Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие физических качеств у учащихся старших классов средствами рекреационно-спортивной деятельности

Работа №107594

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАЦИОННО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие физических качеств в педагогической литературе 8
1.2. Особенности развития физических качеств у учащихся старших классов 13
1.3. Возможности рекреационно-спортивной деятельности в развитии
физических качеств у учащихся старших классов 20
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Задачи исследования 28
2.2. Методы исследования 28
2.2.3. Педагогический эксперимент 29
2.2.4. Тестирование 34
2.2.5. Методы математической статистики 35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 37
3.1. Диагностика уровня развития физических качеств у девушек старших
классов 37
3.2. Анализ результатов исследования развития физических качеств у
девушек старших классов средствами рекреационно-спортивной деятельности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50


Актуальность. В современном мире все большее внимание начинает уделяться спорту. Это особенно актуально для сферы образования, ведь без хорошей физической формы невозможно эффективно овладевать всеми предметами образовательной программы, вести здоровый образ жизни.
Физическая культура располагает мощным креативным потенциалом для повышения духовного, нравственного и физического здоровья. Здоровье формирующие, воспитательные и образовательные возможности физкультурно-спортивной деятельности основаны на новейших научных данных и успешно реализуются в специально организованном педагогическом процессе, направленном на всестороннее развитие личности [6].
Проанализировав занятия спортом и рекреацией обучающейся молодежи, следует отметить, что существенную часть собственного времени, назначенного на отдых, школьники используют на игры. Отсюда необходимо целесообразность целого подхода к изучению внеурочных занятий, которые считаются факультативными.
Проблема внеурочных занятий сводится к популяризации типов и форм активного отдыха в свободное время, имеющего спортивно-рекреационный характер. Весьма немаловажно воспитать обучающихся не терять бессмысленно свободное от уроков время, а отдавать его играм и развлечениям спортивно-рекреационно-туристического характера.
В ходе учебных занятий в старших классах общеобразовательных средних учебных заведений у обучающихся снижена двигательная активность, возникает угроза психоэмоциональных нагрузок, порождающих усталость. В аналогичных условиях пассивный отдых не обеспечивает абсолютного восстановления.
Таким образом, возникла необходимость использования программы физического воспитания в оздоровительных целях. В связи с этим, следует комплексное формирование рекреационных занятий: прогулки, походы выходного дня, атлетически-дилетантские обучения, и т.д.
Поскольку рекреационная сфера включает в себя различные разновидности: дворы, стадионы, физкультурно-оздоровительные средоточия, области развлечений, лесопарки, туристические основы, в таком случае более применимым орудием досуговой работы обучающейся молодого поколения является предприятие атлетически-туристической работы.
Спортивно-туристическая деятельность — это один из видов активного отдыха и форма проведения спортивно-оздоровительных мероприятий. Функции рекреации формируются ее целями: расслабиться, сменив не только обстановку, но и характер работы; приобрести запас бодрости, это одна из форм общения с друзьями, природой, укрепления здоровья, воспитания физиологических качеств и навыков. Отсюда, значимость данной проблемы исследования заключается в том, что физическое развитие обучающейся молодежи старших классов образовательных средних учебных заведений, колледжей, профтехучилищ в форме рекреационной деятельности решает воспитательные, спортивные, оздоровительные, познавательные, коммуникативные задачи.
На необходимость физического развития у школьников указывают в своих работах В.И.Лях [15], А.П.Матвеев [18], В.С.Быков [6], О.Н.Маркова [17] и другие исследователи.
Таким образом, содержание школьного образования должно обеспечить развитие физических качеств учащихся старших классов.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему развития физических качеств у учащихся старших классов средствами рекреационно-спортивной деятельности.
Отметим, что огромное влияние на развитие физических качеств учащихся старших классов оказывает рекреационно-спортивная деятельность. Однако практики использования рекреационно-спортивной деятельности как средства развития физических качеств учащихся старших классов недостаточно.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития физических качеств у учащихся старших классов, и недостаточным использованием рекреационно-спортивной деятельности в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность развития физических качеств у девушек старших классов посредством рекреационно-спортивной деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие физических качеств у учащихся старших классов средствами рекреационно-спортивной деятельности».
Цель: изучение учебного процесса физического воспитания с использованием рекреационно-спортивной деятельности учащихся старших классов в МБУДО ДЮСШ г. Бирюсинска.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию с использованием рекреационно-спортивной деятельности детей старших классов в МБУДО ДЮСШ г. Бирюсинска.
Предмет исследования: программа рекреационно-спортивной деятельности, направленная на развитие физических качеств у девушек старших классов.
Гипотеза: предполагалось, что организация занятий по физическому воспитанию с учащимися старших классов средствами спортивно-туристической деятельности способствует повышению физических качеств.
Задачи:
1. Определить уровень развития физических качеств у учащихся старших классов до педагогического эксперимента.
2. Разработать программу рекреационно-спортивной деятельности, направленную на развитие физических качеств у девушек старших классов.
3. Выявить влияние подобранных средств рекреационно-спортивной деятельности на развитие физических качеств у учащихся старших классов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются работы Н.Ф. Виноградовой, Г. А. Марковой, Л. В. Загик, С. А. Козловой, И. С. Хомякова, Л. Д. Вавиловой, Н. А. Стародубовой, Ш.А. Амоношвили, Р.С. Буре, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, В.А. Сухомлинского, И.В. Сушковой, А.С. Спиваковской, Н.Е. Щурковой и многие другие.
Научная значимость результатов исследования заключается в расширении и углублении представлений о системе организации и проведения внеурочных занятий по спорту и рекреации в учебных заведениях, что даст возможность более полно воплотить в жизнь идею полезного использования свободного времени учащихся.
Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что сформулированные практические рекомендации для учителей и инструкторов по спорту и рекреации, способствуют повышению качества внеурочных форм занятий в учебных заведениях.
Структура работы имеет введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Физические качества - качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности, среди которых значатся четыре основные: сила, быстрота, выносливость, ловкость; дополнительно различают гибкость и так называемые комплексные качества, представляющие собой сочетание основных.
Многие специалисты, занимающиеся в рамках теории физического воспитания, единодушны в том, что на развитие двигательных качеств, прежде всего, оказывает влияние фактор возраста. Дети старшего школьного возраста относятся к подросткам. Подростковый возраст является сенситивным периодом для развития двигательных качеств. В этот период ребёнок овладевает основными двигательными действиями, готовится к овладению нормативными упражнениями, в беге, прыжках, метаниях. Подготовка детей к выполнению нормативных упражнений, в особенности прыжковых является педагогической задачей. При физических тренировках детей подросткового возраста для развития двигательных качеств В.И. Лях советует следовать таким дидактическим принципам, как систематичность, последовательность, индивидуализация, использование сопряженного метода.
Спортивно-рекреационная деятельность представляет собой средство физического воспитания, которое осуществляет формирование подходящих условий для оздоровления подрастающего поколения. Организация спортивно-рекреационной деятельности представляет собой существенно - значимое средство для активного отдыха и осуществления комплексного физического воспитания. При организации туристических путешествий учащиеся имеют возможность укрепления собственного здоровья, формирования силы, стойкости, различных умений, имеют возможность закаливать собственный организм, также в процессе осуществления туристических походов, ученики приобретают практические навыки и знания при ориентации на местности, при преодолении различных препятствий, а также развития навыков самообслуживания.
База исследования: МБОУ СОШ № 12.
В данном исследовании испытуемые - 40 человек - девушек в возрасте 16-17 лет. При этом 20 человек составили экспериментальную группу, и 20 - контрольную. В экспериментальной группе проводились занятия по программе рекреационно-спортивной деятельности, направленной на развитие физических качеств у девушек старших классов.
В контрольной группе никаких специальных занятий не проводилось.
По итогам констатирующего этапа эксперимента установлено, что у большинства испытуемых (50%) выявлен средний уровень развития физических качеств. Однако у 25% учеников старших классов диагностирован низкий уровень.
Этот результат определил необходимость разработки и проведения специальной программы рекреационно-спортивной деятельности, направленной на развитие физических качеств у девушек старших классов.
Цель программы: развитие физических качеств у девушек старших классов средствами рекреационно-спортивной деятельности.
Всего было проведено 30 занятий, по 3 занятия в неделю.
Контрольный этап эксперимента показал, что показатели развития физических качеств в экспериментальной группе увеличились. Так, количество испытуемых с отличным уровнем развития физических качеств выросло на 20% (с 10% до 30%). Количество испытуемых с хорошим уровнем развития физических качеств также выросло на 5% (с 15% до 20%). Количество же испытуемых с низким уровнем развития физических качеств, напротив, снизилось на 15% (с 25% до 10%).
В контрольной же группе результаты не изменились.
Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, полностью подтверждается.
Полученные результаты доказывают эффективность разработанной нами программы рекреационно-спортивной деятельности, направленной на развитие физических качеств у девушек старших классов.
В заключение нашего исследования мы сделали следующие выводы:
1. Контрольный этап эксперимента показал, что занятия рекреационно-спортивной деятельности способствуют развитию физических качеств у девушек старших классов в экспериментальной группе, большинство результатов имеют достоверные показатели (p<0.05), в КГ показатели физических качеств остались без изменения.
2. В нашем исследовании установлено, что показатели физических качеств в ЭГ значительно улучшились в сравнении с КГ в связи с тем, что в ЭГ была использована программа рекреационно-спортивной деятельности, направленная на развитие физических качеств у девушек старших классов.
3. Полученные результаты доказывают эффективность разработанной нами программы рекреационно-спортивной деятельности, направленной на развитие физических качеств у девушек старших классов.



1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 с.
2. Алексеева, Е. П. Коллекция лучших физминуток для 5- 11
классов. Методическое пособие / Е.П. Алексеева.- М.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2018. - 112 с.
3. Аппенянский, А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс / А.И. Аппенянский. - М.: Советский спорт, 2014 - 94 с.
4. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5- 9 классов / С.Г. Арзуманов. - М.: Феникс, 2018. - 112 с.
5. Бабичева И. В., Сафронов А. А. Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихся — юношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 841-844.
6. Балабин М. А. Туристская секция коллектива физкультуры. -М.: Профиздат, 2012.
7. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 с.
8. Балъсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006, №1, с. 24 --25.
9. Барышева Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: Автореф. докт. дис. Казань, 2012. - 40 с.
10. Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Б. В. Петровский. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1974—1989. — Т. 1—30.
11. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания: Автореф. докт. дис. СПб., 1994. - 58 с.
12. Ермаков С. С., Манучарян С. В., Федяй И. А. Рекреация как научная дисциплина и ее исторические аспекты // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2012. №12. - С. 46-51.
13. Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. --М.: Изд-во ин-та социологии РАН, 2012. - 240 с.
14. Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики. - М., 2013. - 128 с.
15. Зайцев В.П., Прусик Кристоф, Ермаков С.С.// Физическое воспитание студентов. 2011. №1. С.68-77.
16. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том
4. - М.- СПб, 1882.
17. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 с.
18. Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физ. культуры. 2013, № 3, с. 5 -- 8.
19. Макаревич Э.А. Туристические походы выходного дня .С-Пб. 2013.
20. Малозёмов О.Ю., Прокопенко В.И., Малозёмова И.И. Здоровье- сбережение интеллектуально одаренных старших школьников средствами физической культуры: Монография / УрО РАО; Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. - 255 с.
21. Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования
индивидуальности. Пермь: Изд-во ПЕНИ, 1977.
22. Мюллер, В.К. Англо-русский словарь. - М.: Русский язык, 1991 -
848 с.
23. Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена «Физическая рекреация» / Ю.Е. Рыжкин //Теория и практика физической культуры. 2011. № 4. С. 55-57.
24. Слово и словарь. Vocabulum et vocabularium: сб. науч. трудов по лексико-С48 графии. ... - 1980. - № 4. - с. 30-34.
25. Фильченков Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф канд. Дис. М., 2012 - 45 с.
26. Харитонов В.И., Бажанова М.В., Исаев А.П. и др. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся / Под общ. ред. А.П. Исаева. Челябинск, 1999, с. 151 - 158.
27. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно¬педагогический аспект. Книга для педагога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011. - 624с. (Серия «Библиотека учителя»).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ