Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм 8
1.1 Развитие у детей 2-3 лет речевой активности как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Малые фольклорные формы как средство развития у детей 2-3 лет речевой активности 12
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм 20
2.1 Выявление уровня развития у детей 2-3 лет речевой активности 20
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм 36
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 2-3 лет речевой активности 47
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Характеристика выборки исследования 60
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 61
Приложение В Картотека пальчиковых игр для развития у детей 2-3 лет речевой активности на основе малых фольклорных форм 63
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 65
Актуальность темы исследования состоит в том, что развитие речевой активности детей младших дошкольников возраста очень значимо для целостного и всестороннего развития.
Речь - одно из важнейших средств коммуникации. Высокий уровень владения языком является ключом к успешной адаптации в любой социальной среде. Речевая активность проявляется у детей дошкольного возраста, в диалогах и коллективных разговорах. При этом речевая активность является частью интеллектуального развития ребенка. По ней можно понять, какими знаниями он обладает, в чем заключается его особенность как личности.
Задача любой организации дошкольного образования, родителей и педагогов - научить детей грамотно выражать свои мысли, высказывать свое мнение и вести диалог со сверстниками и взрослыми, так как в настоящее время существует проблема с формированием у детей речевой активности. С чем связаны многие затруднения в общении и выражении своих мыслей.
В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, Н.В. Гавриш, Н.В. Генералова, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.А. Павлова, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Синицина, Л.Н. Скворцова, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флёрина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин и другие исследователи изучали речевую активность детей в возрасте 2-3 лет. Они создали предпосылки для комплексного подхода к решению проблем развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста. Исследования показали, что использование малых фольклорных форм способствует гармоничному развитию личности детей в возрасте 2-3 лет.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых фольклорных форм (потешки, пестушки, сказки, колыбельные, пословицы, поговорки, прибаутки, небылицы, стихи, загадки, дыхательные, и пальчиковые игры) в образовательный процесс, оказывает неоценимое влияние на развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста. Также малые фольклорные формы обогащают эмоции, дают ребенку прекрасные образцы русского литературного языка, воспитывают воображение, учат детей общаться друг с другом, родителями, педагогами и другими людьми.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 2-3 лет речевой активности и недостаточным использованием малых фольклорных форм для реализации данного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности развития у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм.
Объект исследования: процесс развития у детей 2-3 лет речевой активности.
Предмет исследования: развитие у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм будет возможным, если:
• подобраны малые фольклорные формы в соответствии с показателями развития речевой активности, возрастными особенностями;
• организована совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты на материале фольклорных произведений, направленная на побуждение детей к совместному общению и взаимодействию;
• организована непрерывная образовательная деятельность по реализации области «Речевое развитие» с применением малых фольклорных форм;
• создана картотека пальчиковых игр на основе малых фольклорных форм для работы по развитию у детей 2-3 лет речевой активности.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы необходимо решить ряд задач.
1. Изучить и проанализировать теоретические основы проблемы развития у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм.
2. Выявить уровень развития у детей 2-3 лет речевой активности.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм.
4. Оценить динамику уровня развития у детей 2-3 лет речевой активности.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогических, методических источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения исследований о развитии речевой активности детей в раннем возрасте (А.А. Алхазишвили, Л.С. Выготский, Н.И. Красногорский, Г.М Лямина, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева);
• положения исследований о взаимосвязи речетворчества и психического развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Тамбовцева);
• результаты исследований о возможностях малых фольклорных форм в развитии у детей 2-3 лет речевой активности (Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 148» (МДОАУ № 148 г. Оренбург). В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 2-3 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы возможности применения малых фольклорных форм для развития у детей 2-3 лет речевой активности.
Теоретическая значимость исследования: состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием малых фольклорных форм, которое может составить основу для более широких научных представлений о средствах развития у детей 2-3 лет речевой активности.
Практическая значимость: подобранные малые фольклорные формы в соответствии с показателями развития у детей 2-3 лет речевой активности и возрастными особенностями могут быть применены в работе педагогов дошкольной образовательной организации.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 наименования), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 3 таблицы и 12 рисунков. Основной текст работы изложен на 59 страницах.
Бакалаврская работа посвящена изучению развития у детей 2-3 лет речевой активности. Перед началом работы была сформулирована проблема исследования, которая заключалась в следующем: каковы возможности развития у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм?
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
С целью определения актуального уровня развития у детей 2-3 лет речевой активности был осуществлен констатирующий этап исследования, в котором принимали участие дети из муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 148» г. Оренбурга.
Труды В.И. Яшиной, Е.М. Мастюковой, Ю.А. Московкиной, О.С. Ушаковой послужили основой для выбора диагностического инструментария с целью выявления уровня речевой активности у детей 2-3 лет. В этих работах выделяются следующие показатели: восприятие речи взрослых, речевая коммуникация, пассивный и активный словарный запас, связность речи и ее грамматический строй.
На основании проведенной диагностической работы мы определили, что речевая активность детей 2-3 лет находится на среднем и низком уровне, что закономерно потребовало организации и реализации дальнейшей работы в этом направлении.
На формирующем этапе эксперимента, исходя из показателей речевой активности и возрастных особенностей детей 2-3 лет, подобраны малые фольклорные формы; организована совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты на материале фольклорных произведений; организована непрерывная образовательная деятельность по реализации области «Речевое развитие», создана картотека пальчиковых игр на основе малых фольклорных форм.
Формирующий этап эксперимента доказал важность целенаправленной работы по развитию речевой активности детей в возрасте 2-3 лет с использованием малых фольклорных форм. Играм, в ходе которых применялись различные этапы развития подражания в речи: повторение некоторых звуков, несущих смысловую нагрузку в игре; повторение аморфных слов (это звукоподражания, слоговые слова с определенным значением), уделялось особое внимание. После проведения данной работы, диагностика развития речевой активности детей была проведена еще раз в той же последовательности и с использованием того же комплекса диагностических методик.
В результате осуществленное контрольное исследование детей, входящих в экспериментальную и контрольную группу, продемонстрировало, что уровень речевой активности в экспериментальной группе повысился (количество детей с высоким уровнем повысилось на 40%, количество детей со средним уровнем снизилось на 10%). В то же время число детей с низким уровнем речевой активности сократилось с 40% до 10%. Показатели детей в контрольной группе увеличились незначительно.
Обобщая вышесказанное, сделаем вывод, что положительная динамика, зафиксированная нами, может рассматриваться как показатель результативности проведенной нами работы по развитию у детей 2-3 лет речевой активности посредством малых фольклорных форм.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, состоятельность положений гипотезы доказана.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. М. : Академия, 2013. 448 с.
2. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. М. : Просвещение, 1988. 334 с.
3. Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. М. : Учпедгиз, 2017. 123 с.
4. Арушанова А. Г. Грамматические игры и упражнения // Дошкольное воспитание. 2016. № 2. С. 73-82.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М. : Просвещение, 2011. 264 с.
6. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М. : Просвещение, 2013. 328 с.
7. Гавриш Н. В. Использование малых фольклорных средств // Дошкольное воспитание. 2018. № 9. С. 16-20.
8. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 2011. 258 с.
9. Генералова Н. В. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошкольное воспитание. 2012. № 11. С. 21-24.
10. Гербова В. В. Планирование работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой // Дошкольное воспитание. 2009. № 3. С. 19-22.
11. Зотова И. В., Умарова А. И. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками // Проблемы современной науки и образования. М. : «Проблемы науки». 2017. № 14 (96). С. 88-92.
12. Орлянская Р. Р. Речевая активность детей раннего возраста как условие их развития // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 122 - 125.
13. Павлова Л. А. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. 2019. № 4. С. 43-49.
14. Симонова И. А. Характеристика речи детей // Логопедия. 1974. № 3. С. 5-14.
15. Синицына Е. И. Игры с пословицами. М. : Лист Нью, Вече, КАРО, 2016. 240 с.
...