Введение
Глава 1. Президент в системе конституционных органов государственной власти
1.1.Президент - глава государства
1.2.Президент и законодательная власть в Российской Федерации.
Правовые акты Президента РФ
1.3.Президент и исполнительная власть в Российской Федерации
Глава 2. Конституционно-правовой статус Президента РФ
2.1.Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ
2.2.Полномочия главы государства: классификация и правовое
закрепление
2.3.Прекращение обязанностей Президента РФ
2.4.Ответственность Президента Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, поэтому его конституционно-правовой статус требует тщательного изучения с целью выявления существующих проблем и внесения соответствующих предложений по их устранению. Так, на сегодняшний день требуется проработка вопросов о значении и содержании конституционных норм, посвященных Президенту РФ. 15 января 2020 г. в послании Федеральному Собранию РФ Президента России В.В. Путиным были предложены поправки в Основной закон страны - Конституцию РФ, в частности они касались и взаимоотношений главы государства, парламента и правительства.
Так, Президент РФ предложил поправку, согласно которой Г осударственная Дума РФ в дальнейшем сможет самостоятельно утверждать кандидатуру Председателя Правительства и министров. Также после внесения поправок Президент сможет через Конституционный суд блокировать законопроект, который принимается любым уровнем власти. Судей, как Конституционного, так и Верховного суда он сможет отправлять в отставку через голосование в Совете Федерации РФ. В.В. Путиным было предложено, верхнюю палату дополнительно наделить правом назначения региональных прокуроров по представлению главы государства.
Таким образом, Россию ждут серьезные изменения, в частности и в политической системе. Так, должна повыситься роль и значение страны в целом, роль и значение Государственной Думы РФ, парламентских партий, самостоятельность и ответственность Председателя Правительства и членов кабинета, станет более эффективным, содержательным взаимодействие между главой государства, законодательной и исполнительной ветвями власти.
Стоит отметить, что особый статус Президента РФ определяется тем, что он не включается в состав конкретной ветви власти (законодательной, исполнительной или судебной). Содержание роли Президента России определено в ст. 80 Конституции РФ, в соответствии с которой он выступает в качестве гаранта российской Конституции РФ, целостности, суверенитета и независимости российского государства, координатора функционирования органов государственного управления и представителя России на территории страны и в системе международного взаимодействия.
В соответствии с требованиями Конституции России Президент страны наделяется широким составом полномочий в системе государственного регулирования, управления.
Глава страны обеспечивает формирование внешней и внутренней политики, оказывает влияние на функционирование Правительства и всех органов государственного управления. Нормативные акты, издаваемые Президентом России, имеют обязательную силу, нацелены на беспрекословное исполнение на всей территории страны.
Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления Президентом РФ как главой государства возложенных на него полномочий.
Предметом исследования являются конституционные нормы, которые закрепляют статус Президента Российской Федерации и процесс реализации его полномочий при взаимодействии с органами государственной власти в современной России.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- провести анализ правового положения Президента Российской Федерации в системе конституционных органов государственной власти;
-исследовать процедуру избрания и вступления в должность Президента РФ, требования к кандидату;
-рассмотреть полномочия главы государства и порядок прекращения его обязанностей;
-определить возможности наступления юридической
ответственности Президента РФ.
При проведении исследования главным образом использовались общенаучные и частные методы познания, а именно: сравнительно-правовой, формально-логический и технико-юридический.
Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы подготовить предложения для законодательного усовершенствования отдельных положений и норм, регулирующих институт Президента Российской Федерации, возникающие правоотношения по поводу его функционирования.
Исследовательской базой при подготовке работы явились следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ», Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», материалы высших судебных органов: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 N 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия», значительный круг научной литературы, среди которых работы по государственному праву, по теории и истории государства и права С.С. Алексеева, Г. В. Атаманчука, А. К. Васильева, Б.Н. Габричидзе, В. Н. Кудрявцева, Б. М. Лазарева, Г.В. Мальцева.
Большое внимание уделено Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», который может вступить в силу в случае одобрения изменений общероссийским голосованием.
Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие положения и выводы, выносимые автором на защиту и обладающие элементами научной новизны:
-обоснована необходимость принятия ФКЗ «О Президенте РФ», в котором следует систематизировать по сферам деятельности все его полномочия, отраженные на текущий момент в разрозненных нормативных правовых актах;
-в настоящее время существуют проблемы реализации процедуры
отрешения от должности Президента РФ, которые связаны с тем, что в предложении о выдвижении обвинения против Президента РФ должны быть указаны признаки преступления, но Государственная Дума РФ не обладает оперативно-розыскными полномочиями, что в свою очередь усложняет ее работу по установлению признаков преступления. Остается открытым вопрос о том, каким образом Государственная Дума должна обнаружить признаки преступления в деятельности Президента, не проводя при этом никаких
расследований. По итогам анализа действующего законодательства необходимо Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ» от 27.12.2005 N 196-ФЗ оспорить в судебном порядке, необходимо признать неконституционной норму об ограничении на проведение такого расследования в отношении главы государства. И только в этом случае возможность отрешения от должности не будет считаться полной фикцией;
-проблема санкций за нарушения Президентом РФ конституционноправовых норм и механизм их применения сегодня почти не разработан. Поэтому их набор должен быть более разнообразным, предусматривающий, например, предупреждение. Это позволит избежать применения крайней меры: отрешение Президента РФ от должности.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Первая глава рассматривает конституционно-правовое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, в т. ч. раскрывает содержание и особенности понятия Президент РФ, исследует взаимодействие Президента РФ с законодательными и исполнительными органами государственной власти.
Вторая глава посвящена порядку избрания и вступления в должность Президента РФ, его полномочиям: классификации и правовому закреплению, а также положениям об основаниях прекращения обязанностей главы государства, и об его ответственности.
Заключение содержит выводы о проделанной работе.
Анализируя нормативно-правовые акты, учебную литературу, а также судебную практику, можно сделать вывод о том, что конституционный статус Президента РФ определен тем, что глава государства не относится ни к одной ветви власти. Содержание роли Президента РФ определено в ст. 80 Конституции РФ, в соответствии с которой он выступает в качестве гаранта российской Конституции, целостности, суверенитета и независимости государства, координатора функционирования органов государственного управления и представителя России на территории страны и в системе международного взаимодействия.
На сегодняшний день в РФ осуществляется конституционная реформа, которая затрагивает в частности и взаимоотношения между главой государства, Парламентом и Правительством РФ.
Рассматривая взаимоотношения между Президентом и Парламентом, стоит отметить, что глава государства обладает правом законодательной инициативы, в том числе и по вопросам пересмотра Конституции РФ. Так, после послания Президента РФ от 15 января 2020 г. в Конституцию РФ было предложено внести поправки относительно того, что глава государства передаст свои полномочия по избранию (утверждению) на должность премьер-министра и членов Правительства Государственной Думе, наделит Совет Федерации правом освобождать судей от должности, а также даст Конституционному суду полномочия по запросу Президента проверять конституционность законов до их подписания.
Анализируя предложение Президента относительно передачи своих полномочий по избранию членов Правительства РФ, хочется отметить, что, наверное, не стоит всерьез воспринимать расширение таких полномочий, поскольку трудно себе представить российских парламентариев, которые не пошли бы навстречу мнению главы государства, кто должен быть премьером, кто вице-премьером, а кто министром.
Внесенные Президентом РФ поправки в Конституцию затрагивают и формирование Правительства, такая процедура становится более объемной: вице-премьеры и не силовые министры будут утверждаться Госдумой по представлению председателя правительства, а силовые — Президентом после консультаций с Советом Федерации. Если появится возможность ухода в отставку отдельно премьер-министра, можно будет провести его замену, не запуская заново цикл объемных процедур переутверждения правительства. С точки зрения набора полномочий фигура председателя правительства не ослабляется, но отставка премьера становится отдельной и более простой политической процедурой, усиливается вероятность частых увольнений глав кабинета. Предложенные изменения также потребуют внесения поправок в закон о правительстве, где новые процедуры должны быть описаны более четко, поскольку сегодня правительство по закону функционирует как коллегиальный орган, что не предполагает возможности отдельной отставки главы кабинета.
Исследуя порядок избрания и вступления в должность Президента РФ стоит отметить, что после внесенного законопроекта в Государственную Думу о поправках в Конституцию, сам процесс избрания и вступления в должность не поменяется, изменения будут касаться критериев к кандидатам, а именно увеличится ценз оседлости до двадцати пяти лет, обязательным условием станет отсутствие иностранного гражданства, как в момент регистрации кандидата в Президенты, так и в его прошлом.
Говоря о полномочиях Президента, следует указать на то, что классифицировать их следует исходя из специфики предметов компетенции, взаимоотношений с иными органами власти.
Сегодня в период конституционной реформы, полномочия главы государства претерпевают изменения, так самую серьезную корректировку должна претерпеть ст. 83 Конституции РФ, где перечислены полномочия Президента: в ней появится семь новых пунктов, а три действующих будут изложены в новой редакции. Среди новых норм - право главы государства формировать Госсовет, создающийся для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития страны. До сих пор эти функции считались прерогативой Президента, а соответствующие пункты содержатся в ст. 80, менять которую Путин не предлагает.
При этом в поправках отсутствует оговорка о том, что Президент не только формирует, но и возглавляет Госсовет (как, например, Совет безопасности).
Прекращение обязанностей главы государства РФ в недобровольной форме сегодня, исходя из анализа законодательства, невозможно, поскольку, например, говоря об импичменте Президента, процедура прописана очень сложно, деятельность Президента РФ не подлежит парламентскому расследованию. Непонятно, каким образом Государственная Дума должна обнаружить признаки преступного деяния в деятельности Президента, не проводя при этом никаких расследований. Именно поэтому Закон о парламентском расследовании стоит оспорить в судебном порядке, а именно нужно признать неконституционной норму об ограничении на проведение такого расследования в отношении главы государства. И только в этом случае возможность отрешения от должности не будет считаться полной фикцией.
Говоря об ответственности Президента РФ, стоит подчеркнуть, что в законодательстве предусмотрен лишь один вид конституционно-правовой ответственности Президента РФ - это отрешение его от должности. Но при нынешних обстоятельствах, как было уже отмечено выше, такая процедура практически невозможна как из-за проблем в определении круга оснований импичмента, так и из-за громоздкости самой процедуры и ее ограниченности 3 месяцами с момента выдвижения обвинения.
Проблема санкций за нарушение Президентом конституционно- правовых норм и механизм их применения почти не разработаны. Набор санкций должен быть более разнообразным, сами санкции более гибкими, предусматривающими, например, такие меры, как предупреждение, что позволит в необходимых случаях избежать применения такой крайней меры, как отрешение Президента от должности.
Исследуя юридическую ответственность главы государства, стоит отметить, что он может выступать в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным. Он может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях нарушения изданным им актом прав и законных имущественных интересов граждан - физических лиц и различных объединений и организаций - юридических лиц.
1.Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т.1 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2014. - 864 с.
2.Агузаров Т.К., Грачева Ю.В., Чучаев А.И. Уголовно-правовая охрана Президента Российской Федерации // Lex Russica. - М.: Изд-во МГЮА, 2015, № 9. - С. 60-72.
3.Алексеев Д.Ю. Выборы Президента России-2018: итоги и перспективы // Известия Восточного института. 2018. №2 (38). С. 113 - 121.
4.Аминов И.Р. О фундаменте национальной безопасности России // Вестник Башкирского института социальных технологий. Серия «Юриспруденция». — 2015. — № 2 (27) C. 56-62.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Норма-Инфра-М, 2015. 768 с.
6.Борисов Н.А. Досрочное прекращение полномочий Президента на постсоветском пространстве: конституционные правила и политическая реальность // Полит. наука. 2019. №4. С. 68 - 104.
7.Борисов Н.А. Учреждение института Президента России: правила игры в условиях неопределенности // ARS ADMINISTRANDI. 2016. C. 22 - 44.
8.Будаев А.М. Президент и Председатель Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти России // Актуальные проблемы российского права. 2019. №1 (98). - С. 45 - 65.
9.Ваньков А.В. Правотворчество Президента США в сопоставлении с отдельными аспектами правотворчества Президента Российской федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. №6 (61). - С. 14 - 18.
10.Гаврилова М.В. Торжественная церемония вступления в должность Президента РФ как коммуникативное событие // Политическая лингвистика. 2018. №4. - С. 10 -19.
11.Ефимов Д.А., Аминов И.Р. Проблемы взаимоотношения законодательной и президентской власти в России // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки- Веди, 2015. — С. 31-34.
12.Закон РСФСР от 24.04.1991 N 1098-1 «О Президенте РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - N 17. - Ст. 512.
13.Закон РСФСР от 24.04.1991 N 1096-1 «О Выборах Президента РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991/ - N 17. - Ст. 510.
14.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - N 11. - Ст. 1416.
15.Ильин В.А., Морев М.В. Что оставит В. Путин своему преемнику в 2024 году? // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. №1. - С. 9 - 31...