Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание у младших школьников чувства ответственности

Работа №107635

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания у младших школьников чувства ответственности 9
1.1 Проблема воспитания у младших школьников чувства ответственности в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Педагогические условия воспитания у младших школьников чувства ответственности 24
Выводы по 1главе 37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у младших школьников чувства ответственности 39
2.1 Выявление уровня сформированности у младших школьников чувства ответственности 39
2.2 Содержание работы по воспитанию чувства ответственности у младших школьников на уроках литературного чтения 49
2.3 Анализ полученных результатов 57
Выводы по 2 главе 64
Заключение 65
Список литературы 67
Приложения 72

Актуальность темы исследования обусловлена важнейшей задачей нравственного становления личности - приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям и вытекает из требований самой жизни.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается база формирования таких личностных составляющих как личностная культура, обобщаются, интериоризируются и формируются внутренние и «этические инстанции», представления о социальных нормах поведения, нравственных чувств и отношений, об ответственности за свои действия. Личностная ответственность, вытекающая из общепринятых норм морали, служит регулятором поведения человека. Отношения между детьми, взрослыми строятся на общепринятых моральных нормах, о воспитанности ребенка, его благородстве. Взрослые судят об этом исходя из его нравственных норм, отраженных в поступках детей. При несформированности у ребенка чувства ответственности, как качества личности, у него может развиться негативное качество личности, безответственность. А это очень нежелательно для нравственного становления личности самого ребенка и общества в целом.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования выступает «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе» (Федеральный образовательный стандарт общего начального образования). Выполнение данных требований указывает на необходимость перехода от установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию нравственных, творческих граждан нашей страны, которые осознают ответственность перед обществом. Актуальность темы исследования обусловлена и тем, что именно сегодня в период гуманизации всей системы воспитания детей младшего школьного возраста, педагогический процесс должен быть направлен на поиск педагогических условий, позволяющих учитывать особенности и перспективы развития ребенка.
Значительное внимание данной проблеме уделено в классической отечественной педагогике. В произведениях Л.Н. Толстого обозначена важность воспитания ответственной личности, а задатки ответственности формируются именно в детском возрасте. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский в своих произведениях, посвященных проблемам образования и воспитания отмечает необходимость развития чувства ответственности у формирующейся личности. Проблемой формирования ответственности занимались выдающиеся педагоги и психологи: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, которые в своих работах рассматривали самостоятельность, как одно из ведущих положений дидактики. Дж. Локк изучал ответственность личности и общества как естественное их состояние, считая это состоянием свободы, а не состоянием произвола. Несмотря на то, что личность в данном состоянии имеет неконтролируемую свободу делать с собой и со своим имуществом все, но, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо.
В исследованиях обращается внимание на определенную роль взрослого в воспитании у детей чувства ответственности, вскрываются причины безответственного поведения, особенности его проявления. Фиксируется также внимание на том, что у младших школьников часто наблюдаются проявления безответственности к собственным поступкам, в том числе и к учебной деятельности.
Следует отметить, что актуальность выбранной темы исследования обусловлены необходимостью разрешения противоречия между потребностью общества в воспитании у младших школьников чувства ответственности и недостаточностью разработанных и обоснованных педагогических условий для обеспечения данного процесса.
С учетом выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания у младших школьников чувства ответственности?
Важность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Воспитание у младших школьников чувства ответственности».
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса заданий на уроках литературного чтения, направленных на воспитание у младших школьников чувства ответственности.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания чувства ответственности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс воспитания чувства ответственности у младших школьников будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий:
• создать гуманистическую воспитательную среду;
• обеспечить присвоение образцов поведения, которые расширяют индивидуальный опыт в соответствии с нормами общества;
• построить данный процесс с учетом специфики содержания обучения и воспитания начального образования;
• ориентировать процесс воспитания чувства ответственности на использование комплекса воспитывающих ситуаций, которые требуют усилия воли для преодоления негативных последствий и способствуют сознательной регулировке своих действий и поступков;
• разработать и внедрить комплекс заданий по литературному чтению, направленный на воспитание чувства ответственности у младших школьников.
В соответствие с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
5. Дать характеристику сущности процесса воспитания чувства ответственности у младших школьников.
6. Выявить педагогические условия, способствующие воспитанию чувства ответственности у младших школьников.
7. Определить и опытным путем проверить методы и педагогические средства воспитания чувства ответственности у младших школьников.
8. Разработать критерии, показатели и уровни сформированности чувства ответственности у младших школьников.
Методы исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
• беседы с детьми, учителями, родителями;
• педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Новизна исследования заключается в определении педагогических условий, необходимых для формирования чувства ответственности у младших школьников и разработки комплекса уроков литературного чтения для начальных классов, направленного на воспитание чувства ответственности у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в практико-ориентированном содержании разработанного комплекса уроков для начальных классов.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 13 г. о. Тольятти, в 1 «А» классе и 1 «Б» классе.
Структура бакалаврской работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 54 источника, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
1. Чувство ответственности у детей младшего школьного возраста является важным моральным качествам, поэтому необходимо уделять внимание его воспитанию и в учебной деятельности, и вне уроков, и в системе семейного воспитания. Поэтому важное условие формирования представлений об ответственности - авторитет взрослых их собственное поведение и реальное проявление чувства ответственности в поступках как образца для подражания, в требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны взрослого. Процессе воспитания чувства ответственности у младших школьников и искоренении проявлений безответственного поведения требует от взрослых педагогической культуры: знание о педагогических особенностях детей, об особенностях и проявлениях безответственности, о методах воспитания чувства ответственности, разнообразных форм работы с детьми и умения строить полноценное педагогическое общение в воспитании детей, используя комплексный и единый подход. Положительные результаты при воспитании чувства ответственности и искоренения безответственного поведения в большей степени дают такие формы работы с детьми, при которых ребенок является активным субъектом деятельности, а именно, при использовании уроков для воспитания чувства ответственности у детей младшего школьного возраста. Наиболее целесообразными формами подобной работы представляются уроки литературного чтения, на которых при изучении примеров из художественной литературы возможно проводить анализ поступков главных героев и переносить действия героев на реальное поведение младших школьников.
2. Воспитание представлений о чувстве ответственности, также зависит от единства и целостного воспитательного процесса, т.е. тесного взаимодействия семейного и общественного воспитания, приобщения воспитывающих к педагогике ненасилия. Чтобы добиться успехов в воспитании чувства ответственности, семья и педагоги образовательного учреждения должны определить единые требования к ребенку, что влияет на прочность складывающихся качеств. Необходимым педагогическим условием воспитания ответственности является развитие детских представлений о долге, об обязанностях и безответственности, при определяющем значении эмоционального переживания ребенка, организующего мотивацию его поведения, так как младшие школьники по своей природе очень эмоциональны: чувства занимают большое место в их жизни, определяют их поведение, придают процессу формирования личности значимую окраску и влияют на прочность складывающегося качества. Как показало исследование, дети младшего школьного возраста не только усваивают представления о том, что быть безответственным плохо, но и осознают причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как она отразится на них самих и на других. По мере накопления нравственных представлений и опыта положительных и отрицательных переживаний они способны также анализировать и находить верную стратегию поведения в ситуациях морального выбора.
З. При формировании представлений об ответственности целесообразно использование комплексной системы воспитывающих воздействий на вербальном и действенном уровнях, одновременно влияющих на интеллектуальную и эмоционально-мотивационную сферу нравственного развития личности ребенка.


1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. издательство: Эксмо, серия «Школа психологии», 2015г., 496с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2013. 288 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.
4. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т.1. Ред. В. Ф. Асмус. М., «Мысль», 1996. 325с.
5. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
6. Ахметжанова Г.В., Воробьёва Т.Г. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 302-304.
7. Бердяев Н.А. О назначении человека; М. Терра-Кн. Клуб : Республика, 1998. 211с.
8. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева; Акад. Пед. Наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. М. : Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1961. 696 с.
9. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов: Пособие для учителя. М.:Просвещение, 2008.195с.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 398 с. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М., 2000г.332с.
11. Божович Л.И. Избр. Психол. Труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.:Наука, 1995.212с.
12. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М.Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков ; под ред. Н.М.Борытко. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 496 с.
13. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. М.: Просвещение, 2006. 278 с.
14. Веретенникова Л. К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: автореф. Дис. ... Д-ра пед. Наук: 13.00.01 / Л. К. Веретенникова; Удм. Гос. Ун-т. - Казань, 1997. 41 с.
15. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ