Инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии
1.1Роль творческой деятельности обучающихся на уроках математики
1.2Традиционные и инновационные формы и методы формирования
творческой деятельности обучающихся на уроках математики
1.3Характеристика содержания темы «Прогрессии» в школьном курсе
математики
Глава 2 Методические основы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии
2.1Модель блочно-событийного погружения как метод формирования
творческой деятельности у обучающихся
2.2Технология укрупненных дидактических единиц (УДЕ) П.М.
Эрдниева обучения решению задач на арифметическую и геометрическую прогрессии
2.3Педагогический эксперимент и его результаты
Заключение
Список используемой литературы
Глава 1 Теоретические основы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии
1.1Роль творческой деятельности обучающихся на уроках математики
1.2Традиционные и инновационные формы и методы формирования
творческой деятельности обучающихся на уроках математики
1.3Характеристика содержания темы «Прогрессии» в школьном курсе
математики
Глава 2 Методические основы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии
2.1Модель блочно-событийного погружения как метод формирования
творческой деятельности у обучающихся
2.2Технология укрупненных дидактических единиц (УДЕ) П.М.
Эрдниева обучения решению задач на арифметическую и геометрическую прогрессии
2.3Педагогический эксперимент и его результаты
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. «Умственное развитие учащихся зависит от деятельности, которую они выполняют в процессе обучения, которую условно можно разделить на репродуктивную или продуктивную (творческую). Важно пробудить мыслительный процесс ученика», хотя бы иногда превращая обычные уроки в увлекательные игры или невероятные математические приключения [16].
Мы считаем, что современный учитель обязан не только обладать высокими знаниями о видах инновационных форм и методах формирования творческой деятельности учащихся, но и владеть методическими приемами их применения при изучении определенной темы из школьного курса математики.
Тема «Прогрессии» встречается в курсе алгебры 9 класса основной школы и изучается обособлено, не связана с другими разделами школьной программы по математике [2, 3]. Задачи по данной теме предлагаются на государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ (задание №12), ЕГЭ (базовый уровень - задание №20, профильный уровень - задание №11) [46, 47, 59].
Из-за обособленности изучения данной темы, решение задач на прогрессии часто вызывает трудности у обучающихся, что значительно понижает их познавательный интерес к изучению математики. При этом перед каждым педагогом встаёт цель - решить сложившуюся педагогическую проблему, поскольку прогрессии также имеют практическую значимость в жизни человека. Понятия арифметической и геометрической прогрессии, основные формулы, связанные с ними часто используются для решения некоторых задач по физике, геометрии, биологии, химии, экономике, строительному делу.
Таким образом, большая значимость темы «прогрессии» в математике, прикладных науках и жизни человека, а также проблемы, возникающие у педагога при обучении этой теме учащихся, демонстрирует всю актуальность темы исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречием между необходимостью формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии и недостаточным использованием на уроках инновационных форм и методов, ориентированных на её формирование.
Проблема исследования состоит в выявлении особенностей применения инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
Объект исследования: процесс обучения математике в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика формирования творческой
деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе с использованием инновационных форм и методов.
Цель исследования: выявить особенности применения инновационных форм и методов формирования при обучении школьников приемам творческой деятельности при обучении теме «Прогрессии».
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если при обучении школьников приемам творческой деятельности по теме «Прогрессии» использовать инновационные формы и методы, то это будет способствовать достижению школьниками результатов обучения по данной теме на базовом и профильном уровнях в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1.Изучить традиционные виды форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся на уроках математики.
2.Изучить инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся на уроках математики.
3.Выявить особенности темы «Прогрессии» в школьном курсе математики и особенности применения инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
4.Составить систему задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся
5.Составить методические рекомендации по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
6.Сформулировать результаты педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили работы И.В. Егорченко [14], М.А. Родионова [48].
Базовыми для настоящего исследования явились также: работы Л.И. Токаревой [54]; Л.Р. Шакировой и М.В. Фалилеевой [64].
Для решения задач будут использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики.
Основные этапы исследования:
1семестр (2019/20уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы.
2семестр (2019/20уч.г.): определение теоретических основ
формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии;
3семестр (2020/21 уч.г.): определение методических основ
формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии; составление системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся, а также методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов
формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
4семестр (2020/21 уч.г.): оформление магистерской диссертации,
корректировка ранее подготовленного материала, уточнение
методологического аппарата исследования, представление результатов эксперимента, формулировка выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: НИЛ «Школа математического развития и образования - 5+» Тольяттинского
государственного университета, МБУ «Школа № 59». г.о. Тольятти.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём обоснована целесообразность использования инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены и теоретически обоснованы особенности применения инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии; в составлении системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивались: сочетанием как теоретических, так и практических методов диссертационного исследования, анализом личного опыта работы в общеобразовательной школе в период производственной практики (педагогической практики).
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении теоретических и методических основ использования формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии; анализе опыта работы учителей; в разработке системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся, а также методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
Апробация результатов исследования была осуществлена путём выступлений на: научно-исследовательском семинаре преподавателей, аспирантов и студентов кафедры; на научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ»: (Тольятти, апрель - май 2020, 2021 г.).
Экспериментальная проверка разработанных системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся, а также методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии была осуществлена в период практик на базе математической школы при ТГУ, а также в МБУ «Школа № 59» г.о. Тольятти (в качестве учителя математики).
Основные результаты исследования отражены в одной публикации [16].
На защиту выносятся:
1.Методические рекомендации по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
2.Система задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 5 рисунков, 10 таблиц, список используемой литературы (76 источников). Основной текст работы изложен на 85 страницах.
Мы считаем, что современный учитель обязан не только обладать высокими знаниями о видах инновационных форм и методах формирования творческой деятельности учащихся, но и владеть методическими приемами их применения при изучении определенной темы из школьного курса математики.
Тема «Прогрессии» встречается в курсе алгебры 9 класса основной школы и изучается обособлено, не связана с другими разделами школьной программы по математике [2, 3]. Задачи по данной теме предлагаются на государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ (задание №12), ЕГЭ (базовый уровень - задание №20, профильный уровень - задание №11) [46, 47, 59].
Из-за обособленности изучения данной темы, решение задач на прогрессии часто вызывает трудности у обучающихся, что значительно понижает их познавательный интерес к изучению математики. При этом перед каждым педагогом встаёт цель - решить сложившуюся педагогическую проблему, поскольку прогрессии также имеют практическую значимость в жизни человека. Понятия арифметической и геометрической прогрессии, основные формулы, связанные с ними часто используются для решения некоторых задач по физике, геометрии, биологии, химии, экономике, строительному делу.
Таким образом, большая значимость темы «прогрессии» в математике, прикладных науках и жизни человека, а также проблемы, возникающие у педагога при обучении этой теме учащихся, демонстрирует всю актуальность темы исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречием между необходимостью формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии и недостаточным использованием на уроках инновационных форм и методов, ориентированных на её формирование.
Проблема исследования состоит в выявлении особенностей применения инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
Объект исследования: процесс обучения математике в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика формирования творческой
деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе с использованием инновационных форм и методов.
Цель исследования: выявить особенности применения инновационных форм и методов формирования при обучении школьников приемам творческой деятельности при обучении теме «Прогрессии».
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если при обучении школьников приемам творческой деятельности по теме «Прогрессии» использовать инновационные формы и методы, то это будет способствовать достижению школьниками результатов обучения по данной теме на базовом и профильном уровнях в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1.Изучить традиционные виды форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся на уроках математики.
2.Изучить инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся на уроках математики.
3.Выявить особенности темы «Прогрессии» в школьном курсе математики и особенности применения инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
4.Составить систему задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся
5.Составить методические рекомендации по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
6.Сформулировать результаты педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили работы И.В. Егорченко [14], М.А. Родионова [48].
Базовыми для настоящего исследования явились также: работы Л.И. Токаревой [54]; Л.Р. Шакировой и М.В. Фалилеевой [64].
Для решения задач будут использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики.
Основные этапы исследования:
1семестр (2019/20уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы.
2семестр (2019/20уч.г.): определение теоретических основ
формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии;
3семестр (2020/21 уч.г.): определение методических основ
формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии; составление системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся, а также методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов
формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
4семестр (2020/21 уч.г.): оформление магистерской диссертации,
корректировка ранее подготовленного материала, уточнение
методологического аппарата исследования, представление результатов эксперимента, формулировка выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: НИЛ «Школа математического развития и образования - 5+» Тольяттинского
государственного университета, МБУ «Школа № 59». г.о. Тольятти.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём обоснована целесообразность использования инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены и теоретически обоснованы особенности применения инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии; в составлении системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивались: сочетанием как теоретических, так и практических методов диссертационного исследования, анализом личного опыта работы в общеобразовательной школе в период производственной практики (педагогической практики).
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении теоретических и методических основ использования формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии; анализе опыта работы учителей; в разработке системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся, а также методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
Апробация результатов исследования была осуществлена путём выступлений на: научно-исследовательском семинаре преподавателей, аспирантов и студентов кафедры; на научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ»: (Тольятти, апрель - май 2020, 2021 г.).
Экспериментальная проверка разработанных системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся, а также методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии была осуществлена в период практик на базе математической школы при ТГУ, а также в МБУ «Школа № 59» г.о. Тольятти (в качестве учителя математики).
Основные результаты исследования отражены в одной публикации [16].
На защиту выносятся:
1.Методические рекомендации по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
2.Система задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 5 рисунков, 10 таблиц, список используемой литературы (76 источников). Основной текст работы изложен на 85 страницах.
Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведённого исследования.
1.Исследована роль творческой деятельности обучающихся на уроках математики.
2.Исследованы традиционные и инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся на уроках в общеобразовательной школе.
3.Выявлены основные цели и задачи обучения теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в курсе математики основной школы, требования к математической подготовке обучающихся.
4.Выполнен сравнительный анализ содержания теоретического и задачного материала по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в учебниках алгебры основной школы различных авторов. Выделены основные виды задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
5.Выполнено конструирование уроков по модели блочно-событийного погружения (БСП) в качестве инновационной формы и метода формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе.
6.Разработан методический проект по теме «Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии» в рамках технологии УДЕ П.М. Эрдниева.
7.Проведен обучающий этап педагогического эксперимента, который выявил эффективность применения рассмотренных инновационных форм и методов обучения решению задач на прогрессии и влияние творческой деятельности учащихся на результаты обучения.
Всё это даёт основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.
1.Исследована роль творческой деятельности обучающихся на уроках математики.
2.Исследованы традиционные и инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся на уроках в общеобразовательной школе.
3.Выявлены основные цели и задачи обучения теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в курсе математики основной школы, требования к математической подготовке обучающихся.
4.Выполнен сравнительный анализ содержания теоретического и задачного материала по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в учебниках алгебры основной школы различных авторов. Выделены основные виды задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
5.Выполнено конструирование уроков по модели блочно-событийного погружения (БСП) в качестве инновационной формы и метода формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе.
6.Разработан методический проект по теме «Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии» в рамках технологии УДЕ П.М. Эрдниева.
7.Проведен обучающий этап педагогического эксперимента, который выявил эффективность применения рассмотренных инновационных форм и методов обучения решению задач на прогрессии и влияние творческой деятельности учащихся на результаты обучения.
Всё это даёт основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.
Подобные работы
- Инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018 - Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Педагогические условия формирования эколого-географической культуры учащихся 9-11 классов на уроках географии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения английскому языку в школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017





