Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

Работа №107655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы84
Год сдачи2021
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Основы местного самоуправления в конституционном праве 8
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления в современном
демократическом государстве 8
1.2 Общепризнанные принципы местного самоуправления 18
Глава 2 Правовой статус местного самоуправления в России 29
2.1 Права, обязанности и полномочия местного самоуправления 29
2.2 Ответственность органов местного самоуправления 42
Глава 3 Развитие местного самоуправления в РФ 52
3.1 Некоторые проблемы конституционно-правового статуса
местного самоуправления 52
3.2 Проблемы кадрового состава местного самоуправления на
примере г.о. Тольятти 57
Заключение 75
Список используемой литературы и используемых источников 79


Из общей теории права нам известно, что любое государство функционирует благодаря специальному государственному аппарату. Его основная функция заключается в управлении. А это управление может уже касаться различных аспектов - экономика, издание законов, исполнение законов и так далее. В связи с этим государственный аппарат имеет различного рода подразделения - исполнительная, законодательная, судебная и надзорная власть; центральная, региональная и местная власть. В рамках настоящей работы, большее внимание уделим последнему разделению власти.
Необходимость разделения государственного аппарата по соответствующему уровню исполнения власти заключается в эффективной реализации политики, законодательства, развитию и исполнению бюджета и так далее. Первые отголоски анализируемого разделения, именно в отечественной истории, можно проследить во времена Киевской Руси, когда при централизованной власти существовала вечевая форма реализации исполнения власти на местах. Иными словами, в каждом большом городе на Руси существовало определенное собрание свободных жителей, которые решали те или иные проблемы. Политологи полагают, что указанная форма исполнения власти на местах является проявлением непосредственной и прямой демократией.
На основании вышеизложенного настоящая работа будет посвящена исследованию проблем и основ настоящей формы местного самоуправления в Российской Федерации.
Актуальность темы исследования заключается в множествах теоретических и практических проблемах конституционных основ местного самоуправления, как проявления формы прямой и непосредственной демократии. В первую очередь, хотелось бы рассмотреть проблему отнесения местного самоуправления в систему публичной власти, которая закреплена после поправок непосредственно в Основном законе страны в ч. 3 ст. 132.
В связи с этим в теории права и государства возникли множественные споры, и научная среда разделилась на два лагеря - одни полагают, что указанная норма является предшественником ликвидации автономии местного самоуправления и нарушает основные его принципы, а также она лишает Россию шанса на становление реальной непосредственной демократии; другие же считают наоборот, что указанная поправка является очередным шагом в развитии местного самоуправления, поскольку соответствующий федеральный закон уже ранее подвергал опасности автономию местного самоуправления, систематическими изменениями в законе. И, они делают вывод, что указанные поправки являются нейтральными в плане ограничения автономии, но могут закрепить некоторые принципы, гарантирующие её.
Кроме того, Н.А. Боброва в 2017 году при анализе реформы местного самоуправления 2014-2015 года, рассматривала неконституционное вмешательство государственной власти в деятельность муниципалитетов, что было по сути легализовано соответствующими Федеральными законами. Так, она отмечает, что «Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации создал легальную основу вмешательства органов государственной власти в процесс формирования органов МСУ, и последние фактически вошли в систему органов государственной власти в нарушение ст. 12 Конституции: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Статья. 133 Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерацией и федеральными законами». Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 131) «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». ФЗ № 136 «поправил» Конституцию, обязав устанавливать способ избрания главы муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. В этом праве субъекта РФ содержится провоцирующий момент: редкий глава региона не воспользуется правом на превращение глав муниципалитетов в своих подчиненных. В ФЗ № 136 мы имеем дело с юридически филигранной реформой, реальные цели которой отличаются от номинально провозглашаемых целей и риторики ее инициаторов и исполнителей».
Указанная проблема, на наш взгляд, является основополагающей в определении актуальности темы: «конституционные основы местного самоуправления», поскольку является как теоретической, так и в будущем практической проблемой, которую необходимо решить в кратчайшие сроки. В рамках указанной работы будут разработаны некоторые предложения по её решению.
Кроме того, следует особого внимания уделить остальным поправкам в Конституцию РФ 2020 года, которые касаются расходов и доходов, управления и так далее.
В связи с этим, полагаем, что тема является актуальной и требует детального исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие вследствие реализации законодательства о местном самоуправлении, а также отдельных государственных программ и политики в рамках управления государством на уровне местного самоуправления.
Предметом исследования являются нормы Основного закона РФ и законодательства о местном самоуправлении, включая и некоторые международные договоры, которые закрепляют принципы реализации местного самоуправления; отдельные официальные и неофициальные акты толкования права; некоторые научные и специальные источники, осуществляющие исследования по проблемным вопросам конституционных основ местного самоуправления.
Целью настоящей исследовательской работы заключается в комплексном исследовании конституционных основ местного самоуправления.
Задачами научно-исследовательской работы выступают:
1. отражение основных позиций по поводу понимания природы, сущности местного самоуправления;
2. выявление особенностей принципов местного самоуправления;
3. выделить основные проблемы, которые необходимо детально разобрать в рамках настоящей работы и предложить пути их решения.
Теоретическую основу исследования составили работы известных ученых, таких как:Н.А. Боброва, С.А. Авакьян, И.С. Алехина, В.Т. Батычко, С.Н. Братусь, Н.С. Бондарь, В.И. Васильев, Е.Виатр, В.А. Виноградов, О.А. Воробьёва, А.А. Гамалей, Н.Р. Герасимова, А.О. Замотаев, Д.А. Липинский, В.А. Маркин, Р.Л.Хачатуров и др.
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования явились диалектико-материалистический метод познания, принципы изучения социальных явлений в теоретической взаимосвязи и взаимообусловленности, системный, сравнительный, формально-логический, программно-целевой методы, а также общетеоретические и частно - научные методы, такие как анализ, обобщение, толкование, классификация, индукция, дедукция.
Обусловленная актуальностью, целями и задачами, настоящая работа состоит из введения, 3 глав, разделенных на параграфы, заключением и списком используемой литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе мы рассмотрели основные положения по теме исследования и в связи с этим, можем сделать следующие выводы: местное самоуправление изучается с разнообразных точек зрения: социологии, политологии, юриспруденции. Но несмотря на это, при изучении отдельных проблемных вопросов, указанные направления по сей день не сошлись в общем мнении по поводу определения понятия «местное самоуправление». Вместе с тем, каждый конкретный учёный рассматривает по-своему указанное явление и, следовательно, его определение также имеет некоторое различие от другого.
Местное самоуправление является важным элементом в управлении государством, поскольку его реализация происходит на местном уровне, непосредственно с народом. Поэтому по праву данный институт можно считать гибким и эффективным, поскольку работа местного самоуправления предопределена соответствующими устоями, которые существуют на конкретной территории, а также подчиняются обычаям и традициям жителей, принимающие участие в формировании местного самоуправления.
Степень развития самоуправления в данном качестве будет зависеть от степени развития демократии в обществе. Чем демократичнее оно, тем шире в нем будут развиты самоуправленческие начала. Местное самоуправление, несмотря на значительные отличия от других институтов самоуправления (самоуправления народа, постоянных и временных объединений граждан, принципа самоуправления в деятельности всех властных органов), тем не менее, имеет с ними целый ряд общих черт. Поэтому можно говорить о местном самоуправлении, как о части демократической организации цивилизованного общества и единой структуры организации власти и управления в стране.
Под местным самоуправлением понимается право, и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения
Анализ второй главы, которая касается правового статуса местного самоуправления, нас привёл к следующим выводам:
Местное самоуправление, является сложным, многоаспектным элементом в управлении обществом, которое имеет глубокую историю, сложную структуру и конкретный план реализации, который выражен в четко установленных правилах, принципах. Местное самоуправление является главным инструментом в выражении демократии в любом государстве, поскольку именно данная категория «исходит» от народа, что является источником и основной ценностью государственной власти. В свою очередь, как и у любого элемента, который каким-либо образом связан с государственным управлением или иным правовым регулированием, у местного самоуправления имеется особый статус, определяемый законами, Конституцией, что в свою очередь формируется в сложный институт теории государства и права - правовой статус и правовое положение.
Органы местного самоуправления:
- самостоятельно управляют муниципальной собственностью;
- формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;
- вводят местные налоги и сборы;
- решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи;
- органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Принципы же местного самоуправления являются важным элементом в организации системы местного самоуправления, в его непосредственной деятельности и так далее. Принципы помимо всего прочего также раскрывают сущность местного самоуправления, определяют правила, соблюдение которых способствует надлежащей и эффективной работе по управлению муниципалитетом. Кроме того, они являются гарантами в реализации демократических начал в Российской Федерации, что подтверждает стремление России к становлению правового государства с гражданским обществом. Однако, как это бывает на практике, у любого идеально описанного элемента существуют свои недостатки и проблемы. Проблемы местного самоуправления непосредственно связаны с его реальной организацией, формой осуществления, нормативно-правовой базой, с взаимодействием государства. Таким образом,
К органам местного самоуправления могут применятся конституционная, административная и гражданско-правовая ответственность. А непосредственно должностные лица органов местного самоуправления к: материальной, конституционной, административной, дисциплинарной, уголовной ответственности
Органы местного самоуправления несут ответственность перед: населением муниципального образования; перед государством; перед конкретными физическими или юридическими лицами.
По итогам третьей главы, можно утверждать следующее:
В рамках конституционной реформы изменения коснулись конституционных основ местного самоуправления. И согласно данным изменениям, местное самоуправление относится к еще одному уровню государственной власти, что в свою очередь породит множество проблем, первая из которых упразднение прямой демократии, что повлечет за собой серьезные последствия в виде не достижения целей правового государства с гражданским обществом. Также, в рамках наделения отдельными государственными полномочиями данное изменение позволило устранить потребность в конкретизации перечня, поскольку исполнение переданных полномочий уже будет не правом, а обязанностью как элемента государственной власти.
Очевидный факт об отсутствие необходимой самостоятельности, а также об отсутствии признаков демократической модели местного самоуправления, которая отвечала бы всем требованиям правового государства и гражданского общества. Иными словами, как уже было сказано ранее, мы не имеем сегодня местное самоуправление как форму реализации прямой демократии и форму народовластия, а имеем еще один инструмент государственного управления.
В ходе написания работы проанализирована текущая ситуация кадровой политики Администрации Автозаводского района города Тольятти.
Нами был сделан анализ кадрового потенциала на основе этих направлений, по результатам контент-анализа и выделен ряд проблем:
1 .Недостаточно проработаны методы конкурсных процедур при выборе кандидатов. Не все методы могут определить личные качества кандидата и умения, навыки, его связанные с должностными обязанностями очень сложно.
2. Конкурс, проводимый для замещения вакантных должностей часто носит формальный характер и стоит вопрос в объективной оценке кандидатов.
Стабильным компонентом успеха развития карьеры муниципальных служащих должна стать разработка документа, формализующего переход на профессиональные стандарты как основной критерий допустимости карьерного роста для государственных и муниципальных органов власти.



1. Авакьян С.А. Законодательство в центре и на местах: перекрестки без тупиков // Российская Федерация. М., 1996. № 20. - С. 15-17;
2. Авакьян С.А. Состояние и проблемы местного самоуправления. М., 2002. - С. 41- 47;
3. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб.пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2017. - 640 с.;
4. Алехина И.С. К вопросу об основаниях наступления конституционно-правовой ответственности за нарушения законодательства о выборах в Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2015. №3 - 75 с.;
5. Алжеев И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»). - М.: Статут, 2014. - 391 с.;
6. Антология юридической ответственности: в пяти томах. Том первый / Отв. ред.: Хачатуров Р.Л. - Самара: ООО «Изд-во Ас Гард», 2012. - 544 с.;
7. Батычко В.Т. Муниципальное право: конспект лекций. Таганрок: ТТИ ЮФУ, 2010 г. - 420 с.;
8. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. Очерк теории. - М.: Юридическая литература, 1976. - 215 с;.
URL: http://kursach.com/biblio/0010013/000. htm (дата обращения 31.03.2020).
9. Беседина В.А. Принципы местного самоуправления и их реализация современных условиях Российской Федерации: Правовые аспекты ... дисс. кан. юр. наук. М.2004 г. - 21 с.;
10. Боброва Н.А. Общетеоретический и межотраслевой аспекты юридической ответственности: монография. - М.: Юрлитинформ. 2019. - 544 с.
11. Боброва Н.А. Двадцать лет и двадцать недостатков Конституции России // Правоприменение. 2020. №1 - С. 21-28;
12. Боброва Н.А. Анализ проекта поправок в Конституцию РФ, внесенных Президентом РФ в Г осударственную Думу 20 января 2020 г // URL: https://www.rospisatel.ru/bobrova 1 .html (дата обращения 10.03.2021);
13. Бондарь Н.С. Муниципальное право РФ: Учебник. М.: Юрайт, 2013. - 721 с.;
14. Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2015. - 680 с.;
15. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Наука, 1996. -. 480 с.;
16. Виатр Е., Ежи Дж. Конституционная ответственность в Польше после 1989 года // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1996. № 2. - С. 12-15.;
17. Виноградов В.А. Субъекты конституционной ответственности: автореф. ... дисс. кан. юр. наук - М., 2000. - 22 с.;
18. Воробьёва О.А. Местное самоуправление как уровень публичной власти // Вектор науки ТГУ. №1(11). 2010 С. 79-83;
19. Гамалей А.А. Права и обязанности органов местного самоуправления // Образование и право. 2016. №10.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prava-i-obyazannosti-organov-mestnogo-
samoupravleniya (дата обращения: 05.05.2021).
20. Герасимова Н.Р., Бакулина Л.В. Юридическая ответственность в системе местного самоуправления // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2 - 6 с.;
21. Горшкова, О.В. Проблемы и пути совершенствования кадрового резерва в органах местного самоуправления / О.В. Горшкова // Молодой ученый. 2016. №10. С. 670-675.
22. Европейская хартия местного самоуправления. Страсбург, 15 октября 1985 год. Официальный перевод Российской Федерации для подготовки к ратификации // URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full- list/-/conventions/rms/090000168007a105 (дата обращения 05.02.2021).
23. Жук И.А., Трифонов Ю.Н. Организация кадровой работы на муниципальной службе и пути её совершенствования // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. №8 - 7 с.;
24. Закон Самарской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований на территории самарской области отдельными государственными полномочиями» от 6 мая 2000 года №17-ГД.
25. Закон Самарской области «О местном референдуме Самарской области» от 11.02.2004 г. N 12-ГД (ред. от 10.03.2015) // «Волжская коммуна» от 17 февраля 2006 г. N 29.
26. Закон Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» от 08 июня 2006 года № 57-гд (с изменениями на 8 февраля 2016 года).
27. Замотаев А.О. Основные понятия и термины местного
самоуправления. М., 1996 г. - 400 с.;
28. Зражевская Т.Д. Реализация конституционного
законодательства.дисс.д. юр. наук., 1999. - 12 с.;
29. Карякина, А.Ю. Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной службы и в государственных организациях / А.Ю. Карякина // Евразийский научный журнал. 2017. №12. - С. 1-3 с;
30. Краснов, М. А. Ответственность в системе народного представительства: Автореф. дисс.д. юр. наук - М.: Российская Академия Наук. Институт государства и права.,1993. - 32 с.;
31. Липинский Д.А. Макроуровень института юридической ответственности // Право. Журнал Высшей школы экономики.2019.№1. - С.25-44;
32. Маркин В.А. Ответственность - средство обеспечения реализации права // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. 2010. №1.
33. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата / отв. ред. Г.Н. Чеботарев. 3-е изд. М.:Норма, 2020 - 416 с.;
34. Некрасов С.И. Экстерриториальная компетенция в территориальной организации публичной власти // Вестник МГЮА. №1 (22). 2017 - 13 с.;
35. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.;
36. О государственной регистрации уставов муниципальных образований: Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3108.;
37. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 10 ст. 1152.;
38. Положение об администрации Автозаводского района администрации городского округа Тольятти № 10654-р/1 от 12.12.2017 г
39. Попова С.П. Принципы местного самоуправления: природа и значение в организации и защите прав муниципальных образований // Социально-политические науки. 2018.№5. - С. 1-4;
40. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «Юриспруденция» 2015. 448 с.;
41. Соглашение от 27 ноября 2018 года «о взаимодействии органов местного самоуправления городского округа Тольятти и министерства образования и науки Самарской области в области образования»
42. Султанов Е.Б. Принципы местного самоуправления и муниципально-правовое регулирование // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки. 2011.№4 - С. 1-7;
43. Тараненко, О.Н. Основы управления персоналом: учебное пособие / О.Н. Тараненко. СКФУ, 2015. - 129 с.;
44. Тимофеева А.А. К вопросу о правовом закреплении принципов местного самоуправления. Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности. Материал I Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2016. - 86 с.;
45. Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О
дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».
46. Умнова (Конюхова) И.А. Общепризнанные принципы права в теории и практике их применения для урегулирования территориальных споров в условиях глобализации. Конституционное регулирование и правоприменение в современных условиях глобализации права. М.: РГУП. 2017 - 256 с.;
47. Управление муниципальными предприятиями: «Круглый стол» // Городское управление. 1997. № 9.
48. Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07.2005 N 97-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3108.
49. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ (ред. от 20.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
50. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской
Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Собрании
законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 10 ст. 1152.
51. Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности: монография. - СПб: «Юридический центр Пресс». 2007. - 1260 - 24 с.;
52. Чаннов, С. Е. Муниципальное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. Е. Чаннов. М.: Издательство Юрайт, 2016. - 328 с.;
53. Четверников В.С. Муниципальное право:учеб. пособие / В.С. Четверков. 6-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 208 с.;
54. Шевченко Л.И. О соотношении государственного и договорного регулирования отношений по снабжению энергоресурсами / В книге: Энергетика и право Лахно П.Г., Шевченко Л.И. Москва, 2009. - 6876 с.;
55. Шугрина Е.С. Использование общепризнанных принципов и норм международного права при защите права на местное самоуправление: двадцатилетие взаимодействия России и Совета Европы. Россия и Совет Европы: 20 лет вместе на защите прав человека. Сборник материалов Круглого стола, посвященного Международному Дню прав человека. 2017. - 307 с.;
56. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник для вузов. 2-е издан. перераб. и доп. М.: Норма, 2015 - 672 с.;
57. Robert H. Wilson, Understanding local covernance: an international perspective // Revista de Administrate de Empresas. SaoPaulo, v. 40. Abr./Jun. 2000. n.2. p.51-63.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ