Налоговый контроль и пути его совершенствования (на материалах МИФНС России №15 по Самарской области)
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты организации налогового контроля 9
1.1 Понятие, основные элементы и виды налогового контроля 9
1.2 Формы и методы налогового контроля 12
1.3 Порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах . 20
2 Анализ действующей практики организации налогового контроля в
Российской Федерации 27
2.1 Характеристика Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по
Самарской области 27
2.2 Анализ проведенных МИФНС № 15 камеральных проверок 30
2.3 Анализ проведенных МИФНС № 15 выездных проверок 46
3 Пути совершенствования налогового контроля 53
3.1 Проблемы налогового администрирования 53
3.2 Пути совершенствования налогового контроля 59
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения
1 Теоретические аспекты организации налогового контроля 9
1.1 Понятие, основные элементы и виды налогового контроля 9
1.2 Формы и методы налогового контроля 12
1.3 Порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах . 20
2 Анализ действующей практики организации налогового контроля в
Российской Федерации 27
2.1 Характеристика Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по
Самарской области 27
2.2 Анализ проведенных МИФНС № 15 камеральных проверок 30
2.3 Анализ проведенных МИФНС № 15 выездных проверок 46
3 Пути совершенствования налогового контроля 53
3.1 Проблемы налогового администрирования 53
3.2 Пути совершенствования налогового контроля 59
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения
Как считал Бенджамин Франклин, смерть и налоги - это единственная «определенность» в нашей жизни. Но, если бы он видел то, к чему пришел мир сейчас, то понял бы, что и налоги стали большой неопределенностью [23].
Взимание налогов, это одна из древнейших функций государства, а также одно из ключевых условий его существования. К тому же, не менее важной функцией взимания налогов является развитие общества на пути не только экономического процветания, но и социального. Немалую роль здесь играет налоговая служба, ведь именно от результативности ее работы зависит эффективность поступлений денежных средств в бюджетную систему страны.
С момента появления понятия налога как одного из условий существования и развития государства появилась необходимость в осуществлении контроля в налоговых правоотношениях, который должен быть направлен на соблюдение налогоплательщиком требований налогового законодательства. С помощью контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также законность операций.
Для того чтобы предусмотренные бюджетами мероприятия осуществлялись, необходимо непрерывное их финансирование. Систематическое пополнение бюджетов, в свою очередь, зависит от налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
Но, к сожалению, как показывает практика, зачастую налогоплательщики пренебрегают своими обязанностями, допуская несвоевременную уплату налогов и других платежей по ряду объективных и субъективных причин. Поэтому, контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов - это одна из основных проблем налогового органа на сегодняшний день.
Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.
В данное время в Российской Федерации основным органом, занимающимся непосредственно налоговым контролем, остается Федеральная налоговая служба. В соответствии с Федеральным законом «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов [3].
Актуальность данной темы в том, что обязанность государственных органов заключается в контроле за своевременностью и правильностью исчислению и уплаты налогов, в целях собирания денежных средств с налогоплательщиков.
Правильное и точное соблюдение обязанностей налогоплательщиками гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей, а также формирования бюджетов всех уровней.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля при учете и взимании налогов и сборов, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучить понятия, основных элементов и видов налогового контроля;
- рассмотреть формы и методы налогового контроля;
- рассмотреть порядок постановки налогоплательщика на учет;
- проанализировать действующий механизм налогового контроля;
- определить проблемы налогового администрирования;
- дать оценку совершенствования налогового контроля.
Объектом исследований данной выпускной квалификационной работы является Межрайонная инспекция ФНС России № 15 по Самарской области.
Предметом исследования является налоговый контроль и пути его совершенствования.
Нормативную базу исследования составляют действующие акты гражданского и налогового законодательств РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и глав субъектов РФ, инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, письма, разъяснения, методологические указания налоговых и иных государственных органов.
Такими учеными как: Д. Н. Бахрахом, И. Б. Шаховым, В. М. Горшеневым, Б. М. Лазаревым, М. С. Студеникиной, Е. В. Шориной и другими учеными, что занимаются проблемами административного права, исследуется с правовой точки зрения контроль и контрольная деятельность.
Хронологические рамки исследования охватывают три предыдущих года - 2014 год, 2015 год и 2016 год.
Методологической основой исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе, послужили системный и комплексный подходы. В процессе исследования в ВКР использовались различные общенаучные методы и приемы, такие как: научная абстракция, методы группировки, прогнозирования, методы детерминированного факторного анализа, синтеза и другие методы.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложенные в работе наиболее результативные рекомендаций по оптимизации осуществления налогового контроля могут быть применены на практике. В ходе написания работы были выявлены наиболее значимые проблемы в осуществлении налогового контроля и рассмотрены наиболее целесообразные пути решения этих проблем.
Взимание налогов, это одна из древнейших функций государства, а также одно из ключевых условий его существования. К тому же, не менее важной функцией взимания налогов является развитие общества на пути не только экономического процветания, но и социального. Немалую роль здесь играет налоговая служба, ведь именно от результативности ее работы зависит эффективность поступлений денежных средств в бюджетную систему страны.
С момента появления понятия налога как одного из условий существования и развития государства появилась необходимость в осуществлении контроля в налоговых правоотношениях, который должен быть направлен на соблюдение налогоплательщиком требований налогового законодательства. С помощью контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также законность операций.
Для того чтобы предусмотренные бюджетами мероприятия осуществлялись, необходимо непрерывное их финансирование. Систематическое пополнение бюджетов, в свою очередь, зависит от налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
Но, к сожалению, как показывает практика, зачастую налогоплательщики пренебрегают своими обязанностями, допуская несвоевременную уплату налогов и других платежей по ряду объективных и субъективных причин. Поэтому, контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов - это одна из основных проблем налогового органа на сегодняшний день.
Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.
В данное время в Российской Федерации основным органом, занимающимся непосредственно налоговым контролем, остается Федеральная налоговая служба. В соответствии с Федеральным законом «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов [3].
Актуальность данной темы в том, что обязанность государственных органов заключается в контроле за своевременностью и правильностью исчислению и уплаты налогов, в целях собирания денежных средств с налогоплательщиков.
Правильное и точное соблюдение обязанностей налогоплательщиками гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей, а также формирования бюджетов всех уровней.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля при учете и взимании налогов и сборов, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучить понятия, основных элементов и видов налогового контроля;
- рассмотреть формы и методы налогового контроля;
- рассмотреть порядок постановки налогоплательщика на учет;
- проанализировать действующий механизм налогового контроля;
- определить проблемы налогового администрирования;
- дать оценку совершенствования налогового контроля.
Объектом исследований данной выпускной квалификационной работы является Межрайонная инспекция ФНС России № 15 по Самарской области.
Предметом исследования является налоговый контроль и пути его совершенствования.
Нормативную базу исследования составляют действующие акты гражданского и налогового законодательств РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и глав субъектов РФ, инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, письма, разъяснения, методологические указания налоговых и иных государственных органов.
Такими учеными как: Д. Н. Бахрахом, И. Б. Шаховым, В. М. Горшеневым, Б. М. Лазаревым, М. С. Студеникиной, Е. В. Шориной и другими учеными, что занимаются проблемами административного права, исследуется с правовой точки зрения контроль и контрольная деятельность.
Хронологические рамки исследования охватывают три предыдущих года - 2014 год, 2015 год и 2016 год.
Методологической основой исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе, послужили системный и комплексный подходы. В процессе исследования в ВКР использовались различные общенаучные методы и приемы, такие как: научная абстракция, методы группировки, прогнозирования, методы детерминированного факторного анализа, синтеза и другие методы.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложенные в работе наиболее результативные рекомендаций по оптимизации осуществления налогового контроля могут быть применены на практике. В ходе написания работы были выявлены наиболее значимые проблемы в осуществлении налогового контроля и рассмотрены наиболее целесообразные пути решения этих проблем.
Все налоговые системы влияют на социальное и экономическое развитие страны. Так же налоговая система помимо всего обеспечивает стабильное поступление денежных средств в бюджет. Именно поэтому остро встает вопрос о повышении эффективности, результативности налоговой системы и налогового администрирования.
В соответствии с поступлениями финансовой науки, эффективность налоговой системы определяется полнотой выявления источников доходов в целях налогообложения. Также, такая эффективность обуславливается минимизацией расходов на взимание налогов.
Наиболее «показательным» критерием оценки эффективности применяемой налоговой системы является мера полноты поступивших от взимания налогов денежных средств в бюджеты всех уровней. Так же, не менее важным критерием является и то, насколько ответственно исполняются и принимаются к сведению установленные законом базы налогообложения.
Есть такое понятие, как «собираемость налогов», именно это понятие и характеризует эффективность налоговой системы. Собираемостью налогов называется объем налоговых поступлений.
На собираемость может повлиять довольно-таки большое количество факторов, к примеру, величина налогооблагаемой базы играет огромную роль. Также на собираемость может повлиять и ряд других факторов, таких как: степень и уровень развития законодательства; сбалансированность федерального бюджета; результативность проводимой налоговыми органами работы; величина налогового бремени; степень развитости теневой экономики.
Все показатели осуществляемой контрольной работы можно разделить на две группы, на: количественные и качественные.
Объем работы налоговых органов характеризуется количественными показателями. Такие показатели трактуются / определяются составом контролируемых налогоплательщиков. К такому составу относятся и крупные налогоплательщики.
К качественным показателям часто относят уровень выполнения налоговыми органами прогнозных заданий за отчетный период и отношение суммы фактически поступивших налоговых платежей к сумме начисленных платежей. Также, не менее важным показателем качества является темп роста налоговых платежей за отчетный период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. То есть, идет сопоставление налоговых поступлений за отчетный и предыдущий период. Удельный вес проверок, в ходе которых выявляются нарушения налогового законодательства, в общем числе проверок, тоже является не менее важным показателем качества. Суммы доначислений на одну проверку являются ключевым аспектов в составе качественных показателей.
На основе анализа и проводимого социального опроса можно выделить четыре основных мотива уклонения налогоплательщиков от своих обязанностей перед государством. Мотивы уклонения делятся на: экономические, моральные, технические и политические.
Как известно, основной, и наиболее распространенной причиной уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, это его нестабильное финансовое положение. И чем хуже то самое положение, тем больше соблазн у налогоплательщика «обмануть» государство.
Одними из многих причин уклонения от налогов является двойственность / нелогичность и сложность налогового законодательства. От четкости изложения методик налогообложения и технической оснащенности налоговых инспекций, непосредственно зависят результаты собираемости налогов. Вдобавок, данные результаты зависят от профессиональной подготовленности работников налоговых инспекций, а также от уровня знаний граждан и организаций в сфере налогового законодательства.
В результате проделанной работы, можно сделать несколько выводов. Так, наиболее важным моментом в результативности контрольной работы налогового органа является совершенствование уже имеющейся и действующей системы налогового контроля. А для того, чтобы повысить результативность данной системы, необходимо улучшать навыки в вопросе отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок. И, соответственно, необходимо разработать более эффективные формы и методы проведения налоговых проверок. Также, целесообразно было бы ввести систему для оценки, осуществляемой уполномоченными лицами налогового органа, работы.
Постепенно совершенствуя все рассмотренные элементы, можно прийти к реальному улучшению организации налогового контроля. Путем достижения этого может стать создание системы отбора налогоплательщиков, в отношении которых стоит назначать и впоследствии проводить налоговую проверку. Данная система позволит выбрать более целесообразное направление использования материальных и кадровых ресурсов налогового органа.
Говоря о совершенствовании форм и методов контроля, необходимо увеличить число проводимых совместно с органами федеральных служб проверок, организовать проведение повторной проверки в отношении налогоплательщиков, сокрытые суммы которых достигают крупных размеров. А также при наличии законодательных норм, стоит использовать косвенные метод исчисления налогооблагаемой базы.
Приведенный перечень решений изложенных в работе проблем, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие пути улучшения контрольной работы, повышать результативность осуществляемого налогового контроля, при этом ссылаясь на рассмотренные выше советы. Конечно, невозможно конкретизировать и говорить точно, что необходимо делать в сложившейся ситуации. В работе приведены наиболее целесообразные и более уместные пути решения насущных проблем.
В соответствии с поступлениями финансовой науки, эффективность налоговой системы определяется полнотой выявления источников доходов в целях налогообложения. Также, такая эффективность обуславливается минимизацией расходов на взимание налогов.
Наиболее «показательным» критерием оценки эффективности применяемой налоговой системы является мера полноты поступивших от взимания налогов денежных средств в бюджеты всех уровней. Так же, не менее важным критерием является и то, насколько ответственно исполняются и принимаются к сведению установленные законом базы налогообложения.
Есть такое понятие, как «собираемость налогов», именно это понятие и характеризует эффективность налоговой системы. Собираемостью налогов называется объем налоговых поступлений.
На собираемость может повлиять довольно-таки большое количество факторов, к примеру, величина налогооблагаемой базы играет огромную роль. Также на собираемость может повлиять и ряд других факторов, таких как: степень и уровень развития законодательства; сбалансированность федерального бюджета; результативность проводимой налоговыми органами работы; величина налогового бремени; степень развитости теневой экономики.
Все показатели осуществляемой контрольной работы можно разделить на две группы, на: количественные и качественные.
Объем работы налоговых органов характеризуется количественными показателями. Такие показатели трактуются / определяются составом контролируемых налогоплательщиков. К такому составу относятся и крупные налогоплательщики.
К качественным показателям часто относят уровень выполнения налоговыми органами прогнозных заданий за отчетный период и отношение суммы фактически поступивших налоговых платежей к сумме начисленных платежей. Также, не менее важным показателем качества является темп роста налоговых платежей за отчетный период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. То есть, идет сопоставление налоговых поступлений за отчетный и предыдущий период. Удельный вес проверок, в ходе которых выявляются нарушения налогового законодательства, в общем числе проверок, тоже является не менее важным показателем качества. Суммы доначислений на одну проверку являются ключевым аспектов в составе качественных показателей.
На основе анализа и проводимого социального опроса можно выделить четыре основных мотива уклонения налогоплательщиков от своих обязанностей перед государством. Мотивы уклонения делятся на: экономические, моральные, технические и политические.
Как известно, основной, и наиболее распространенной причиной уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, это его нестабильное финансовое положение. И чем хуже то самое положение, тем больше соблазн у налогоплательщика «обмануть» государство.
Одними из многих причин уклонения от налогов является двойственность / нелогичность и сложность налогового законодательства. От четкости изложения методик налогообложения и технической оснащенности налоговых инспекций, непосредственно зависят результаты собираемости налогов. Вдобавок, данные результаты зависят от профессиональной подготовленности работников налоговых инспекций, а также от уровня знаний граждан и организаций в сфере налогового законодательства.
В результате проделанной работы, можно сделать несколько выводов. Так, наиболее важным моментом в результативности контрольной работы налогового органа является совершенствование уже имеющейся и действующей системы налогового контроля. А для того, чтобы повысить результативность данной системы, необходимо улучшать навыки в вопросе отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок. И, соответственно, необходимо разработать более эффективные формы и методы проведения налоговых проверок. Также, целесообразно было бы ввести систему для оценки, осуществляемой уполномоченными лицами налогового органа, работы.
Постепенно совершенствуя все рассмотренные элементы, можно прийти к реальному улучшению организации налогового контроля. Путем достижения этого может стать создание системы отбора налогоплательщиков, в отношении которых стоит назначать и впоследствии проводить налоговую проверку. Данная система позволит выбрать более целесообразное направление использования материальных и кадровых ресурсов налогового органа.
Говоря о совершенствовании форм и методов контроля, необходимо увеличить число проводимых совместно с органами федеральных служб проверок, организовать проведение повторной проверки в отношении налогоплательщиков, сокрытые суммы которых достигают крупных размеров. А также при наличии законодательных норм, стоит использовать косвенные метод исчисления налогооблагаемой базы.
Приведенный перечень решений изложенных в работе проблем, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие пути улучшения контрольной работы, повышать результативность осуществляемого налогового контроля, при этом ссылаясь на рассмотренные выше советы. Конечно, невозможно конкретизировать и говорить точно, что необходимо делать в сложившейся ситуации. В работе приведены наиболее целесообразные и более уместные пути решения насущных проблем.



