РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 3 -4 лет коммуникативных умений посредством игр-драматизаций 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей дошкольного
возраста коммуникативных умений 8
1.2 Особенности игр-драматизаций у детей младшего дошкольного возраста 17
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений посредством игр-драматизаций 21
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных умений детей 3-4 лет 21
2.2 Содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игр-драматизаций 35
2.3 Выявление у детей 3-4 лет динамики в уровне развития коммуникативных умений посредством игр-драматизаций 48
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 3 -4 лет коммуникативных умений посредством игр-драматизаций 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей дошкольного
возраста коммуникативных умений 8
1.2 Особенности игр-драматизаций у детей младшего дошкольного возраста 17
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений посредством игр-драматизаций 21
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных умений детей 3-4 лет 21
2.2 Содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игр-драматизаций 35
2.3 Выявление у детей 3-4 лет динамики в уровне развития коммуникативных умений посредством игр-драматизаций 48
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение
Актуальность данной темы. В системе образования одним из основных приоритетов в развитии, на сегодняшний день, оказываются коммуникативные возможности у детей в образовательном процессе. Важными составляющими развития человека как личности, как учащегося являются умения коммуникативные.
Для детей коммуникативные умения важны по той причине, составляющие их навыки характеризуют уровень общего развития дошкольника и уровень его социализации.
В единой системе образования первым уровнем образования считается дошкольное образование, в рамках которого происходит активное становление основ личности. Во ФГОС ДОО значение уделяется становлению общения детей, формированию коммуникативной деятельности на протяжении всех этапов дошкольного детства. Проблему общения и совершенствования коммуникативной активности в деятельности детей, коммуникативного опыта детей изучали: А.Н. Леонтьев Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.Н. Галагузова, Д.Б.Эльконин, Я.Л. Коломинский, О.Смирнова, М.И. Лисина и другие.
Внесли работы известных исследователей таких как: М.И. Лисиной. Пиаже, У. Бронфенбреннер в изучение общение детей Они привлекли внимание психологов и педагогов как важному фактору и важному фактору социального и психического совершенствования младших дошкольников, к сверстнику, способствующему разрушению эгоцентризма. Признается психологами и педагогами значение психического совершенствование дошкольника благодаря сверстнику. Подчеркивается в становление личности и социально-коммуникативного развитии ребенка, роль сверстника. Отечественные психологи отмечают, что именно в дошкольном детстве имеются богатейшие возможности для развития коммуникации со сверстниками. Так как ребенок способен выделять сверстника как социальное существо, у него возникает интерес к ровеснику, ему важно доброжелательное внимание к себе, он осознаёт и познаёт себя посредством отражения в человеке своего возраста. Следовательно, данный возраст благоприятен для овладения базовыми коммуникативными умениями.
Актуальность данной темы. В игровой деятельности, а так же в разных видах происходит взаимодействие и общения детей. Развиваются умения в области коммуникации у детей дошкольников в игре.
Исследования Н.М. Щеловановой, М.И. Лисиной, Э. Пиклеро, А.М. Аксариной доказывают, что поиск совокупности объектов необходимых для развития личности ребенка должны происходить в процессе педагогического общения. Для становления коммуникативных способностей организуются позитивные условия в ситуациях игры.
Из размышлений ученых изучавших детскую игру, а именно Н.А. Коротковой, Е.В. Зворыгиной, В.С. Мухиной, Т.А. Владимировой, Г.М. Андреевой, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, А.А. Леонтьева. Они считали, что игровой процесс выглядит как перерождение из игровых отношений в реальные, переход организации и осуществление игровых действий, совместную реализацию замыслов.
Игры-драматизации, по мнению Л.С. Фурминой - это игры представления, в которых у ребенка раскрываются выразительные средства, такие как мимика, поза, походка, интонация, жест.
Именно с театрализованной деятельностью связано и овладение речевой коммуникацией, так как в процессе постановок или демонстрацией спектаклей происходит процесс работы над выразительностью высказывания собственных высказываний, реплик персонажей, активизируется словарь младшего дошкольника, совершенствуется его культура речи.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам обнаружить противоречия: между необходимостью развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет и недостаточным использованием потенциала игры-драматизации в данном процессе.
На основании выделенных противоречий выявлена проблема исследования: каковы потенциальные возможности игры-драматизации в развитии коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игрдраматизаций как средство развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Предмет исследования-игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игр-драматизаций, будет эффективно если:
- произведен подбор игр-драматизаций в соответствие с показателями коммуникативных умений у детей 3-4 лет;
- организованы совместные игры-драматизации детей 3-4 лет.
- осуществлено обогащение развивающей предметно - пространственной среды группового помещения атрибутами для игр - драматизаций.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития коммуникативных умений у детей 3 - 4 лет.
2. Выявить уровень развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность игры - драматизации в развитии коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования - наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились: открытия актуальных направлений исследования, связанных с теоретической и методической обоснованием проблемы использовались методы М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой, Е.О. Смирновой, а так же использованы труды научных исследователей детской игры Л.С. Фурминой, А.В. Артемовой.
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования игры-драматизации в развитии коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игры-драматизации могут быть использованы воспитателями в работе с детьми второй младшей группы.
Экспериментальная база: МБУ детский сад №33«Мечта», города Тольятти. В эксперименте принимало участие 20 детей 3-4 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (55 источников), 10 приложений. Работа проиллюстрирована 12 таблицами.
Для детей коммуникативные умения важны по той причине, составляющие их навыки характеризуют уровень общего развития дошкольника и уровень его социализации.
В единой системе образования первым уровнем образования считается дошкольное образование, в рамках которого происходит активное становление основ личности. Во ФГОС ДОО значение уделяется становлению общения детей, формированию коммуникативной деятельности на протяжении всех этапов дошкольного детства. Проблему общения и совершенствования коммуникативной активности в деятельности детей, коммуникативного опыта детей изучали: А.Н. Леонтьев Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.Н. Галагузова, Д.Б.Эльконин, Я.Л. Коломинский, О.Смирнова, М.И. Лисина и другие.
Внесли работы известных исследователей таких как: М.И. Лисиной. Пиаже, У. Бронфенбреннер в изучение общение детей Они привлекли внимание психологов и педагогов как важному фактору и важному фактору социального и психического совершенствования младших дошкольников, к сверстнику, способствующему разрушению эгоцентризма. Признается психологами и педагогами значение психического совершенствование дошкольника благодаря сверстнику. Подчеркивается в становление личности и социально-коммуникативного развитии ребенка, роль сверстника. Отечественные психологи отмечают, что именно в дошкольном детстве имеются богатейшие возможности для развития коммуникации со сверстниками. Так как ребенок способен выделять сверстника как социальное существо, у него возникает интерес к ровеснику, ему важно доброжелательное внимание к себе, он осознаёт и познаёт себя посредством отражения в человеке своего возраста. Следовательно, данный возраст благоприятен для овладения базовыми коммуникативными умениями.
Актуальность данной темы. В игровой деятельности, а так же в разных видах происходит взаимодействие и общения детей. Развиваются умения в области коммуникации у детей дошкольников в игре.
Исследования Н.М. Щеловановой, М.И. Лисиной, Э. Пиклеро, А.М. Аксариной доказывают, что поиск совокупности объектов необходимых для развития личности ребенка должны происходить в процессе педагогического общения. Для становления коммуникативных способностей организуются позитивные условия в ситуациях игры.
Из размышлений ученых изучавших детскую игру, а именно Н.А. Коротковой, Е.В. Зворыгиной, В.С. Мухиной, Т.А. Владимировой, Г.М. Андреевой, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, А.А. Леонтьева. Они считали, что игровой процесс выглядит как перерождение из игровых отношений в реальные, переход организации и осуществление игровых действий, совместную реализацию замыслов.
Игры-драматизации, по мнению Л.С. Фурминой - это игры представления, в которых у ребенка раскрываются выразительные средства, такие как мимика, поза, походка, интонация, жест.
Именно с театрализованной деятельностью связано и овладение речевой коммуникацией, так как в процессе постановок или демонстрацией спектаклей происходит процесс работы над выразительностью высказывания собственных высказываний, реплик персонажей, активизируется словарь младшего дошкольника, совершенствуется его культура речи.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам обнаружить противоречия: между необходимостью развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет и недостаточным использованием потенциала игры-драматизации в данном процессе.
На основании выделенных противоречий выявлена проблема исследования: каковы потенциальные возможности игры-драматизации в развитии коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игрдраматизаций как средство развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Предмет исследования-игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игр-драматизаций, будет эффективно если:
- произведен подбор игр-драматизаций в соответствие с показателями коммуникативных умений у детей 3-4 лет;
- организованы совместные игры-драматизации детей 3-4 лет.
- осуществлено обогащение развивающей предметно - пространственной среды группового помещения атрибутами для игр - драматизаций.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития коммуникативных умений у детей 3 - 4 лет.
2. Выявить уровень развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность игры - драматизации в развитии коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования - наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились: открытия актуальных направлений исследования, связанных с теоретической и методической обоснованием проблемы использовались методы М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой, Е.О. Смирновой, а так же использованы труды научных исследователей детской игры Л.С. Фурминой, А.В. Артемовой.
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования игры-драматизации в развитии коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игры-драматизации могут быть использованы воспитателями в работе с детьми второй младшей группы.
Экспериментальная база: МБУ детский сад №33«Мечта», города Тольятти. В эксперименте принимало участие 20 детей 3-4 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (55 источников), 10 приложений. Работа проиллюстрирована 12 таблицами.
В первой главе бакалаврской работы было проведено изучение теоретических основ развития у детей 3 -4 лет коммуникативных умений посредством игр-драматизаций. Рассмотрены и изучены: психолого-педагогические принципы совершенствования у детей дошкольного возраста коммуникативного опыта, характерные черты развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений, игры-драматизации как средство развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
Во второй главе работы проведено экспериментальное исследование по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений. Проведено изучение уровня сформированности у детей 3-4 лет коммуникативных умений, проведена работа по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений посредством игр-драматизаций, сделан обобщенный результат оценки эффективности развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений посредством игр- драматизаций.
В ходе проведенной работы, нами установлено и экспериментально проверено, что процесс развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений будет успешным, если:
- произведен подбор игр-драматизаций в соответствии с возрастными возможностями детей 3-4 лет;
- включены игры-драматизации в совместную деятельность педагога и детей и самостоятельную деятельность детей с представленными пособиями, размещенными в уголке театральной деятельности;
- предметно-развивающая среда обогащена атрибутами для создания игр-драматизаций.
Осуществленная работа подтверждает выдвинутую гипотезу и дает возможность отметить, что роль игр - драматизаций в развитии у детей 3-4 лет коммуникативных умений достаточно велика.
Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности психологов и педагогов МБУ, с целью внедрения и апробирования результатов эксперимента, обеспечивающих эффективное использование игр-драматизаций в развитии у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
Проведенное исследование имеет направленность последующего раз-вития, что подразумевает более углубленное изучение проблемы развития коммуникативных умений дошкольников, решение задачи развития коммуникативных умений посредством игр -драматизаций на различных возрастных этапах.
Во второй главе работы проведено экспериментальное исследование по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений. Проведено изучение уровня сформированности у детей 3-4 лет коммуникативных умений, проведена работа по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений посредством игр-драматизаций, сделан обобщенный результат оценки эффективности развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений посредством игр- драматизаций.
В ходе проведенной работы, нами установлено и экспериментально проверено, что процесс развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений будет успешным, если:
- произведен подбор игр-драматизаций в соответствии с возрастными возможностями детей 3-4 лет;
- включены игры-драматизации в совместную деятельность педагога и детей и самостоятельную деятельность детей с представленными пособиями, размещенными в уголке театральной деятельности;
- предметно-развивающая среда обогащена атрибутами для создания игр-драматизаций.
Осуществленная работа подтверждает выдвинутую гипотезу и дает возможность отметить, что роль игр - драматизаций в развитии у детей 3-4 лет коммуникативных умений достаточно велика.
Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности психологов и педагогов МБУ, с целью внедрения и апробирования результатов эксперимента, обеспечивающих эффективное использование игр-драматизаций в развитии у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
Проведенное исследование имеет направленность последующего раз-вития, что подразумевает более углубленное изучение проблемы развития коммуникативных умений дошкольников, решение задачи развития коммуникативных умений посредством игр -драматизаций на различных возрастных этапах.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование у детей 6-7 лет диалогической формы речи в процессе игры- драматизации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА В ИГРАХ-ДРАМАТИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Г.М. ЦЫФЕРОВА И С.Л. ПРОКОФЬЕВОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



