РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
1.1Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
развития воображения у младших школьников
1.2Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте
1.3Применение современных отечественных и зарубежных педагогических технологий в учебном процессе, влияющих на развитие воображения у младших школьников
1.4Урок изобразительного искусства как средство развития
воображения у младших школьников
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников
2.1Характеристика программы по развитию воображения у младших
школьников на уроках изобразительного искусства
2.2Обоснование методов изучения уровня развития воображения у
младших школьников
2.3Анализ результатов исследования уровня развития воображения у
младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Результаты констатирующего этапа контрольной группы
Приложение Б Результаты констатирующего этапа экспериментальной группы
Приложение В Результаты контрольного этапа контрольной группы
Приложение Г Результаты контрольного этапа экспериментальной группы
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
1.1Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
развития воображения у младших школьников
1.2Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте
1.3Применение современных отечественных и зарубежных педагогических технологий в учебном процессе, влияющих на развитие воображения у младших школьников
1.4Урок изобразительного искусства как средство развития
воображения у младших школьников
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников
2.1Характеристика программы по развитию воображения у младших
школьников на уроках изобразительного искусства
2.2Обоснование методов изучения уровня развития воображения у
младших школьников
2.3Анализ результатов исследования уровня развития воображения у
младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Результаты констатирующего этапа контрольной группы
Приложение Б Результаты констатирующего этапа экспериментальной группы
Приложение В Результаты контрольного этапа контрольной группы
Приложение Г Результаты контрольного этапа экспериментальной группы
Основополагающую роль в становлении личности ребенка имеет воображение. Данный процесс развития познания опирается на созидательный аспект и опытность, которыми дети еще не обладают в нужной степени. Воображение является одним из способов познания мира для ребенка, с помощью которого он исключают всевозможные границы времени пространства.
Процесс развития воображения является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности младшего школьника, а также его поведения в целом. Специфические особенности процесса воображения интенсивно проявляются и развиваются в младшем школьном возрасте. Если учителя и родители не будут обращать серьезного внимания на развитие воображения детей, то в последующем у ребенка будет наступать быстрое снижение активности этой функции, а в дальнейшем у человека обедняется личность, снижается возможность творческих способностей, теряется интерес к науке и искусству.
Изобразительная деятельность способствует развитию у младших школьников различных процессов психики, необходимых для развития полноценной личности. К ним относятся мыслительная деятельность, зрительная память, воображение, особенности художественной сферы, воспитание чувства нравственности и эстетики. Занятия изобразительной деятельности являются важным средством в формировании правильной личности младшего школьника. Проблема изучения развития воображения младших школьников является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности детей, его креативного развития и нестандартных форм поведения.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между важностью исследования воображения детей младших классов на уроках изобразительного искусства и недостаточностью исследований в данном направлении.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определили проблему исследования: каковы педагогические условия развития
воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия, влияющие на развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс развития воображения младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным при:
-включении в содержание работы с учащимися нетрадиционных техник рисования;
-применении различных дидактических игр и заданий на развитие воображения у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были определены задачи исследования:
1.Раскрыть сущность развития воображения у младших школьников.
2.Изучить направления, формы и особенности педагогической работы по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
3.Выявить уровень развития воображения у младших школьников.
4.Определить и экспериментально проверить систему работы по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Проблемой развития воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. А так же изучением данной проблемы на уроках изобразительного искусства в начальной школе занимались такие методисты, как А.А. Баранов, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого
педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (тестирование, беседа, наблюдения, педагогический эксперимент).
Экспериментальная база исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Жигулевск СОШ №6, учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 40 человек.
Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения результатов исследования в сфере развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Процесс развития воображения является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности младшего школьника, а также его поведения в целом. Специфические особенности процесса воображения интенсивно проявляются и развиваются в младшем школьном возрасте. Если учителя и родители не будут обращать серьезного внимания на развитие воображения детей, то в последующем у ребенка будет наступать быстрое снижение активности этой функции, а в дальнейшем у человека обедняется личность, снижается возможность творческих способностей, теряется интерес к науке и искусству.
Изобразительная деятельность способствует развитию у младших школьников различных процессов психики, необходимых для развития полноценной личности. К ним относятся мыслительная деятельность, зрительная память, воображение, особенности художественной сферы, воспитание чувства нравственности и эстетики. Занятия изобразительной деятельности являются важным средством в формировании правильной личности младшего школьника. Проблема изучения развития воображения младших школьников является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности детей, его креативного развития и нестандартных форм поведения.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между важностью исследования воображения детей младших классов на уроках изобразительного искусства и недостаточностью исследований в данном направлении.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определили проблему исследования: каковы педагогические условия развития
воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия, влияющие на развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс развития воображения младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным при:
-включении в содержание работы с учащимися нетрадиционных техник рисования;
-применении различных дидактических игр и заданий на развитие воображения у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были определены задачи исследования:
1.Раскрыть сущность развития воображения у младших школьников.
2.Изучить направления, формы и особенности педагогической работы по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
3.Выявить уровень развития воображения у младших школьников.
4.Определить и экспериментально проверить систему работы по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Проблемой развития воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. А так же изучением данной проблемы на уроках изобразительного искусства в начальной школе занимались такие методисты, как А.А. Баранов, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого
педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (тестирование, беседа, наблюдения, педагогический эксперимент).
Экспериментальная база исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Жигулевск СОШ №6, учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 40 человек.
Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения результатов исследования в сфере развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
С помощью воображения человек способен видеть новое, представлять места, в которых еще никогда не был, пересматривать прошлые события. Возрастной период младшего школьника способствует развитию воображения в учебной деятельности, но только под руководством педагога. Развитие данного процесса психики происходит в тесной взаимосвязи с личным развитием ученика в учебном процессе, в воспитательной деятельности, сопровождается волевыми, чувственными, мыслительными процессами и память. Процесс развития воображения у младших школьников наиболее эффективно происходит во время уроков изобразительной деятельности.
В научном исследовании мы решили следующие задачи теоретического и практического планов. Определено значения понятия воображения на основе множества исследований различных авторов, изучающих данную проблему. Рассмотрены виды и сущность воображения, охарактеризованы особенности развития воображения у младших школьников. Выявлены педагогические условия необходимые для активизации процесса воображения в процессе обучения и воспитания. Проведена экспериментальная работа среди учащихся третьих классов начального звена для выявления показателя воображения и дальнейшей работы по развитию его среди учащихся.
Изучив психолого-педагогическую литературу, рассмотрев научные источники известных педагогов и психологов по изучению проблемы развития воображения среди учащихся начальной школы, можно говорит, что воображение относится к процессу развития психики человека, направлено на создание в сознании неких образов предметов и явлений окружающего мира. Общество нуждается в людях, которые способны мыслить нестандартно, стремиться не стоять на месте, а развиваться в различных сферах деятельности. Поэтому проблема развития воображения младших школьников имеет общественный аспект.
Положительное влияние на процесс воображения младших школьников оказывают уроки изобразительного творчества. Данные уроки являются многообразными в своей основе в плане применения на них различного рода педагогических технологий таких, как проблемно-творческое обучение, направленное на исследование и решений определенных задач. Также применение на уроках дидактических игр, художественных постановок. Необходимо включать в работе с детьми на уроках изобразительной деятельности использование разнообразного материала художественного плана, различные техники рисования в нетрадиционной форме. В результате применения данных приемов учебная деятельность на урока будет отличаться увлекательностью, интересом к изучению нового, а также развитию воображения у ребят младшего школьного возрастаю
В начале исследования учащиеся показали недостаточно высокий уровень развития воображения, что определило дальнейшую работу по развитию данного показателя. После проведения содержательной работы на уроках изобразительной деятельности, направленной на развития воображения у учеников, была проведена повторная диагностика уровня воображения с использованием того же диагностического материала, что и на первом этапе эксперимента. Результаты, полученных в ходе данного этапа показали высокие результаты уровня развития воображения у детей в экспериментальной группе, что позволило говорить об эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы для младших школьников с применением в учебном процессе на уроках изобразительного искусства различного рода нетрадиционных техник рисования, игровых упражнений и творческих заданий.
В научном исследовании мы решили следующие задачи теоретического и практического планов. Определено значения понятия воображения на основе множества исследований различных авторов, изучающих данную проблему. Рассмотрены виды и сущность воображения, охарактеризованы особенности развития воображения у младших школьников. Выявлены педагогические условия необходимые для активизации процесса воображения в процессе обучения и воспитания. Проведена экспериментальная работа среди учащихся третьих классов начального звена для выявления показателя воображения и дальнейшей работы по развитию его среди учащихся.
Изучив психолого-педагогическую литературу, рассмотрев научные источники известных педагогов и психологов по изучению проблемы развития воображения среди учащихся начальной школы, можно говорит, что воображение относится к процессу развития психики человека, направлено на создание в сознании неких образов предметов и явлений окружающего мира. Общество нуждается в людях, которые способны мыслить нестандартно, стремиться не стоять на месте, а развиваться в различных сферах деятельности. Поэтому проблема развития воображения младших школьников имеет общественный аспект.
Положительное влияние на процесс воображения младших школьников оказывают уроки изобразительного творчества. Данные уроки являются многообразными в своей основе в плане применения на них различного рода педагогических технологий таких, как проблемно-творческое обучение, направленное на исследование и решений определенных задач. Также применение на уроках дидактических игр, художественных постановок. Необходимо включать в работе с детьми на уроках изобразительной деятельности использование разнообразного материала художественного плана, различные техники рисования в нетрадиционной форме. В результате применения данных приемов учебная деятельность на урока будет отличаться увлекательностью, интересом к изучению нового, а также развитию воображения у ребят младшего школьного возрастаю
В начале исследования учащиеся показали недостаточно высокий уровень развития воображения, что определило дальнейшую работу по развитию данного показателя. После проведения содержательной работы на уроках изобразительной деятельности, направленной на развития воображения у учеников, была проведена повторная диагностика уровня воображения с использованием того же диагностического материала, что и на первом этапе эксперимента. Результаты, полученных в ходе данного этапа показали высокие результаты уровня развития воображения у детей в экспериментальной группе, что позволило говорить об эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы для младших школьников с применением в учебном процессе на уроках изобразительного искусства различного рода нетрадиционных техник рисования, игровых упражнений и творческих заданий.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2021 - Развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников на уроках
изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022





