Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Работа №107153

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет 9
1.1 Понятие «пространственные представления». Особенности
формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста 9
1.2 Характеристика занимательного математического материала при
формировании пространственных представлений у детей 5-6 лет.... 16
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет 19
2.1 Изучение уровня сформированности пространственных представлений у детей 5-6 лет 19
2.2 Методика формирования пространственных представлений
детей 5-6 лет с использованием занимательного математического материала 31
2.3 Контрольный срез 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложение 49


Аннотация. Введение.
Цель исследования является теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние занимательного математического материала на формирование пространственных представлений у детей 5-6 лет.
Объект исследования - процесс формирование пространственных представлений у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - занимательный математический материал как средство формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет.
Для реализации выдвинутой гипотезы мы поставили следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень сформированности пространственных представлений у детей 5-6 лет;
3) обосновать и апробировать методику формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет;
4) выявить эффективность проделанной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Овладевая разными способами ориентировки в пространстве, такими как: «на себе», «от себя», когда ребенок является точкой отсчета, и, когда точка отсчета смещается с субъекта на объект, это является основой для усвоения геометрии на этапе школьного обучения, а также элементарных знаний о геометрическом пространстве.
Важным этапом освоения пространства является освоение пространственных предлогов и наречий, обозначающих пространственные признаки. До 6 лет дети не понимают смысла и значения этих грамматических конструкций. По мнению Т.А. Мусейибовой, для формирования у детей пространственных представлений необходимо использовать систему игр и игровых упражнений, при активном участии различных анализаторов. При этом ведущая роль при формировании представлений о пространстве отводится кинестетическому анализатору.
Дети раннего возраста воспринимают пространство как нерасчленную непрерывность. Восприятие пространство у ребенка развивается постепенно. Сначала появляется горизонтальное направление, затем вертикальное и самым последним ребенок воспринимает сагиттальное направление. Все это основано на чувственной системе отсчета.
Обучение детей пространственной ориентировке в старшей группе включает ориентировку в трехмерном и двухмерном пространстве. Ключевым здесь является проведение постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу игр и игровых упражнений, заданий- игр с предметами и без них с занимательным математическим материалом.
Для изучения уровня сформированности пространственных представлений у дошкольников использовался комплекс Диагностических заданий, подобранных в соответствии с показателями уровня сформированности пространственных представлений у детей 5-6 лет, выделенных на основе исследований З.А.Михайловой, Л.М.Гурович.
Мы констатировали, что к низкому уровню сформированности пространственных представлений мы условно отнесли 6 детей (33%); к среднему уровню условно отнесли 10 детей (55%); к высокому уровню условно отнесли 2 ребенка (12%).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что:
во-первых, 88% детей 5-6 лет имеют западания по нескольким показателям уровня сформированности пространственных представлений;
во-вторых, необходимо проведение специально организованной работы по реализации педагогических условий формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет;
в-третьих, формирование пространственных представлений детей должно осуществляться как поэтапный процесс, в качестве основного средства формирования пространственных представлений у детей должен использоваться занимательный игровой математический материал; а в ходе организации игровой деятельности должно происходить накопление детьми разнообразного опыта не только практического различения пространственных признаков и отношений, но и их вербального обозначения и оперирования в мыслительном плане.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня сформированности пространственных представлений у детей 5-6 лет. Показатель низкого уровня сформированности пространственных представлений снизился на 33%, показатель высокого уровня повысился на 33%.




1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 422 с.
3. Ахутина, Т.В. О пространственном восприятии [Текст] / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева. - М. : Высшая школа, 2011. - 481 с.
4. Безруких, М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия у детей 5-7,5 лет [Текст] / М. Безруких, Л. Морозова. - М., 1995. - 134 с.
5. Беленькая, Л.Я. Взаимосвязь восприятия пространства и времени на разных ступенях развития ребенка [Текст] / Л.Я. Беленькая // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1972. - № 2 (6). - С. 51-55.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических
способностей у дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М.:
ВЛАДОС, 2003. - 252 с.
7. Белякова, О.Г. Развитие пространственных представлений [Текст] / О.Г. Белякова. - М. : Просвещение, 2011. - 530 с.
8. Бетелева, Т.Г. Развитие оптико-пространственных функций [Текст] / Т.Г. Бетелева, Н.Г. Манелис // Школа здоровья. - 1997. - № 4. - С. 26.
9. Богуславская, З.М. Особенности ориентировочной деятельности в процессе формирования первоначальных представлений о предметах у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская // Тезисы докладов на I съезде Общества психологов 29 июня - 4 июля 1959 г. - М., 1959. - Вып. 1. - С. 145-147.
10. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991 - 160 с.
11. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 9. - С. 24.
12. Веракса, Н.Е. Формирование пространственно-временных
представлений у дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР г. Москва,27 июня - 2 июля 1977 г. / Ред. В.В. Давыдов [и др.]. - Ч.1. - М., 1977. - С. 6-7.
13. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. - Т.3 [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1986. - 420 с.
14. Говорова, Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у
дошкольников [Текст] / Р. Говорова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников:
Хрестоматия в 6 частях. - Ч. IV-VI. - СПб. : Питер, 1994. - С. 45-48.
15. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2011. - 463 с.
...



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ