Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии
1.1Роль творческой деятельности обучающихся на уроках математики
1.2Традиционные и инновационные формы и методы формирования
творческой деятельности обучающихся на уроках математики
1.3Характеристика содержания темы «Прогрессии» в школьном курсе
математики
Глава 2 Методические основы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии
2.1Модель блочно-событийного погружения как метод формирования
творческой деятельности у обучающихся
2.2Технология укрупненных дидактических единиц (УДЕ) П.М.
Эрдниева обучения решению задач на арифметическую и геометрическую прогрессии
2.3Педагогический эксперимент и его результаты
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. «Умственное развитие учащихся зависит от деятельности, которую они выполняют в процессе обучения, которую условно можно разделить на репродуктивную или продуктивную (творческую). Важно пробудить мыслительный процесс ученика», хотя бы иногда превращая обычные уроки в увлекательные игры или невероятные математические приключения [16].
Мы считаем, что современный учитель обязан не только обладать высокими знаниями о видах инновационных форм и методах формирования творческой деятельности учащихся, но и владеть методическими приемами их применения при изучении определенной темы из школьного курса математики.
Тема «Прогрессии» встречается в курсе алгебры 9 класса основной школы и изучается обособлено, не связана с другими разделами школьной программы по математике [2, 3]. Задачи по данной теме предлагаются на государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ (задание №12), ЕГЭ (базовый уровень - задание №20, профильный уровень - задание №11) [46, 47, 59].
Из-за обособленности изучения данной темы, решение задач на прогрессии часто вызывает трудности у обучающихся, что значительно понижает их познавательный интерес к изучению математики. При этом перед каждым педагогом встаёт цель - решить сложившуюся педагогическую проблему, поскольку прогрессии также имеют практическую значимость в жизни человека. Понятия арифметической и геометрической прогрессии, основные формулы, связанные с ними часто используются для решения некоторых задач по физике, геометрии, биологии, химии, экономике, строительному делу.
Таким образом, большая значимость темы «прогрессии» в математике, прикладных науках и жизни человека, а также проблемы, возникающие у педагога при обучении этой теме учащихся, демонстрирует всю актуальность темы исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречием между необходимостью формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии и недостаточным использованием на уроках инновационных форм и методов, ориентированных на её формирование.
Проблема исследования состоит в выявлении особенностей применения инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
Объект исследования: процесс обучения математике в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика формирования творческой
деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе с использованием инновационных форм и методов.
Цель исследования: выявить особенности применения инновационных форм и методов формирования при обучении школьников приемам творческой деятельности при обучении теме «Прогрессии».
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если при обучении школьников приемам творческой деятельности по теме «Прогрессии» использовать инновационные формы и методы, то это будет способствовать достижению школьниками результатов обучения по данной теме на базовом и профильном уровнях в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1.Изучить традиционные виды форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся на уроках математики.
2.Изучить инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся на уроках математики.
3.Выявить особенности темы «Прогрессии» в школьном курсе математики и особенности применения инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
4.Составить систему задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся
5.Составить методические рекомендации по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
6.Сформулировать результаты педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили работы И.В. Егорченко [14], М.А. Родионова [48].
Базовыми для настоящего исследования явились также: работы Л.И. Токаревой [54]; Л.Р. Шакировой и М.В. Фалилеевой [64].
Для решения задач будут использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики.
Основные этапы исследования:
1семестр (2019/20уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы.
2семестр (2019/20уч.г.): определение теоретических основ
формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии;
3семестр (2020/21 уч.г.): определение методических основ
формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии; составление системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся, а также методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов
формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
4семестр (2020/21 уч.г.): оформление магистерской диссертации,
корректировка ранее подготовленного материала, уточнение
методологического аппарата исследования, представление результатов эксперимента, формулировка выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: НИЛ «Школа математического развития и образования - 5+» Тольяттинского
государственного университета, МБУ «Школа № 59». г.о. Тольятти.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём обоснована целесообразность использования инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены и теоретически обоснованы особенности применения инновационных форм и методов формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии; в составлении системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивались: сочетанием как теоретических, так и практических методов диссертационного исследования, анализом личного опыта работы в общеобразовательной школе в период производственной практики (педагогической практики).
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении теоретических и методических основ использования формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии; анализе опыта работы учителей; в разработке системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся, а также методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
Апробация результатов исследования была осуществлена путём выступлений на: научно-исследовательском семинаре преподавателей, аспирантов и студентов кафедры; на научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ»: (Тольятти, апрель - май 2020, 2021 г.).
Экспериментальная проверка разработанных системы задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся, а также методических рекомендаций по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии была осуществлена в период практик на базе математической школы при ТГУ, а также в МБУ «Школа № 59» г.о. Тольятти (в качестве учителя математики).
Основные результаты исследования отражены в одной публикации [16].
На защиту выносятся:
1.Методические рекомендации по применению инновационных форм и методов формирования творческой деятельности учащихся при обучении решению задач на прогрессии.
2.Система задач по теме «Прогрессии» на развитие творческого потенциала учащихся.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 5 рисунков, 10 таблиц, список используемой литературы (76 источников). Основной текст работы изложен на 85 страницах.
Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведённого исследования.
1.Исследована роль творческой деятельности обучающихся на уроках математики.
2.Исследованы традиционные и инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся на уроках в общеобразовательной школе.
3.Выявлены основные цели и задачи обучения теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в курсе математики основной школы, требования к математической подготовке обучающихся.
4.Выполнен сравнительный анализ содержания теоретического и задачного материала по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в учебниках алгебры основной школы различных авторов. Выделены основные виды задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
5.Выполнено конструирование уроков по модели блочно-событийного погружения (БСП) в качестве инновационной формы и метода формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе.
6.Разработан методический проект по теме «Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии» в рамках технологии УДЕ П.М. Эрдниева.
7.Проведен обучающий этап педагогического эксперимента, который выявил эффективность применения рассмотренных инновационных форм и методов обучения решению задач на прогрессии и влияние творческой деятельности учащихся на результаты обучения.
Всё это даёт основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.
1.Алексеева Н.Н. Рекуррентные соотношения [Электронный
ресурс]. / Н.Н. Алексеева. // Юность большой Волги, сборник статей лауреатов XVIII межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи, 2016. С. 11-14. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=27235929 (дата обращения 8.05.2021).
2.Афанасьева Г.А. Использование ИКТ в педагогической деятельности учителя математики [Электронный ресурс]. / Г.А. Афанасьева, Е.В. Карелина // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 153-156. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30304962 (дата обращения 8.05.2021).
3.Бородина С.Н. Программа предметного элективного курса по математике «Эти известно-неизвестные прогрессии» [Электронный ресурс]. / С.Н. Бородина, Л.А. Лопатина. Публикация от 17.01.2011, №589241. URL: https://urok.1sept.ru/articles/589241 (дата обращения 4.06.2021).
4.Бронов С.А. Взаимосвязь дидактических единиц с тестами в контексте знаний, умений, навыков / С.А. Бронов, А.В. Мартынов, Д.С. Тесленко. - Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2017. № 20 (154). С. 433-436. URL: https://moluch.ru/archive/154/43568/ (дата обращения: 10.06.2021).
5.Бурмистрова Т.А. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т.А. Бурмистрова - 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 2014. 96 с.
6.Германова Л.М. Проектная деятельность на уроках математики
как средство развития творческого мышления учащихся основной школы [Электронный ресурс]. / Л.М. Германова. // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 3 (9). С. 85-87. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26598015 (дата обращения 8.05.2021).
7.Глейзер Г.И. История математики в школе 9-10 классов: пособие для учителей / Г.И. Глейзер. - М.: Просвещение, 1853. - 351 с.
8.Денисова С.В. Конспект урока «Арифметическая прогрессия» (9 класс) [Электронный ресурс]. Публикация от 22.02.2017, №2939. URL: https://urokimatematiki.ru/urok-arifmeticheskaya-progressiya-klass-2939.html (дата обращения 5.06.2021).
9.Депман И.Я. История арифметики. Пособие для учителей. / И.Я. Депман. М.: Просвещение, 1966. 415 с.
10.Дорофеев Г.В. Процентные вычисления. 10-11кл.: Учебно-метод. пособие / Г.В. Дорофеев, Е.А. Седова. М.: Дрофа. 2003. 144 с.: ил.
11.Дорофеев Г.В. Учебник по алгебре за 9 класс./ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович - изд. 5-е. М.: Просвещение, 2010.
12.Дорофеев С.Н. (2016) УДЕ в подготовке старшеклассников к творческой математической деятельности// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №4. C.53-57.
13.Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. М.: Институт социологии РАН, 2007. 150 с.
14.Егорченко И.В. Использование явлений реальности в обучении
математике: образовательный потенциал // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2001. №3. С. 164-169.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-yavleniy-realnosti-v-obuchenii- matematike-obrazovatelnyy-potentsial/viewer (дата обращения 2.06.2021).
15.Звавич Л.И. Алгебра. 9 класс: задачник для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.И Звавич, А.Р. Рязановский, П.В. Семенов. - 3-е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2008. 336 с.: ил...