Анализ проблем несоответствия зданий дошкольных образовательных учреждений современным требованиям пожарной безопасности и пути их решения (на примере МБДОУ № 102 г. Оренбурга)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Общие сведения 8
1.1 Закон о пожарной безопасности 8
1.2 Государственный пожарный надзор 10
1.3 Требование к зданиям и сооружениям для учебных
заведений 14
1.4 Организация пожарной безопасности в образовательном
учреждении 17
1.5Статистика пожаров и анализ причин их возникновения в учреждениях образовательной сферы 22
1.6 Анализ пожарной опасности здания 28
2 Анализ проблем несоответствия зданий ДОУ
современным требованиям ПБ 33
2.1 Анализ пожарной опасности здания 33
2.2 Определение расчетного (фактического) времени эвакуации
из помещений 36
2.2.1 Метод определения расчётного (фактического) времени
эвакуации из помещений 36
2.2.2 Определение расчетного времени эвакуации 41
2.3 Определение необходимого времени эвакуации из
помещений 55
2.3.1Метод расчета необходимого времени эвакуации 55
2.3.2Расчет необходимого времени эвакуации 60
2.3.3 Таблица соответствия условию безопасности эвакуации
людей из помещений 1-го и 2-го этажей здания МБДОУ №102 61
2.4 Определение уровня обеспечения пожарной
безопасности людей 61
2.4.1 Общие принципы определения уровня обеспечения
пожарной безопасности людей 61
2.4.2 Определение уровня обеспечения пожарной безопасности
людей 64
3 Разработка предложений по повышению уровня пожарной безопасности складских и подсобных помещений ДОУ 66
3.1 Анализ адресно-аналоговых системы пожарной
сигнализации 66
3.1.1 Преимущества и недостатки адресно-аналоговых систем 66
3.1.2 Преимущества адресных систем по отношению к
неадресным 69
3.1.3 Выводы 72
3.2 Разработка системы пожарной сигнализации и системы
оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 73
3.3 Внедрение спринклерных систем пожаротушения, как способ повышения пожарной безопасности складских и подсобных
помещений дошкольных учреждений 87
3.3.1 Технология управляемого пуска 87
3.2.2 Принцип действия водяных растворов 92
3.3.3 Внедрение системы газового пожаротушения для
электрощитовых дошкольных учреждений 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
1 Общие сведения 8
1.1 Закон о пожарной безопасности 8
1.2 Государственный пожарный надзор 10
1.3 Требование к зданиям и сооружениям для учебных
заведений 14
1.4 Организация пожарной безопасности в образовательном
учреждении 17
1.5Статистика пожаров и анализ причин их возникновения в учреждениях образовательной сферы 22
1.6 Анализ пожарной опасности здания 28
2 Анализ проблем несоответствия зданий ДОУ
современным требованиям ПБ 33
2.1 Анализ пожарной опасности здания 33
2.2 Определение расчетного (фактического) времени эвакуации
из помещений 36
2.2.1 Метод определения расчётного (фактического) времени
эвакуации из помещений 36
2.2.2 Определение расчетного времени эвакуации 41
2.3 Определение необходимого времени эвакуации из
помещений 55
2.3.1Метод расчета необходимого времени эвакуации 55
2.3.2Расчет необходимого времени эвакуации 60
2.3.3 Таблица соответствия условию безопасности эвакуации
людей из помещений 1-го и 2-го этажей здания МБДОУ №102 61
2.4 Определение уровня обеспечения пожарной
безопасности людей 61
2.4.1 Общие принципы определения уровня обеспечения
пожарной безопасности людей 61
2.4.2 Определение уровня обеспечения пожарной безопасности
людей 64
3 Разработка предложений по повышению уровня пожарной безопасности складских и подсобных помещений ДОУ 66
3.1 Анализ адресно-аналоговых системы пожарной
сигнализации 66
3.1.1 Преимущества и недостатки адресно-аналоговых систем 66
3.1.2 Преимущества адресных систем по отношению к
неадресным 69
3.1.3 Выводы 72
3.2 Разработка системы пожарной сигнализации и системы
оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 73
3.3 Внедрение спринклерных систем пожаротушения, как способ повышения пожарной безопасности складских и подсобных
помещений дошкольных учреждений 87
3.3.1 Технология управляемого пуска 87
3.2.2 Принцип действия водяных растворов 92
3.3.3 Внедрение системы газового пожаротушения для
электрощитовых дошкольных учреждений 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
Актуальность данной магистерской диссертации заключается в том, что на данный момент существует множество проблем по обеспечению пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях, вызванных различными несоответствиями зданий и сооружений, а также различными нарушениями в регулировании эффективности и результативности контрольной и надзорной деятельности МЧС России в области пожарной безопасности, которое заключается в наличии тенденций невыполнения предписаний о нарушении требований пожарной безопасности, бесконтрольной деятельности чиновников, которое не приводит к сокращению правонарушений.
Актуальность исследуемой темы затронула и заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Ирина Кузнецова на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика», которая проходила 5-6 декабря 2017 года в Москве: «В стране почти 30 миллионов обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей - более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных организаций в системе национальной безопасности России» [1].
Пожары являются одним из самых страшных и тяжелых бедствий, при которых уничтожаются материальные и природные ценности, а также страдают люди (погибают, либо получают ожоги разной степени). Основными поражающими факторами пожара являются: высокая температура в зоне горения, тепловое излучение из зоны горения, выделение токсичных веществ, задымление пространства.
Сайт World НеаИй Rnnkings отслеживает статистику гибели населения по различным причинам. По данным сайта, в 2017 году Россия занимает 45 место по количеству жертв пожара на 100000 населения. На территории России в пожарах ежегодно погибает более 5 тысяч человек. Экономические потери от пожара составляют более 5 млн. руб. в год.
Именно из-за такого значительного количества потерь и ущерба развитие противопожарной безопасности в России очень важно. И к решению данного вопроса должен подходить каждый граждан Российской Федерации. Помимо соблюдения техники пожарной безопасности, следует в образовательных учреждениях, на предприятиях, в компаниях, в жилищных комплексах и создавать добровольную пожарную охрану.
Также из средств массовой информации все чаще можно узнать о вопиющих фактах халатности, которые влекут за собой возникновение чрезвычайных ситуаций с летальным исходом. Все это является следствием отсутствия подобающего контроля и низкой эффективности надзорной деятельности.
За более чем десяток лет был написан ряд работ, посвященных исследованию контрольной и надзорной деятельности. Помимо этого, Правительство Российской Федерации укрепляет законность и правопорядок, направленные на повышение ответственности не только среди государственных служащих, но и в отношении должностных лиц, частных предпринимателей.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации системы обеспечения пожарной безопасности учреждений образовательной сферы за счет внедрения мероприятий, снижающих пожарный риск мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты.
Для достижения цели исследования необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач, а именно:
- изучить теоретические и правовые аспекты обеспечения пожарной безопасности учреждений образовательной сферы;
- провести анализ проблемы, связанной с организацией пожарной безопасности образовательных учреждений;
- дать характеристику объекта защиты, провести анализ учебного заведения с учетом требований пожарной безопасности, выявить типичные нарушения и проблемы в обеспечении организации мероприятий по пожарной безопасности;
- выполнить расчет времени эвакуации людей из здания, сопоставить полученные результаты с допустимыми значениями безопасной эвакуации людей;
- разработать рекомендации по совершенствованию организации системы обеспечения пожарной безопасности в образовательном учреждении.
Актуальность исследуемой темы затронула и заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Ирина Кузнецова на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика», которая проходила 5-6 декабря 2017 года в Москве: «В стране почти 30 миллионов обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей - более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных организаций в системе национальной безопасности России» [1].
Пожары являются одним из самых страшных и тяжелых бедствий, при которых уничтожаются материальные и природные ценности, а также страдают люди (погибают, либо получают ожоги разной степени). Основными поражающими факторами пожара являются: высокая температура в зоне горения, тепловое излучение из зоны горения, выделение токсичных веществ, задымление пространства.
Сайт World НеаИй Rnnkings отслеживает статистику гибели населения по различным причинам. По данным сайта, в 2017 году Россия занимает 45 место по количеству жертв пожара на 100000 населения. На территории России в пожарах ежегодно погибает более 5 тысяч человек. Экономические потери от пожара составляют более 5 млн. руб. в год.
Именно из-за такого значительного количества потерь и ущерба развитие противопожарной безопасности в России очень важно. И к решению данного вопроса должен подходить каждый граждан Российской Федерации. Помимо соблюдения техники пожарной безопасности, следует в образовательных учреждениях, на предприятиях, в компаниях, в жилищных комплексах и создавать добровольную пожарную охрану.
Также из средств массовой информации все чаще можно узнать о вопиющих фактах халатности, которые влекут за собой возникновение чрезвычайных ситуаций с летальным исходом. Все это является следствием отсутствия подобающего контроля и низкой эффективности надзорной деятельности.
За более чем десяток лет был написан ряд работ, посвященных исследованию контрольной и надзорной деятельности. Помимо этого, Правительство Российской Федерации укрепляет законность и правопорядок, направленные на повышение ответственности не только среди государственных служащих, но и в отношении должностных лиц, частных предпринимателей.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации системы обеспечения пожарной безопасности учреждений образовательной сферы за счет внедрения мероприятий, снижающих пожарный риск мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты.
Для достижения цели исследования необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач, а именно:
- изучить теоретические и правовые аспекты обеспечения пожарной безопасности учреждений образовательной сферы;
- провести анализ проблемы, связанной с организацией пожарной безопасности образовательных учреждений;
- дать характеристику объекта защиты, провести анализ учебного заведения с учетом требований пожарной безопасности, выявить типичные нарушения и проблемы в обеспечении организации мероприятий по пожарной безопасности;
- выполнить расчет времени эвакуации людей из здания, сопоставить полученные результаты с допустимыми значениями безопасной эвакуации людей;
- разработать рекомендации по совершенствованию организации системы обеспечения пожарной безопасности в образовательном учреждении.
Исходя из вышеизложенного мы с уверенностью можем сказать, что обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность в школах, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе от степени профессионализма управляющего этим новым оборудованием персонала.
В процессе написания диссертации была проделана следующая работа:
- проведён анализ мероприятий по организации ПБ в учреждениях дошкольной образовательной сферы;
- дана характеристика объекта защиты;
- дана характеристика системы обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения;
- выполнен расчёт времени эвакуации людей при пожаре;
- разработаны рекомендации по совершенствованию организации системы обеспечения пожарной безопасности в образовательном учреждении.
Руководитель образовательного учреждения имеет право использовать эти рекомендации в полном объеме или частично, изменяя или дополняя их с учетом специфики своего образовательного учреждения, личного опыта, требований местного органа Государственного пожарного надзора и новых нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности образовательных учреждений.
В процессе написания диссертации была проделана следующая работа:
- проведён анализ мероприятий по организации ПБ в учреждениях дошкольной образовательной сферы;
- дана характеристика объекта защиты;
- дана характеристика системы обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения;
- выполнен расчёт времени эвакуации людей при пожаре;
- разработаны рекомендации по совершенствованию организации системы обеспечения пожарной безопасности в образовательном учреждении.
Руководитель образовательного учреждения имеет право использовать эти рекомендации в полном объеме или частично, изменяя или дополняя их с учетом специфики своего образовательного учреждения, личного опыта, требований местного органа Государственного пожарного надзора и новых нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности образовательных учреждений.



