Административно-правовое регулирование реадмиссии в Российской Федерации: теоретические и правовые проблемы реализации (Московский Университет МВД России)
|
Введение………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-правовые основы реадмиссии ………..6
§1. Понятие и сущность института реадмиссии.…………...6
§2.Правовое регулирование института реадмиссии в Российской Федерации..11
§3.Международное и национальное законодательство зарубежных стран в сфере реадмиссии……….21
Глава II. Практическая реализация института реадмиссии………………28
§1. Практика применения института реадмиссии в Российской Федерации..28
§2. Проблемные вопросы и перспективы развития института реадмиссии 36
Заключение……….47
Список используемых источников…………51
Глава I. Теоретико-правовые основы реадмиссии ………..6
§1. Понятие и сущность института реадмиссии.…………...6
§2.Правовое регулирование института реадмиссии в Российской Федерации..11
§3.Международное и национальное законодательство зарубежных стран в сфере реадмиссии……….21
Глава II. Практическая реализация института реадмиссии………………28
§1. Практика применения института реадмиссии в Российской Федерации..28
§2. Проблемные вопросы и перспективы развития института реадмиссии 36
Заключение……….47
Список используемых источников…………51
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью исследования правовых основ реадмиссии в Российской Федерации. На сегодняшний день миграционный вопрос является одной из важнейших проблем многих государств и рассматривается как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни общества. Кроме того, он приобрел чрезвычайную актуальность и в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Так, пандемия довольно сильно повлияла на жизнь мигрантов, о чем говорится в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), обнародованном в 2020 г. . В отличие от большинства других развитых стран России удалось пережить локдауны с меньшими последствиями, а изобретение вакцины от COVID-19 дало стране возможность быстро восстановиться. Однако быстрого экономического восстановления может не произойти по причине закрытия границ, поскольку большая часть мигрантов не может попасть в Россию из-за их закрытия .
Отмеченное позволяет констатировать, что миграционные процессы всегда играли особую роль в социальной и экономической жизни Российской Федерации и ее субъектов. Их исследованию всегда уделялось значительное внимание, т.к. миграционные потоки воздействуют практически на все сферы жизни общества.
Миграционный процесс стал оказывать огромное влияние на развитие гражданского общества. В связи с чем, одной из главных задач явилось модернизация системы государственного управления миграционной политики в Российской Федерации.
При этом, появление и существование института реадмиссии (депортации) обусловлено необходимостью урегулирования миграционных процессов, в том числе борьбой с незаконной миграцией.
Вопросы, касающиеся реадмиссии и депортации иностранцев, находятся в непосредственном ведении органов исполнительной власти в сфере миграции, применяющих в данном случае меры принуждения. При реадмиссии (депортации) важно защитить интересы государства и его граждан, обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов, а также соблюдение прав и свобод иностранцев, подлежащих реадмиссии или депортации (включая свободу передвижения). Все отмеченное предопределяет актуальность темы данного исследований.
Степень разработанности темы исследования. Теория и практика проблем реализации процедуры реадмиссии сформировались под воздействием научных работ таких авторов, как:
Объектом исследования являются – общественные отношения, возникающие в связи с реализацией процедуры реадмиссии.
Предмет исследования – совокупность правовых норм, составляющих правовую базу реализации процедуры реадмиссии.
Цель настоящей работы – исследование современного состояния и проблемы института реадмиссии, а также поиск путей, направленных на их решение.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность института реадмиссии;
- проанализировать правовое регулирование института реадмиссии в Российской Федерации;
- рассмотреть международное и национальное законодательство зарубежных стран в сфере реадмиссии;
- исследовать практику применения института реадмиссии в Российской Федерации;
- выявить проблемные вопросы и перспективы развития института реадмиссии.
Методологической основой исследования явились общенаучные и частно-научные (специальные) методы исследования. Среди них: системный метод анализа норм права, комплексность исследования, метод сравнения, системно-структурный анализ и другие.
Эмпирической базой исследовательской работы послужила практика применения института реадмиссии.
Нормативно-правовую основу исследовательской работы составляют: Конституция Российской Федерации, действующие федеральные законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие процедуру реадмиссии.
Научная новизна результатов исследования. В научной работе были рассмотрены исторический, теоретический и правовой аспекты.
Структура исследовательской работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Отмеченное позволяет констатировать, что миграционные процессы всегда играли особую роль в социальной и экономической жизни Российской Федерации и ее субъектов. Их исследованию всегда уделялось значительное внимание, т.к. миграционные потоки воздействуют практически на все сферы жизни общества.
Миграционный процесс стал оказывать огромное влияние на развитие гражданского общества. В связи с чем, одной из главных задач явилось модернизация системы государственного управления миграционной политики в Российской Федерации.
При этом, появление и существование института реадмиссии (депортации) обусловлено необходимостью урегулирования миграционных процессов, в том числе борьбой с незаконной миграцией.
Вопросы, касающиеся реадмиссии и депортации иностранцев, находятся в непосредственном ведении органов исполнительной власти в сфере миграции, применяющих в данном случае меры принуждения. При реадмиссии (депортации) важно защитить интересы государства и его граждан, обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов, а также соблюдение прав и свобод иностранцев, подлежащих реадмиссии или депортации (включая свободу передвижения). Все отмеченное предопределяет актуальность темы данного исследований.
Степень разработанности темы исследования. Теория и практика проблем реализации процедуры реадмиссии сформировались под воздействием научных работ таких авторов, как:
Объектом исследования являются – общественные отношения, возникающие в связи с реализацией процедуры реадмиссии.
Предмет исследования – совокупность правовых норм, составляющих правовую базу реализации процедуры реадмиссии.
Цель настоящей работы – исследование современного состояния и проблемы института реадмиссии, а также поиск путей, направленных на их решение.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность института реадмиссии;
- проанализировать правовое регулирование института реадмиссии в Российской Федерации;
- рассмотреть международное и национальное законодательство зарубежных стран в сфере реадмиссии;
- исследовать практику применения института реадмиссии в Российской Федерации;
- выявить проблемные вопросы и перспективы развития института реадмиссии.
Методологической основой исследования явились общенаучные и частно-научные (специальные) методы исследования. Среди них: системный метод анализа норм права, комплексность исследования, метод сравнения, системно-структурный анализ и другие.
Эмпирической базой исследовательской работы послужила практика применения института реадмиссии.
Нормативно-правовую основу исследовательской работы составляют: Конституция Российской Федерации, действующие федеральные законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие процедуру реадмиссии.
Научная новизна результатов исследования. В научной работе были рассмотрены исторический, теоретический и правовой аспекты.
Структура исследовательской работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Проведя исследование на тему «Правовые основы реадмиссии в Российской Федерации» следует сделать следующие выводы.
Реадмиссия представляет под собой передачу запрашивающим государством, а также последующее принятие запрашиваемым государством определенной категории лиц, въезд, пребывание, а также (либо) проживание которых были признаны как такие, что не соответствуют нормам законодательства страны пребывания.
Реадмиссия может применяться в отношении следующей категории лиц:
- граждане запрашиваемого государства;
- граждане, которые прибыли из третьих государств;
- лица без гражданства.
Задачи, которые преследует институт реадмиссии, находят свое проявление в том, что:
- реадмиссия выступает средством, направленным на осуществление борьбы с незаконной миграцией в заинтересованных страныхэ;
- реадмиссия способствует сохранению на территории заинтересованных стран либерального режима, установленного в отношении пересечения границ государств.
Реадмиссия реализуется на основании соглашений, заключаемых в установленном порядке между заинтересованными странами, основным назначением которых является:
1) согласование качественного инструмента межгосударственного сотрудничества, который направлен на решение наиболее актуальных вопросов борьбы с незаконной миграцией;
2) облегчение процесса перемещения лиц, которые нарушили требования миграционного законодательства страны пребывания или проживания;
3) сокращение периода, установленного для нахождения мигрантов под стражей в стране пребывания или проживания;
4) утверждение порядка, который направлен на облегчение и ускорение исполнения решений по вопросам последующего возвращения соответствующей категории лиц;
5) законное удаление с территории заинтересованных государств нежелательных лиц, а также последующее повышение уровня осуществления надлежащего контроля над миграционными потоками.
Реадмиссия выступает международно-правовым механизмом принудительного возвращения иностранных граждан в государство происхождения или транзита. Что касается смежных вопросов, например, специального международно-правового статуса беженцев и лиц, ищущих убежище, или универсальных стандартов прав человека, то они затрагиваются договорами о реадмиссии в той степени, в какой исключают её применение или вводят определённый порядок её проведения. Поэтому говорить о реадмиссии как о части комплексного международно-правового механизма регулирования миграции преждевременно, данный институт к настоящему моменту регламентирован частично и нуждается как минимум в кодификации на региональном уровне.
Правовое регулирование реадмиссии в Российской Федерации основано на приверженности нашей страны общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина; соблюдении и защите прав мигрантов, исполнении федеральных законов, иных законодательных актов и международных обязательств Российской Федерации в области миграции.
Однако, следует отметить, что в случае нежелания гражданина другого государства, либо лица без гражданства сотрудничать с компетентными миграционными органами нашей страны, так или иначе существует риск того, что процедура реадмиссии будет несколько отличаться от общепризнанных международных стандартов.
Сотрудничество зарубежных стран в сфере реадмиссии осуществляется через призму борьбы с незаконной миграцией как одной из глобальных проблем экономической безопасности любого развитого государства.
Вместе с тем, сотрудничество рассматриваемых государств осуществляется не только путем заключения соответствующих соглашений, но также и путем проведения совместных совещаний и заседаний соответствующих рабочих групп.
По результатам исследования установлено, что к общим недостаткам международно-правового регулирования реадмиссии следует отнести:
- отсутствие договоров, которые транзитные страны должны иметь со странами происхождения подлежащих реадмиссии иностранцев;
- проблему идентификации лиц, подлежащих реадмиссии;
- некоторые положения, предусмотренные такими договорами, могут оказаться менее эффективными, чем ранее заложенные принципы взаимодействия заинтересованных государств;
- широкое внедрение соглашений о реадмиссии, которое может уменьшить желание стран происхождения принимать и идентифицировать своих граждан, не имея формального соглашения.
Вместе с тем, в содержание типовых договоров о реадмиссии не включён перечень специальных гарантий для незаконно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства, которых принимающее государство возвращает в страну происхождения. Указанные договоры также не учитывают основных прав и свобод человека, связанных с миграцией, таких как право на личную безопасность, единство/воссоединение семьи, обжалование административных решений, социальное и медицинское обеспечение, обращение за помощью в международные организации. Процедуры реадмиссии предполагают упрощённое решение заинтересованными государствами вопроса о прекращении пребывания незаконных мигрантов.
По результатам проведенного исследования сделан вывод, что международно-правовые механизмы предупреждения незаконной миграции должны сочетать межгосударственные средства её пресечения и соблюдение общепризнанных запретов в области прав человека (запреты на коллективную высылку иностранцев, необоснованное закрытие последующего въезда, ограничение свободы передвижения по территории государства приёма).
Наличие у индивида оснований опасаться за свою жизнь или физическую неприкосновенность в стране происхождения и сохранение единства семьи указывают на незаконность принудительного возвращения.
Государствам можно также рекомендовать совершенствовать нормативно-правовую основу дополнительной защиты иностранных граждан, претендующих на получение статуса беженцев или временного убежища, и тех лиц, которых они принимают на своей территории по гуманитарным соображениям.
Реадмиссия представляет под собой передачу запрашивающим государством, а также последующее принятие запрашиваемым государством определенной категории лиц, въезд, пребывание, а также (либо) проживание которых были признаны как такие, что не соответствуют нормам законодательства страны пребывания.
Реадмиссия может применяться в отношении следующей категории лиц:
- граждане запрашиваемого государства;
- граждане, которые прибыли из третьих государств;
- лица без гражданства.
Задачи, которые преследует институт реадмиссии, находят свое проявление в том, что:
- реадмиссия выступает средством, направленным на осуществление борьбы с незаконной миграцией в заинтересованных страныхэ;
- реадмиссия способствует сохранению на территории заинтересованных стран либерального режима, установленного в отношении пересечения границ государств.
Реадмиссия реализуется на основании соглашений, заключаемых в установленном порядке между заинтересованными странами, основным назначением которых является:
1) согласование качественного инструмента межгосударственного сотрудничества, который направлен на решение наиболее актуальных вопросов борьбы с незаконной миграцией;
2) облегчение процесса перемещения лиц, которые нарушили требования миграционного законодательства страны пребывания или проживания;
3) сокращение периода, установленного для нахождения мигрантов под стражей в стране пребывания или проживания;
4) утверждение порядка, который направлен на облегчение и ускорение исполнения решений по вопросам последующего возвращения соответствующей категории лиц;
5) законное удаление с территории заинтересованных государств нежелательных лиц, а также последующее повышение уровня осуществления надлежащего контроля над миграционными потоками.
Реадмиссия выступает международно-правовым механизмом принудительного возвращения иностранных граждан в государство происхождения или транзита. Что касается смежных вопросов, например, специального международно-правового статуса беженцев и лиц, ищущих убежище, или универсальных стандартов прав человека, то они затрагиваются договорами о реадмиссии в той степени, в какой исключают её применение или вводят определённый порядок её проведения. Поэтому говорить о реадмиссии как о части комплексного международно-правового механизма регулирования миграции преждевременно, данный институт к настоящему моменту регламентирован частично и нуждается как минимум в кодификации на региональном уровне.
Правовое регулирование реадмиссии в Российской Федерации основано на приверженности нашей страны общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина; соблюдении и защите прав мигрантов, исполнении федеральных законов, иных законодательных актов и международных обязательств Российской Федерации в области миграции.
Однако, следует отметить, что в случае нежелания гражданина другого государства, либо лица без гражданства сотрудничать с компетентными миграционными органами нашей страны, так или иначе существует риск того, что процедура реадмиссии будет несколько отличаться от общепризнанных международных стандартов.
Сотрудничество зарубежных стран в сфере реадмиссии осуществляется через призму борьбы с незаконной миграцией как одной из глобальных проблем экономической безопасности любого развитого государства.
Вместе с тем, сотрудничество рассматриваемых государств осуществляется не только путем заключения соответствующих соглашений, но также и путем проведения совместных совещаний и заседаний соответствующих рабочих групп.
По результатам исследования установлено, что к общим недостаткам международно-правового регулирования реадмиссии следует отнести:
- отсутствие договоров, которые транзитные страны должны иметь со странами происхождения подлежащих реадмиссии иностранцев;
- проблему идентификации лиц, подлежащих реадмиссии;
- некоторые положения, предусмотренные такими договорами, могут оказаться менее эффективными, чем ранее заложенные принципы взаимодействия заинтересованных государств;
- широкое внедрение соглашений о реадмиссии, которое может уменьшить желание стран происхождения принимать и идентифицировать своих граждан, не имея формального соглашения.
Вместе с тем, в содержание типовых договоров о реадмиссии не включён перечень специальных гарантий для незаконно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства, которых принимающее государство возвращает в страну происхождения. Указанные договоры также не учитывают основных прав и свобод человека, связанных с миграцией, таких как право на личную безопасность, единство/воссоединение семьи, обжалование административных решений, социальное и медицинское обеспечение, обращение за помощью в международные организации. Процедуры реадмиссии предполагают упрощённое решение заинтересованными государствами вопроса о прекращении пребывания незаконных мигрантов.
По результатам проведенного исследования сделан вывод, что международно-правовые механизмы предупреждения незаконной миграции должны сочетать межгосударственные средства её пресечения и соблюдение общепризнанных запретов в области прав человека (запреты на коллективную высылку иностранцев, необоснованное закрытие последующего въезда, ограничение свободы передвижения по территории государства приёма).
Наличие у индивида оснований опасаться за свою жизнь или физическую неприкосновенность в стране происхождения и сохранение единства семьи указывают на незаконность принудительного возвращения.
Государствам можно также рекомендовать совершенствовать нормативно-правовую основу дополнительной защиты иностранных граждан, претендующих на получение статуса беженцев или временного убежища, и тех лиц, которых они принимают на своей территории по гуманитарным соображениям.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАНЫ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ИНСТИТУТ РЕАДМИССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016



