ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, ПОПАВШИМ В ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты организации психолого-педагогической помощи
детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию 8
1.1 Психологическое сопровождение подростков, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации 8
1.2 Основные направления работы с детьми, оказавшимся в трудную
жизненную ситуацию 18
2 Эмпирическое исследование по организации психологической помощи
подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Результаты эмпирического исследования 27
2.3 Описание организации психологической помощи подросткам,
попавшим в трудные жизненные ситуации 35
2.4 Разработка рекомендаций по психологической поддержке
подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 41
Заключение 51
Список используемой литературы 55
Приложение
1 Теоретические аспекты организации психолого-педагогической помощи
детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию 8
1.1 Психологическое сопровождение подростков, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации 8
1.2 Основные направления работы с детьми, оказавшимся в трудную
жизненную ситуацию 18
2 Эмпирическое исследование по организации психологической помощи
подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Результаты эмпирического исследования 27
2.3 Описание организации психологической помощи подросткам,
попавшим в трудные жизненные ситуации 35
2.4 Разработка рекомендаций по психологической поддержке
подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 41
Заключение 51
Список используемой литературы 55
Приложение
Актуальность исследования. Рассматриваемая тема, на сегодняшний день, является достаточно актуальной, поскольку с каждым годом, число детей, оставшихся без попечения родителей, или же детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации по той или иной причине, растёт. Сегодня, если верить статистике, большинство детей, которые оказались в учреждениях социальной реабилитации, являются подростками 12-15 лет. В большинстве случаях, родителей данных подростков лишили родительских прав за невыполнение в надлежащем образе своих родительских прав. Также одной из часто встречающихся причин, по которой подростки оказываются в трудной жизненной ситуации, это жестокое обращение в семье, алкоголизм и наркомания родителей, реже от детей отказываются из-за каких-либо заболеваний, смерть родителей.
В российском законодательстве термин «трудная жизненная ситуация» трактуется как сложная ситуация, в котором оказался человек и которую он не может преодолеть самостоятельно. Речь идёт об инвалидности, сиротстве, бедности, жестоком обращении в семье и т.д.
На сегодняшний день, существуют много семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Связано это с нехваткой рабочих мест, которая приводит к повышению безработицы в стране, и, как следствие, многие семьи сталкиваются с бедностью, из которой самостоятельно выбраться не могут
Проблема. К числу важных психолого-педагогических проблем, существующих на сегодняшний день, можно смело отнести поиск новых технологий, новых возможностей, которые смогли бы обеспечить хорошую социализацию подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации, ведь, несмотря на нормативно-правовую базу, трудности с социализацией данной категории подростков, всё же остаются. Особенно важно разрешить это противоречие между признанием необходимости психолого-педагогического сопровождения данной категории детей и отсутствием технологических и педагогических условий для реализации этого процесса в учреждениях, где пребывание детей ограничено сроком от нескольких недель до полугода. В этом случае актуализируется вопрос об эффективности психолого-педагогической помощи этим детям.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы средства, обеспечивающие эффективность психолого-педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации?
Степень изученности проблемы: изучению психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, посвятили свои труды многие учёные. Так, к примеру, в научных исследованиях Г.М. Андреевой, О.С. Газмана, И.С. Кона проводится анализ разных аспектов оказания педагогической и психологической помощи подросткам, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией. Согласно трудам многих учёных, психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на то, чтобы решить вопросы с двумя основными группами трудностей социализации подростков, которые столкнулись с трудностями в жизни:
- решить проблемы, связанные с социальными трудностями (жилищно-бытовые условия, отсутствие социальных навыков, отсутствие позитивных социальных связей и, прежде всего, отсутствие позитивных жизненных планов);
- решить проблемы, которые связаны с психологическими трудностями подростков (правильно сформировать у подростков собственное «Я», научить доверять людям, помочь определиться с их будущим в плане работы, карьеры, помочь справиться с психологическими проблемами, которые имеются у подростков из- за детских травм, связанных с жестоким обращением в семье, и т.д.).
Данные проблемы достаточно подробно рассмотрены многими психологами и педагогами. Что же касается организации психологической помощи подросткам, которые столкнулись с трудностями в жизни, которые оказались в трудной жизненной ситуации, то данная сфера психологической деятельности в научной литературе изучена недостаточно и требует дальнейшего изучения и анализа.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в разработке и реализации программы психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования - психологическое сопровождение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования - психологическая помощь по развитию навыков конструктивного разрешения «трудных ситуаций» среди подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
- подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют заниженную самооценку и склонны к девиантному поведению;
- организация психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию будет эффективной, если данная помощь будет основана на индивидуальном подходе к каждому подростку, будут учитываться его возрастные и личностные особенности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- рассмотреть основные направления работы с подростками,
попавшими в трудные жизненные ситуации;
- провести эмпирическое исследование по организации психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации;
- провести интерпретацию полученных результатов исследования и разработать рекомендации по психологической поддержке подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования:
а) Теоретические (анализ и синтез научных трудов по теме исследования);
б) Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование по методикам:
- анкета «Общие сведения о детях». Цель проведения данного анкетирования заключалось в том, чтобы выявить общие сведения о подростках, принявших участие в нашем эмпирическом исследовании;
- тест «Определение самооценки по Р.В. Овчаровой». Данная методика позволяет выявить уровень развития самооценки у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. - А.Н. Орел). Данная методика позволила нам выявить уровень склонности подростков к девиантному поведению.),
в) Математическая и графическая обработка полученных эмпирических данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: при написании данной выпускной квалификационной работы выступили труды учёных: Д.О. Белякова, П.П. Блонского, О.А. Булгакова, Б.Б. Величковского, Л.С. Выготского и других.
База исследования: государственное учреждение Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин». В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 15 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Общее число участников эмпирического исследования составило 20 человек. Из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что предложенная в данной выпускной квалификационной работе программа, направленная на оказание психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, для преодоления кризисов, могут быть использованы специалистами при работе с подростками. Также в рамках данной выпускной квалификационной работы были предложены рекомендации педагогам по работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также предложены советы для родителей.
В российском законодательстве термин «трудная жизненная ситуация» трактуется как сложная ситуация, в котором оказался человек и которую он не может преодолеть самостоятельно. Речь идёт об инвалидности, сиротстве, бедности, жестоком обращении в семье и т.д.
На сегодняшний день, существуют много семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Связано это с нехваткой рабочих мест, которая приводит к повышению безработицы в стране, и, как следствие, многие семьи сталкиваются с бедностью, из которой самостоятельно выбраться не могут
Проблема. К числу важных психолого-педагогических проблем, существующих на сегодняшний день, можно смело отнести поиск новых технологий, новых возможностей, которые смогли бы обеспечить хорошую социализацию подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации, ведь, несмотря на нормативно-правовую базу, трудности с социализацией данной категории подростков, всё же остаются. Особенно важно разрешить это противоречие между признанием необходимости психолого-педагогического сопровождения данной категории детей и отсутствием технологических и педагогических условий для реализации этого процесса в учреждениях, где пребывание детей ограничено сроком от нескольких недель до полугода. В этом случае актуализируется вопрос об эффективности психолого-педагогической помощи этим детям.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы средства, обеспечивающие эффективность психолого-педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации?
Степень изученности проблемы: изучению психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, посвятили свои труды многие учёные. Так, к примеру, в научных исследованиях Г.М. Андреевой, О.С. Газмана, И.С. Кона проводится анализ разных аспектов оказания педагогической и психологической помощи подросткам, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией. Согласно трудам многих учёных, психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на то, чтобы решить вопросы с двумя основными группами трудностей социализации подростков, которые столкнулись с трудностями в жизни:
- решить проблемы, связанные с социальными трудностями (жилищно-бытовые условия, отсутствие социальных навыков, отсутствие позитивных социальных связей и, прежде всего, отсутствие позитивных жизненных планов);
- решить проблемы, которые связаны с психологическими трудностями подростков (правильно сформировать у подростков собственное «Я», научить доверять людям, помочь определиться с их будущим в плане работы, карьеры, помочь справиться с психологическими проблемами, которые имеются у подростков из- за детских травм, связанных с жестоким обращением в семье, и т.д.).
Данные проблемы достаточно подробно рассмотрены многими психологами и педагогами. Что же касается организации психологической помощи подросткам, которые столкнулись с трудностями в жизни, которые оказались в трудной жизненной ситуации, то данная сфера психологической деятельности в научной литературе изучена недостаточно и требует дальнейшего изучения и анализа.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в разработке и реализации программы психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования - психологическое сопровождение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования - психологическая помощь по развитию навыков конструктивного разрешения «трудных ситуаций» среди подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
- подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют заниженную самооценку и склонны к девиантному поведению;
- организация психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию будет эффективной, если данная помощь будет основана на индивидуальном подходе к каждому подростку, будут учитываться его возрастные и личностные особенности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- рассмотреть основные направления работы с подростками,
попавшими в трудные жизненные ситуации;
- провести эмпирическое исследование по организации психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации;
- провести интерпретацию полученных результатов исследования и разработать рекомендации по психологической поддержке подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования:
а) Теоретические (анализ и синтез научных трудов по теме исследования);
б) Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование по методикам:
- анкета «Общие сведения о детях». Цель проведения данного анкетирования заключалось в том, чтобы выявить общие сведения о подростках, принявших участие в нашем эмпирическом исследовании;
- тест «Определение самооценки по Р.В. Овчаровой». Данная методика позволяет выявить уровень развития самооценки у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. - А.Н. Орел). Данная методика позволила нам выявить уровень склонности подростков к девиантному поведению.),
в) Математическая и графическая обработка полученных эмпирических данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: при написании данной выпускной квалификационной работы выступили труды учёных: Д.О. Белякова, П.П. Блонского, О.А. Булгакова, Б.Б. Величковского, Л.С. Выготского и других.
База исследования: государственное учреждение Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин». В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 15 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Общее число участников эмпирического исследования составило 20 человек. Из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что предложенная в данной выпускной квалификационной работе программа, направленная на оказание психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, для преодоления кризисов, могут быть использованы специалистами при работе с подростками. Также в рамках данной выпускной квалификационной работы были предложены рекомендации педагогам по работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также предложены советы для родителей.
Теоретический анализ научной литературы показал, что трудная жизненная ситуация - это длительное и неблагоприятное для развития личности ребенка состояние, связанное с недостаточным или противоречивым влиянием на него внешних условий (социального окружения) и внутренних условий (здоровья, психического состояния). Это явление вызвано множеством различных причин и факторов, поэтому корректирующие меры по его преодолению требуют комплексного подхода. Необходимо работать не только с ребенком, но и с его близким окружением.
Практика показывает, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, попадают в ситуацию, которая серьезно влияет на их благополучие, безопасность повседневной жизни и из которой они не всегда могут выбраться самостоятельно. В этом случае им требуется специализированная помощь. Такую помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может оказать психолого-педагогическая поддержка, основной целью которой является создание максимально благоприятных условий для жизни, воспитания и преодоления ребенком сложившейся ситуации.
Психологическое сопровождение подростков представляет собой профессиональную деятельность психолога, которая заключается в том, чтобы организовать необходимы условия, в котором обучение, развитие и социализация подростка будет проходить более успешно. То есть создание таких условий, в которых подросток будет чувствовать себя комфортно.
Во второй главе данной работы с целью организации психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации, нами было проведено эмпирическое исследование.
Основные задачи, которые ставит перед собой педагог-психолог при работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и их семьями:
- выявить неблагополучные семьи, которые бы пошли на контакт и
согласились принять социально-психологическую помощь, определить причины, по которым та или иная семья оказалась в трудной жизненной ситуации, провести планирование и
реализацию психологической помощи данным семьям;
- оказать помощь образовательному учреждению по созданию обстановки, которая бы обеспечивала бы психологический комфорт и безопасность личности каждого обучающегося;
- оказать помощь подростку в поиске решения его личностных трудностей, проблем, связанных с социализацией, проблем, которые связаны с выстраиванием взаимодействия как с родителями, так и со сверстниками;
- предоставить подростку реальные возможности для того, чтобы он «нашёл себя», то есть для самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;
- оказать психологическую помощь в выборе будущей профессии и профориентации;
- проводить мероприятия, направленные на профилактику как учебной, так и социальной дезадаптации, на профилактику у подростков отклоняющего поведения;
- проводить беседу с одноклассниками подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, направленную на повышение социального статуса данного подростка.
Главной целью, которая стоит перед психологом, который работает с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, является то, чтобы создать необходимые условия для развития данного подростка, оказать ему комплексную психологическую помощь, помочь найти себя в жизни, помочь определиться с тем, кем бы он хотел видеть себя в будущем и т.д.
Эмпирическое исследование проводилось на базе государственного учреждения Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин». В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 15 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Общее число участников эмпирического исследования составило 20 человек. Из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Дата проведения эмпирического исследования: ноябрь 2020 года - май 2021 года.
На констатирующем этапе эмпирического исследования нами были использованы следующие методики:
- Анкета «Общие сведения о детях». Цель проведения данного анкетирования заключалось в том, чтобы выявить общие сведения о подростках, принявших участие в нашем эмпирическом исследовании;
- Тест «Определение самооценки по Р.В. Овчаровой». Данная методика позволяет выявить уровень развития самооценки у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. - А.Н. Орел). Данная методика позволила нам выявить уровень склонности подростков к девиантному поведению.
Результаты анкетирования показывают, что у подростков, которые приходят в центр, родители где-то работают или являются безработными. В районе люди работают в основном в бюджетных организациях, и большинство из них живут на социальные пособия.
Согласно опросу детей, материальное благосостояние своих семей дети характеризуют в основном как среднее, при этом некоторые из них указали, что их родители безработные. Дети считают, что если их родители не ходят к врачу, то они здоровы. Дети-подростки приходят в Центр в отделение дневного пребывания и учатся в основном хорошо, по их мнению, но есть и такие, которые признают - плохо. В свободное время дети, которые находятся в Центре, дети после школы занимаются в кружках, секциях. У детей нет проблем в общении со сверстниками. Воспитанники учреждения очень общительны и доброжелательны. Они легко находят общий язык со своими сверстниками. Отношения детей с родителями не очень хорошие; в их семьях часто возникают конфликты, драки, словесные оскорбления, крики и физические наказания, что заставляет их чувствовать себя недооцененными. Дети из многодетных и малообеспеченных семей остаются в Центре много раз, родители в большинстве случаев относятся к этому равнодушно. Это наблюдается потому, что большинство семей характеризуются как неблагополучные. Все подростки отмечают, что они не курят. Ответы могли быть неискренними.
У большинства подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, самооценка занижена. Что же касается склонности к отклоняющему поведению, то большинство таких подростков находятся в группе риска, поскольку по результатам тестирования, у большинства ребят был выявлен высокий уровень склонности к девиациям. Это говорит о том, что данные дети могут стать в будущем преступниками, алкоголиками, наркоманами и т.д.
В связи с этим нами была разработана и реализована программа, направленная на оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Всего нами было проведено 13 часов. Поначалу, на первый занятиях, подростки вели себя скованно, не проявляли особой активности, относились с недоверием, были замкнуты. Уже на третьем занятии подростки «влились» в коллектив, стали активно принимать участие в обсуждениях, беседе, дискуссиях. На последующих занятиях мы рисовали рисунок семьи, автопортрет и т.д. Проводили различные игры, упражнения, беседы и обсуждения. Заключительное занятие было направлено на то, чтобы создать у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, позитивный настрой на будущее.
Практика показывает, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, попадают в ситуацию, которая серьезно влияет на их благополучие, безопасность повседневной жизни и из которой они не всегда могут выбраться самостоятельно. В этом случае им требуется специализированная помощь. Такую помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может оказать психолого-педагогическая поддержка, основной целью которой является создание максимально благоприятных условий для жизни, воспитания и преодоления ребенком сложившейся ситуации.
Психологическое сопровождение подростков представляет собой профессиональную деятельность психолога, которая заключается в том, чтобы организовать необходимы условия, в котором обучение, развитие и социализация подростка будет проходить более успешно. То есть создание таких условий, в которых подросток будет чувствовать себя комфортно.
Во второй главе данной работы с целью организации психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации, нами было проведено эмпирическое исследование.
Основные задачи, которые ставит перед собой педагог-психолог при работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и их семьями:
- выявить неблагополучные семьи, которые бы пошли на контакт и
согласились принять социально-психологическую помощь, определить причины, по которым та или иная семья оказалась в трудной жизненной ситуации, провести планирование и
реализацию психологической помощи данным семьям;
- оказать помощь образовательному учреждению по созданию обстановки, которая бы обеспечивала бы психологический комфорт и безопасность личности каждого обучающегося;
- оказать помощь подростку в поиске решения его личностных трудностей, проблем, связанных с социализацией, проблем, которые связаны с выстраиванием взаимодействия как с родителями, так и со сверстниками;
- предоставить подростку реальные возможности для того, чтобы он «нашёл себя», то есть для самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;
- оказать психологическую помощь в выборе будущей профессии и профориентации;
- проводить мероприятия, направленные на профилактику как учебной, так и социальной дезадаптации, на профилактику у подростков отклоняющего поведения;
- проводить беседу с одноклассниками подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, направленную на повышение социального статуса данного подростка.
Главной целью, которая стоит перед психологом, который работает с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, является то, чтобы создать необходимые условия для развития данного подростка, оказать ему комплексную психологическую помощь, помочь найти себя в жизни, помочь определиться с тем, кем бы он хотел видеть себя в будущем и т.д.
Эмпирическое исследование проводилось на базе государственного учреждения Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин». В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 15 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Общее число участников эмпирического исследования составило 20 человек. Из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Дата проведения эмпирического исследования: ноябрь 2020 года - май 2021 года.
На констатирующем этапе эмпирического исследования нами были использованы следующие методики:
- Анкета «Общие сведения о детях». Цель проведения данного анкетирования заключалось в том, чтобы выявить общие сведения о подростках, принявших участие в нашем эмпирическом исследовании;
- Тест «Определение самооценки по Р.В. Овчаровой». Данная методика позволяет выявить уровень развития самооценки у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. - А.Н. Орел). Данная методика позволила нам выявить уровень склонности подростков к девиантному поведению.
Результаты анкетирования показывают, что у подростков, которые приходят в центр, родители где-то работают или являются безработными. В районе люди работают в основном в бюджетных организациях, и большинство из них живут на социальные пособия.
Согласно опросу детей, материальное благосостояние своих семей дети характеризуют в основном как среднее, при этом некоторые из них указали, что их родители безработные. Дети считают, что если их родители не ходят к врачу, то они здоровы. Дети-подростки приходят в Центр в отделение дневного пребывания и учатся в основном хорошо, по их мнению, но есть и такие, которые признают - плохо. В свободное время дети, которые находятся в Центре, дети после школы занимаются в кружках, секциях. У детей нет проблем в общении со сверстниками. Воспитанники учреждения очень общительны и доброжелательны. Они легко находят общий язык со своими сверстниками. Отношения детей с родителями не очень хорошие; в их семьях часто возникают конфликты, драки, словесные оскорбления, крики и физические наказания, что заставляет их чувствовать себя недооцененными. Дети из многодетных и малообеспеченных семей остаются в Центре много раз, родители в большинстве случаев относятся к этому равнодушно. Это наблюдается потому, что большинство семей характеризуются как неблагополучные. Все подростки отмечают, что они не курят. Ответы могли быть неискренними.
У большинства подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, самооценка занижена. Что же касается склонности к отклоняющему поведению, то большинство таких подростков находятся в группе риска, поскольку по результатам тестирования, у большинства ребят был выявлен высокий уровень склонности к девиациям. Это говорит о том, что данные дети могут стать в будущем преступниками, алкоголиками, наркоманами и т.д.
В связи с этим нами была разработана и реализована программа, направленная на оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Всего нами было проведено 13 часов. Поначалу, на первый занятиях, подростки вели себя скованно, не проявляли особой активности, относились с недоверием, были замкнуты. Уже на третьем занятии подростки «влились» в коллектив, стали активно принимать участие в обсуждениях, беседе, дискуссиях. На последующих занятиях мы рисовали рисунок семьи, автопортрет и т.д. Проводили различные игры, упражнения, беседы и обсуждения. Заключительное занятие было направлено на то, чтобы создать у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, позитивный настрой на будущее.



