Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе двигательной деятельности

Работа №107051

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования технологической компетентности у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности 9
1.1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет технологической компетентности 9
1.2 Теоретический анализ возможностей двигательной деятельности в формировании у детей 6-7 лет технологической компетентности 20
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе двигательной деятельности 26
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности 26
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе двигательной деятельности 39
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности 45
Заключение 59
Список используемой литературы 63
Приложение А Списки детей, участвующих в экспериментальной работе 66
Приложение Б Содержание работы на этапах формирующего эксперимента 67
Приложение В Условные знаки 68
Приложение Г Пиктограммы двигательной деятельности 69
Приложение Д Пиктограммы бросания мяча в корзину, прыжка в длину с места, метания мешочка в цель 71

На современном этапе развития общества «к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник теперь должен не только хорошо выполнять производственные функции, но и уметь проектировать свою деятельность, принимать быстрое решение в нестандартной ситуации, выполнять творческую работу, овладевать элементами технологической культуры» [22]. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос об изменении качества образования, что становится возможным при осуществлении компетентностно-ориентированного образования.
Вопросами компетентностного подхода к образованию на государственном уровне занимались «такие отечественные педагоги как В.В. Давыдов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, С.Е. Шишов и другие. Они обращали внимание на ориентацию на освоение умений, способов деятельности, обобщенных способов деятельности» [22].
В ряде исследований (Д.А. Иванова, О.В. Митрофанова, О.В. Соколова, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк) выделены и раскрыты понятия, характеризующие компетентностно-ориентированный подход, компетенции и компетентности, определены ключевые компетентности.
19 мая 2004 года постановлением Правительства Самарской области была одобрена «Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области».
Проблемой компетентностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста города Тольятти занималась группа ученых при Администрации Мэрии городского округа Тольятти под научным руководством доктора педагогических наук, профессора О.В. Дыбиной. Данная группа обозначила ключевые компетентности детей дошкольного возраста и разработала пути их формирования.
Одной из «ключевых компетентностей является технологическая компетентность, которая включает умение принимать решения и применять знания в жизненных ситуациях, продумывать способы действий и находить новые способы решения проблемы, планировать этапы своей деятельности» [1], доводить начатое дело до конца.
«Возрастной особенностью детей дошкольного возраста является недостаточная произвольность и саморегуляция деятельности, что делает ребенка зависимым от взрослого.
Это обуславливает необходимость поиска подходов, средств формирования технологической компетентности, которые позволили бы ребенку стать более самостоятельными и независимыми от взрослого в осуществлении своей деятельности, стать субъектом собственной активности» [7]. Как субъект собственной деятельности ребенок должен быть способен проектировать свою деятельность и управлять ею, то есть ставить цель, подбирать средства для ее реализации, планировать очередность использования средств, выполнять деятельность, оценивать полученный результат с точки зрения достижения поставленной цели и при необходимости вносить коррективы.
В исследованиях Л.А. Венгер, Г.А. Глотовой, Е.Е. Сапоговой, Н.Г. Салминой доказано, что освоенные условно-графические средства помогают детям овладевать собственной деятельностью, достигать большей продуктивности в решении задач. Модели, схемы могут широко применяться при организации всех видов детской деятельности, в том числе и двигательной.
Выбор двигательной деятельности в нашем исследовании обусловлен следующими ее особенностями: практический характер, наглядность, эмоциональная привлекательность.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у детей 6-7 лет технологической компетентности в двигательной деятельности.
Существует противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет технологической компетентности и недостаточным использованием двигательной деятельности как ресурса данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности двигательной деятельности в формировании у детей 6-7 лет технологической компетентности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе двигательной деятельности».
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать возможности использования двигательной деятельности в формировании технологической компетентности у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет технологической компетентности.
Предмет исследования: формирование технологической компетентности у детей 6-7-лет в процессе двигательной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование технологической компетентности у детей 6-7-лет возможно в процессе двигательной деятельности, если:
• обеспечивать освоение субъектной позиции детей в двигательной деятельности;
• использовать при организации двигательной деятельности детей знаково-символических средств;
• стимулировать инициативу и самостоятельность у детей по использованию накопленного опыта в решении различных задач, направленных на планирование, организацию и осуществление двигательной деятельности.
Исходя из выдвинутой гипотезы, мы определили следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7-лет технологической компетентности.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе двигательной деятельности.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7-лет технологической компетентности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические подходы В.В. Давыдова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, С.Е. Шишова к компетентности- ориентированному образованию;
• теоретические положения Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапоговой о видах знаково-символической деятельности и этапах ее становления;
• принципы, разработанные Л.А. Венгеррм о формировании знаково-символической функции в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» городского округа Тольятти. В эксперименте принимали участие 40 детей подготовительной к школе группы: 20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа.
Новизна исследования состоит в том, что доказаны возможности моделирования двигательной деятельности в формировании технологической компетентности у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении подходов и конкретизации содержания технологической компетентности дошкольников, уточнении показателей технологической компетентности детей 6-7 лет, характеристики ее уровней.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса форм работы с детьми 6-7 лет по формированию технологической компетентности в процессе двигательной деятельности, которые могут использовать педагоги при организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 наименования) и 5 приложения. Для иллюстрации текста используется 5 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 63 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Компетентностно-ориентированное образование детей дошкольного возраста является на сегодняшний день актуальной проблемой. От уровня сформированности ключевых компетентностей дошкольников зависит его успешное обучение в школе, становление личности, способной сориентироваться в современных социально-экономических условиях.
Одной из ключевых компетентностей является технологическая компетентность - готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.
Формирование технологической компетентности связано с освоением ребенком позиции субъекта собственной деятельности. Как субъект собственной деятельности ребенок должен быть способен проектировать свою деятельность и управлять ею, т.е. ставить цель, подбирать средства для ее реализации, планировать очередность использования средств, выполнять деятельность (внося изменения в зависимости от складывающихся условий), оценивать полученный результат с точки зрения достижении поставленной цели и при необходимости вносить коррективы.
В нашем исследовании мы осуществляли формирование технологической компетентности в процессе двигательной деятельности: ребенок-дошкольник имеет потребность в осуществлении двигательной активности, деятельности эмоционально привлекательна, воздействует на ум, волю, носит практический характер, действия и результат деятельности имеют наглядный характер. Именно в двигательной деятельности при наличии субъектного опыта ребенок в качестве субъекта сможет построить свою деятельность, выполняя функции анализа, оценки, целеполагания, планирования, принятия решений для достижения цели.
«В современных исследованиях доказано, что овладевать собственной деятельностью, достигать большей продуктивности в решении задач позволяет использование условно-символических средств.
Одним из таких средств является моделирование - опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается вспомогательная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом. Использование моделирования способствует осознанию дошкольниками структуры деятельности, освоению действий по ее планированию, организации рефлексии. Наглядные модели могут широко применяться и при организации двигательной деятельности» [22].
Важность проблемы формирования у детей 6-7 лет технологической компетентности и выбор моделирования двигательной деятельности в качестве средства определили актуальность нашего исследования.
Для выявления состояния проблемы формирования технологической компетентности детей 6-7 лет мы осуществили диагностику по показателям, разработанным группой педагогов научно-исследовательской лаборатории «Педагогический поиск» под научным руководством профессора О.В. Дыбиной.
При проведении диагностики дети условно делились на высокий, средний, низкий уровни. Дети, отнесенные к «высокому уровню, могли самостоятельно ориентироваться в новой, нестандартной для них ситуации, решали проблемы несколькими вариантами. Понимали и выполняли алгоритм действий в соответствии с заданной моделью, самостоятельно организовывали свое рабочее место. Планировали этапы своей деятельности, прогнозировали ее результаты. Без помощи взрослого устанавливали причинно-следственные связи и формулировали выводы. Самостоятельно выбирали способы действий из усвоенных ранее, использовали преобразования двигательного задания, проявляли творчество. Понимали и принимали инструкции взрослого» [1], доводили начатое дело до конца.
Дети среднего уровня понимали алгоритм действий в соответствии с заданной моделью с помощью взрослого. Организовывали свое рабочее место, опираясь на замечания взрослого. Ориентировались в нестандартной ситуации и предлагали решение проблемы на основе накопленного ранее опыта с помощью взрослого. Использовали незначительные способы преобразования двигательного задания. С некоторыми трудностями понимали и принимали инструкции взрослого, но доводили начатое дело до конца. Дети не всегда самостоятельно устанавливали причинно-следственные связи. При планировании этапов двигательной деятельности нарушали последовательность, восстанавливая ее с помощью взрослого.
Дети, отнесенные к низкому уровню, не понимали и не выполняли алгоритм действий в соответствии с заданной моделью, не смогли организовать рабочее место для выполнения двигательного задания. В нестандартной ситуации не ориентировались, зачастую бездействовали. Планировали этапы двигательной деятельности не последовательно, пропуская составные звенья цепочки деятельности, затруднялись в установлении причинно-следственных связей. Не использовали преобразования двигательного задания.
Анализ результатов констатирующего эксперимента (высокий уровень - 30 %; средний уровень - 35%; низкий уровень - 35%) позволил нам сделать вывод о необходимости проведения работы по формированию у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе двигательной деятельности.
Формирование технологической компетентности успешно при поэтапной работе с детьми: информационно-обучающий; действенно-развивающий. Особенность работы на каждом этапе заключалась в том, что изменялась роль взрослого и самостоятельность детей.
Целью информационно-обучающего этапа было формирование у детей представлений о моделировании в двигательной деятельности. Достижение цели осуществлялось в процессе проведения циклов заданий, на которых воспитатель занимала активную позицию по отношению к детям.
Целью действенно-развивающего этапа было развитие умения осуществлять самостоятельную двигательную деятельность.
Сравнительный анализ результатов диагностических методик в контрольной и экспериментальной группах показал динамику проводимой нами работы. Дети экспериментальной группы имеют лучшие показатели по сравнению с детьми контрольной группы.
Так, высокий уровень сформированности технологической компетентности экспериментальной группы составляет 60% (12) детей, а контрольной группы - 30% (6) детей. Низкий уровень контрольной группы составляет 35% (7) детей, что выше низкого процента экспериментальной группы на 25% (5) детей.
Совершенствование работы в дошкольных образовательных организациях по данной проблеме позволит повысить уровень дошкольного образования и будет способствовать формированию технологической компетентности детей 6-7 лет в процессе двигательной деятельности.


1. Анфисова С. Е., Кузина А. Ю. К вопросу о реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании детей дошкольного возраста // Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сб. науч.-метод. работ / под ред. О. В. Дыбиной [и др.]. Тольятти: ТГУ, 2008. 138 с.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 8-14.
3. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 1982. № 3. С. 46-52.
4. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. соч: в 6 т. Т 6. Научное наследство / Сост., под ред., послесл. и коммент. М. Г. Ярошевского. М. : Педагогика. 1984. 397 с.
5. Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 128-135.
6. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Известия РАО. 2000. № 2. С. 38.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М. : Академия, 2004. 283 с.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 287 с.
9. Дыбина О В., Рахманова Н. П. Радость в движении. Программа развития двигательной деятельности детей 3-7 лет и методические рекомендации к ней. Тольятти. Фонд: Развитие через образование. 2007. 128 с.
10. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие для вузов. М. : Московский психолого-социальный институт. 2005. 216 с.
11. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М. : МПСИ, 2003. 480 с.
12. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 2. С. 23-26.
13. Иванов Д. А., Митрофанов О. В., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учебно-методическое пособие. М. : АПКиППРО, 2005. 101 с.
14. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] : Доклад А. В. Хуторского на отделении Философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос». UFL: www. Eidos.ntnewscompet.htm.e-meil (дата обращения: 22.03.2020)
15. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. Вузов. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ