагогической парадигмы.
В определениях целей и задач формирования социальных качеств ученые обычно понимают это как сознательный процесс, в ходе которого младшие ученики осваивают моральные категории, ценности, принципы, идеалы, выработанные и принятые национальной культурой и человечеством на уровне собственных убеждений, а также как обычные формы личного поведения они должны быть сохранены.
Содержание и задачи процесса формирования социальных качеств учащихся и молодежи в культурно- исторических традициях за отчетный период (процессы глобализации космоса, компьютеризация, технические характеристики, материальные факторы повседневной жизни и т. д.) определяются с точки зрения гуманистической морали, признают человека большой ценностью на каждом этапе онтогенеза и их права имеют приоритет над интересами общества и государства.
Очень важно, чтобы каждый учитель осознавал необходимость работы над формированием социальных качеств уже на начальном этапе обучения детей, проводил занятия во внеурочной деятельности, стремился к прогрессу развития социальных качеств у каждого ребенка. Не стоит забывать и родителям помогать педагогам воспитывать в детях такие качества как дисциплинированность, воспитанность, дружелюбие и другие не менее важные социальные качества.
Возраст 7- 9 лет это благоприятное время для усвоения моральных норм, в этот момент жизни, человек психологически готов понимать и соблюдать важность основных норм и правил сложившихся в обществе.
Эксперименты показали, что если ребенок воспринимает правило с положительной эмоцией, формирование привычки происходит в течение месяца. Учителя понимают, что формирование социальных качеств позволяет ученику успешно заниматься учебной деятельностью и социально адаптироваться в дальнейшей жизни. А результат преподавательской работы оценивается по степени формирования социальных качеств у самых маленьких учеников.
Для учителя младших классов важно вовремя формировать социальные качества младшего школьника. Ведь от этого зависит будущее младшего поколения детей.
1. Авдеева И. В. Коллективно - творческие дела и проекты в воспитательной работе начальной школы. 2019. № 2. С.3-17.
2. Адамова П.А. Развитие мышления младшего школьного возраста: / П.А Адамова., В.В. Винникова., Т.Газарова., и др.// Образование и воспитание. 2017. № 2. С.21-24.
3. Арасланова А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова.М.: Русайнс, 2018. 320 с.
4. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб: Питер, 2018. 320 с.
5. Борисова К.О. Внеурочная деятельность младших школьников как средство формирования социальной активности / О.К. Борисова // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: сб. тр. науч. конф. Воронеж: Ритм, 2017. 14-17с.
6. Вялкова Н. Г. Персонифицированная система воспитания младшего школьника / Н. Г. Вялкова, О. Ю. Ненастьева. // Завуч начальной школы. 2018. № 1. С 62-64.
7. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. М.: Academia, 2018. 224 с.
8. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. М.: Academia, 2019. 352 c.
9. Головачева Г. В. Воспитательная система «Добрыми должны быть люди»:для обучающихся начальной школы/ Г.В. Головачева. // Завуч начальной школы. 2017. № 1.С. 58-67.
10. Грачева В. Ф. Новые формы, приемы и методы воспитательной работы / В. Ф. Грачева Е. Н. Мичурова.// Образование учиться современной школе. 2020. № 1/2. С. 11-12
11. Григорьева Н. В. План воспитательной работы во 2-м классе / Н. В. Григорьева. // Завуч начальной школы. 2019. № 3.С. 86-88.
12. Григорьева Н. В. План воспитательной работы в 3-м классе / Н. В. Григорьева.// Завуч начальной школы. 2019. № 3. С. 88-90.
13. Евтеева Е.С. Влияние детско- родительских соотношений на развитие социальной успешности младших школьников / Е.С. Евтеева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: сб. тр. науч. конф. Новосибирск: НГПУ, 2017. 95-96с.
14. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов.М.: Альфа-М, 2018. 448 с.
15. Забродина А.В. Реализация возможностей дополнительного образования в социальном развитии младших школьников / А.В.Забродина // Гносеологические основы образования: сб. тр. науч. конф. / ЕГУ им. И.А. Бунина. Елец, 2017. 336-338 с.
...