Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ

Работа №107752

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 3 -4 лет коммуникативных умений посредством игр-драматизаций 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей дошкольного
возраста коммуникативных умений 8
1.2 Особенности игр-драматизаций у детей младшего дошкольного возраста 17
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений посредством игр-драматизаций 21
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных умений детей 3-4 лет 21
2.2 Содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игр-драматизаций 35
2.3 Выявление у детей 3-4 лет динамики в уровне развития коммуникативных умений посредством игр-драматизаций 48
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение


Актуальность данной темы. В системе образования одним из основных приоритетов в развитии, на сегодняшний день, оказываются коммуникативные возможности у детей в образовательном процессе. Важными составляющими развития человека как личности, как учащегося являются умения коммуникативные.
Для детей коммуникативные умения важны по той причине, составляющие их навыки характеризуют уровень общего развития дошкольника и уровень его социализации.
В единой системе образования первым уровнем образования считается дошкольное образование, в рамках которого происходит активное становление основ личности. Во ФГОС ДОО значение уделяется становлению общения детей, формированию коммуникативной деятельности на протяжении всех этапов дошкольного детства. Проблему общения и совершенствования коммуникативной активности в деятельности детей, коммуникативного опыта детей изучали: А.Н. Леонтьев Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.Н. Галагузова, Д.Б.Эльконин, Я.Л. Коломинский, О.Смирнова, М.И. Лисина и другие.
Внесли работы известных исследователей таких как: М.И. Лисиной. Пиаже, У. Бронфенбреннер в изучение общение детей Они привлекли внимание психологов и педагогов как важному фактору и важному фактору социального и психического совершенствования младших дошкольников, к сверстнику, способствующему разрушению эгоцентризма. Признается психологами и педагогами значение психического совершенствование дошкольника благодаря сверстнику. Подчеркивается в становление личности и социально-коммуникативного развитии ребенка, роль сверстника. Отечественные психологи отмечают, что именно в дошкольном детстве имеются богатейшие возможности для развития коммуникации со сверстниками. Так как ребенок способен выделять сверстника как социальное существо, у него возникает интерес к ровеснику, ему важно доброжелательное внимание к себе, он осознаёт и познаёт себя посредством отражения в человеке своего возраста. Следовательно, данный возраст благоприятен для овладения базовыми коммуникативными умениями.
Актуальность данной темы. В игровой деятельности, а так же в разных видах происходит взаимодействие и общения детей. Развиваются умения в области коммуникации у детей дошкольников в игре.
Исследования Н.М. Щеловановой, М.И. Лисиной, Э. Пиклеро, А.М. Аксариной доказывают, что поиск совокупности объектов необходимых для развития личности ребенка должны происходить в процессе педагогического общения. Для становления коммуникативных способностей организуются позитивные условия в ситуациях игры.
Из размышлений ученых изучавших детскую игру, а именно Н.А. Коротковой, Е.В. Зворыгиной, В.С. Мухиной, Т.А. Владимировой, Г.М. Андреевой, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, А.А. Леонтьева. Они считали, что игровой процесс выглядит как перерождение из игровых отношений в реальные, переход организации и осуществление игровых действий, совместную реализацию замыслов.
Игры-драматизации, по мнению Л.С. Фурминой - это игры представления, в которых у ребенка раскрываются выразительные средства, такие как мимика, поза, походка, интонация, жест.
Именно с театрализованной деятельностью связано и овладение речевой коммуникацией, так как в процессе постановок или демонстрацией спектаклей происходит процесс работы над выразительностью высказывания собственных высказываний, реплик персонажей, активизируется словарь младшего дошкольника, совершенствуется его культура речи.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам обнаружить противоречия: между необходимостью развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет и недостаточным использованием потенциала игры-драматизации в данном процессе.
На основании выделенных противоречий выявлена проблема исследования: каковы потенциальные возможности игры-драматизации в развитии коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игрдраматизаций как средство развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Предмет исследования-игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игр-драматизаций, будет эффективно если:
- произведен подбор игр-драматизаций в соответствие с показателями коммуникативных умений у детей 3-4 лет;
- организованы совместные игры-драматизации детей 3-4 лет.
- осуществлено обогащение развивающей предметно - пространственной среды группового помещения атрибутами для игр - драматизаций.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития коммуникативных умений у детей 3 - 4 лет.
2. Выявить уровень развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность игры - драматизации в развитии коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования - наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились: открытия актуальных направлений исследования, связанных с теоретической и методической обоснованием проблемы использовались методы М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой, Е.О. Смирновой, а так же использованы труды научных исследователей детской игры Л.С. Фурминой, А.В. Артемовой.
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования игры-драматизации в развитии коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игры-драматизации могут быть использованы воспитателями в работе с детьми второй младшей группы.
Экспериментальная база: МБУ детский сад №33«Мечта», города Тольятти. В эксперименте принимало участие 20 детей 3-4 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (55 источников), 10 приложений. Работа проиллюстрирована 12 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе бакалаврской работы было проведено изучение теоретических основ развития у детей 3 -4 лет коммуникативных умений посредством игр-драматизаций. Рассмотрены и изучены: психолого-педагогические принципы совершенствования у детей дошкольного возраста коммуникативного опыта, характерные черты развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений, игры-драматизации как средство развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
Во второй главе работы проведено экспериментальное исследование по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений. Проведено изучение уровня сформированности у детей 3-4 лет коммуникативных умений, проведена работа по развитию у детей 3-4 лет коммуникативных умений посредством игр-драматизаций, сделан обобщенный результат оценки эффективности развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений посредством игр- драматизаций.
В ходе проведенной работы, нами установлено и экспериментально проверено, что процесс развития у детей 3-4 лет коммуникативных умений будет успешным, если:
- произведен подбор игр-драматизаций в соответствии с возрастными возможностями детей 3-4 лет;
- включены игры-драматизации в совместную деятельность педагога и детей и самостоятельную деятельность детей с представленными пособиями, размещенными в уголке театральной деятельности;
- предметно-развивающая среда обогащена атрибутами для создания игр-драматизаций.
Осуществленная работа подтверждает выдвинутую гипотезу и дает возможность отметить, что роль игр - драматизаций в развитии у детей 3-4 лет коммуникативных умений достаточно велика.
Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности психологов и педагогов МБУ, с целью внедрения и апробирования результатов эксперимента, обеспечивающих эффективное использование игр-драматизаций в развитии у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
Проведенное исследование имеет направленность последующего раз-вития, что подразумевает более углубленное изучение проблемы развития коммуникативных умений дошкольников, решение задачи развития коммуникативных умений посредством игр -драматизаций на различных возрастных этапах.



1. .Петрова, Т.И.Театрализованные игры в детском саду [Текст]: /Т.И. Петрова., Е.Л. Сергеева., Е.С Петрова.- М.: Школьная пресса ,2000 .-128с.
2. .Ухина, Л.А.Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]: / Л.А. Ухина .// метод.пособие.-М:.с.Красное,2010.-76с.
3. /Скитская, Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста [Текст]: / Л.В.Скитская //Педагогика и психология образования - 2013.№ 2. - С.50-57.
4. Коломинский, Я.Л.Психическое развитие детей в норме и патологии [Текст]:/ Я.Л. Коломинский., Е.А. Панько. - Спб: Питер, 2004.-482.
5. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст]/ Н.М. Аксарина.- М: «Медицина», 1977.- 302с.
6. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст]: / О.Акулова //Дошкольное воспитание, 2005.-№ 4,- С 24.
7. Алексеева, М.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш и сред, пед учеб. заведений [Текст]:/ М.И. Алексеева., Б.И.Яшина.- М.Изд. центр: «Академия»,2000.- 400с.
8. Андреева, Г.М.Социальная психология [Текст]/ Г.М.Андреева. - М.Аспект Пресс,1999.- 375с.
9. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова.-М: Просвещение, 1991 .-127с.
10. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст]:/ А.Г. Арушанова//методическое пособие.- М: ТЦ Сфера,2011.-80с.
11. Букина, Л.В.Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]: / Л.В.Букина //Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы 1УМеждунар. науч. -конф (22 января 2016 г) - М.: «Интер-актив плюс»,2016.-233.-235с.
12. Волосова, Е. Развитие речи ребенка раннего возраста. Основные показатели [Текст]/ Е.Волосова.- М: Обруч,1999. - № 0,С 1.
13. Выготский, Л.С. Развитие устной речи [Текст]/ Л.С. Выготский.,
А.М.Матюшкин // Собрание сочинений:6-ти т.т 3.Проблемы развития психики. -М: Педагогика,1983.-368с
14. Галагузова, М.А.Социальная педагогика. Учеб. для вузов [Текст]:/ М.А. Галагузова., Ю.Н. Галагузова., Г.Н. Штинова. - М Изд.центр : «Владос»,2008.- 260 с.
15. Галигузова, Л.Н.Ступени общения :от года до семи.[Текст]/ Л.Н. Галигузова., Е.О.Смирнова.-М: Просвещение, 1992.-160с.
16. Гиппенрейтер ,Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст]:/ Ю.Б. Гиппенрей- тер.- М. Издательство: «Черо», «Сфера» 2003.- 104 с.
17. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов [Текст]/ В.П. Глухов.- М: Астрель, 2005.- 351с.
18. Головчиц, Л.А.Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. Учеб.пособие для высш. Учеб. Заведений [Текст]/ Л.А. Головчиц.- М. Гуманит. Изд .центр:Владос,2001.-304с.
19. Губанова, Н.Ф. Полихудожественные возможности игры - драматизации в
формировании творчества дошкольников[Текст]: /
Н.Ф.Губанова//Сборник.мат. «Воспитании и обучение детей мл. возраста». - М. Издательский центр: «Мозаика-Синтез», № 1, 2013.-40с.
20. Дубина, Л.А.Коммуникативная компетентность дошкольников. [Текст]: / Л.А.Дубина. // Сборник,игр и упражнений. - М.: Издательство: ООО. «Книголюб» ,2006.- 56с.
21.Запорожец, А. Роль игры в воспитании детей [Текст]/ А.Запорожец. - М: Просвещение,1976. - 96с.
22.Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя [Текст]:/ Е.В.Зворыгина.- М: Просвещение,1988.- 94с.
23. Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст]/ И.Зимина // Дошк. воспитание.- М: Дошкольное воспитание, 2005.-№ 4.- С. 31- 34.
24. Иванец, И.И.Искусство как средство развития речевых коммуникаций у старших дошкольников [Текст]: /И.И.Иванец. // Электронный журнал «Исследовано в России».2000. № 31. С. 429-437.
25. Колмогорова, Л.А.Формирование коммуникативной компетенции личности : учебное пособие [Текст]: / Л.А.Колмогорова.- М.: Барнаул: АлтГпу,2015.- 205с
26. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]/ А.А.Леонтьев.Зе издание.- М: Смысл, 1999.- 365с.
27. Лисина, М.А. Формирование личности ребенка в общении[Текст]: / М.А. Лисина. - Питер: Спб,2009.- 57с.
28. Лобанова, Е.Н. Дошкольная педагогика. Учебно - метод. пособие [Текст]:/ Е.Н.Лобанова.- Балашов: Николаев,2005.- 76с.
29. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед учеб. заведений [Текст]/ Г.М. Лямина., М.М.Алексеева., В.И.Яшина.- М: Академия,2000.- 400с.
30. Марциновская, Т.Д.Детская практическая психология. Учеб. пособие для высш учеб. заведений [Текст]/ Т.Д. Марциновская.-М: Гардарики,2000.- 255с.
31. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособ.для работ-ников дошк. Учрежд [Текст] / М.Д. Маханева.-М.: «Сфера»,2001.-59с.
32. Медведева, Е.А. [Текст]/ Е.А.Медведева. , И.Ю.Левченко., Л.Н Комисарова., Т.А. Добровольская.- М: Академения,2001.-246с.
33. Мигунова, Е.В.Театральная педагогика в детском саду[Текст]/
Е.В.Мигунова.- М.ТЦ.Сфера,2009.- 128с.
34. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст]/ Н.Я. Михайленко., Н.А.Короткова.Зе издание. - М: Обуч,2012.- 176с.
35. Мухина, В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студен- тов.[Текст]/ В.С.Мухина. Под редакцией Л.А. Венгер.- М: Просвещение,1985.-239с.
36. Немов, Р.С. Психология [Текст]: / Р.С.Немов// Кн.-1.Общие основы психологии. - М: Владос,4 е издание ,2003. -688 с.
37. Носкова, Л.П.Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст]/ Л.П. Носкова., Л.А..Головчиц.- М: Владос,2004.- 317с.
38. Павлова, Л.П.Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст]/ Л.П.Павлова.- М: Просвещение,2006.- 176с.
39. Пиаже, Ж.Моральное суждение у ребенка[Текст]: /
Ж.Пиаже.,В.П.Большаков.- М. Издательство: «Академический проект» ,2015.
- 480с.
40. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]:/ М.А.Поваляева.- Ростов - на
- Дону: «Феникс»,2002.- 448с.
41. Проняева, С.В.Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук. - Екатеренбург,1999.-164 с.
42. Репина, Т.А.Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст]:/
Т.А.Репина., Т.В.Антонова., О.М. Гостюхина. - М: Педагогика,1987.- 189с.
43. Савина, Е.А. Введение в психологию. Курс лекций [Текст]/Е.А.Савина., А.П. Олейникова.- М: Прометей,1998.- 252с.
44. Семенюк, Л.М.Хрестоматия по возрастной психологии. Учб.пособие для студентов [Текст]:/ Л.М. Семенюк., Д.И. Фельдштейн.-М. Иститут практической психологии,1996. -304с.
45. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст]: / Е.О.Смирнова., В.М.Холмогорова.- М. Издательство «Владос»,2015. - 119с.
46. Смирнова, Е.О. Общения дошкольников со взрослыми и сверстниками :учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений [Текст]: / Е.О.Смирнова.- М.: Издательский центр «Мозаика-Синтез»,2012.-192с.
47. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений [Текст]: / Г.А. Урунтаева.-М. Издательский центр «Академия»,2001. -336с.
48. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]/ А.П.Усова,
А.В.Запорожец.- М: Просвещение, 1976.-96с.
49. Ушакова, О.С.Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]:/ О.С.Ушакова., Е.М.Струнина // методическое пособие для воспитателей дошк. обр. уч.-М. Гуманит. Изд.центр :Владос, 2004.- 288с.
50. Фурмина, Л.С. Откройте двери театра [Текст]/ Л.С. Фурмина// Дошкольное воспитание.1996.- № 6,- С 71- 72.
51. Фурмина, Л.С. Театр дома [Текст] / Л.С. Фурмина// Дошкольное воспитание,1990.-№ 12,-С.60.- 62.
52. Фурмина, Л.С.Театр и внутренний мир ребенка. В кн: Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст]/ Л.С. Фурмина., Н.А.Ветлугина.- М: Просвещение,1989. - С.24-33.
53. Хватцев, М.Е. Логопедия: уч. Для пед. иснтитутов [Текст]/ М.Е. Хватцев.-М: Просвещение, 1973. - 272с.
54. Хузеева, Г.Р.Личностная и коммуникативная компетенции современного дошкольника [Текст]: / Г.Р .Хузеева., Т.П. Авдулова.- М.: Праметей,2013.- 65с.
55. Черенкова, О.А.Формирование коммуникативных умений у детей 4 -5 лет в игровой деятельности: дис. канд. пед. наук.- Пенза,2008. - 204с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ