Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы повышения профессиональной активности педагогов 11
1.1 Историко-педагогический анализ проблемы повышения
профессиональной активности педагогов 11
1.2 Информационные технологии как средство формирования
информационной компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации 34
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по повышению профессиональной активности педагогов в дошкольной образовательной организации 41
2.1 Изучение показателей и уровней профессиональной активности
педагогов дошкольной образовательной организации в области применения информационных технологий 41
2.2 Разработка и апробация рекомендаций по повышению
профессиональной активности педагогов с помощью средств информационных технологий 53
2.3 Динамика изменения уровней профессиональной активности педагогов дошкольной образовательной организации 57
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложения 80
Цель исследования - повысить профессиональную активность педагогов в дошкольной образовательной организации .
Объект исследования: процесс повышения профессиональной
активности педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: повышение профессиональной активности педагогов дошкольной образовательной организации посредством информационных технологий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень изученности проблемы влияния формирования у педагогов информационной компетентности на повышение профессиональной активности и определить понятие «профессиональная активность педагога».
2. Выявить уровень сформированности информационной
компетентности и уровень профессиональной активности педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Разработать рекомендации по повышению профессиональной активности педагогов.
4. Внедрить разработанные рекомендации в работу детского сада.
Профессиональная деятельность воспитателя в настоящий момент неизбежно приводит к активному использованию средств информационных технологий, что ведет к изменению деятельности педагога, появляется новый инструментарий и технологии, которые позволяют педагогу по-новому организовывать педагогический процесс, конструировать профессиональную деятельность.
Взяв за основу критерии результативности профессиональной деятельности, можно проанализировать уровень информационной компетентности педагогического работника.
Наиболее информативными для анализа являются показатели:
1. Результаты повышения квалификации.
2. Результаты использования новых образовательных технологий.
3. Результаты участия воспитанников в мероприятиях различного уровня, в том числе интернет-конкурсах.
4. Транслирование опыта практических результатов своей
профессиональной деятельности.
Констатирующий эксперимент установил, что при достаточном уровне информационной грамотности, педагоги ДОО недостаточно активны в профессиональной деятельности.
Была проведена работа по активизации профессиональной активности педагогов с творческой группой педагогов:
- подбор вебинаров;
- проведение семинаров;
- проведение показательных выступлений с результатами педагогического опыта;
- знакомства с новыми дистанционными педагогическими сообществами;
- разработаны рекомендации по оформлению авторских публикаций;
- проведен круглый стол «Блог как образовательная среда»;
- созданы личные страницы на официальном сайте организации.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный срез результатов профессиональной активности педагогов. Было установлено, что при достаточном уровне информационной грамотности, педагоги ДОО стали более активны в профессиональной деятельности. Они повышают свой профессиональный уровень, овладевают новыми образовательными технологиями, участвуют в интернет-конкурсах делятся своим педагогическим опытом работы, применяя дистанционные технологи. Проведенный анализ полученных расчетов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
1. Абросимова, М.А. Информационные технологии при государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие [Текст] / М.А. Абросимова. - М. : КноРус, 2013. - 249 с.
2. Акперов, И.Г. Информационные технологии менеджмента: Учебное пособие [Текст] / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М. : НИЦ ИНФРА-М. : 2013. - 46 с.
3. Алешин, А.И. Информационные технологии: Учебник [Текст] /
А.И. Алешин. - М. : Маркет ДС, 2012. - 283 с.
4. Асмолов, А.Г. Российская школа, новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие [Текст] / А.Г. Асмолов,
А.Л .Семенов, А.А. Уваров. - М., 2010. - 85 с.
5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / М.Ю. Бабанский. - М. : Педагогика, 2011. - 190 с.
6. Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / К.В. Балдин. - М. : ИЦ Академия, 2012. - 220 с.
7. Беккер, И.Л. Образовательное пространство как социальная педагогическая категория [Электронный ресурс] / И.Л. Беккер, В.Н. Журавчик - Электрон. текстовые дан. - Пенза.- 2008г. - Режим доступа: ййр://суЬег1епотка.ги/ аг1ес1е/п/1п1Ьгта181опое-рго81гап81УО-81гикк1ига-1-1ипк1п8Й
8. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: Методическое пособие [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 63 с.
9. Бордовский, В. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования [Текст] / В. А. Бордовский. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. - С.28-30.
10. Валицкая, А. В. Образование России: Стратегия выбора: монография / А. В. Валицкая. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 1999. - С. 124-126.
11. Венделева, М.А. Информационные технологии и управление: Уч.
пос. для бак. [Текст] / М.Ю. Венделева, Ю.А. Вертакова. - М. : Юрайт, 2014. - 390 с.
12. Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя [Текст] / С.Г. Вершловский. - М. : Сентябрь, 2002. - С. 36-38.
13. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т.В. Волосовец, О.Н. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2014. -232 с.
14. Гаврилов, А.П. Информационные технологии и коммерция: Уч. пос. [Текст] / А.П. Гаврилов. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. -247 с.
15. Гаврилов, А.П. Информатика и информационные технологии: Уч. для бак. [Текст] / А.П. Гаврилов, В.А. Климов; Рецензент А.П. Кальянов, Н.М. Рыськин. - М. : Юрайт, 2014. - 377 с.
...