Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии
1.1Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.2Пальцеграфия как средство развития у детей 5-6 лет
творческого воображения
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии
2.1Выявление уровня развития творческого воображения
у детей 5-6 лет
2.2Содержание работы по развитию у детей 5-6 лет
творческого воображения посредством пальцеграфии
2.3Выявление динамики развития творческого воображения
у детей 5-6 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента
Приложение В Анкета для родителей «Как я развиваю творческое воображение своего ребенка?»
Приложение Г Перспективный план работы с детьми
Приложение Д Работы детей в технике «пальцеграфия»
Приложение Е Результаты контрольного этапа эксперимента
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что в современном обществе все чаще встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью теоретического осмысления и практического обоснования проблемы развития творческого воображения у детей 5-6 лет посредством пальцеграфии.
Пальцеграфия - это метод рисования пальцами, который заключается в поочередном обмакивании пальцев в гуашевой краске. При рисовании в технике «Пальцеграфия» идет своеобразный массаж, который улучшает общее состояние организма. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью разработки методического сопровождения по проблеме развития творческого воображения у детей 5-6 лет посредством пальцеграфии. В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных организаций существуют затруднения в вопросах методического обеспечения данного процесса.
Таким образом анализ научных исследований выявил следующие противоречия между:
-социальным заказом общества на реализацию функций, связанных с развитием творческого воображения личности, и существующими в дошкольных образовательных организациях традиционными подходами к решению данной проблемы;
-необходимостью развития у детей 5-6 лет творческого воображения в условиях разных видов деятельности и отсутствием соответствующих теоретических и практических разработок по использованию потенциала пальцеграфии для данного процесса.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы возможности
пальцеграфии как средства развития у детей 5-6 лет творческого воображения?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет творческого воображения.
Предмет исследования: пальцеграфия как средство развития у детей 5-6 лет творческого воображения.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что развитие у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии будет возможно, если:
-включена в непрерывную образовательную деятельность поэтапная работа по развитию у детей 5-6 лет показателей творческого воображения;
-обогащена развивающая предметно-пространственная среда специальным оборудованием и материалами в микроцентре пальцеграфии «Творческая гостиная»;
-организован комплекс мероприятий с родителями, направленный на знакомство с приемами пальцеграфии, активизирующими развитие детского воображения.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2.Разработать диагностический инструментарий и выявить уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
3.Разработать и реализовать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии.
4.Определить динамику развития у детей 5-6 лет творческого воображения.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
-положения о творческом воображении детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
-теоретические исследования проблемы развития творческого воображения и творческих способностей у дошкольников (И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, Т.В. Королёва);
-теории применения нетрадиционной техники «пальцеграфии» в
рисовании дошкольников (В.В. Гаврилова, Г.Н. Давыдова,
Р.Г. Казакова).
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии.
2.Эмпирические методы: наблюдение, беседы, эксперимент:
констатирующий, формирующий и контрольный.
3.Методы обработки результатов: количественный и качественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 189 «Спутник» г.о. Тольятти. В исследовании приняло участие 24 ребенка.
Организация и этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2019г. - апрель
2020г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научнометодической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов.
Второй этап - экспериментальный (апрель 2020г. - январь 2021г.). Проведение диагностического работы, формирующего и контрольного этапов исследования. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
Третий этап - заключительно-обобщающий (январь - май 2021г.). Теоретическое осмысление результатов исследовательской работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Научная новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы, определено и обосновано содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении показателей и характеристике уровней развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в работе комплекс непрерывной образовательной деятельности по пальцеграфии может быть использован в работе педагогами и педагогами-психологами в процессе развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата и содержания образовательной работы с детьми старшего возраста по развитию творческого воображения посредством пальцеграфии.
Апробация и внедрение результатов исследования велись в течение всего исследования. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Результаты исследования докладывались на следующих конференциях:
-научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2020-2021 гг.),
-Всероссийская студенческая научно-практическая
междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество» (2020г.)
-отчетные конференции по практике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Развитие у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии осуществляется поэтапно в процессе непрерывной образовательной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть дополнена специальным оборудованием и материалами для рисования пальчиками и систематизирована в микроцентре.
2.Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет происходит при активном участии родителей в комплексе мероприятий, направленном на знакомство с приемами пальцеграфии, активизирующими развитие детского воображения.
Структура магистерской диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник). Работа проиллюстрирована 16 таблицами и 1 рисунком. Основной текст работы изложен на 71 странице.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры.
В заключении работы были подведены итоги и сформулированы основные выводы.
1.В процессе исследования выявлено, что проблема развития у детей 56 лет творческого воображения посредством пальцеграфии является актуальной в педагогической теории и практике общеобразовательных организаций, и требует дальнейшего теоретического исследования.
2.Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости проведения работы по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии. Уровень развития творческого воображения у детей старшей группы находится на среднем и низком уровне. Для большего развития творческого воображения необходимо создать специальные психолого-педагогические условия, а также обогатить предметно- пространственную среду центра художественноэстетического направления атрибутами для нетрадиционных техник рисования. Полученные данные, несомненно, свидетельствуют о том, что необходимо проводить целенаправленную работу по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения.
3.В работе представлена диагностическая карта исследования развития у детей 5-6 лет творческого воображения. Выделены показатели, разработаны диагностические задания, уровни (низкий, средний, высокий) развития творческого воображения.
4.В ходе исследования определено и доказано, что развитие у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии происходит успешно. Проведенная повторная диагностика детей на контрольном этапе эксперимента позволили выявить существенную положительную динамику. На формирующем этапе эксперимента, в течение четырех месяцев была спроектирована и проведена образовательная деятельность с детьми (художественно-творческие занятия), работа с родителями, организована развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающие развитие творческого воображения у детей старшего возраста. Детям предлагались разнообразные темы, где они учились быть оригинальными в выборе сюжета, фантазировать.
Просматривая детские рисунки, можно заметить, что у многих детей изменился подход к выполнению задания, если раньше все боялись фантазировать, рисовали первое, что придет в голову, то после проведенной комплексной работы у многих обнаруживается творческий подход. Результаты контрольного этапа эксперимента позволяют увидеть, что уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет повысился, и находится теперь на среднем и высоком уровне в экспериментальной группе.
Исходя из этого можно считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, вынесенные на защиту положения правомерны.
1.Брыкина Е. К., Зайцева В. В. Методика развития детского изобразительного творчества: учебно-методическое пособие. М. : Центр педагогического образования, 2012. 496 с.
2.Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 2014. 358 с.
3.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2012. 389 с.
4.Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Эксмо-Пресс, 2004. 367 с.
5.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва : Скрипторий, 2007. 71 с.
6.Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. Волгоград : Учитель, 2010. 143 с.
7.Евдокимова М. М. Волшебные краски. Пособие для занятий с детьми по рисованию. М. : Школьная Пресса, 2014. 255 с.
8.Исаева Н. А. Проблема развития у детей 5-6 лет творческого воображения // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / сост. О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина. Тольятти : НаукоПолис, 2020.С. 133-137.
9.Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва : Сфера, 2001. 512 с.
10.Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М. , 2012. 311 с.
11.Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. : Просвещение, 2002. 192 с.
12.Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. М. : Творческий Центр, 2005. 126 с.
13.Комарова Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7лет. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 160 с.
14.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет Москва : Мозаика-Синтез, 2006. 190 с.
15.Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. М., 2014. 142 с...