Разработка электромеханического кантователя двигателя грузового автомобиля
|
Аннотация 2
Введение 4
1 Анализ конструкции и обоснование выбора конструкции кантователя двигателя внутреннего сгорания 6
2 Разработка конструкции кантователя двигателя 18
2.1 Техническое задание 18
2.2 Техническое предложение на разработку 19
2.3 Расчет конструкции кантователя двигателя 26
3 Разработка технологического процесса замены коленчатого вала двигателя грузового автомобиля 32
3.1 Условия работы двигателя грузового автомобиля 32
3.2 Наиболее характерные неисправности двигателя 35
3.3 Технологический процесс разборки двигателя 37
4 Охрана труда и безопасность объекта проектирования 45
4.1 Характеристика объекта проектирования (технологического процесса сборочных работ) 45
4.2 Идентификация профессиональных рисков 45
4.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 50
4.4 Обеспечение пожарной безопасности технического объекта 53
4.5 Обеспечение экологической безопасности технического объекта 55
Заключение 57
Список используемых источников 59
Приложение А Спецификация конструкции 62
Введение 4
1 Анализ конструкции и обоснование выбора конструкции кантователя двигателя внутреннего сгорания 6
2 Разработка конструкции кантователя двигателя 18
2.1 Техническое задание 18
2.2 Техническое предложение на разработку 19
2.3 Расчет конструкции кантователя двигателя 26
3 Разработка технологического процесса замены коленчатого вала двигателя грузового автомобиля 32
3.1 Условия работы двигателя грузового автомобиля 32
3.2 Наиболее характерные неисправности двигателя 35
3.3 Технологический процесс разборки двигателя 37
4 Охрана труда и безопасность объекта проектирования 45
4.1 Характеристика объекта проектирования (технологического процесса сборочных работ) 45
4.2 Идентификация профессиональных рисков 45
4.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 50
4.4 Обеспечение пожарной безопасности технического объекта 53
4.5 Обеспечение экологической безопасности технического объекта 55
Заключение 57
Список используемых источников 59
Приложение А Спецификация конструкции 62
Современные реалии диктуют новые подходы в организации работ на всех уровнях. Все больше и больше используется грузового транспорта в развозке грузов и в системе доставки. Подобное решение продиктовано прежде всего экономической целесообразностью, поскольку именно автомобильный транспорт обладает мобильностью и универсальностью, позволяющей производить транспортировку различной номенклатуры грузов без применения дополнительных транспортных средств и перегрузки. Кроме того, выгода от автомобильных перевозок заключается в возможности перевозки грузов в различном агрегатном состоянии, от жидких и сыпучих до штучных крупногабаритных. Соответственно, большое разнообразие и широкое применение грузового автомобильного транспорта ставит перед эксплуатантами вопрос проведения ремонта силовых установок транспортных средств.
Главное отличие при ремонте двигателя грузового автомобиля от ремонта двигателей легковых автомобилей заключается в необходимости использования специальных устройств для его поворота в процессе ремонта, поскольку осуществление этого процесса вручную невозможен, ввиду значительных габаритов и массы агрегата. Необходимость применения подобного устройства является необходимым, поскольку сборка зачастую производится в различных положениях картера двигателя. Сборка кривошипно-шатунной группы производится при перевернутом положении блока, а сборка блока цилиндров с головками осуществляется в положении, соответствующем положению двигателя на транспортном средстве.
Учитывая значительную массу блока цилиндров и агрегатов, необходимо оснащение кантователя механизмами, облегчающими поворот агрегата в различных плоскостях. Серийно изготавливаемые кантователи редко оснащаются подобными устройствами. Отдельные модели оснащаются редукторами, облегчающими поворот агрегата относительно оси коленчатого вала.
Следовательно, перед станциями технического обслуживания остро встает вопрос о создании или приобретении устройства для кантования двигателя внутреннего сгорания грузового автомобиля. В рамках выпускной квалификационной работы будет спроектировано устройство кантователя, на котором можно производить ремонт двигателя автомобиля КамАЗ. Главным отличием от аналогичных устройств, предлагаемых к продаже, является его высокая специализация по типам двигателей, а значит возможность обеспечения более качественной фиксации и снижения времени на проведение операции ремонта двигателя внутреннего сгорания.
Также в рамках выпускной квалификационной работы будет произведена разработка технологии проведения работ с применением конструкции кантователя, разработанной в рамках выпускной квалификационной работы.
Разработаны положения об охране труда на участке ремонта двигателя. Разработка производилась на основании положений и нормативов об охране труда, принятых для автомобильной отрасли. Результаты также отражены в пояснительной записке.
В целом, выпускная квалификационная работа является результатом реализации теоретических знаний, полученных в процессе обучения в практических задачах, предложенных к решению в рамках проектирования устройства.
Главное отличие при ремонте двигателя грузового автомобиля от ремонта двигателей легковых автомобилей заключается в необходимости использования специальных устройств для его поворота в процессе ремонта, поскольку осуществление этого процесса вручную невозможен, ввиду значительных габаритов и массы агрегата. Необходимость применения подобного устройства является необходимым, поскольку сборка зачастую производится в различных положениях картера двигателя. Сборка кривошипно-шатунной группы производится при перевернутом положении блока, а сборка блока цилиндров с головками осуществляется в положении, соответствующем положению двигателя на транспортном средстве.
Учитывая значительную массу блока цилиндров и агрегатов, необходимо оснащение кантователя механизмами, облегчающими поворот агрегата в различных плоскостях. Серийно изготавливаемые кантователи редко оснащаются подобными устройствами. Отдельные модели оснащаются редукторами, облегчающими поворот агрегата относительно оси коленчатого вала.
Следовательно, перед станциями технического обслуживания остро встает вопрос о создании или приобретении устройства для кантования двигателя внутреннего сгорания грузового автомобиля. В рамках выпускной квалификационной работы будет спроектировано устройство кантователя, на котором можно производить ремонт двигателя автомобиля КамАЗ. Главным отличием от аналогичных устройств, предлагаемых к продаже, является его высокая специализация по типам двигателей, а значит возможность обеспечения более качественной фиксации и снижения времени на проведение операции ремонта двигателя внутреннего сгорания.
Также в рамках выпускной квалификационной работы будет произведена разработка технологии проведения работ с применением конструкции кантователя, разработанной в рамках выпускной квалификационной работы.
Разработаны положения об охране труда на участке ремонта двигателя. Разработка производилась на основании положений и нормативов об охране труда, принятых для автомобильной отрасли. Результаты также отражены в пояснительной записке.
В целом, выпускная квалификационная работа является результатом реализации теоретических знаний, полученных в процессе обучения в практических задачах, предложенных к решению в рамках проектирования устройства.
В выпускной квалификационной работе проведена разработка конструкции кантователя двигателя грузовых автомобилей, в соответствии с полученным заданием. Структура расчетно-пояснительной записки представлена четырьмя разделами, связанными между собой.
В первом разделе выпускной квалификационной работы произведен поиск аналогов промышленных образцов, которые могут быть использованы в части технических решений, используемых в разрабатываемой конструкции.
Все технические решения, обнаруженные в процессе поиска, могут быть использованы в работе над конструкцией кантователя. Исходя из представленных патентных и промышленных образцов, сделаны следующие выводы по конструкции разрабатываемого устройства.
• каркас устройства сварной, из стандартизированных профилей;
• устройство стенда выполнено стационарным, без возможности свободного перемещения. Это решение позволит значительно упростить конструкцию рамы устройства;
• в качестве привода кантовки ремонтируемого двигателя использован электромеханический привод;
• механизм фиксации выполнен универсальным, с возможностью переналадки под различные типы ДВС.
Результаты анализа конструкторских решений, применяемых в промышленных образцах отражены на листе графической части. Анализ проведен методом циклограммы.
Результатом выполнения второго раздела выпускной квалификационной работы явилось формирование технического задания и технического предложения на разрабатываемую конструкцию кантователя. В техническом задании изложены основные требования к проектируемой конструкции оборудования. В техническом предложении конструкция кантователя проанализирована с точки зрения применимости технических решений, предъявляемых к конструкциям подобного вида. Результатом технического предложения явилась компоновка разрабатываемой конструкции и определение наиболее ответственных узлов. На основании компоновки и определения ответственных узлов выполнены расчеты элементов конструкции кантователя двигателя.
В технологическом разделе была произведена разработка технологического процесса замены коленчатого вала двигателя автомобиля КамАЗ. Выявлены основные неисправности, характерные для узлов и деталей различных систем двигателя грузового автомобиля. Рассмотрены основные причины необходимости проведения замены коленчатого вала, производимого, как правило, при проведении капитального ремонта двигателя и являющегося частью технологического процесса ремонта двигателя автомобиля. Разработана технология замены коленчатого вала двигателя автомобиля, с использованием конструкции устройства для кантователя двигателей, разработанная в конструкторском разделе выпускной квалификационной работы. Результаты разработки представлены в виде технологической карты на листе графической части.
В разделе безопасности жизнедеятельности был произведен анализ деятельности на моторном участке предприятия, осуществляющем ремонт двигателя автомобиля и его агрегатов. Выявлены вредные и опасные производственные факторы, произведена их классификация. В соответствии с выявленными факторами произведена разработка мероприятий по снижению их воздействия на рабочих, либо их полной нейтрализации.
Разработаны мероприятия по снижению пожарной опасности, в соответствии с выявленными классами пожарной опасности.
Разработаны мероприятия по снижению антропогенного воздействия предприятия на окружающую среду.
На основании всего изложенного, можно сделать заключение о выполнении поставленных задач в рамках выпускной квалификационной работы.
В первом разделе выпускной квалификационной работы произведен поиск аналогов промышленных образцов, которые могут быть использованы в части технических решений, используемых в разрабатываемой конструкции.
Все технические решения, обнаруженные в процессе поиска, могут быть использованы в работе над конструкцией кантователя. Исходя из представленных патентных и промышленных образцов, сделаны следующие выводы по конструкции разрабатываемого устройства.
• каркас устройства сварной, из стандартизированных профилей;
• устройство стенда выполнено стационарным, без возможности свободного перемещения. Это решение позволит значительно упростить конструкцию рамы устройства;
• в качестве привода кантовки ремонтируемого двигателя использован электромеханический привод;
• механизм фиксации выполнен универсальным, с возможностью переналадки под различные типы ДВС.
Результаты анализа конструкторских решений, применяемых в промышленных образцах отражены на листе графической части. Анализ проведен методом циклограммы.
Результатом выполнения второго раздела выпускной квалификационной работы явилось формирование технического задания и технического предложения на разрабатываемую конструкцию кантователя. В техническом задании изложены основные требования к проектируемой конструкции оборудования. В техническом предложении конструкция кантователя проанализирована с точки зрения применимости технических решений, предъявляемых к конструкциям подобного вида. Результатом технического предложения явилась компоновка разрабатываемой конструкции и определение наиболее ответственных узлов. На основании компоновки и определения ответственных узлов выполнены расчеты элементов конструкции кантователя двигателя.
В технологическом разделе была произведена разработка технологического процесса замены коленчатого вала двигателя автомобиля КамАЗ. Выявлены основные неисправности, характерные для узлов и деталей различных систем двигателя грузового автомобиля. Рассмотрены основные причины необходимости проведения замены коленчатого вала, производимого, как правило, при проведении капитального ремонта двигателя и являющегося частью технологического процесса ремонта двигателя автомобиля. Разработана технология замены коленчатого вала двигателя автомобиля, с использованием конструкции устройства для кантователя двигателей, разработанная в конструкторском разделе выпускной квалификационной работы. Результаты разработки представлены в виде технологической карты на листе графической части.
В разделе безопасности жизнедеятельности был произведен анализ деятельности на моторном участке предприятия, осуществляющем ремонт двигателя автомобиля и его агрегатов. Выявлены вредные и опасные производственные факторы, произведена их классификация. В соответствии с выявленными факторами произведена разработка мероприятий по снижению их воздействия на рабочих, либо их полной нейтрализации.
Разработаны мероприятия по снижению пожарной опасности, в соответствии с выявленными классами пожарной опасности.
Разработаны мероприятия по снижению антропогенного воздействия предприятия на окружающую среду.
На основании всего изложенного, можно сделать заключение о выполнении поставленных задач в рамках выпускной квалификационной работы.





