Введение
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
1.1Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
развития воображения у младших школьников
1.2Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте
1.3Применение современных отечественных и зарубежных педагогических технологий в учебном процессе, влияющих на развитие воображения у младших школьников
1.4Урок изобразительного искусства как средство развития
воображения у младших школьников
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников
2.1Характеристика программы по развитию воображения у младших
школьников на уроках изобразительного искусства
2.2Обоснование методов изучения уровня развития воображения у
младших школьников
2.3Анализ результатов исследования уровня развития воображения у
младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Результаты констатирующего этапа контрольной группы
Приложение Б Результаты констатирующего этапа экспериментальной группы
Приложение В Результаты контрольного этапа контрольной группы
Приложение Г Результаты контрольного этапа экспериментальной группы
Основополагающую роль в становлении личности ребенка имеет воображение. Данный процесс развития познания опирается на созидательный аспект и опытность, которыми дети еще не обладают в нужной степени. Воображение является одним из способов познания мира для ребенка, с помощью которого он исключают всевозможные границы времени пространства.
Процесс развития воображения является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности младшего школьника, а также его поведения в целом. Специфические особенности процесса воображения интенсивно проявляются и развиваются в младшем школьном возрасте. Если учителя и родители не будут обращать серьезного внимания на развитие воображения детей, то в последующем у ребенка будет наступать быстрое снижение активности этой функции, а в дальнейшем у человека обедняется личность, снижается возможность творческих способностей, теряется интерес к науке и искусству.
Изобразительная деятельность способствует развитию у младших школьников различных процессов психики, необходимых для развития полноценной личности. К ним относятся мыслительная деятельность, зрительная память, воображение, особенности художественной сферы, воспитание чувства нравственности и эстетики. Занятия изобразительной деятельности являются важным средством в формировании правильной личности младшего школьника. Проблема изучения развития воображения младших школьников является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности детей, его креативного развития и нестандартных форм поведения.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между важностью исследования воображения детей младших классов на уроках изобразительного искусства и недостаточностью исследований в данном направлении.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определили проблему исследования: каковы педагогические условия развития
воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия, влияющие на развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс развития воображения младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным при:
-включении в содержание работы с учащимися нетрадиционных техник рисования;
-применении различных дидактических игр и заданий на развитие воображения у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были определены задачи исследования:
1.Раскрыть сущность развития воображения у младших школьников.
2.Изучить направления, формы и особенности педагогической работы по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
3.Выявить уровень развития воображения у младших школьников.
4.Определить и экспериментально проверить систему работы по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Проблемой развития воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. А так же изучением данной проблемы на уроках изобразительного искусства в начальной школе занимались такие методисты, как А.А. Баранов, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого
педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (тестирование, беседа, наблюдения, педагогический эксперимент).
Экспериментальная база исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Жигулевск СОШ №6, учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 40 человек.
Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения результатов исследования в сфере развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
С помощью воображения человек способен видеть новое, представлять места, в которых еще никогда не был, пересматривать прошлые события. Возрастной период младшего школьника способствует развитию воображения в учебной деятельности, но только под руководством педагога. Развитие данного процесса психики происходит в тесной взаимосвязи с личным развитием ученика в учебном процессе, в воспитательной деятельности, сопровождается волевыми, чувственными, мыслительными процессами и память. Процесс развития воображения у младших школьников наиболее эффективно происходит во время уроков изобразительной деятельности.
В научном исследовании мы решили следующие задачи теоретического и практического планов. Определено значения понятия воображения на основе множества исследований различных авторов, изучающих данную проблему. Рассмотрены виды и сущность воображения, охарактеризованы особенности развития воображения у младших школьников. Выявлены педагогические условия необходимые для активизации процесса воображения в процессе обучения и воспитания. Проведена экспериментальная работа среди учащихся третьих классов начального звена для выявления показателя воображения и дальнейшей работы по развитию его среди учащихся.
Изучив психолого-педагогическую литературу, рассмотрев научные источники известных педагогов и психологов по изучению проблемы развития воображения среди учащихся начальной школы, можно говорит, что воображение относится к процессу развития психики человека, направлено на создание в сознании неких образов предметов и явлений окружающего мира. Общество нуждается в людях, которые способны мыслить нестандартно, стремиться не стоять на месте, а развиваться в различных сферах деятельности. Поэтому проблема развития воображения младших школьников имеет общественный аспект.
Положительное влияние на процесс воображения младших школьников оказывают уроки изобразительного творчества. Данные уроки являются многообразными в своей основе в плане применения на них различного рода педагогических технологий таких, как проблемно-творческое обучение, направленное на исследование и решений определенных задач. Также применение на уроках дидактических игр, художественных постановок. Необходимо включать в работе с детьми на уроках изобразительной деятельности использование разнообразного материала художественного плана, различные техники рисования в нетрадиционной форме. В результате применения данных приемов учебная деятельность на урока будет отличаться увлекательностью, интересом к изучению нового, а также развитию воображения у ребят младшего школьного возрастаю
В начале исследования учащиеся показали недостаточно высокий уровень развития воображения, что определило дальнейшую работу по развитию данного показателя. После проведения содержательной работы на уроках изобразительной деятельности, направленной на развития воображения у учеников, была проведена повторная диагностика уровня воображения с использованием того же диагностического материала, что и на первом этапе эксперимента. Результаты, полученных в ходе данного этапа показали высокие результаты уровня развития воображения у детей в экспериментальной группе, что позволило говорить об эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы для младших школьников с применением в учебном процессе на уроках изобразительного искусства различного рода нетрадиционных техник рисования, игровых упражнений и творческих заданий.
1.Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С.В. Арапова - СПб.: КАРО, 2014. - 186 с.
2.Ашикова С.Г. Изобразительное искусство // Программа начального общего образования. Система Л.В. Занкова: Сборник программ. - 3-е изд, испр. / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Сабина. - Ч. 2 - Самара: Издательский дом «Федоров», 2013. - С. 3-27.
3.Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: Учебник для 4 класса / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2015. - 120 с.
4.Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2000. - 112 с.
5.Брушлинский А.В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения) // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. - М.: Наука, 2017. - С. 17-22.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
7.Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Минск: Современное слово, 1998 - 479 с.
8.Гилфорд Дж. Психодиагностика / Дж. Гилфорд. - СПб.: Питер, 2011. - 384 с.
9.Гомжина З.А. Использование нестандартных приемов рисования / З.А. Гомжина // Начальная школа. - 2013. - №7. - С. 48
10.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
11.Дьяченко О.М. Новая дидактика / О.М. Дьяченко. - М.: Народное образование, 2011. - 496 с.
12.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е. В. Заика // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 54-62.
13.Занков Л.В. Обучение и развитие / под ред. Л.В. Занков - М.: Просвещение, 1975. - 244 с.
14.Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2017. - 208 с.
15.Коршунова Л.С. Активизация воображения учащихся в упражнениях на дорисовывание фигур / Л.С. Коршунова // Начальная школа. - 2019. - №3. - С. 26-27...