ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1. Понятие и система государственной службы Российской Федерации 10
1.2. Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. КОНКУРС КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ 20
2.1. Определение и сущность конкурса на замещение должности государственной гражданской службы 20
2.2. Проблемы при поступлении на государственную гражданскую службу и предложения по совершенствованию организации и проведения конкурсов.. 34
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ 46
3.1. Институт кадрового резерва на государственной гражданской службе...46
3.2. Молодежный кадровый резерв 59
3.3. Пример отдельных регионов Российской Федерации по подготовке молодых кадров для поступления на государственную гражданскую службу путем создания Молодежного кадрового резерва 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ ……….........................................................................................91
Цифровая трансформация, напряженность рисков, условия непредвиденных парадоксов обязывает руководителей организаций и органов власти разрабатывать кадровую политику и стратегии развития, которые позволят каждому человеку быть уверенным в себе и востребованным в профессиональной сфере. Несоответствие кадровой политики государственной службы вектору стратегических преобразований органов власти приводит к несовпадению целей. Это одна из причин социальной и экономической неэффективности современной государственной службы и системы государственного управления в целом.
Практика организаций и государственных органов показывает, что достичь эффективности невозможно без создания гибкой системы подбора персонала, использования современных технологий поиска специалистов, оценки профессиональных и личностных качеств соискателей на вакантные должности. Формирование эффективного кадрового состава также предполагает наличие в каждом государственном органе современной системы подбора персонала с использованием инновационных технологий,
с учетом тенденций развития рынка труда.
Эффективная работа по привлечению кадров на должности государственной службы должна стать основой конкуренции, а также важной составляющей конечного результата замещения должностей квалифицированными специалистами с современными компетенциями в рамках основных направлений развития государственной службы.
Формирование и совершенствование конкурсного отбора кандидатов на вакантные должности государственной службы является одной из актуальных задач развития института государственной службы. По своему содержанию и сути – это направление повышения качества и обновления состава кадров государственных органов Российской Федерации и, следовательно, повышения эффективности государственного управления в целом. В силу молодости процедуры кадрового отбора в системе государственного управления продолжается процесс ее совершенствования.
За последние несколько лет произошло много изменений в сфере организации и проведения конкурса на государственную гражданскую службу.
Степень научной разработанности темы состоит в том, что проблеме правового регулирования государственной службы, её различным аспектам, также изучению процедуры проведения конкурса замещение вакантной должности государственной гражданской службы посвятили свои работы многие авторы: Д.Н. Бахрах, А.А. Гришковец, В.В. Черепанов, В.П. Уманская, В.С. Юрчук, Н.В Закалюжная, Л.В. Труханович, Ю.И. Мигачев и другие. Однако актуальность темы предполагает необходимость её дальнейшей разработки.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Предметом исследования является нормы законодательства РФ, определяющие порядок поступления на государственную гражданскую службу, практика реализации указанных норм, а также правовая доктрина.
Целью исследования является комплексный анализ законодательной базы поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации и выявления недостатков в законодательстве, а также предложения решений выявленных проблем.
Основными задачами работы являются:
1. Изучение понятия и системы государственной службы Российской Федерации;
2. Изучение законодательных основ государственной гражданской службы Российской Федерации;
3. Рассмотрение вопроса реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации;
4. Изучения порядка проведения конкурса на замещение должности государственной гражданской службы и его законодательной базы;
5. Выявление проблем законодательства, связанного с поступлением на государственную гражданскую службу РФ и предложения по их решению;
6. Изучение института кадрового резерва на государственной гражданской службе, молодежного кадрового резерва;
7. Изучение практики реализации молодежного кадрового резерва для поступления на государственную гражданскую службу через конкурс.
Нормативно-правовую базу составляют следующие правовые акты. Конституция Российской Федерации, Международный пакт о гражданских и политических правах, Федеральные законы от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля
2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», так же законы субъектов РФ о государственной гражданской службе в конкретном субъекте и ведомственные акты.
При написании работы использовались материалы судебной практики, такие как решение Верховного Суда РФ от 22 ноября 2010 г. № ГКПИ101248, Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 22.07.2021 по делу № 33-2150/2021, определение восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2021 г. № 88-3531/2021 и др. При этом отметим, что последний обзор правовых позиций по вопросам поступления на государственную гражданскую был актуализирован в 2016 году.
Автором работы были использованы следующие методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод анализа и аналогии, индукции и дедукции, а также другие юридические методы.
Работа обладает практической и научной значимостью, так как подробно изучена законодательная база, используемая при проведении конкурса на замещение должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и предложены способы решения проблем, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу путем проведения конкурса.
Изучение института Молодежного кадрового резерва для поступления на государственную гражданскую службу через конкурс и необходимость его внедрения во всех субъектах Российской Федерации представляет научную новизну.
В ходе работы выявлена проблематика открытости, нормативной урегулированности, эффективности и результативности конкурса и предложены ряд мер.
Положения, выносимые на защиту:
1. В связи с тем, что четких критериев и рейтинговых шкал для определения победителя «конкурса» в большинстве случаев в таких условиях победителем может стать «фаворит» представителя работодателя или руководителя структурного подразделения. В связи с этим можно сказать, что поступление на госслужбу в той или иной мере носит коррупционный характер. Госслужащие, занимающие свою должность, оказываются назначены на неё даже не из кадрового резерва, для попадания в который также проводится конкурс, а, как принято говорить, «по знакомству». Представляется, что коррупционная составляющая при подборе кадров государственных органов напрямую связана с отсутствием разнообразия методов оценки кандидатов, неэффективностью применяемых в настоящее время методов, не способствующих раскрытию личности претендента.
2. Единые требования проведения конкурса применяются не во всех государственных органах, также применяемые сегодня методы оценки кандидатов нуждаются в корректировке, в связи с тем, что применяются в основном «классические» методы отбора кандидатов, такие как тестирование и индивидуальное собеседование, а современные методы, такие как проведение групповых дискуссий, написание реферата или иных письменных работ, подготовку проекта документов - используются крайне редко .
3. Законодательные положения о различных требованиях к стажу для кандидатов на вакантные должности государственной службы, по нашему мнению, являются нарушением принципа равного доступа к государственной службе. Необходимо в Закон о гражданской службе № 79-ФЗ в статью 12 «Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы» установить стандартные требования к стажу работы кандидатов на должности независимо от уровня должностей государственной службы при поступлении на государственную гражданскую службу РФ.
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 227 «О некоторых мерах по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации» утверждены меры по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации. Появилась возможность откликнуться на вакансию через личный кабинет на портале государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров». На практике возникают большие проблемы с отправкой пакета документов, в том числе с электронной подписью на этом уровне. Важно на этом этапе обеспечить защиту и конфиденциальность персональных данных гражданских служащих при их обработке, а также осуществлять автоматизированный контроль. Судебная практика показывает, что не все органы государственной власти принимают документы на конкурс электронно.
5. По результатам опроса, проведенного в декабре 2020 г. исследовательским центром "ПромРейтинг " совместно с Ассоциацией молодежных правительств Российской Федерации, госслужба заняла седьмое место, "пропустив вперед" такие сферы, как: IT, торговля, силовые структуры, промышленность, финансовый сектор, наука, культура и здравоохранение. Чтобы исправить данную ситуацию, требуется предпринять ряд мер по формированию позитивного имиджа органов государственной власти. Для этого автором предлагается внедрить институт Молодежного кадрового резерва во всех субъектах Российской Федерации.
В рамках изучения отдельных аспектов настоящей выпускной квалификационной работы автор данной работы принимала участие во Всероссийской научной конференции молодых ученых, посвященной Году науки и технологии в России «Наука. Технологии. Инновации», во XV Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, по результатам которых опубликованы следующие статьи.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Государственная служба является первоначальным элементом системы государственного управления. Организация и построение эффективных органов государственной власти немыслимы без формирования качественной системы государственной службы.
Развитие государственной гражданской службы в настоящий момент направлено на совершенствование порядка «отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы», а также на «совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы», «стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе», «внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих», «ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы».
Значение теории и практики поступления на государственную гражданскую службу путем прохождения конкурсного отбора, его механизма для российского государства сложно переоценить.
Под конкурсом в системе государственной гражданской службы понимается особая процедура отбора кадров на вакантные должности гражданской службы, замещение которых может быть произведено на конкурсной основе. Он является главным юридическим механизмом для отбора кадров на государственную гражданскую службу, от которого напрямую зависит успех в формировании корпуса компетентных гражданских служащих. Также отметим, что он используется как один из способов противодействия таким негативным явлениям, как «кумовство», поощрение родственных связей на государственной службе, коррупция. Является своеобразным «социальным лифтом», позволяющим продвинуться наиболее умным, талантливым, трудолюбивым людям вверх по карьерной лестнице.
Также стоит отметить актуальность проблематики открытости, нормативной урегулированности, эффективности и результативности конкурса на гражданской службе.
Для решения выявленных проблем в данной работе следует принять ряд мер.
Во-первых, закрепление в Конституции РФ права на равный доступ граждан к государственной службе имеет множество предназначений, наиболее важными среди которых являются предотвращение бюрократизации государственного аппарата, обеспечение нормальной сменяемости государственных служащих. Содержание понятия равного доступа к государственной службе составляет право граждан на занятие любой должности государственной службы без какой-либо дискриминации.
В связи с тем, что четких критериев и рейтинговых шкал для определения победителя «конкурса» в большинстве случаев не существует, и в таких условиях победителем может стать «фаворит» представителя работодателя или руководителя структурного подразделения.
Поэтому действующая система конкурсного отбора нуждается в обновлении методов отбора. На практике применяются в основном «классические» методы отбора кандидатов, такие как тестирование и индивидуальное собеседование, а современные методы, такие как проведение групповых дискуссий, написание реферата или иных письменных работ, подготовку проекта документов, структурированное интервью - используются крайне редко. Таким образом, в пункт 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов» предлагаем внести в обязательные методы оценки, вышеназванные современные методы, поскольку они помогают эффективно, объективно, справедливо, обоснованно выбирать достойных кандидатов.
Во-вторых, законодательные положения о различных требованиях к стажу для кандидатов на вакантные должности государственной службы являются нарушением принципа равного доступа к государственной службе. Необходимо на уровне Закона о гражданской службе № 79-ФЗ в статью 12 «Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы» установить стандартные требования к стажу работы кандидатов на должности независимо от уровня должностей государственной службы. Решением данной проблемы может послужить установление общих требований к стажу при поступлении на государственную гражданскую службу РФ. Как пример, можем предложить следующие сроки:
- для замещения высших должностей - не менее 4 лет стажа гражданской службы или не менее 5 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
- для замещения главных должностей - не менее 3 лет стажа гражданской службы или не менее 4 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
- для замещения ведущих должностей - не менее 2 лет стажа гражданской службы или не менее 3 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
- для замещения старших и младших должностей требования к стажу не предъявляются.
В-третьих, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 227 «О некоторых мерах по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации» утверждены меры по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации. Появилась возможность откликнуться на вакансию через личный кабинет на портале государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров». Заполнить анкету нужно по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р в электронном формате. И таким образом можно через личный кабинет отправить анкету и копии документов об образовании и трудовой деятельности в соответствующий орган. При этом документы должны быть подписаны электронной подписью лица, которое указано в анкете как ее подписавшее. Возникают большие проблемы с электронной подписью на этом уровне. Также важно обеспечить защиту и конфиденциальность персональных данных гражданских служащих при их обработке, а также осуществлять автоматизированный контроль. Однако, обеспечение проведения проверки таких сведений в автоматическом режиме удалось не в полной мере.
Следовательно, все эти вопросы необходимо урегулировать на законодательном уровне применительно к порядку представления документов в электронном виде кандидатом для участия в конкурсах на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв на федеральном и региональном уровнях.
В-четвертых, на малооплачиваемые должности сложно найти желающих работать и без конкурса, а наличие конкурсной процедуры создает дополнительные сложности. На практике могут возникнуть такие ситуации, когда для конкурса необходимо найти не менее двух человек, а если должность низкооплачиваемая, то сложно заинтересовать и одного человека участием в конкурсе.
Естественно, в этом случае необходимо найти альтернативный вариант, который не только позволит привлечь кандидатов для участия в конкурсе на ту или иную должность, но и даст некоторые перспективы трудоустройства. В таких случаях эту проблему может решить институт молодежного кадрового резерва, где резервисты также проходят конкурс. Опыт некоторых субъектов Российской Федерации показывает эффективность данного института. В данной работе подробно рассмотрен некоторых регионов по подготовке молодых кадров для поступления на государственную гражданскую службу путем создания Молодежного кадрового резерва.
Главный вывод, который можно сделать – необходимость внедрения института Молодежного кадрового резерва во всех субъектах Российской Федерации. Это поможет самим «вырастить» грамотное поколение государственных гражданских служащих, применять механизм преемственность кадров и их смены, тем самым усовершенствовать деятельность государственных органов.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном
интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966): текст Пакта опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР// Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976 г.– № 17. – Ст. 291.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 20.12.2022).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.
№197-03 (ред. 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ - 2013 - № 14 - ст. 1652.
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе: Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011, № 50, ст. 7337.
8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2004 – № 31. – Ст. 3215.
9. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2003 – № 22 ст. 2063.
10. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ. –1998, № 13, ст. 1475.
11. Об утверждении Положения о порядке организации экспериментов, направленных на развитие федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2020 г. № 536 // Собрание законодательства РФ. – 2020, № 35, ст. 5555.
12. О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68 // Собрание законодательства РФ. – 2019, № 8, ст. 765.
13. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы: Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 288 // Собрание законодательства РФ. – 2019, № 26, ст. 3410.
14. Об утверждении таблицы соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской должностям федеральной государственной гражданской службы высшей группы должностей: Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2019 г. № 396 (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2019, № 34, ст. 4875.
15. О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей Федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 (ред. от 12.10.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2017, № 4, ст. 640.
16. Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа: Указ Президента Российской от 1 марта 2017 г. № 96 (ред. от 06.10.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2017, № 10, ст. 1473.
17. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 // Собрание законодательства РФ. – 2012, № 19, ст. 2338.
18. О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. № 1653 (ред. от 16.06.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2012, № 51, ст. 7170.
19. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской (2009- 2013 годы): Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 // Собрание законодательства РФ. – 2009, № 11, ст. 1277.
20. О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 (ред. от 31.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 6.– Ст. 439.
21. О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня): Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2005, № 6, ст. 438.
22. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации Федеральным государственным гражданским служащим: Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 (ред. от 14.02.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2005, № 6, ст. 440.
23. О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 (ред. от 24.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2006, № 1, ст. 118.
24. Вопросы прохождения военной службы: Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 27.02.2023) // Собрание законодательства РФ. – 20.09.1999, № 38, ст. 4534.
25. Об утверждении Правил приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий Федеральных государственных органов: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2021 г. № 359 (ред. от 25.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2021, № 12, ст. 2004.
26. Об утверждении единой методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в Федеральных органах исполнительной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2020 г. № 9 // Собрание законодательства РФ. – 2020, № 3, ст. 257.
27. О всероссийском конкурсе «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления»: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2020 г. № 935 // Собрание законодательства РФ. – 2020, № 27, ст. 4223.
28. Об утверждении таблицы соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей в федеральных органах исполнительной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2019 г. № 1000 (ред. от 20.08.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2019, № 32, ст. 4712.
29. Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов: Постановление Правительства РФ от 31 марта 2018 г. № 397 (ред. от 24.09.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 16. – Ст. 2359.
30. О некоторых мерах по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 227 (ред. от 20.08.2022) // Собрание законодательства РФ. – 19.03.2018, № 12, ст. 1677.
31. О федеральной государственной информационной системе «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 256 (ред. от 20.08.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2017, № 11, ст. 1573.
32. Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 // Российская газета", № 292, 19.12.2012.
33. План мероприятий («дорожная карта») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019 г. № 1646-р (ред. от 16.06.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2019, № 31, ст. 4669.
34. Об утверждении федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2024 годы)»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 г.
№ 636-р (ред. от 19.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2010, № 19, ст. 2339.
35. Об утверждении формы анкеты для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р (ред. от 22.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2005, № 22, ст. 2192.
36. Положение о Молодежном кадровом резерве Санкт-Петербурга, утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.01.2015 № 3.
Акты судебной практики
37. Решение Верховного Суда РФ от 22 ноября 2010 г.
по делу № ГКПИ10-1248 – Режим доступа: URL: https://www.gara№t.ru/products/ipo/prime/doc/1698763/ (Дата обращения 06.01.2023 г.).
38. Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного
Суда Российской Федерации 22.06.2016 – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200170/?ysclid=lfc8npktk0602295408 (Дата обращения 25.12.2022 г.).
39. Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 22.07.2021 по делу № 33-2150/2021 – Режим доступа: URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-zabaikalskii-kraevoi-sud-zabaikalskii-krai/?ysclid=lfc8i3yni4464748194 (Дата обращения 06.03.2023 г.).
40. Определение восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2021 г. № 88-3531/2021 – Режим доступа: URL: https://8kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo (Дата обращения 10.03.2023 г.).
Литература
41. Аверин А.В. Имидж органа власти в цифровой среде как фактор привлекательности госслужбы / А.В. Аверин, И.В. Погодина, Д.А. Авдеев // Государственная власть и местное самоуправление- 2022 - № 5 - С. 42-45.
42. Бахрах Д. Н. Государственная служба России: учебное пособие/ Д.Н. Бахрах. - М.: Проспект, 2007. – С. 149.
43. Беклемищев Е. П. Современные направления и методы совершенствования управления карьерным развитием государственных служащих / Е. П. Беклимищев // Государственное и муниципальное управление // Ученые записки СКАГС - 2016. - № 3 - С.126-128.
44. Богдан Н.Н., Бушуева И.П. К проблеме оценки и развития профессиональных компетенций государственных гражданских служащих
/Н.Н. Богдан, И.П. Бушуева // Развитие территорий – 2015 - № 3 - С. 8.
45. Васильева Е.В. Аналитика и человеко-ориентированный дизайн в управлении интеллектуальным ресурсом государственной службы / Е.В. Васильева // Социально-трудовые исследования – 2020 - № 1 – С. 100.
46. Градовский А.Д. Начала русского государственного права / А.Д. Градовский // Собр. соч. СПб. – 1908 – С. 47.
47. Гришковец А.А. Административная реформа: истоки, современное состояние, перспективы / А.А. Гришковец // Труды Института государства и права РАН – 2020 - №2 - С. 135.
48. Деханова Н. Г. Социология государственной службы: учебное пособие для вузов / Н. Г. Деханова - Москва: Юрайт - 2023 – С.124 – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/513453 (дата обращения: 04.03.2023).
49. Ермолаева Д.С. Формирование молодежного кадрового резерва государственной гражданской службы Санкт-Петербурга / Д.С. Ермолаева // Аллея Науки № 1 (17) - Квантум- 2018 - С. 55.
50. Заборовская С. Г. Кадровый менеджмент на государственной гражданской и муниципальной службе: учебное пособие для вузов / С. Г. Заборовская. - М: Юрайт - 2023 – С. 209 – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/519830 (дата обращения: 04.03.2023).
51. Завгородняя Л. В. Правовые аспекты формирования кадрового состава государственной гражданской службы / Л.В. Завгородная // Северо-Кавказский юридический вестник – 2016 - № 2 - С-85.
52. Зайцева Т.В. Привлечение молодежи на государственную и муниципальную службу: опыт регионов России /Т.В. Зайцева, Т.Г. Нежина // Вопросы государственного и муниципального управления - 2019 -№ 1 - С. 160.
53. Знаменский Д. Ю. Государственная и муниципальная служба: учебник для вузов / Д. Ю. Знаменский // Москва: Юрайт – 2023 – С. 405 - Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/510888 (дата обращения: 07.03.2023).
54. Кибанова А. Я. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я Кибанова. М.: ИНФРА-М - 2017 - С. 446.
55. Крайнова А. И. К вопросу о конституционном праве граждан на равный доступ к государственной службе / А.И. Крайнова, А.П. Ларькина// Материалы XXIII научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва – 2019 - С. 493–497.
56. Кузнецов А. М. Этика государственной и муниципальной службы : учебник и практикум для вузов / А. М. Кузнецов - М: Юрайт- 2023 – С.253 – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/510971 (дата обращения: 04.03.2023).
57. Маслов Е. В. Управление персоналом: технология и идеология / Организационная психология /Е.В. Маслов – 2015 - №1 –С. 12 – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-personalom-tehnologiya-i-ideologiya (дата обращения: 07.03.2023).
58. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров // 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт - 2021. - С. 456 - Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/468341 (дата обращения: 08.09.2022).
59. Нечипоренко В.С. Муниципальное управление и местное самоуправление: Учебное пособие / В.С. Нечипоренко – М.: РАНХиГС, Международный издательский центр «Этносоциум» - 2020 – С. 124.
60. Николаева А. А., Минакова С. С. Эффективность конкурсного отбора на должность государственной гражданской службы/ А.А. Николавева // Научный журнал Дискурс – 2018 - № 7 (21) – С. 44–53.
61. Полетаев Ю. Н. Правовое регулирование труда государственных гражданских служащих: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Полетаев. М. А. -Москва: Юрайт – 2023 – С.163 – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/517052 (дата обращения: 04.03.2023).
62. Саржат-оол В.В. Вопросы правового регулирования методов оценки при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы / В.В. Саржат-оол // Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (28-29 апреля 2022 года), Алтайский филиал РАНХиГ – Барнаул - 2022. - С. 624-625.
63. Сигарев А.В. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации / А.В. Сигарев // автореферат дис.... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Том. гос. ун-т. – Новосибирск - 2004. – С. 26.
64. Соблирова Л.Ф. Инновационные подходы к установлению квалификационных требований к государственным гражданским служащим / Л.Ф.Соблирова // Актуальные проблемы экономики, социологии и права – 2017 - № 1 – С. 86.
65. Стахов, А. И. Административное право России: учебник для вузов / А. И. Стахов, П. И. Кононов. - 5-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт- 2021 – С. 685 - Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/467785 (дата обращения: 08.09.2022).
66. Труханович Л. В. Конкурс на замещение должности / Л.В. Труханович - М. - 2003 - С 137-138.
67. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, 2020. 176 с.
68. Фотина Л. В. Технологии кадровых практик на государственной службе: мастер-класс: учебник и практикум для вузов / Л.В. Фотина - М: Юрайт - 2023 - С. 392 – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/520471 (дата обращения: 03.02.2023).
69. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для студентов / Черепанов В.В. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА – 2017 -
С- 679 – Режим доступа: URL: https://www.iprbookshop.ru/71033.html (дата обращения: 07.03.2023).
70. Юрчук В.С. Правовое обеспечение свободы и равенства прав граждан в Российской Федерации / В.С. Юрчук // Политика и общество – 2008 - № 1 - С. 40-45.
Источники сети Интернет
77. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга - Режим доступа: URL: http://gov.spb.ru (дата обращения 05.01.2023).
78. Официальный сайт Молодежного кадрового резерва - Режим доступа: URL: http://mkr.gov.spb.ru (дата обращения 05.01.2023).
79. Страница в социальной сети Молодежного кадрового резерва - Режим доступа: URL: https://vk.com/mkr2012 (Дата обращения 06.01.2023).