Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Особенности лыжной подготовки: средства, методы, контроль 10
1.1. Сущность и содержание специальной физической подготовки лыжников-гонщиков 10
1.2. Средства и методы тренировки лыжников-гонщиков 16
1.3. Оценка уровня специальной физической подготовки лыжника-гонщика 21
ГЛАВА 2. Методика и организация исследования 26
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Спортивные успехи лыжников показывают, что для достижения высоких результатов необходимы не только хорошие функциональные данные, но и высокий уровень специальной физической подготовленности, так как она является фундаментом, на котором строится мастерство спортсмена.
Непрерывный рост спортивных результатов приводит к необходимости поиска рациональной системы тренировки. По мнению Бутина И.М. [3], «...управление тренировочным процессом невозможно без точного знания факторов, определяющих специальную физическую подготовку, так как недостатки в построении учебно-тренировочного процесса отрицательно сказываются на росте спортивных результатов».
Согласен с данным утверждением Матвеев Л.П. [19], который пишет: «Управление тренировочным процессом становится делом все более сложным и требует срочной, объективной информации о динамике специальной физической подготовки. Поэтому специальная физическая подготовка и ее изменения были и продолжают оставаться предметом исследования в спортивной практике и до сих пор привлекают внимание тренеров, физиологов, педагогов, спортсменов».
По мнению Раменской Т.И.[28], Шапошниковой В.И.[35], Платонова В.Н.[25], наибольший процент средств общей физической подготовки приходится на начало подготовительного периода.
В учебнике «Проблема периодизации спортивной тренировки» [19] Матвеев Л.П. обращает особое внимание на то, что «.во второй половине подготовительного периода нарастает удельный вес использования средств специальной физической подготовки, которым в основном периоде уделяется главное внимание». Следовательно, использование средств общей физической подготовки в основном периоде отодвигается на второй план.
Следует заметить, что соотношение применения этих средств не было стабильным и менялось на различных этапах развития лыжного спорта. Так, согласно данным исследований Масленникова И.Б. и Капланского В.Е. [21], «...в 60-70-е годы общая физическая подготовка в подготовительном периоде занимала от 65 до 80%, тогда как специальной физической подготовке уделялось от 13 до 18%». Значит, остальное время распределялось на техническую и тактическую подготовку.
В настоящее время соотношение распределения средств ОФП и СФП значительно изменилось и колеблется по данным разных литературных источников в соотношении от 60-70% до 30-40% [4,12,14,18].
Среди некоторой части тренеров существуют разногласия в вопросе выбора средств, применяемых в лыжном спорте. Одни специалисты считают, что следует уменьшить время, отводимое беговым упражнениям и, соответственно, увеличить объем имитационных упражнений. Другие же, наоборот, подчеркивают, что бег является одним из главных средств тренировки, особенно, в подготовительном периоде.
По мнению Донского Д.Д., Маркова Г.П., Нечунаева И.П. [7,18,22], преимущество бега заключается в том, что он позволяет увеличивать темп и варьировать интенсивность работы, то есть, тренироваться с большей скоростью и частотой, чем это возможно при тренировке на снегу.
Объективное решение этого вопроса требует специальных исследований. Имитационные упражнения, роликовые коньки очень полезны, с точки зрения координации движений, подготовки определенных мышечных групп и должны занять определенное место в тренировке, но они не позволяют значительно увеличивать темп работы.
На взгляд Шапошниковой В.И. [35] : «У беговых упражнений, в этом смысле, исключительно широкие возможности: частая смена темпа бега способствует совершенствованию дыхательных и других функций организма, способствует лучшей приспособляемости к работе в постоянно изменяющихся условиях местности и скольжения».
Известно, что на первом этапе подготовительного периода спортсменами-лыжниками широко используются бег, игры, велопрогулки, гребля, плавание, легкая атлетика, кроссы по пересеченной местности. Также, следует заметить, что специальные упражнения теперь используются в тренировочном процессе уже с первого этапа подготовительного периода. На втором этапе подготовительного периода лыжники, по мере возможности (учитывая условия погоды), стремятся сохранить разнообразие применяемых тренировочных средств.
Так, по мнению Баталова А.Г [31], «...среди большого разнообразия средств общей физической подготовки особого внимания заслуживают бег, ходьба, игры, плавание и некоторые другие».
Остановимся более подробно на использовании этих средств. Барчуков И.С. [2] уверен, что «.бег необходимо применять круглогодично, но особенно большое значение он приобретает в подготовительном периоде».
Известно, что с помощью упражнений на роликовых коньках можно успешно работать над устранением недостатков в технике и совершенствовать технику всех способов лыжных ходов. В то же время, Раменской Т.И. [27] установлено, что «.при ходьбе на роликовых коньках попеременным двухшажным ходом средняя скорость передвижения спортсменами на 10-15% больше, чем при ходьбе на лыжах».
Это положение следует учитывать и не слишком увлекаться роликовыми коньками, особенно в ущерб упражнениям, направленным на развитие скорости.
Таким образом, анализ специальной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема планирования спортивной подготовки в лыжном спорте изучена недостаточно. Сведения, имеющиеся в доступных нам трудах специалистов в области лыжного спорта, неполны и зачастую противоречивы.
Учитывая вышесказанное, целью бакалаврской работы является совершенствование спортивной подготовки лыжниц-гонщиц.
Гипотеза исследования. Предполагается, что в результате проведенного исследования будут выявлены наиболее оптимальные соотношения средств физической подготовки лыжников, что позволит повысить их спортивный результат.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс в лыжном спорте.
Предмет исследования - соотношение средств общей и специальной физической подготовки в подготовительном периоде годичного цикла в лыжном спорте.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности специальной физической подготовки в лыжном спорте по данным специальной литературы.
2. Исследовать динамику развития физических качеств у лыжниц 1-го разряда в течение подготовительного периода годичного цикла спортивной тренировки.
3. Изучить влияние различных соотношений средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП), применяемых в подготовительном периоде спортивной тренировки в лыжном спорте, на уровень физической подготовленности спортсменов и на их спортивный результат.
4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию учебно-тренировочного процесса спортсменок-лыжниц на подготовительном этапе годичного цикла спортивной тренировки.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогические контрольные испытания.
5. Методы математической статистики.
Новизна исследования. В результате педагогического эксперимента было выявлено наиболее оптимальное соотношение средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП), рекомендуемых к применению в подготовительном периоде спортивной тренировки лыжниц 1-го спортивного разряда.
Практическая значимость. Результаты исследований, полученные в работе, могут быть использованы в тренировочном процессе лыжников разного уровня подготовленности.
1. Уровень развития ведущих качеств лыжниц 1 разряда повышается по отношению к начальному, но прирост зависит от тренированности спортсмена. Чем выше уровень тренированности, тем лучше развиты ведущие физические качества.
2. Соотношение объемов ОФП и СФП влияет на подготовленность спортсмена: чем квалификация спортсменов выше, тем больше времени нужно уделять специальной физической подготовке. Иначе возникнет «плато» в развитии ведущих физических качеств, спортивных результатах и технической подготовленности.
3. В летнем подготовительном периоде рекомендуется использовать следующие средства СФП: имитацию на месте, в движении, с предметами, прыжковую имитацию, лыжероллеры.
4. Характеризуя основные средства специальной физической подготовки, из всего многообразия спортивных упражнений предпочтение отдается использованию легких лыжероллеров, передвижению по искусственной лыжне с различными покрытиями и имитации (шаговыми и прыжковыми).
5. В исследовании установлено, что техника передвижения по искусственной лыжне имеет большое сходство с движениями лыжника - гонщика на снегу. Различие в характеристиках двигательных параметров отражает лишь некоторые особенности механизма скользящего шага и зависит от поверхности покрытия лыжни, которая может быть изменена за счет смазывающих материалов и эмульсий (мыло, порошковый раствор и т.д.).
6. Важным средством, приближенным к лыжам на снегу, являются легкие лыжероллеры, которые прекрасно готовят опорно-двигательный аппарат к хорошим и отличным условиям скольжения, а также способствуют развитию высокой частоты движений (без чего невозможно обойтись на гололедных трассах).
7. Шаговая и прыжковая имитация больше отражает форму движений лыжника, но существенно отличается по содержанию. Применение прыжковой и шаговой имитации в подъемы крутизной 10-12 градусов (для прыжковой) и свыше 15 градусов (для шаговой) полностью соответствуют структуре передвижения на лыжах по снегу. На долю специальных средств в подготовительном периоде необходимо планировать около 40% всей нагрузки. Для спортсменов, имеющих те или иные недостатки в развитии конкретного физического качества, соотношение применения этих средств может меняться.
Исходя из полученных в исследовании данных, нами разработаны следующие практические рекомендации:
1. Основными имитационными упражнениями лыжника-гонщика в подготовительном периоде должны служить «имитация» с палками в гору и «шаговая имитация», главными задачами которых являются: функциональная подготовка, развитие силы мышц и отработка ритмовой структуры движений, тесно связанной с экономичностью движений.
2. Существенную роль в управлении тренировочным процессом должен играть выбор тренировочных кругов, причем, при современных объемах и интенсивности тренировок проводить занятия на неподготовленных трассах невозможно - грунт на них должен быть мягким (посыпанный опилками), круги должны выбираться на длительное время.
3. Длину подъемов необходимо делать различной, но не более 200-250 м, так как при большей протяженности дистанции значительно снижается скорость ее прохождения.
4. Рекомендуем в августе-сентябре проводить 5-6 тренировок в неделю; в километрах, пройденных в имитации с палками, - 20-25 км. В тренировках следует менять скорость прохождения подъемов, включая (1 раз в неделю) преодоление некоторых подъемов с максимальной скоростью.
5. Бег в тренировке лыжника-гонщика следует применять:
• в процессе передвижения по тренировочным кругам между подъемами, которые преодолеваются в имитации с палками, а также при смешанном передвижении (в сочетании с ходьбой);
• в чистом виде по пересеченной местности (1 раз в неделю);
• в утренней зарядке, разминке и т. д;
6. Ходьбу (обыкновенную и спортивную) нужно применять в длительных тренировках, в сочетании с бегом. Два раза в неделю в тренировочные занятия рекомендуется включать быструю ходьбу для выработки умения передвигаться с высокой частотой шагов.
7. Многоскоки необходимо применять с меньшей нагрузкой (2-3 раза в неделю). Для развития умения мощно отталкиваться на высокой скорости рекомендуется выполнять прыжки с разбега, для развития силы мышц ног - прыжки (с большей длиной шага) в подъемы различной крутизны.
8. В начале подготовительного периода рекомендуем применять лыжероллеры (2-3 раза в неделю, причем, одна тренировка длится 30-45 мин). Легкие лыжероллеры, которые более эффективны на высокой скорости передвижения, а также искусственную лыжню, требующую значительной физической подготовки, следует применять несколько позже, то есть в завершение подготовительного периода.
9. Сочетание специальных средств физической подготовки обеспечивает тренировку в различных условиях скольжения (чего не дает каждое средство в отдельности), несмотря на то, что они сопровождаются значительными изменениями в структуре отталкиваний и ритме передвижения. Это внесет также необходимое разнообразие в тренировки без изменения режима работы, которая будет близкой к лыжам.
10. Применение лыжероллеров окажется более эффективным, если занятия на них проводить по специальным асфальтовым дорожкам, проложенным по местности, так как тренировки по шоссе, во-первых, небезопасны, а во-вторых, по профилю мало похожи на лыжные трассы.
11. Тренировка на лыжероллерах позволяет совершенствовать технику движений и готовит мышечную систему к хорошим условиям скольжения. Имитационные упражнения развивают мышечные группы, которые несут основную нагрузку в лыжных гонках.
1. Аграновский М.А. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 2000. • С.12-23.
2. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник. - М.: Советский спорт, 2013.-С.140-146
3. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М.: Академия, 2000. - С.96-102.
4. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. - К: Здоровье, 2011.- С.22-29.
5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. • М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136с.
6. Добрынин И.М., Жданкина Е.Ф. Лыжная подготовка студентов в вузе: учебное пособие. - М.: Владос, 2015. - С.44-48.
7. Донской Д.Д. Специальные упражнения лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - С.55-60.
8. Железняк Ю.Д. Профессионально-физкультурное спортивное совершенствование. - М.: Академия, 2002.- С.85-114.
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2010.- С. 158-167.
10. Ермаков Е.Е. Техника лыжных ходов: учебное пособие. - Смоленск: ИФКиС, 2015. - С.18-22.
11. Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Левочкина О.Е., Кузнецов В.Н., Алехина С.В. Лыжные гонки. - М.: Советский спорт, 2005. - С.105-110.
12. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2016.- С.72-81.
13. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000.-С.32-40.
14. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: - М.: Физическая культура, 2009. - С.211-218.
15. Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков. - М.: Физкультура и спорт, 3-е изд. доп. и перераб., 2016. - С.45-50.
...