Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы: правовое регулирование и практика реализации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1. Понятие и система государственной службы Российской Федерации 10
1.2. Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. КОНКУРС КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ 20
2.1. Определение и сущность конкурса на замещение должности государственной гражданской службы 20
2.2. Проблемы при поступлении на государственную гражданскую службу и предложения по совершенствованию организации и проведения конкурсов.. 34
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ 46
3.1. Институт кадрового резерва на государственной гражданской службе...46
3.2. Молодежный кадровый резерв 59
3.3. Пример отдельных регионов Российской Федерации по подготовке молодых кадров для поступления на государственную гражданскую службу путем создания Молодежного кадрового резерва 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ ……….........................................................................................91
Уровень оригинальности по антиплагиат.ру 68%
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1. Понятие и система государственной службы Российской Федерации 10
1.2. Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. КОНКУРС КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ 20
2.1. Определение и сущность конкурса на замещение должности государственной гражданской службы 20
2.2. Проблемы при поступлении на государственную гражданскую службу и предложения по совершенствованию организации и проведения конкурсов.. 34
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ 46
3.1. Институт кадрового резерва на государственной гражданской службе...46
3.2. Молодежный кадровый резерв 59
3.3. Пример отдельных регионов Российской Федерации по подготовке молодых кадров для поступления на государственную гражданскую службу путем создания Молодежного кадрового резерва 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ ……….........................................................................................91
Уровень оригинальности по антиплагиат.ру 68%
Цифровая трансформация, напряженность рисков, условия непредвиденных парадоксов обязывает руководителей организаций и органов власти разрабатывать кадровую политику и стратегии развития, которые позволят каждому человеку быть уверенным в себе и востребованным в профессиональной сфере. Несоответствие кадровой политики государственной службы вектору стратегических преобразований органов власти приводит к несовпадению целей. Это одна из причин социальной и экономической неэффективности современной государственной службы и системы государственного управления в целом.
Практика организаций и государственных органов показывает, что достичь эффективности невозможно без создания гибкой системы подбора персонала, использования современных технологий поиска специалистов, оценки профессиональных и личностных качеств соискателей на вакантные должности. Формирование эффективного кадрового состава также предполагает наличие в каждом государственном органе современной системы подбора персонала с использованием инновационных технологий,
с учетом тенденций развития рынка труда.
Эффективная работа по привлечению кадров на должности государственной службы должна стать основой конкуренции, а также важной составляющей конечного результата замещения должностей квалифицированными специалистами с современными компетенциями в рамках основных направлений развития государственной службы.
Формирование и совершенствование конкурсного отбора кандидатов на вакантные должности государственной службы является одной из актуальных задач развития института государственной службы. По своему содержанию и сути – это направление повышения качества и обновления состава кадров государственных органов Российской Федерации и, следовательно, повышения эффективности государственного управления в целом. В силу молодости процедуры кадрового отбора в системе государственного управления продолжается процесс ее совершенствования.
За последние несколько лет произошло много изменений в сфере организации и проведения конкурса на государственную гражданскую службу.
Степень научной разработанности темы состоит в том, что проблеме правового регулирования государственной службы, её различным аспектам, также изучению процедуры проведения конкурса замещение вакантной должности государственной гражданской службы посвятили свои работы многие авторы: Д.Н. Бахрах, А.А. Гришковец, В.В. Черепанов, В.П. Уманская, В.С. Юрчук, Н.В Закалюжная, Л.В. Труханович, Ю.И. Мигачев и другие. Однако актуальность темы предполагает необходимость её дальнейшей разработки.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Предметом исследования является нормы законодательства РФ, определяющие порядок поступления на государственную гражданскую службу, практика реализации указанных норм, а также правовая доктрина.
Целью исследования является комплексный анализ законодательной базы поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации и выявления недостатков в законодательстве, а также предложения решений выявленных проблем.
Основными задачами работы являются:
1. Изучение понятия и системы государственной службы Российской Федерации;
2. Изучение законодательных основ государственной гражданской службы Российской Федерации;
3. Рассмотрение вопроса реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации;
4. Изучения порядка проведения конкурса на замещение должности государственной гражданской службы и его законодательной базы;
5. Выявление проблем законодательства, связанного с поступлением на государственную гражданскую службу РФ и предложения по их решению;
6. Изучение института кадрового резерва на государственной гражданской службе, молодежного кадрового резерва;
7. Изучение практики реализации молодежного кадрового резерва для поступления на государственную гражданскую службу через конкурс.
Нормативно-правовую базу составляют следующие правовые акты. Конституция Российской Федерации, Международный пакт о гражданских и политических правах, Федеральные законы от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля
2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», так же законы субъектов РФ о государственной гражданской службе в конкретном субъекте и ведомственные акты.
При написании работы использовались материалы судебной практики, такие как решение Верховного Суда РФ от 22 ноября 2010 г. № ГКПИ101248, Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 22.07.2021 по делу № 33-2150/2021, определение восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2021 г. № 88-3531/2021 и др. При этом отметим, что последний обзор правовых позиций по вопросам поступления на государственную гражданскую был актуализирован в 2016 году.
Автором работы были использованы следующие методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод анализа и аналогии, индукции и дедукции, а также другие юридические методы.
Работа обладает практической и научной значимостью, так как подробно изучена законодательная база, используемая при проведении конкурса на замещение должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и предложены способы решения проблем, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу путем проведения конкурса.
Изучение института Молодежного кадрового резерва для поступления на государственную гражданскую службу через конкурс и необходимость его внедрения во всех субъектах Российской Федерации представляет научную новизну.
В ходе работы выявлена проблематика открытости, нормативной урегулированности, эффективности и результативности конкурса и предложены ряд мер.
Положения, выносимые на защиту:
1. В связи с тем, что четких критериев и рейтинговых шкал для определения победителя «конкурса» в большинстве случаев в таких условиях победителем может стать «фаворит» представителя работодателя или руководителя структурного подразделения. В связи с этим можно сказать, что поступление на госслужбу в той или иной мере носит коррупционный характер. Госслужащие, занимающие свою должность, оказываются назначены на неё даже не из кадрового резерва, для попадания в который также проводится конкурс, а, как принято говорить, «по знакомству». Представляется, что коррупционная составляющая при подборе кадров государственных органов напрямую связана с отсутствием разнообразия методов оценки кандидатов, неэффективностью применяемых в настоящее время методов, не способствующих раскрытию личности претендента.
2. Единые требования проведения конкурса применяются не во всех государственных органах, также применяемые сегодня методы оценки кандидатов нуждаются в корректировке, в связи с тем, что применяются в основном «классические» методы отбора кандидатов, такие как тестирование и индивидуальное собеседование, а современные методы, такие как проведение групповых дискуссий, написание реферата или иных письменных работ, подготовку проекта документов - используются крайне редко .
3. Законодательные положения о различных требованиях к стажу для кандидатов на вакантные должности государственной службы, по нашему мнению, являются нарушением принципа равного доступа к государственной службе. Необходимо в Закон о гражданской службе № 79-ФЗ в статью 12 «Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы» установить стандартные требования к стажу работы кандидатов на должности независимо от уровня должностей государственной службы при поступлении на государственную гражданскую службу РФ.
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 227 «О некоторых мерах по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации» утверждены меры по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации. Появилась возможность откликнуться на вакансию через личный кабинет на портале государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров». На практике возникают большие проблемы с отправкой пакета документов, в том числе с электронной подписью на этом уровне. Важно на этом этапе обеспечить защиту и конфиденциальность персональных данных гражданских служащих при их обработке, а также осуществлять автоматизированный контроль. Судебная практика показывает, что не все органы государственной власти принимают документы на конкурс электронно.
5. По результатам опроса, проведенного в декабре 2020 г. исследовательским центром "ПромРейтинг " совместно с Ассоциацией молодежных правительств Российской Федерации, госслужба заняла седьмое место, "пропустив вперед" такие сферы, как: IT, торговля, силовые структуры, промышленность, финансовый сектор, наука, культура и здравоохранение. Чтобы исправить данную ситуацию, требуется предпринять ряд мер по формированию позитивного имиджа органов государственной власти. Для этого автором предлагается внедрить институт Молодежного кадрового резерва во всех субъектах Российской Федерации.
В рамках изучения отдельных аспектов настоящей выпускной квалификационной работы автор данной работы принимала участие во Всероссийской научной конференции молодых ученых, посвященной Году науки и технологии в России «Наука. Технологии. Инновации», во XV Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, по результатам которых опубликованы следующие статьи.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Практика организаций и государственных органов показывает, что достичь эффективности невозможно без создания гибкой системы подбора персонала, использования современных технологий поиска специалистов, оценки профессиональных и личностных качеств соискателей на вакантные должности. Формирование эффективного кадрового состава также предполагает наличие в каждом государственном органе современной системы подбора персонала с использованием инновационных технологий,
с учетом тенденций развития рынка труда.
Эффективная работа по привлечению кадров на должности государственной службы должна стать основой конкуренции, а также важной составляющей конечного результата замещения должностей квалифицированными специалистами с современными компетенциями в рамках основных направлений развития государственной службы.
Формирование и совершенствование конкурсного отбора кандидатов на вакантные должности государственной службы является одной из актуальных задач развития института государственной службы. По своему содержанию и сути – это направление повышения качества и обновления состава кадров государственных органов Российской Федерации и, следовательно, повышения эффективности государственного управления в целом. В силу молодости процедуры кадрового отбора в системе государственного управления продолжается процесс ее совершенствования.
За последние несколько лет произошло много изменений в сфере организации и проведения конкурса на государственную гражданскую службу.
Степень научной разработанности темы состоит в том, что проблеме правового регулирования государственной службы, её различным аспектам, также изучению процедуры проведения конкурса замещение вакантной должности государственной гражданской службы посвятили свои работы многие авторы: Д.Н. Бахрах, А.А. Гришковец, В.В. Черепанов, В.П. Уманская, В.С. Юрчук, Н.В Закалюжная, Л.В. Труханович, Ю.И. Мигачев и другие. Однако актуальность темы предполагает необходимость её дальнейшей разработки.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Предметом исследования является нормы законодательства РФ, определяющие порядок поступления на государственную гражданскую службу, практика реализации указанных норм, а также правовая доктрина.
Целью исследования является комплексный анализ законодательной базы поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации и выявления недостатков в законодательстве, а также предложения решений выявленных проблем.
Основными задачами работы являются:
1. Изучение понятия и системы государственной службы Российской Федерации;
2. Изучение законодательных основ государственной гражданской службы Российской Федерации;
3. Рассмотрение вопроса реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации;
4. Изучения порядка проведения конкурса на замещение должности государственной гражданской службы и его законодательной базы;
5. Выявление проблем законодательства, связанного с поступлением на государственную гражданскую службу РФ и предложения по их решению;
6. Изучение института кадрового резерва на государственной гражданской службе, молодежного кадрового резерва;
7. Изучение практики реализации молодежного кадрового резерва для поступления на государственную гражданскую службу через конкурс.
Нормативно-правовую базу составляют следующие правовые акты. Конституция Российской Федерации, Международный пакт о гражданских и политических правах, Федеральные законы от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля
2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», так же законы субъектов РФ о государственной гражданской службе в конкретном субъекте и ведомственные акты.
При написании работы использовались материалы судебной практики, такие как решение Верховного Суда РФ от 22 ноября 2010 г. № ГКПИ101248, Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 22.07.2021 по делу № 33-2150/2021, определение восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2021 г. № 88-3531/2021 и др. При этом отметим, что последний обзор правовых позиций по вопросам поступления на государственную гражданскую был актуализирован в 2016 году.
Автором работы были использованы следующие методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод анализа и аналогии, индукции и дедукции, а также другие юридические методы.
Работа обладает практической и научной значимостью, так как подробно изучена законодательная база, используемая при проведении конкурса на замещение должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и предложены способы решения проблем, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу путем проведения конкурса.
Изучение института Молодежного кадрового резерва для поступления на государственную гражданскую службу через конкурс и необходимость его внедрения во всех субъектах Российской Федерации представляет научную новизну.
В ходе работы выявлена проблематика открытости, нормативной урегулированности, эффективности и результативности конкурса и предложены ряд мер.
Положения, выносимые на защиту:
1. В связи с тем, что четких критериев и рейтинговых шкал для определения победителя «конкурса» в большинстве случаев в таких условиях победителем может стать «фаворит» представителя работодателя или руководителя структурного подразделения. В связи с этим можно сказать, что поступление на госслужбу в той или иной мере носит коррупционный характер. Госслужащие, занимающие свою должность, оказываются назначены на неё даже не из кадрового резерва, для попадания в который также проводится конкурс, а, как принято говорить, «по знакомству». Представляется, что коррупционная составляющая при подборе кадров государственных органов напрямую связана с отсутствием разнообразия методов оценки кандидатов, неэффективностью применяемых в настоящее время методов, не способствующих раскрытию личности претендента.
2. Единые требования проведения конкурса применяются не во всех государственных органах, также применяемые сегодня методы оценки кандидатов нуждаются в корректировке, в связи с тем, что применяются в основном «классические» методы отбора кандидатов, такие как тестирование и индивидуальное собеседование, а современные методы, такие как проведение групповых дискуссий, написание реферата или иных письменных работ, подготовку проекта документов - используются крайне редко .
3. Законодательные положения о различных требованиях к стажу для кандидатов на вакантные должности государственной службы, по нашему мнению, являются нарушением принципа равного доступа к государственной службе. Необходимо в Закон о гражданской службе № 79-ФЗ в статью 12 «Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы» установить стандартные требования к стажу работы кандидатов на должности независимо от уровня должностей государственной службы при поступлении на государственную гражданскую службу РФ.
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 227 «О некоторых мерах по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации» утверждены меры по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации. Появилась возможность откликнуться на вакансию через личный кабинет на портале государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров». На практике возникают большие проблемы с отправкой пакета документов, в том числе с электронной подписью на этом уровне. Важно на этом этапе обеспечить защиту и конфиденциальность персональных данных гражданских служащих при их обработке, а также осуществлять автоматизированный контроль. Судебная практика показывает, что не все органы государственной власти принимают документы на конкурс электронно.
5. По результатам опроса, проведенного в декабре 2020 г. исследовательским центром "ПромРейтинг " совместно с Ассоциацией молодежных правительств Российской Федерации, госслужба заняла седьмое место, "пропустив вперед" такие сферы, как: IT, торговля, силовые структуры, промышленность, финансовый сектор, наука, культура и здравоохранение. Чтобы исправить данную ситуацию, требуется предпринять ряд мер по формированию позитивного имиджа органов государственной власти. Для этого автором предлагается внедрить институт Молодежного кадрового резерва во всех субъектах Российской Федерации.
В рамках изучения отдельных аспектов настоящей выпускной квалификационной работы автор данной работы принимала участие во Всероссийской научной конференции молодых ученых, посвященной Году науки и технологии в России «Наука. Технологии. Инновации», во XV Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, по результатам которых опубликованы следующие статьи.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Государственная служба является первоначальным элементом системы государственного управления. Организация и построение эффективных органов государственной власти немыслимы без формирования качественной системы государственной службы.
Развитие государственной гражданской службы в настоящий момент направлено на совершенствование порядка «отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы», а также на «совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы», «стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе», «внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих», «ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы».
Значение теории и практики поступления на государственную гражданскую службу путем прохождения конкурсного отбора, его механизма для российского государства сложно переоценить.
Под конкурсом в системе государственной гражданской службы понимается особая процедура отбора кадров на вакантные должности гражданской службы, замещение которых может быть произведено на конкурсной основе. Он является главным юридическим механизмом для отбора кадров на государственную гражданскую службу, от которого напрямую зависит успех в формировании корпуса компетентных гражданских служащих. Также отметим, что он используется как один из способов противодействия таким негативным явлениям, как «кумовство», поощрение родственных связей на государственной службе, коррупция. Является своеобразным «социальным лифтом», позволяющим продвинуться наиболее умным, талантливым, трудолюбивым людям вверх по карьерной лестнице.
Также стоит отметить актуальность проблематики открытости, нормативной урегулированности, эффективности и результативности конкурса на гражданской службе.
Для решения выявленных проблем в данной работе следует принять ряд мер.
Во-первых, закрепление в Конституции РФ права на равный доступ граждан к государственной службе имеет множество предназначений, наиболее важными среди которых являются предотвращение бюрократизации государственного аппарата, обеспечение нормальной сменяемости государственных служащих. Содержание понятия равного доступа к государственной службе составляет право граждан на занятие любой должности государственной службы без какой-либо дискриминации.
В связи с тем, что четких критериев и рейтинговых шкал для определения победителя «конкурса» в большинстве случаев не существует, и в таких условиях победителем может стать «фаворит» представителя работодателя или руководителя структурного подразделения.
Поэтому действующая система конкурсного отбора нуждается в обновлении методов отбора. На практике применяются в основном «классические» методы отбора кандидатов, такие как тестирование и индивидуальное собеседование, а современные методы, такие как проведение групповых дискуссий, написание реферата или иных письменных работ, подготовку проекта документов, структурированное интервью - используются крайне редко. Таким образом, в пункт 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов» предлагаем внести в обязательные методы оценки, вышеназванные современные методы, поскольку они помогают эффективно, объективно, справедливо, обоснованно выбирать достойных кандидатов.
Во-вторых, законодательные положения о различных требованиях к стажу для кандидатов на вакантные должности государственной службы являются нарушением принципа равного доступа к государственной службе. Необходимо на уровне Закона о гражданской службе № 79-ФЗ в статью 12 «Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы» установить стандартные требования к стажу работы кандидатов на должности независимо от уровня должностей государственной службы. Решением данной проблемы может послужить установление общих требований к стажу при поступлении на государственную гражданскую службу РФ. Как пример, можем предложить следующие сроки:
- для замещения высших должностей - не менее 4 лет стажа гражданской службы или не менее 5 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
- для замещения главных должностей - не менее 3 лет стажа гражданской службы или не менее 4 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
- для замещения ведущих должностей - не менее 2 лет стажа гражданской службы или не менее 3 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
- для замещения старших и младших должностей требования к стажу не предъявляются.
В-третьих, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 227 «О некоторых мерах по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации» утверждены меры по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации. Появилась возможность откликнуться на вакансию через личный кабинет на портале государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров». Заполнить анкету нужно по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р в электронном формате. И таким образом можно через личный кабинет отправить анкету и копии документов об образовании и трудовой деятельности в соответствующий орган. При этом документы должны быть подписаны электронной подписью лица, которое указано в анкете как ее подписавшее. Возникают большие проблемы с электронной подписью на этом уровне. Также важно обеспечить защиту и конфиденциальность персональных данных гражданских служащих при их обработке, а также осуществлять автоматизированный контроль. Однако, обеспечение проведения проверки таких сведений в автоматическом режиме удалось не в полной мере.
Следовательно, все эти вопросы необходимо урегулировать на законодательном уровне применительно к порядку представления документов в электронном виде кандидатом для участия в конкурсах на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв на федеральном и региональном уровнях.
В-четвертых, на малооплачиваемые должности сложно найти желающих работать и без конкурса, а наличие конкурсной процедуры создает дополнительные сложности. На практике могут возникнуть такие ситуации, когда для конкурса необходимо найти не менее двух человек, а если должность низкооплачиваемая, то сложно заинтересовать и одного человека участием в конкурсе.
Естественно, в этом случае необходимо найти альтернативный вариант, который не только позволит привлечь кандидатов для участия в конкурсе на ту или иную должность, но и даст некоторые перспективы трудоустройства. В таких случаях эту проблему может решить институт молодежного кадрового резерва, где резервисты также проходят конкурс. Опыт некоторых субъектов Российской Федерации показывает эффективность данного института. В данной работе подробно рассмотрен некоторых регионов по подготовке молодых кадров для поступления на государственную гражданскую службу путем создания Молодежного кадрового резерва.
Главный вывод, который можно сделать – необходимость внедрения института Молодежного кадрового резерва во всех субъектах Российской Федерации. Это поможет самим «вырастить» грамотное поколение государственных гражданских служащих, применять механизм преемственность кадров и их смены, тем самым усовершенствовать деятельность государственных органов.
Развитие государственной гражданской службы в настоящий момент направлено на совершенствование порядка «отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы», а также на «совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы», «стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе», «внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих», «ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы».
Значение теории и практики поступления на государственную гражданскую службу путем прохождения конкурсного отбора, его механизма для российского государства сложно переоценить.
Под конкурсом в системе государственной гражданской службы понимается особая процедура отбора кадров на вакантные должности гражданской службы, замещение которых может быть произведено на конкурсной основе. Он является главным юридическим механизмом для отбора кадров на государственную гражданскую службу, от которого напрямую зависит успех в формировании корпуса компетентных гражданских служащих. Также отметим, что он используется как один из способов противодействия таким негативным явлениям, как «кумовство», поощрение родственных связей на государственной службе, коррупция. Является своеобразным «социальным лифтом», позволяющим продвинуться наиболее умным, талантливым, трудолюбивым людям вверх по карьерной лестнице.
Также стоит отметить актуальность проблематики открытости, нормативной урегулированности, эффективности и результативности конкурса на гражданской службе.
Для решения выявленных проблем в данной работе следует принять ряд мер.
Во-первых, закрепление в Конституции РФ права на равный доступ граждан к государственной службе имеет множество предназначений, наиболее важными среди которых являются предотвращение бюрократизации государственного аппарата, обеспечение нормальной сменяемости государственных служащих. Содержание понятия равного доступа к государственной службе составляет право граждан на занятие любой должности государственной службы без какой-либо дискриминации.
В связи с тем, что четких критериев и рейтинговых шкал для определения победителя «конкурса» в большинстве случаев не существует, и в таких условиях победителем может стать «фаворит» представителя работодателя или руководителя структурного подразделения.
Поэтому действующая система конкурсного отбора нуждается в обновлении методов отбора. На практике применяются в основном «классические» методы отбора кандидатов, такие как тестирование и индивидуальное собеседование, а современные методы, такие как проведение групповых дискуссий, написание реферата или иных письменных работ, подготовку проекта документов, структурированное интервью - используются крайне редко. Таким образом, в пункт 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов» предлагаем внести в обязательные методы оценки, вышеназванные современные методы, поскольку они помогают эффективно, объективно, справедливо, обоснованно выбирать достойных кандидатов.
Во-вторых, законодательные положения о различных требованиях к стажу для кандидатов на вакантные должности государственной службы являются нарушением принципа равного доступа к государственной службе. Необходимо на уровне Закона о гражданской службе № 79-ФЗ в статью 12 «Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы» установить стандартные требования к стажу работы кандидатов на должности независимо от уровня должностей государственной службы. Решением данной проблемы может послужить установление общих требований к стажу при поступлении на государственную гражданскую службу РФ. Как пример, можем предложить следующие сроки:
- для замещения высших должностей - не менее 4 лет стажа гражданской службы или не менее 5 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
- для замещения главных должностей - не менее 3 лет стажа гражданской службы или не менее 4 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
- для замещения ведущих должностей - не менее 2 лет стажа гражданской службы или не менее 3 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
- для замещения старших и младших должностей требования к стажу не предъявляются.
В-третьих, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 227 «О некоторых мерах по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации» утверждены меры по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации. Появилась возможность откликнуться на вакансию через личный кабинет на портале государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров». Заполнить анкету нужно по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р в электронном формате. И таким образом можно через личный кабинет отправить анкету и копии документов об образовании и трудовой деятельности в соответствующий орган. При этом документы должны быть подписаны электронной подписью лица, которое указано в анкете как ее подписавшее. Возникают большие проблемы с электронной подписью на этом уровне. Также важно обеспечить защиту и конфиденциальность персональных данных гражданских служащих при их обработке, а также осуществлять автоматизированный контроль. Однако, обеспечение проведения проверки таких сведений в автоматическом режиме удалось не в полной мере.
Следовательно, все эти вопросы необходимо урегулировать на законодательном уровне применительно к порядку представления документов в электронном виде кандидатом для участия в конкурсах на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв на федеральном и региональном уровнях.
В-четвертых, на малооплачиваемые должности сложно найти желающих работать и без конкурса, а наличие конкурсной процедуры создает дополнительные сложности. На практике могут возникнуть такие ситуации, когда для конкурса необходимо найти не менее двух человек, а если должность низкооплачиваемая, то сложно заинтересовать и одного человека участием в конкурсе.
Естественно, в этом случае необходимо найти альтернативный вариант, который не только позволит привлечь кандидатов для участия в конкурсе на ту или иную должность, но и даст некоторые перспективы трудоустройства. В таких случаях эту проблему может решить институт молодежного кадрового резерва, где резервисты также проходят конкурс. Опыт некоторых субъектов Российской Федерации показывает эффективность данного института. В данной работе подробно рассмотрен некоторых регионов по подготовке молодых кадров для поступления на государственную гражданскую службу путем создания Молодежного кадрового резерва.
Главный вывод, который можно сделать – необходимость внедрения института Молодежного кадрового резерва во всех субъектах Российской Федерации. Это поможет самим «вырастить» грамотное поколение государственных гражданских служащих, применять механизм преемственность кадров и их смены, тем самым усовершенствовать деятельность государственных органов.
Подобные работы
- Правовое регулирование аттестации и конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование поступления на государственную гражданскую службу РФ
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Управление кадровым резервом
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование кадрового резерва учреждения
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональный отбор на государственной гражданской службе
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОХОЖДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2012 - Правовой статус государственных гражданских служащих
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Организация и совершенствование конкурсного отбора кадров как персонал - технология в системе государственной службы
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Обеспечение равного доступа на государственную гражданскую службу: механизмы, оценка эффективности (Государственная и муниципальная служба, РАНХ и ГС)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019



