Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты спортивной деятельности 7
1.2. Психомоторная структура сложного двигательного действия 17
1.3. Метод визуальной оценки в спорте 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 29
3.1. Психомоторные критерии оценки уровня мастерства бойцов рукопашников 29
3.2. Психомоторных критерии оценки эффективности действий спортсмена 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Актуальность исследования. Любой антиципирующий эффект, обслуживающий психомоторное действие спортсмена, характеризуется не только упреждающим временным потенциалом. Не менее важно знать и источники информации для прогнозирования действий противника.
Так, наблюдения за действиями бойцов рукопашников, а также специальные исследования показывают, что источники информации для распознавания намерений бойца рукопашника весьма многообразны. Это могут быть сами действия (обманные движения, чувство времени и пространства, оценка направления нападающего удара рукой или ногой, дистанции, «экспрессия» движений и т. п.) эмоционально-волевые проявления и даже морфологические особенности противника.
В этой связи представляют большой научный интерес вопросы, относящиеся к выявлению особенностей антиципирующих эффектов в актах распознавания тех или иных действий.
Анализ психологической и методической литературы показал, что проблема распознавания у бойцов рукопашников, как в теоретическом, так и в экспериментальном плане почти не разработана. Имеются исследования, касающиеся распознавания или предугадывания лишь истинных действий - нападающих ударов. Особенности распознавания в них рассматриваются в связи с развитием быстроты и точности сложных двигательных реакций [2,11]; быстроты защитных [7,20] и контратакующих действий [19]. С нашей точки зрения проблема распознавания бойцами рукопашниками технико-тактических действий противника является наиболее актуальной.
Объект исследования. Психомоторика соревновательной деятельности бойцов рукопашников.
Предмет исследования - методика формирования прогностических оценок, успешности деятельности бойцов рукопашников.
Целью исследования является оценка психомоторики как компонент прогностических оценок успешности деятельности бойцов рукопашников.
Гипотеза исследования - Исходная гипотеза эксперимента состоит в предположении, что в структуру специальных способностей бойцов рукопашников к сенсомоторному реагированию должны войти:
• гностические компоненты (операции) сенсорного различения, дифференцировки финтов и ударов, сила ударов и различные виды реакций;
• простая, реакция выбора с изменением числа технико-тактических действий, реакции при переделке знаков раздражителей.
Новизна исследования связана с:
• разработкой достоверной критерий оценки успешности деятельности бойцов рукопашников;
• данными о вероятности предсказания направления действия бойцов рукопашников;
• психомоторным анализом действий бойца рукопашника и воспитанием антиципации действий соперника;
• разработкой методики обучения мыслительной деятельности бойца рукопашника при двигательной деятельности с целью повышения эффективности антиципации направления действии противника;
• разработкой методики формирования психомоторики как компонента прогностических оценок успешности деятельности бойца рукопашника.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке новых подходов к формированию антиципации двигательных действий спортсменов, с учетом особенностей психомоторики как компонента прогностических оценок успешности деятельности бойцов рукопашников.
Практическая значимость работы связана с разработкой метода контроля способности к антиципации, модельных характеристик этой способности, разработкой методик совершенствования способности к антиципации и формирования технического навыка на основе антиципации успешности деятельности бойцов рукопашников, формирования психомоторики как компонента прогностических оценок успешности деятельности бойцов рукопашников.
Задачи исследования:
1. Изучить психомоторные показатели информативности, оценки уровня мастерства бойцов рукопашников.
2. Выявить информативную значимость отдельных психомоторных показателей для оценки эффективности действий бойцов рукопашников.
3. Экспериментально обосновать эффективность применения методики психомоторики как компонента прогностических оценок успешности деятельности бойцов рукопашников.
Любой психический акт, воплощенный в движении и действии, основан на деятельности чувственных регистров - анализаторных систем. Благодаря механизмам временных связей работа анализаторов (зрительного, кинестетического, вестибулярного и др.) все более тонко отражает условия регуляции действий в пространстве и времени.
Так, при ведущей афферентации зрительной системы сигналов внешнего пространства и организации пространственной ориентировки у представителей спортивных единоборств большую роль играют границы поля зрения и его объем.
Для условий кинестетического пространственного различения параметров движений ведущей детерминантой, выступающей внешним условием совершенствования точности у спортсменов, является уровень их спортивного мастерства и тренированности. Показательно также, что специфика спортивной специализации у спортсменов обусловливает очень тонкие эффекты локализации остроты ощущений в тех зонах «рабочих органов», движения которых обслуживают техническую основу спортивного действия.
В ходе анализа эмпирических данных была выявлена также специфика познавательных эффектов у спортсменов, проявляющаяся в процессе различения макро-и микроинтервалов времени.
В задачах ориентировки и воспитания «чувства времени» у спортсменов в микроинтервалах, как показал анализ, решающее значение должно быть отведено сенсорному методу.
В ходе анализа экспериментальных данных установлено, что выработка интегрального эффекта в действиях типа РДО основана не только на зрительных восприятиях движущегося объекта, но и на образах кратковременной и оперативной памяти.
Антиципация является одним из существенных механизмов и необходимым условием временного упреждающего потенциала как дополнительного резерва готовности спортсмена к реализации экстренных действий.
Таким образом, совершенно очевидно, что успешность двигательной спортивной деятельности в значительной степени зависит от уровня развития психомоторных функций, непосредственно участвующих в саморегуляции движений.
Техника исполнения разнообразных спортивных упражнений обусловлена точностью управления движениями по параметрам пространства, времени, интенсивности прилагаемых усилий, точности и стабильности ряда проявлений психомоторики: ощущений разной модальности, специализированных восприятий, простых, сложных и антиципирующих реакций.
Психомоторные функции развиваются и совершенствуются в процессе спортивной тренировки. Это развитие и совершенствование происходит специализированно: становятся более точными и быстрыми те процессы и реакции, которые нужны для управления движениями и двигательными действиями именно в данном виде спорта. Достигнув определенного уровня совершенства, эти процессы и реакции становятся базой, основой для дальнейшего роста спортивной техники, мастерства спортсмена.
Отсюда следует весьма важное, на наш взгляд, положение, учет которого значим для практики. Если в ходе спортивной тренировки специально и целенаправленно развивать необходимые психомоторные качества, можно получить дополнительный эффект роста технического мастерства. Другими словами, совершенствование регуляторных функций психомоторики - дополнительный путь реализации скрытых резервов спортсмена.
Такое своевременное реагирование, как показывают исследования, основано на пространственно-временной антиципации и выражается в том, что человек всегда находит некоторую точку упреждения еще до завершения реакции. Таким образом, антиципация будущих изменений движения объекта возможна на основе его временного упреждения, которое строится с учетом его текущих и будущих значений. Если это условие не выполняется, то действия по типу РДО всегда будут запаздывающими.
1. Александров Ю.М. Формирования технического мастерства юных боксеров методом вариативной тренировки. - Казань.: 2015. - с. - 75-82.
2. Александров Ю.М. Повышение технической подготовленности квалифицированных боксеров 15-17 лет на основе формирования прочности и вариативности двигательных навыков. //Диссер. канд. пед. наук. Набережные - Челны - 2014. - 187 с.
3. Александров Ю.М. Исследование техники нападающего удара в боксе. Сборник научно-практической конференции. Ульяновск. 2014. - с. 44-48.
4. Джалилов Ал., Джалилов Ар. Александров Ю.М. Биомеханические аспекты визуальной оценки техники ударных движений в кикбоксинге. М.: Ж.: Физическая культура. (ВОТ), 2014. - с. - 25-27.
5. Джалилов Ал., Джалилов Ар. Александров Ю.М. Воспитание морально-волевых качеств в системе подготовки боксеров. М.: Ж.: Физическая культура. (ВОТ), 2015. - с. - 22-25.
6. Джалилов А.А., Балашова В.Ф. Биомеханические характеристики нападающих ударов в кикбоксинге. М.: Ж.: Т и ПФК. 2014. - с. - 66-68.
7. Данилова Н.Н., Крылов А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: 1997. - 324 с.
8 Джалилов А.А., Кувшинов О.Н. Биомеханические характеристики нападающих ударов в боксе. Сборник международной научно-практической конференции. Тольятти - 2012. - с. - 66-68.
9. Зимкин В.Л. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М. ФиС, 2003. - 179 с.
10. Сегеенко Л.П. Генетика и спорт. М.: ФиС, 2009. - 171 с.
11. Савенков Г.И. О восприятии времени у спортсменов. ТиПФК. 2003. № 3. - 25-27.
12. Седов А.В. Создание системы информации в физической культуре и спорте. ТиПФК, -2003. №4. - с. 36-39.
13. Колесник И.С. Основные направления повышения эффективности системы спортивной подготовки квалифицированных боксеров. М.: 2010. - 345.
14. Чумаков Е.М. 100 уроков борьбы самбо. М.: ФиС, 1997. - 246.
15. Черкесов Т.Ю. Сопряженное развитие двигательных возможностей спортсменов в условиях, создаваемых модернизированной машиной управляющего воздействия: автореф. Дис. Канд. пед. наук. - Нальчик, 2001. - 16 с.
...