ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1 Понятие элементарных математических представлений 8
1.2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в нормальном онтогенезе 12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. 16
1.4. Особенности формирования математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития 21
1.5 Анализ образовательных технологий 24
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Методология исследования 32
2.2 Организация исследования 34
2.3 Краткая характеристика эмпирической выборки 36
2.4 Методика констатирующего эксперимента. 39
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 45
3.1 Особенности количественных и счетных представлений 51
3.2 Особенности количественных отношений 53
3.3 Особенности отвлеченных счетных операций 53
3.4 Особенности решения арифметических задач 54
3.5 Особенности представлений о величине 55
3.6 Особенности пространственных представлений 56
3.7 Особенности представлений о геометрических фигурах 57
3.8 Особенности знания цифр и соотнесение их с количеством предметов 58
3.9. Математико-статистическая обработка значений показателей 61
ГЛАВА IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 71
4.1. Цель, задачи и принципы работы 71
4.2. Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР 75
4.3. Организация работы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
Со всеми диаграммами, приложениями, таблицами, расчетами. Полный готовый диплом
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее время особое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей, а как раз одной из составляющих интеллектуального развития и одной из задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка. Формирование элементарных математических представлений является чрезвычайно важной частью интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика оказывается благоприятное воздействие на развитие внимания, памяти, речи, воображения, эмоций; она формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математические представления ценны для формирования у ребенка «картины мира» и подразумевают развитие его умственных способностей и умения строить логические рассуждения.
У детей с задержкой психического развития формирование элементарных математических представлений происходит гораздо сложнее, чем у детей с нормальным уровнем развития, оно происходит гораздо медленнее. Математические представления для детей с задержкой психического развития служат для постижения окружающего мира, средством интеллектуального развития, его познавательных и творческих способностей. Сформированные математические представления помогут детям в дальнейшем в обучении в школе. В работах А. Р. Лурия, Л. Г. Смирновой, В. И. Лубовской, К. С. Лебединской, В. В. Лебединского, И. Ф. Марковской, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой и др. упоминается, что сформированность математического развития отражает и проблему готовности ребенка к школе [30, 9, 23, 24, 31, 45, 47].
Психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение детьми математики помогает качественному психическому развитию. (Г. А. Корнева, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, Р. Л. Непомнящая, Т. Д. Рихтерман) [22, 27, 34, 35, 37, 41].
Предмет особенностей математических представлений у старших дошкольников с ЗПР рассмотрены в трудах: Н. Ю. Борякова, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, С. Д. Забрамная, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, Е. М. Мастюкова, Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова, Т. Б. Филичева, С. Г. Шевченко и другие [3, 9, 10, 11, 14, 15, 23, 24, 26, 9, 31, 32, 42, 39, 44, 46, 48].
Несмотря на определенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития, на современном этапе остается немаловажным вопрос о совершенствовании путей формирования математических представлений в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками изучаемой категории.
Проблема исследования. Проблемой является недостаточная изученность особенностей формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – процесс формирования элементарных математических представлений.
Предмет исследования – методы и приемы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В связи с этим, целью данной работы являются изучение особенностей формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения данной цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:
1. Провести анализ литературы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
2. Подобрать комплекс методик и провести обследование детей по методике констатирующего эксперимента.
3. Выявить особенности формирования элементарных математических представлений и провести статистическую обработку полученных данных констатирующего эксперимента.
4. Составить методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у старших дошкольников с ЗПР существуют особенности математических представлений, связанные со спецификой их развития.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; анализ психолого-медико- педагогической документации.
2. Методы эмпирического уровня: педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности детей; педагогический эксперимент.
3. Статистические методы: математическая обработка статистических данных; методы качественного и количественного анализа полученных результатов исследования, U-критерий Манна-Уитни и ранговый коэффициент корреляции ρ-Спирмена.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения школа-интернат №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга, целью констатирующего эксперимента было определить уровень сформированности элементарных математических представлений у двух групп детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Всего в экспериментальной работе принимали участие две старшие группы детей, по 10 человек в каждой. Первая группа – «Солнышко», в которой дети занимались по программе «Математические ступеньки», вторая группа – «Зайчата», они занимались по программе «От рождения до школы». Среди испытуемых было 4 девочки и 16 мальчиков. Группы составляли дети со сходным диагнозом: у всех испытуемых наблюдается задержка психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Всего компьютерного текста 109 страниц, 10 таблиц, 1 рисунок, список литературы включает 50 источников.
Формирование математических представлений является важной частью интеллектуального и личностного развития дошкольника. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников закладываются основы математического мышления, формируются такие жизненно важные личные качества, как внимание, память, мышление, последовательность, целеустремленность, любознательность, аккуратность. Развитое математическое мышление помогает ребенку ориентироваться и чувствовать себя уверенно в окружающем его мире, а также помогает при дальнейшем изучении математики в школе.
Целью данной работы было изучение особенностей формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Были решены поставленные задачи:
1) Проведен анализ литературы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
2) Подобран комплекс методик и проведено обследование детей по методике констатирующего эксперимента.
3) Выявлены особенности формирования элементарных математических представлений и проведена математико-статистическая обработка данных эмпирического исследования.
4) Составлены методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с задержкой психического развития.
Анализ теоретических источников показал, что математические представления формируются медленнее и позже у детей с задержкой психического развития, чем у детей с нормальным развитием.
Наше исследование подтверждают данные ученых: Н. Ю. Борякова, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, С. Д. Забрамная, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, о том, что элементарные математические представления у значительной части старших дошкольников с задержкой психического развития либо не сформированы, либо не обобщены в той степени, которая позволяла бы детям самостоятельно пользоваться ими в различных видах деятельности [3, 9, 10, 11, 14, 16, 24, 25, 26, 8, 39].
На основе научно-теоретического обоснования проблемы изученной литературы нами была разработана методика для изучения особенностей элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Для решения поставленной цели использовались специально подобранные математические задания, которые составлялись с опорой на материалы, разработанные А. М. Леушиной, Л. Ф. Обуховой, Ж. Пиаже, Т. Д. Рихтерман, Л. Б. Баряевой, а также материалы, предлагаемые для обследования детей с интеллектуальной недостаточностью (С. Д. Забрамная, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, С. Г. Шевченко) [27, 40, 41, 2, 15, 17, 20, 48].
В констатирующем эксперименте приняло участие 2 группы детей с ЗПР по 10 человек в каждой. Возрастной диапазон испытуемых составил 5-6 лет. Дети обеих групп имели схожий диагноз - задержку психического развития.
Исследование показало, что дети недостаточно осознают последовательность чисел в натуральном ряду, они не могут свободно в нем ориентироваться, наблюдается неосознанный механический счет, проблемы с обратным счетом, а также присутствует счет без итога, большинство детей не могут продолжить счет от заданного им числа. Большинству обследуемых детей было сложно ориентироваться на листе бумаги и различать похожие геометрические фигуры. Наблюдались трудности в сравнении предметов, которые были схожи по количеству, а также неустойчивые знания словесных обозначений величин. Также было отмечено неправильное употребление пространственных предлогов. В дальнейшем это может повлиять на изучение математики в начальной школе.
Статистическая обработка результатов эмпирического исследования с помощью U-критерия Манна-Уитни и рангового коэффициента корреляции ρ-Спирмена помогли показать, что статистически значимые различия имеются только по одному показателю - особенностям количественных отношений. Так же были выявлены корреляционные зависимости, которые говорят о том, что успешность по различным показателям взаимосвязана. Вероятно, это вызвали общие целенаправленные принципы в программах, подбор педагогами подходящих игр и упражнений, и сходная квалификация педагогов.
Анализ данных проведенного экспериментального исследования позволяет сделать следующее общее заключение: экспериментальные данные указывают на необходимость проведения специальной коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений математических представлений у детей с задержкой психического развития. В 4 главе, на основании результатов констатирующего эксперимента были разработаны рекомендации по организации коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
Целью работы являлось формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи исследования решены. Цель достигнута. Гипотеза подтвердилась.
1) Белопольская H. JI. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития. – М.: изд-во УРАО, 1999. – 148 с.
2) Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. – СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; изд-во «СОЮЗ», 2002. – 479 с.
3) Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: изд-во Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
4) Булычева А. И. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А. И. – М: ЧУ ДПО «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2016. – 220 с.
5) Бунеева Р. Н. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Комплексные образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р. Н. Бунеева. —Изд. 3-е, переаб. – М.: Баласс, 2019. – 528 с.
6) Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э. М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — издание пятое (инновационное), испр. и доп – М.: Мозаика-синтез, 2019. – 336 с.
7) Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей// Дефектология. 1975, №6. - с. 8-17.
8) Власова Т. А., Лубовский В.И., Никашина Н. А. Обучение детей с задержкой психического развития. — М.: Просвещение, 1981. – 118с.
9) Власова Т. А., Лубовской В. И., Цыпина Н. А. Дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.
10) Выготский Л. С. История развития высших психических функций/ Л. С. Выготский. — М.: изд-во Юрайт, 2019. — 336 с.
11) Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / В. П. Глухов. – М.: МГОПУ, 2001. ‒ 194 с.
12) Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
13) Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология. - 2012. - № 4.
14) Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. –– М.: Медицина, 1993. – 112 с.
15) Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умст¬венного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
16) Забрамная С. Д., Боровик О. В. От диагностики к развитию: пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М: В. Секачев, 2015. – 102 с.
17) Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования – М.: Владос, 2008. – 32 с.
18) Капустина Г. М. Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста /Г. М. Капустина. – Москва // Детская патопсихология: хрестоматия: учебное пособие / Сост. Н. Л. Белопольская. – 3-е издание, стереотипное. – М.: Когито-Центр, 2004. – 352 с.
19) Капустина Г. М. О готовности к обучению математике дошкольников с задержкой психического развития – Шестилетние дети. Проблемы и исследования. Межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород, 1993. – 76 с.
20) Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.
21) Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2016 – 112 с.
22) Корнева Л. В. Психологические основы педагогической практики. – М.: Владос, 2006. – 157 с.
23) Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. – М., 1982. – 127 с.
24) Лебединская К. С. Задержка психического развития и ее причины. – М., 1985. – 125 с.
25) Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. – 2006. – 368 с.
26) Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
27) Леушина A. M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 2007. – 368 с.
28) Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев: Штиинца, 1983. – 112 с.
29) Логинова В. И., Бабаева Т. И. , Ноткина Н. А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду/под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - 3-е изд., переработанное. – СПб.: Детство - Пресс, 2004.
30) Лурия А. Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. – М., 1978. – 258 с.
31) Марковская И. М. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М., 1993. – 198 с.
32) Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.
33) Медведева Е. А. Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников с ЗПР средствами искусства /Е. А. Медведева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: Методический и практический журнал/ Ред. Н. Н. Малофеев. №4, 2007. – с. 24-29.
34) Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2008. – 75 с.
35) Непомнящая Н. И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). – М.: Педагогика 1983. – 112 с.
36) Никашина Н. А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития //Дефектология. – 1972. – № 5.
37) Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - 2. изд., испр. и доп. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 94 с.
38) Парамонова Л. А. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 192 с.
39) Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии – М.: Просвещение, 1966. – 261 с.
40) Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-пресс, 1994. – 526 с.
41) Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
42) Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы. – М.: Медицина, 1974. – 320 с.
43) Тригер Р. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
44) Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития – М.: Педагогика, 2000. – 181 с.
45) Усанова О. Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
46) Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2009. – 207 с.
47) Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., 2002. – 72 с.
48) Шевченко С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М., 2001. – 224 с.
49) Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 – М.: изд-во Школьная Пресса, 2013. – 96 с.
50) Якобсон C. Г., Гризик Т. И., Доронова Т. Н. и др. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 232 с.