Введение
1Состояние вопроса
1.1Существующие методики
1.2Результативность и производительность изученных
методик
1.3Проблематика, типовые проблемы реализации процессов в условиях
правового пространства РФ
1.4Цели и задачи работы
2Разработка системы управления проектами по поточной схеме
2.1Разработка процедур запуска изменений
2.2Структура запуска потока
2.3Организация нормативных сроков и процедур возврата
2.4Запуск производства и отслеживание пуско-наладочного процесса
2.5Процедура сбора рекламаций, брака и подготовка изменений в
проведенных модификациях.
2.6Выводы по главе
3Сравнительный анализ эффективности проектного менеджмента Альянса
РЕНО-НИССАН и АВТОВАЗ
3.1Сравнительные аналитические исследования эффективности сроков
исполнения проектов
3.2Анализ траекторий исполнения проекта аналогичных изделий РЕНО и
АВТОВАЗ
3.3Выводы по главе.
4Экономическая эффективность внедрения проектного менеджмента
Альянса РЕНО-НИССАН в проектную систему ПАО АВТОВАЗ
4.1Сокращение сроков реализации проектов внесения изменения в
конструкцию
4.2Анализ снижения количества рекламаций, повышения
удовлетворенности потребителей
4.3Анализ снижения затрат на себестоимость автомобилей
4.4Анализ повышения удовлетворенности сотрудников
4.5Анализ повышения покупательского спроса после проведения
модернизаций
4.6Выводы по главе
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Визуализация предлагаемых улучшений кислородного датчика
Приложение Б Количественные цели по оптимизации процесса внесения изменений в конструкцию
Проектно-инженерная деятельность любого производственного коммерческого предприятия зависит от наличия и эффективности организации запуска новых продуктов, и внесения изменений в конструкцию на этапе всего жизненного цикла, с целью улучшения потребительских и коммерческих свойств.
От достижения конечного результата с заданными показателями эффективности и качества, напрямую зависит удовлетворенность потребителей и, как следствие, финансовая стабильность предприятия, перспективы развития и улучшения.
Проектный менеджмент является базой, фундаментальной основой изменений и подготовки новых продуктов. Отработанные и адаптированные к специфике предприятия основы управления проектами, в виде стандартов, регламентов и типовых подходах, и сроках являются гарантом стабильности работы, воспроизводимости подходов и прогнозируемого результата.
В настоящее время накоплена достаточно обширная база прикладных методов проектной деятельности в разных отраслях экономики и производственных сферах. Каждое предприятие в зависимости от масштабов работ, сроков, размеров выделяемого финансирования устанавливает себе стандартный алгоритм реализации проектов, выбирая за основу общепризнанные подходы и практики проектного менеджмента, с учетом специфики отрасли. Проектный менеджмент, в свою очередь, гармонично и понятно сочетается с функциональной структурой, позволяя целенаправленно расходовать ресурсы и распределять загрузку персонала. Также сочетание проектной и функциональной структур на предприятии является мотивирующим фактором для персонала, ввиду понятного вклада каждого в получаемый продукт [24].
Как показывает практика, предприятия, избравшие проектный метод управления наряду с классическим функциональным, заслуженно считаются в бизнес-среде:
-максимально эффективно использующими свои ресурсы;
-маневренными, что особенно важно в условиях нестабильности;
-просчитывающими цели, опираясь на возможности и риски;
-привлекательными для инвестиций (в том числе — зарубежных).
В данном магистерской работе рассмотрен сектор автомобильной промышленности, а именно предприятие ПАО «АВТОВАЗ», проектирующее автомобили, реализующее полный цикл производства и финальной сборки автомобиля. На выходе готовым продукт является автомобиль, соответствующий целому спектру потребительских свойств, установленных как входные данные еще на начальном этапе планирования создания концепции.
После выхода готового продукта, автомобиля, на рынок, не менее важным является поддержание и улучшения качества, удовлетворенность как конечного потребителя, так и внутренних производств, отработка претензий в гарантийном периоде, оптимизация дизайна, поиск более экономичных и выгодных технических решений. Для организации всех этих видов работ требуются понятные, эффективные и хорошо организованные процессы внутри предприятия [8].
В ходе исследований по диссертации проводится анализ и оптимизация подготовки производства новых или измененных моделей автомобилей ЛАДА за счет управления процессом внесения изменений в конструкцию, на основе бенчмарка с мировыми автопроизводителями и стандартов Альянса РЕНО-НИССАН, в который в настоящий момент включен ПАО «АВТОВАЗ».
Апробация результатов работы. Отдельные положения
диссертационного исследования, содержащие ключевые аспекты научной новизны, опубликованы в сборнике научных статей международных научнопрактических конференций:
- V Международная научно-практическая конференция. Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами (июнь 2020 г., г. Пенза).
Структура и объем работы. Магистерская диссертационная работа содержит введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы, 2 приложения, 10 таблиц и 12 рисунков. Объем работы составляет 101 страница машинописного текста.
В ходе исследований по диссертации проводился анализ и оптимизация подготовки производства новых или измененных моделей автомобилей ЛАДА за счет управления процессом внесения изменений в конструкцию, на основе бенчмарка с мировыми автопроизводителями и стандартов Альянса РЕНО-НИССАН, в который в настоящий момент включен ПАО «АВТОВАЗ».
Основным бизнес-процессом любого производственного
коммерческого предприятия является проектно-инженерная деятельность. Результатом процесса является разработка и запуск новых продуктов, внесения изменений в конструкцию на этапе всего жизненного цикла, с целью улучшения потребительских, функциональных и коммерческих свойств продукции. Эффективность организации проектно-инженерной деятельности предприятия помогает в кратчайшие сроки и с минимальными затратами получать необходимые результат и достигать поставленные бизнес цели компании.
От достижения конечного результата с заданными показателями эффективности и качества, напрямую зависит удовлетворенность потребителей и, как следствие, финансовая стабильность предприятия, перспективы развития и улучшения.
После выхода готового продукта, автомобиля, на рынок, не менее важным является поддержание и улучшения качества, удовлетворенность как конечного потребителя, так и внутренних производств, отработка претензий в гарантийном периоде, оптимизация дизайна, поиск более экономичных и выгодных технических решений. Для организации всех этих видов работ требуются понятные, эффективные и хорошо организованные процессы внутри предприятия.
В данном магистерской работе рассмотрен реальный экономический сектор автомобильной промышленности, предприятие ПАО «АВТОВАЗ», разрабатывающее автомобили, реализующее подготовку их производству и финальной сборку на конвейере. Готовым продукт является автомобиль марки ЛАДА, соответствующий целому спектру потребительских, функциональных свойств, установленных на начальном этапе планирования создания концепции.
Предприятие ПАО «АВТОВАЗ» это один из крупнейших российских автопроизводителей, являющийся также градообразующим и поддерживаемым правительством РФ. С 2019 года АВТОВАЗ коммерчески консолидирован в составе французского концерна Альянса РЕНО НИССАН. На протяжении предыдущих лет процессы предприятия адаптировались под требования Альянса, с принятием лучшим практик и процессов и одновременно с сохранением самобытности российского предприятия.
Одно направлений, требующих оптимизации, было обозначено как сокращение периода подготовки производства новых или измененных моделей автомобилей ЛАДА за счет управления процессом внесения изменений в конструкцию. Выбор данного направления обусловлен тем, что в условиях существующей конкуренции рынка автомобилей различных марок на российском рынке, необходимо уметь быстро адаптироваться к изменениям на этапе серийного производства, с целью улучшения качества и оптимизации затрат на продукт, приводящих с снижению себестоимости автомобиля и получению прибыли предприятия.
Для этого были проанализированы все современные методики проектного менеджмента, определены и проанализированы их сильные и слабые стороны, с целью понимания лучшего применения в автомобильном секторе. Также, был проведен анализ и бенчмарк внутри Альянса, а именно, как по другим маркам осуществляются изменения конструкции автомобилей.
Проектный менеджмент является базой, фундаментальной основой изменений и подготовки новых продуктов. Отработанные и адаптированные к специфике предприятия основы управления проектами, в виде стандартов, регламентов и типовых подходах, и сроках являются гарантом стабильности работы, воспроизводимости подходов и прогнозируемого результата.
В первой главе диссертации описано текущее состояние вопроса, приведены существующие мировые проектные методики, определены их сильный и слабые стороны, оценена их потенциальная результативность. На основе проведенного анализа и выводов, поставлены цели и задачи магистерской работы.
Во второй главе рассмотрена и предложена поточная схема управления проектами, рассмотрены и проанализированы процедуры запуска модификаций. Структура запуска потока детализирована для этапа проекта реализации, организована процедура возврата и установлены нормативные сроки реализации. Также описан запуск измененной конструкции в производство, отслеживание пуско-наладочного процесса, пробной партии.
В третьей главе проведен анализ оценки эффективности проектного менеджмента Альянса РЕНО НИССАН и АВТОВАЗ. Реализовано сравнение статистики реализации проектов в срок по поточной схеме, или по индивидуальной схеме реализации проектов. Процент улучшения от применения поточной схемы составляет 50%. Также проведен анализ двух траекторий исполнения внесения изменения в конструкцию кислородного датчика. По результатам анализ подтвержден срок оптимизации срока реализации в шесть недель.
В четвертой главе проводится оценка экономической эффективности внедрения проектного менеджмента Альянса РЕНО-НИССАН в проектную систему ПАО АВТОВАЗ. А именно, проводится оценка и подведение итогов анализа:
-сокращения сроков реализации проектов внесения изменения в конструкцию,
-снижения количества рекламаций, повышение удовлетворенности потребителей,
-снижения затрат на себестоимость автомобилей,
-повышения удовлетворенности сотрудников,
-повышения покупательского спроса после проведения модернизаций.
В ходе исследований и бенчмарка с Альянсом РЕНО НИССАН, было выявлено, что из трех частей процесса, два являются относительно схожими - это подготовка проекта внесения изменений и принятие решение о начале работ по проекту. Значительные различия были установлены по третьему этапу - реализация проекта.
Этап реализации проекта в процессе внесения изменения в конструкцию является ключевым ввиду того, что задействует много ресурсов, исполнителей и имеет сжатые сроки выполнения.
Для оптимизации процесса было предложено организовать реализацию работы по поточной схеме с едиными вехами применения изменений конструкций на автомобиле на ежемесячной основе. Таким образом, все необходимые изменения конструкции группируются по срокам и применяются согласно стандартным вехам, в среднем за 10-12 рабочих недель. Такое решение применяется в Альянсе и его эффективность подтверждается высоким процентом количества проектов, реализованных в срок, а именно свыше 80%. Преимущество поточной схемы по сравнению с индивидуальными срока внедрения каждого проекта заключается в том, что реализация и отслеживание комплекса работ осуществляется в плановом режиме и позволяет не пропустить важные действия на критическом пути проекта изменений конструкции.
В ходе научно-исследовательской работы по диссертации, были проанализированы траектории исполнения проектов аналогичных изделий РЕНО и АВТОВАЗ на примере кислородного датчика. Проблема непосредственно влияла на затраты на ремонт и на степень удовлетворённости потребителей, так как дефект требовал ремонта, а именно замены датчика по гарантии на новый, у дилера.
Применение поточной схемы позволило на 6 недель ранее получить разрешение о применении измененной конструкции кислородного датчика на автомобиле РЕНО, по сравнению с автомобилем ЛАДА.
В целом, статистика реализации проектов изменения конструкций в срок, за первый квартал 2020 года, показывает, что по автомобилям ЛАДА значение составляет 30%, по автомобилям РЕНО 80%. Применение поточной схемы к этапу реализации процесса внесения изменений в конструкцию, позволяет достигать улучшений по срокам реализации проектов в срок на 50%.
В магистерской работе были рассмотрены, проанализированы и достигнуты количественные показатели процесса:
1.на 30-50% сократить сроки реализации проектов,
2.повысить финансовую эффективность работ на 20%,
3.улучшить показатели удовлетворенности клиентов на 30%,
4.усилить лояльность сотрудников компании
и их удовлетворенность своей деятельностью на 30%.
Таким образом, применение процесса внесения изменений по схеме потока позволяет достичь желаемых результатов улучшения,
подтвержденных статистикой.
1.Армстронг К., Бэрон А. Управление результативностью: система оценки результатов в действии. М.: Альпина Паблишер. 2014. 35 с.
2.Волков В.П., Ильин А.И., Станкевич В.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. - М.: Новое знание, 2016. 677 с.
3.Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества. М.: Альпина Паблишер. 2017. 91 с.
4.ГОСТ Р ИСО 9001:2015. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стандартинформ, 2015. 26 с.
5.ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-tu- 16949-2009 (дата обращения 20.01.2020).
6.Друкер П. Практика менеджмента. М.: МИФ, 2015. 243 с.
7.Илюшина О. С., Стуколова Ю. К. Анализ методических подходов к оценке экономической эффективности деятельности предприятия. сб. науч. тр. / Молодой ученый. 2017. №19. 127-131 c.
8.Ковалев В. В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практическое пособие. - Москва: Проспект, 2015. 271 с.
9.Лапыгин Ю.Н. Стратегическое развитие организации. - М.: КНОРУС, 2015. 253 с.
10.Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник. M.: ИНФРА-М, 2018. - 1028 с.
11.Мотивация команды проекта [Электронный ресурс] URL: https://upravlenie-proektami.ru/ (дата обращения 05.05.2020).
12.Организация производства. Технология производства
[Электронный ресурс] URL: https://studme.org/ekonomika/ (дата обращения 23.04.2020).
13.Пинье И., Остервальдер А. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора. М.: Альпина Паблишер. 2019. 200 c.
14.Производственные затраты [Электронный ресурс] URL: http://1- fin.ru/id=281&t=1341 (дата обращения 08.04.2020).
15.Процесс работы, основанный на каскаде [Электронный ресурс] URL: https: //worksection. com/blog/waterfall. html...