Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Строительство жилья и социокультурных объектов Автозаводского района города Тольятти во втор. пол. 60-х - нач. 80-х гг. XX века

Работа №107746

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. РЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР В 60-е -80-е гг. XX ВЕКА
1.1Политика государства в сфере строительства жилья и объектов
социокультурной сферы
1.2Предпосылки и условия создания Автозаводского района г. Тольятти:
социально-экономический аспект
ГЛАВА II. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ И ОБЪЕКТОВ СОЦКУЛЬБЫТА АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г.ТОЛЬЯТТИ
2.1Жилищное строительство в Автозаводском районе г. Тольятти
2.2Строительство социокультурных объектов Автозаводского района г.
Тольятти
Заключение
Список использованных источников и литературы

Актуальность. Ускоренная советская индустриализация стала первопричиной строительства городских поселений на территории СССР, градообразующей базой которых становились одно или несколько крупных предприятий одной отрасли. Во всем мире они назывались моногородами. Моногорода создавались на основе добывающей или обрабатывающей промышленности, а реже на базе узкой научно -промышленной специализации. В России на базе машиностроения выделяются такие города как: Тольятти, Набережные Челны, Рузаевка, Заволжье, Тутаев 1. Именно период их масштабного строительства можно считать расцветом советского градостроительства.
Строительство и обустройство среды моногородов в СССР было следствием «ведомственного» способа хозяйственно-экономического освоения территории страны и «ведомственного» типа урбанизации. При этом базисом являлись ресурсы промышленных предприятий, которые лишь частично направлялись и на формирование городской среды, а также инженерно-технической и бытовой инфраструктуры. Результатом такого типа урбанизации стала прямая зависимость моноотраслевых городских поселений от развития производства, отсутствие каких-либо альтернативных источников развития городской среды, ее саморазвития.
Советские моногорода можно считать уникальным явлением, они были искусственно созданы в рамках единой хозяйственно-политической системы. Такие города появлялись, благодаря масштабной деятельности советской градостроительной и жилищной политики.
В этой связи особенно интересен вопрос детального изучения истории жилищной политики в СССР на примере отдельного городского поселения. Достойным примером может служить строительство города Тольятти, как
1250 крупнейших промышленных центров России (Top-250). 2010. [Электронный ресурс] // URL: http://urbanica.spb.ru/?p=3543 (дата обращения: 02.05.2017) наиболее яркого представителя большой группы городов, рожденных промышленностью. Город Тольятти, при отчетливо выраженном своеобразии, обладал характерными чертами новых городов. Сочетание типичного и индивидуального, делают Тольятти интересным объектом изучения.
Степень разработанности темы. Историографию по исследуемой теме можно условно разделить на два периода: советский период (конец 60-х - конец 80-х годов XX века; постсоветский период (начало 90 -х годов XX века - по настоящее время).
В первый период историческая наука была подчинена политике и нередко вместо решения научных проблем превращалась в средство выполнения пропагандистских задач. Изучение советской истории велось в рамках господствовавших теоретических и идеологических концепций. Их смысл заключался в том, что для всех этапов советского общества характерен неуклонный рост экономики и социальной сферы, включая жилищные условия советских людей. Для подобной концепции имелись основания - с конца 1950-х гг. в нашей стране началось массовое жилищной строительство, темпы которого были впечатляющими.
В данный период были опубликованы работы, где рассматривались проблемы уровня жизни и бытового обслуживания, а также нашли отражение и аспекты жилищного строительства[Букин С.С. Жизненный уровень рабочей семьи в Сибири (1946-1960 гг.). Новосибирск, 1984, Зубков Н.А., Индыченко С.П., Родин Ю.М. Индустриализация жилищного строительства в СССР. М., 1973.240с и др.].
Выходят в свет книги, на страницах которых нашли отражения события, связанные с историей нового индустриального центра Поволжья, деятельности строительной организации Куйбышевгидрострой, застройки Автозаводского района города Тольятти[Тольятти. Историко-экономический очерк. Куйбышев: Кн. изд-во, 1967. 248 с, Рубаненко Б. Р., Образцов А. С., Савельев М. К. Новый Тольятти. М.: Знание, 1971. 64 с, Воробьев А. Волжский автомобильный строится. Куйбышев: Куйбышев. кн. изд-во. 1970. 90 с. и др.].
Исследователи, оценивая ход жилищного строительства, придерживались строгих идеологических и политических установок, в рамках которых этот процесс освещался исключительно в позитивном аспекте. Существующие проблемы не столько замалчивались, сколько им придавался характер временных несущественных трудностей, которые в ближайшей перспективе будут устранены.
Второй период начался с начала 1990-х гг., когда был устранен партийный диктат над учеными-обществоведами, у исследователей появилась свобода выражать собственную, а не навязанную партийными догмами точку зрения. Отечественная историография стала развиваться в новых условиях, которые во многом были обусловлены политическими переменами, происходящими в стране. С этого времени существующее ранее единство в оценке советского исторического прошлого было нарушено. Одни исследователи стали акцентировать внимание на недостатках, присущих как всему советскому периоду, так и отдельным сферам социально - экономического и политического развития, другие пытались отойти от одностороннего критического подхода и выявить, в чем были причины неудач советской системы, а также какие у неё были достижения. Данные изменения нашли отражения и в работах, рассматривающих жилищную политику и строительство социокультурных объектов в общесоюзном и региональном масштабе.
Публикации исторического характера, касательно исследуемой темы, представлены работами местных ученых. Тольятти, относительно молодой город, его история только вступает в фазу осмысления и исторической оценки недавних событий. Одним из приоритетных направлений исторических исследований тольяттинских историков на протяжении многих лет является история промышленных предприятий города. Так, изучение истории ВАЗа началось еще в период строительство завода и не прекращается до сих пор. Одновременно с развитием деятельности автозавода и других промышленных предприятий города и региона осуществлялась и исследовательская работа по изучению различных аспектов их деятельности. Итогом этой работы становились диссертации, монографии, научные статьи, посвященные различным направлениям функционирования автогиганта и других промышленных предприятий[^Большакова О. А. Историки городу: из опыта работы тольяттинских историков по изучению истории Ставрополя-Тольятти // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S7. С. 11-15.].
Основоположником в изучении истории Тольятти считают А.Э.Лившица, он сделал большой вклад в развитие исторической науки и исторического образования в Тольятти[История ОАО «Автоваз»: уроки, проблемы, современность. Материалы I Всероссийской научной конференции 26-27 ноября 2003г. (отв. ред. Лившиц А.Э., Нахманович П.А,). Тольятти, издание ОАО «Автоваз», 2003. 450с].
Интересующая проблема широко освещается в работах выдающегося краеведа В.П. Овсянникова[бОвсянников В. А. Ставрополь - Тольятти : страницы истории : ч. 1 : кн. для учащихся старших кл. сред. общеобраз. шк. Тольятти : Изд-во фонда «Развитие через образование».1997. 363 с., Овсянников В. А. Ставрополь - Тольятти : страницы истории : ч. 2 : Дела и люди. Тольятти : Современник, 1999. 397с, Овсянников В.П. Тольятти-город, устремленный в будущее//Школа университетской науки: парадигма развития.
Издательство: Поволжский государственный университет сервиса (Тольятти). С.181-185]. В них описана история городского округа Тольятти, начиная от момента затопления Ставрополя и заканчивая событиями современного города. Большое внимание уделяется описанию личностей участников событий. По мнению автора, основные успехи города связаны со вторым индустриальным этапом его развития. В его работах рассматриваются темы строительства Автозаводского района города Тольятти, демографические аспекты, ресурсный потенциал.
Особого внимания заслуживают публикации о городе Тольятти журналиста Мельника С.Г., он является автором, соавтором и редактором нескольких книг[Мельник С. Г. Улицы памяти. 2-е изд., перераб. и доп.Тольятти: Фонд «Духовное наследие». 2005.151с, Мельник С. Г. Книга 3 // Связующая нить : Диалог молодежи 2005 с ветеранами 1945 (сборник). Тольятти: Совет ветеранов ОАО «АвтоВАЗ», 2007. 239 с, В. Казакова, С. Мельник. Ставрополь-на-Волге и его окрестности в воспоминаниях и документах. Тольятти: Городской музейный комплекс «Наследие».2004.]. Сергей Мельник является автором интернет проекта «Журналистские расследования: Рукотворный город. Как строился Тольятти»[Мельник С.Г. «Журналистские расследования: Рукотворный город. Как строился Тольятти» - [Электронный ресурс] // URL: http://tltgorod.ru/reporter/?reporter=71115 (дата обращения 24.04.2017).]. Его работы подробно освещают темы возникновения Ставрополя-Тольятти, в них представлен обширный документальный архив: фото, личные воспоминания участников событий, цитаты из публикаций того времени, интересные статистические факты, редкие краеведческие документы.
Вопросам организации архитектурно -пространственной среды города Тольятти посвящены труды отечественных ученых Д.Б.Веретенникова, И.А. Скрипачевой, И.В. Бурой, Т.Н.Ивановой, А.П.Антоновой и др[Иванова Т.Н., Цветкова И.В., Тихонова П.А. Конструирование образа города в повседневном восприятии горожан (на примере г.о. Тольятти): картографический анализ//Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16). С.144-147, Веретенников Д.Б., Маслова А.Е. Художественно-композиционные аспекты формирования центральных территорий города Тольятти // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2016. № 3 (23). С. 104-109, Веретенников Д.Б. Понятие планировочной структуры города. Структурные компоненты и их планировочное воплощение // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. № 3(16). С. 6-10, Веретенников Д.Б., Кузнецова В.М. Особенности и принципы преобразования центральных пешеходных пространств Тольятти// Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство: сборник статей.Самара.2017. С.32-41, Скрипачёва И.А. Культурная среда молодых городов // Фундаментальные исследования. 2007. № 11. С. 36-40, Бурая И.В.
Колористическое решение градостроительного пространства в эпоху советского модернизма (На Примере Г. Тольятти)// Международный Научный Журнал «Инновационная Наука».2017. № 2. С.227-232, Антонова А.П. Монументально
декоративная скульптура А.В.Васнецова «История транспорта» как объект культурного наследия регионального значения// Культурное наследие России: региональный аспект. Самара. СГАКИ.2013. С.85-89]. Авторы этих работ исследуют вопросы художественного образа центральных территорий планировочных районов города Тольятти, его архитектурнопространственную и композиционную систему, эстетические моменты архитектуры Автозаводского района города Тольятти.
Региональные особенности происходящей трансформации российских поволжских индустриальных городов в постиндустриальные годы отражены также в исследованиях Е.А. Ахмедовой, А.Г. Головина, И.Н. Яковлева, Т.А. Ланьшиной, С.Ф. Жилкина, К.Н. Посашковой и других авторов[Жилкин С.Ф., Андриевская В.П., Эстрин А.П., Ахмедова Е.А., Каракова Т.В., Шабанов В.А . Стратегическое городское планирование. Самара: ООО НВФ «СМС», Самарская].
Особый интерес представляет диссертация М. В. Солодилова, в которой обозначены типичные проблемы отечественных и зарубежных моногородов, изучается мировой опыт архитектурно -пространственного формирования индустриальных и промышленных городов, рассматриваются проблемы российских моногородов в контексте постиндустриальных изменений и сформулированы перспективные направления архитектурнопространственной трансформации моногорода[государственная архитектурно-строительная академия, 2001. 264 с., Ахмедова Е.А.,
Эколого-градостроительная концепция ТРК «Жигулевская жемчужина» в национальном парке «Самарская Лука»// Приволжский научный журнал. 2012.№ 2., Ахмедова Е.А., Кольжанова О.А., Особенности формирования архитиктурно-градостроительной структуры биофармацевтического кластера. // Вестник СГА-СУ. Градостроительство и архитектура: научно-технический журнал. 2013. №4. С.6-10, Ахмедова Е.А., Жоголева А.В. Градостроительные предпосылки формирования промышленных кластеров в Среднем Поволжье (на примере Самарской области) // Архитектура и строительство России. 2015. № 2. С.2-13, Ланьшина Т.А, Пономарева Е.А, Сорокина А.В, Баринова В.А, Горбунов Д.В // Региональная инновационная система Самарской области. Издательство «Альянс Медиа Стратегия». Москва. 2014 г. 183 с, Посашкова К.Н., Безгина О.А., К вопросу о роли строительной организации «Куйбышевгидрострой» в создании Автозаводского района г. Тольятти//Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 4 (20). С.39-41
11Солодилов М.В. Архитектурно-пространственная трансформация моногорода для преодоления кризисных явлений (на примере г.Тольятти). Дисс. на соиск. ученой степени кандидата архитектуры. Самара 2016. 150с.].
Из зарубежных авторов большой интерес представляет книга «Тольятти. Рождение Нового города» 2014 год издания. Ее автор Фабьен Белла - доктор по истории искусств (Университет Париж Х), научный сотрудник Высшей национальной школы архитектуры в Версале, приглашенный профессор Тольяттинского Государственного университета. Автор занимается исследовательской работой и изучением архитектуры советского периода. В книге описана история появления города Тольятти, характеризуется уникальный замысел архитектора. По мнению Ф. Белла, автора проекта строительства Автозаводского района города Тольятти Бориса Рубаненко можно назвать гением, а его генеральный план Тольятти - гениальным. Автор книги, будучи доктором истории архитектуры и искусства, высоко оценивает продуманность генплана и особенно короткие сроки его реализации, всего 5 лет. В книге описаны сложные переходные этапы жизни города, подвиг строителей, деятельность руководства страны по достижению такой смелой цели. Появление города Тольятти автор считает одним из самых смелых и успешных проектов второй половины XX века.
В издании представлены редкие документы, чертежи и фотографии из государственных архивов. Опираясь на эти факты, историк архитектуры Фабьен Белла дает читателю ответ на вопросы: кто и когда сыграл решающую роль в развитии «многоликого» Тольятти.
В книге описаны особенности более раннего строительства промышленных центров России (Магнитогорск, Нижний Тагил), автор намеренно выявляет все просчеты и ошибки архитекторов и государства, чтобы на их примере привлечь внимание читателей книги к решению аналогичных проблем в планировании города Тольятти. Также в книге автор дает характеристику творческой деятельности будущего архитектора Тольятти Бориса Рубаненко, где описаны его победы и поражения, стремление к развитию и освоению нового, он мог ломать стереотипы и сохранять традиции. Именно такой человек должен был руководить проектом создания Нового города Тольятти. Особую оценку этой книге могут дать жители города Тольятти, ведь только они знают, насколько успешным стал этот проект, все ли задуманное осуществилось.
Историографический обзор показал, что анализ строительства жилья и объектов соцкультбыта в Автозаводском районе Тольятти во второй половине 60-х - начале 80-х годов XX века не являлся до настоящего времени предметом самостоятельного исследования. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что существующие исследования, посвященные, как вопросам жилищного строительства в стране в целом, так и особенностям строительства Автозаводского района города Тольятти в частности, страдают идеологическими стереотипами, стремлением подчеркнуть положительные стороны этого процесса в советский период. Информация об особенностях строительства Автозаводского района города Тольятти в указанный период представлена фрагментарно, носит отрывочный характер, представлена, в основном, в краеведческой литературе.
Очевидно, что данная тематика требует дальнейшего изучения и осмысления как в рамках федерального, так и регионального уровней.
Целью данного исследование является анализ истории строительства жилья и объектов соцкультбыта Автозаводского района города Тольятти во второй половине 60- х - начале 80-х годов XX века.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть политику государства в сфере строительства жилья и объектов социально- культурной сферы;
проанализировать предпосылки, условия создания и застройки Автозаводского района города Тольятти ;
выделить основные этапы строительства жилья в Автозаводском районе города Тольятти;
реконструировать процесс строительства социально-культурных объектов в Автозаводском районе Тольятти.
Объектом данного исследования является жилищная политика в СССР в середине 60-х - начале 80-х годов XX века.
Предметом исследования является деятельность по строительству жилья и социально-культурных объектов в Автозаводском районе города Тольятти во второй половине 60-х -начале 80-х годов XX века.
Хронологические рамки исследования охватывают период середины 1960-х-начало 1980-х гг. Выбор нижней границы периода обусловлен началом строительства Волжского автомобильного завода. Для обеспечения жильем сотрудников новой организации началось возведение Автозаводского района г. Тольятти. Верхняя граница - начало 1980 - х гг. обусловлена завершением основных этапов застройки Автозаводского района г. Тольятти по первоначальному проекту Б.Р. Рубаненко.
Территориальные рамки исследования ограничиваются
Автозаводским районом города Тольятти Куйбышевской области.
Теоретико-методологическая база исследования. Исследование проводилось с использованием общеисторическим методов и приемов: описательного, сравнительно-исторического, проблемно-хронологического и статистического. Был проведен анализ архивных документов.
Источниковая база исследования представлена архивными и опубликованными письменными материалами. Условно их можно разделить на следующие группы.
К первой группе относятся нормативно-правовые документы. К их числу следует отнести постановления, решения, обсуждения ЦК КПСС[Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве завода по производству легковых автомобилей». 20 июня 1966 г. Л. 1- 2, Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. Решение исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся «Об отводе и резервации земель под строительство завода по производству легковых автомобилей в городе Тольятти». 13 августа 1966 г. 1. Л. 3-5, Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 4. Протокол совместного совещания по рассмотрению вопросов строительства нового города Тольятти. 27 сентября 1966 г. Л. 17- 21, .
Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 4. Записка председателю государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР М.В. Посохину о разработке генерального плана города Тольятти. 23 ноября 1966 г. Л. 16 -17]федерального и местного значения по вопросам жилищной политики. Данные материалы позволяют проследить процесс развития жилищной политики в СССР, в частности в городе Тольятти, в изучаемый период, выделить ее основные этапы.
Следующую группу источников составляют делопроизводственные документы. Они представлены служебными записками, распоряжениями, которые определяют порядок действий между организациями и органами государственного управления. Информация об источниках этой группы была получена в Управлении по делам архивов администрации г. о. Тольятти, Ф.Р - 352.
Третья группа источниковых материалов представлена
статистическими данными. На их основе была получена информация о численности населения в определенный период, строительстве жилья в СССР, в частности в Тольятти, обеспеченности одного городского жителя общей площадью жилья [Статистика Российской Империи, СССР и Российской Федерации. Исторические материалы. [Электронный ресурс] // URL: http://istmat.info/statistics (дата
обращения:29.03.2017), Болдырев В.А.Итоги переписи населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. Госкомстат.СССР.М.: Финансы и
статистика.1990.45с]. В ходе исследования были использованы отчетные материалы о деятельности строительной организации Куйбышевгидрострой, а именно, сводные годовые отчеты о выполнении планов по труду, представленные в Управлении по делам архивов администрации г. о. Тольятти.
Четвертая группа - источники личного происхождения, а именно, воспоминания архитекторов, проектировщиков, участников строительства Автозаводского района (Семизорова Н.Ф., Рубаненко Р.В., Либермана Л.Б.)[Н. Семизоров. Строить - значит побеждать // Куйбышев-Стара-Загора. Куйбышев, 1983. С. 73, Семизоров Н. Первой возвели столовую-времянку // Площадь Свободы. 1997. 25 сент. С. 3, Семизоров Н. Как рождался автогигант / Вел беседу Ю.Бездетный // Тольятти сегодня. 1996. 18, 19, 20 июня,Семизоров Н. Подводя итоги, намечая рубежи// За
коммунизм.1971. № 1 ,Рубаненко Б. Р., Образцов А. С., Савельев М. К. Новый Тольятти. М.: Знание, 1971. 64 с, Рубаненко Б. Р. Планировка и застройка городов Тольятти и Набережные Челны: Тезисы сообщения на Всесоюзном научно -техническом совещании «Современные проблемы улучшения качества планировки и застройки новых городов», г. Тольятти, 25-27 октября 1977 г. М.: Ротапринт ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1977. 25 с, Либерман Л. Б. Мечты, ставшие явью //За коммунизм.1970. 2 июня].
Последнюю группу источников составляет периодическая печать. Материалы СМИ как исторический источник содержат аналитические обзоры, интервью с участниками событий. Актуальным источником в рамках изучаемой темы являются материалы газет «За коммунизм», «Гидростроитель», «Волжская коммуна», «Волжский автостроитель». Информацию этой группы источников можно разделить по следующим проблемам: этапы строительства жилья и объектов соцкультбыта Автозаводского района города Тольятти, планы и перспективы по строительству жилья и объектов соцкультбыта Автозаводского района города Тольятти, итоги работы трудовых коллективов строительных организаций по строительству жилья и объектов соцкультбыта Автозаводского района города Тольятти, проблемы строительства жилья и объектов соцкультбыта Автозаводского района города Тольятти.
Научная новизна заключается по нашему представлению в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного анализа этапов застройки (возникновения и развития) Автозаводского района города Тольятти во второй половине 60- х - начале 80-х годов XX века. Использование источниковых материалов, главным образом, периодической печати, позволило объективно взглянуть на процесс застройки Автозаводского района города Тольятти, выделить позитивные и негативные тенденции его развития. В нашей работе затронут ряд дискуссионных проблем, и проанализировано их различное историографическое толкование, а также введены в научный оборот новые неопубликованные источники.
Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования в курсах, которые преподаются для студентов по специальности «История» и «Учитель истории» в рамках таких учебных дисциплин «История Новейшего времени», «История России XX век», «Краеведение», «Регионоведение» и в рамках различных спецкурсов.
Структура работы. Объект и цели нашей работы определили ее структуру. Она написана по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Строительство жилья и социально-культурных объектов в
Автозаводском районе города Тольятти в 60 - 80 годы XX века стало следствием строительства и развития Волжского автомобильного завода. Согласно директивам КПСС, ВАЗ должен был сыграть важную роль в увеличении выпуска легковых автомобилей в стране, были установлены плановые показатели производства.
При расчете трудовых кадров учитывались перспективы широкого внедрения автоматики, повышение уровня культурно-бытового обслуживания и связанное с этим увеличение до 22-25 % удельного веса работников
коммунального хозяйства, торговли, просвещения и других обслуживающих отраслей. На основании этих данных была определена проектная численность населения нового города с учетом всех возможных перспектив развития производства.
Далее была определена потребность жилого фонда, на основании который был разработан генеральный план города Тольятти, определяющий его развитие, использование территории, планировку, застройку и благоустройство города на период в 25— 30 лет, с детальной разработкой строительства на 1968—1972 гг.
Новый генплан Автозаводского района конца 60 -х годов отвечал самым передовым нормативам того времени. Создавая новый город Тольятти, по сути дела на свободной ровной площадке, авторы исходили из желания получить крупный градостроительный масштаб современного города, отвечающий масштабу огромного промышленного предприятия.
Строительство Автозаводского района города Тольятти должно было служить примером быстрого роста крупного города, строящегося на основе учета всего комплекса социальных, экономических, санитарно - гигиенических, технико-строительных и эстетических требований, предъявляемых к современному социалистическому городу. Комплексное решение этих вопросов обеспечивает наилучшие условия труда, быта и отдыха трудящихся и позволяет провести ряд мероприятий, в результате осуществления которых город Тольятти должен стать в ближайшие годы одним из самых благоустроенных и образцовых городов страны.
Можно сказать, что, в некотором роде, город Тольятти стал экспериментальной площадкой для внедрения современных и смелых идей его проектировщиков. Здесь внедрялись новые типы жилых зданий, нашли применение новые строительные и отделочные материалы, применялись новые технические решения, что в свою очередь, по мнению специалистов, должно было повлиять на долговечность возводимых зданий, обеспечить повышенный уровень их отделки, с одновременной экономией как при строительстве, так и при последующей эксплуатации.
При возведении жилых и социально -культурных объектов Автозаводского района города Тольятти должен был активно применяться комплексный подход, суть которого заключалась в одновременном обеспечении новоселов жильем и благоустроенной инфраструктурой.
Однако, по факту имело место некоторое отставание в сроках сдачи социально - культурных объектов от проектных сроков. Эта проблема скрывала в себе ряд причин: диспропорция в объемах промышленных и городских объектов, приоритет в строительстве жилья, отсутствие рабочей силы, несогласованность в работе субподрядных организаций, несвоевременные поставки строительных и отделочных материалов и спецоборудования, проектировочные ошибки и т.д.
Строительство жилья осуществлялось в рамках допустимых сроков, иногда с опережением сроков, что служило дополнительным стимулом к работе и гарантом получения жилья для работников-очередников ВАЗа.
Основное строительство объектов Автозаводского района было выполнено силами организации Куйбышевгидрострой и его
подразделениями.
Таким образом, на основе анализа архивных источников, можно резюмировать, что строительство Автозаводского района г.Тольятти осуществлялось в несколько этапов. На начальном этапе 1966-1967 гг. происходит расчет основных показателей Генплана и его согласование в вышестоящих инстанциях. Следующий этап 1968-1969 гг. знаменует собой запуск строительных процессов, освоение новых технологий строительства, комплектацию и обучение кадров. Далее, в 1970-1975гг. ведется активная и напряженная работа по строительству жилья и социокультурных объектов. В ходе застройки возникает необходимость корректировки первоначального проекта. Эти изменения стали основой III Генплана, и в период с 1976 по 1982 гг. он становится ориентиром для дальнейшего строительства Автозаводского района. Начинается освоение более отдаленных от ВАЗа территорий, в этот период происходит строительство 9,10,11,12,13 жилых кварталов Автозаводского района и начинается более активная застройка в Центральном и Комсомольском районах города Тольятти.
К началу 80 - х годов в Тольятти наблюдается некоторое замедление темпов строительства, по сравнению с более ранним периодом. Если строительство жилья происходит планомерно, то строительство объектов соцкультбыта практически « сходит на нет». Запуск наиболее сложных и значимых проектов начинают делить на несколько этапов и реализовывают частями, а часть объектов соцкультбыта переходит в статус «долгостроев».
Это объясняется тем, что с середины 70- х годов в СССР начинается общий спад темпов развития народного хозяйства, экономика приходит в состояние стагнации, несмотря на усилия руководства страны по повышению эффективности производства.
Попытки применения стимулов социалистического труда (соцсоревнования) не давали реального результата. Увеличивается импорт товаров, начинается спад отечественного производства, дефицит и товарный голод. С развитием кризисных явлений начинает ухудшаться ситуация в социальной сфере. Увеличивается число городского населения за счет их притока из сельской местности. Падают темпы сельскохозяйственного производства, что приводит к обострению продовольственной проблемы. Финансирование социальной сферы происходит по остаточному принципу. Замедление экономического роста, сокращение социальных программ к началу 80- х годов было напрямую связано с закреплением за СССР статуса супердержавы, что требовало значительных военно-стратегических и внешнеполитических расходов.
Все эти процессы повлияли на реализацию градостроительной политики в Автозаводском районе города Тольятти.
Тем не менее, опыт строительства Автограда можно считать показательным и успешным. Особенность Тольятти заключалась не в том, что его пространство обогатилось появлением отдельных зданий, интересных с точки зрения художественных ожиданий времени, а в комплексности решения задач и достаточно высоком уровне исполнения не только общественных сооружений, но и массовой жилой застройки. Именно этот факт продемонстрировал результативность управленческой деятельности на высшем государственном уровне.


Сборники документов и материалов
1.Народное хозяйство РСФСР в 1967 г.: стат. ежегодник. - М., 1968. - 1008с.
2.Народное хозяйство СССР в 1980 г. - М., 1981. - 583с.
3.Постановление Совета Министров СССР 19 ноября 1964 г. О дальнейшем развитии кооперативного жилищного строительства // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - М., 1968. -Т. 5. - 640с.
4.Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - М.: Политиздат, 1988.- Т. 16. - 280с.
5.Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - М., 1968. - Т. 5.- 295с.
6.XXII съезд коммунистической партии Советского Союза. 13 - 21 октября 1961 г.: стенограф. отчет. - М., 1961. - 60с.
Периодическая печать
1.Газета «Гидростроитель»,1967-1974 гг.
2.Газета «За коммунизм»,1970- 1976 гг.
3.Газета «Волжский автостроитель»,1969 -1986 гг.
4.Газета «Волжская коммуна»,1969 - 1986 гг.
Литература
1.«Наши недостатки, трудности и проблемы не такие мелкие, чтобы можно было себе позволить закрывать на них глаза»: засекреченное выступление Л.И. Брежнева на пленуме ЦК КПСС 15 декабря 1969 года. Архив А.Н. Яковлева // Альманах. Россия ХХ век. - [Электронный ресурс] - http ://www.alexanderyakovlev. org/ almanah/inside/almanah-intro/1014759 (дата обращения:05.04.2017)
2.250 крупнейших промышленных центров России (Top-250) - 2010 -
[Электронный ресурс]- http://urbanica.spb.ru/?p=3543 (дата обращения: 02.05.2017)
3.Антонова А.П. Монументально-декоративная скульптура А.В.Васнецова «История транспорта» как объект культурного наследия регионального значения// Культурное наследие России: региональный аспект. Самара. СГАКИ.2013. С.85-89
4.Ахмедова, Е.А. Градостроительные предпосылки формирования промышленных кластеров в Среднем Поволжье (на примере Самарской области) / Е.А. Ахмедова, А.В. Жоголева // Архитектура и строительство России. - 2015. - № 2. - С.2 - 13.
5.Ахмедова Е.А., Кольжанова О.А., Особенности формирования архитиктурно - градостроительной структуры биофармацевтического кластера. // Вестник СГА-СУ. Градостроительство и архитектура: научно-технический журнал. - 2013. - №4. - С.6-10...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ