Введение 4
1. Понятие интерактивного и электронного обучения 9
1.1. e-Learning 9
1.1.1. Плюсы и минусы e-Learning 13
1.2. Анализ существующих систем для подготовки к Основному
Государственному Экзамену по английскому языку 17
1.2.1. Examer 17
1.2.2. Решу Единый Государственный Экзамен 17
1.2.3. LinguaLeo 18
1.3. Обоснование выбора средств реализации программного продукта 19
Вывод по первой главе 25
2. Методологические основы проектирования структуры и компонентов
системы 27
2.1. Функциональное моделирование предметной области 27
2.1.1. Обучение без использования информационных технологий для
поддержки процесса обучения 27
2.1.2. Цель и назначение системы управления процессом обучения 30
2.1.3. Определение функций системы 35
2.2. Разработка концептуальной модели данных системы управления
процессом обучения иностранному языку 36
2.2.1. Диаграмма вариантов использования 38
2.2.2. Диаграмма классов 40
2.2.3. Диаграмма последовательностей 41
2.2.4. Физическое моделирование 44
2.3. Диаграмма процессов 45
Выводы по второй главе 47
3. Постановка и технология решения задач управления 48
3.1. Мотивация обучения 51
3.2. Реализация компонентов программного продукта 56
3.1.1. Функции сайта для учителя 59
3.1.2. Функции сайта для ученика 64
3.1.3. Виды заданий 69
Выводы по третьей главе 73
4. Анализ результатов исследований с использованием методов математической
статистики 75
4.1. Описание критерия Вилкоксона 75
4.1.1. Назначение критерия Вилкоксона 75
4.1.2 Ограничения критерия Вилкоксона 75
4.1.3. Использование критерия Вилкоксона 75
4.2. Подтверждение эффективности использования системы управления
процессом обучения иностранному языку 76
Выводы по четвертой главе 79
Заключение 81
Список используемой литературы 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Разнообразные современные технологии обучения стали более активно и продуктивно использоваться при изучении многих учебных предметов в российской общеобразовательной школе. На протяжении всего процесса обучения необходимо учитывать уровень развития образовательных технологий, современные концепции образования, а также необходимость развития у учащихся умения непрерывного самообразования. Соответствие современным условиям заставляет пересмотреть применяемые в образовательном процессе технологии, в первую очередь выбирать из них те, которые способны:
• повысить эффективность и качество обучения;
• расширить границы процесса обучения;
• способствовать практической направленности;
• создать условия для самореализации;
• обеспечить мотивацию к самообразованию и самостоятельной
познавательной деятельности;
• развить творческие способности, самостоятельность учащихся;
• формировать необходимые компетенции.
Все это можно достичь с помощью применения компьютерных технологий, которые вносят определенную специфику в организацию процесса обучения. Особенности и большие возможности компьютерной техники позволяют предоставлять и отслеживать не только конечный результат деятельности обучаемого при решении поставленных задач (ответ на задание), но и сам процесс решения. В этом случае можно получить новые знания о самом процессе обучения, организовать пооперационный контроль знаний при выполнении заданий, а также диагностирование параметров обучения и обучаемости.
Учитывая существующие противоречия, был сделан выбор темы исследования, проблема которого была сформулирована следующим образом: каковы основные современные способы повышения эффективности процесса обучения английскому языку при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы?
Решение данной проблемы составило цель исследования: построение модели системы управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
Предметом данной работы является система управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств
Гипотеза исследования.
Предполагается, что использование в учебном процессе разработанной на основе построенных моделей системы, может быть эффективным средством для мотивации учащихся, улучшения культуры речи школьников, закрепления и систематизации умений и навыков по всем основным видам деятельности, улучшения результатов обучения.
Если в обучении применять интерактивные IT-средства то:
• повышается эффективность обучения;
• расширяются рамки образовательного процесса;
• повышается эффективность и гибкость управления обучением;
• повышается мотивация учащихся в обучении;
• создаются условия для успешной самореализации личности;
• реализуется возможность объективного диагностирования параметров обучаемости.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
• уточнить сущность и содержание понятия «технология интерактивного обучения»;
• изучить сущность и дидактические возможности технологии интерактивного обучения в процессе обучения иностранным языкам;
рассмотреть возможности реализации технологии интерактивного обучения в процессе обучения иностранным языкам;
• изучить особенности использования технологий интерактивного обучения в процессе обучения иностранному языку и подготовке к сдаче Основного Государственного Экзамена.
Для решения задач исследования используются следующие методы исследования:
• поиск и исследование научной, зарубежной и учебно-методической литературы;
• описательный метод с приемами наблюдения и сопоставления;
• прием классифицирования и группировки, исследование основных положений исследования;
• статистические методы анализа полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в моделировании системы управления эффективностью процесса обучения английскому языку на основе интерактивных IT-средств, с целью развития познавательного интереса учащихся, которые могут быть использованы учителями общеобразовательных школ.
Таким образом, актуальность работы определена имеющейся в настоящем времени потребности применения информационных технологий в преподавании, которые помогут учителю подобрать необходимые методические средства и приемы, позволят реализовать разнообразные формы работы, которые сделают уроки более увлекательными и уменьшат временные затраты на обработку результатов, полученных в ходе обучения.
Научная новизна связана с применением новых, а также улучшением существующих методов и технологий, используемых в процессе обучения иностранному языку при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы.
Магистерская диссертация состоит из 78 страницы. В ней: рисунков - 32, таблиц - 5, формул - 2, список литературы состоит из 41 источника. Она состоит из введения, четырех глав, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе приводится теоретическая база исследования, а также проводится обзор аналогов подобных систем, описываются их преимущества и недостатки.
Во второй главе проводится обзор и анализ предметной области, рассматриваются основные функции системы управления процессом обучения иностранному языку. Кроме того, в этом разделе последовательно решаются поставленные в ходе исследования задачи, здесь реализуется анализ предметной области, описываются основные модели будущей системы, ставится задача составить модель информационных потоков, разрабатывается концептуальная модель данных, включающая в себе диаграмму классов, последовательностей и вариантов использования разрабатываемой системы, описывается физическая модель данных, а так же создается диаграмма процессов.
В третьей главе описываются этапы проведенной работы на определенном фактическом материале, что является продолжением теоретической части и основывается на описанных теоретических положениях. Кроме этого происходит описание элементов полученной системы, приводятся скриншоты системы.
В четвертой главе произведен анализ возможности внедрения результатов исследования. Представлены результаты эксперимента по оценке эффективности предложенных решений, определенные с помощью критерия Вилкоксона.
В заключение подводятся итоги исследования, проводится их соотношение с целью и задачами, поставленными во введении, а так же определяются конечные выводы по рассматриваемой теме.
В списке используемой литературы перечисляются книжные материалы, электронные пособия, интернет - ресурсы, а так же литература на иностранном языке, использованные для написания диссертационной работы.
В приложении представлен иллюстрационный материал, не вошедший в основное содержание работы, а именно таблица критических значений критерия Т Вилкоксона.
В ходе данной диссертационной работы была смоделирована система управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств, были выявлены процессы, требующие автоматизации.
Актуальность проблемы диссертационного исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности подготовки учащихся к сдаче Основного Государственного Экзамена с помощью обучающей системы.
В ходе проведенного исследования решены поставленные задачи и достигнуты следующие результаты:
1. На основе анализа специальной литературы было проведено сравнение существующих обучающих систем.
2. Сконструирована модель системы управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
3. Была разработана и апробирована система управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
Кроме этого была дана концептуальная модель предметной области, необходимая для выделения основных элементов будущей системы, их атрибутов или характеристик, а так же способов взаимодействия между ними или связей; было дано определение основных функций системы, разработана концептуальная модель данных. Далее были изучены и проанализированы системы аналогов, их преимущества и недостатки были учтены при разработке собственной системы; было дано определение основных функций системы.
На основе анализа учебных процессов была разработана концептуальная модель, на которой были показаны сущность и взаимодействие систем. На базе данной концептуальной модели были спроектированы логическая и физическая модели. В этих моделях отразилось описание объектов предметной области, их атрибутов и взаимосвязей между ними в том объеме, в котором они подлежат непосредственному хранению в базе данных системы. На основании спроектированных моделей были разработаны алгоритмы работы модулей системы, что позволило составить список основных компонентов, была проведена установка системы, проверена работоспособность регистрации пользователя в системе, доступа к учебным материалам, проведен мониторинг эффективности.
Основные положения диссертационной работы были апробированы в МБУ «Школа №10».
Тестирование и опытная эксплуатация обучающей подсистемы показала улучшение показателей качества и эффективности подготовки учащихся к сдаче Основного Государственного Экзамена.
1. Абрамов, Г.В. Проектирование информационных систем / Г.В. Абрамов, И.Е. Медведкова - В.:ВГУИТ, 2012. - 172с.
2. Акамсина, Н.В. Моделирование систем / Н.В. Акамсина, А.В.
Лемешкин, Ю.С. Сербулов — Воронеж: Воронежский
государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 67 с.
3. Алексеев, А.П. Введение в Web-дизайн / А.П. Алексеев — М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008. — 185 с.
4. Афонин, В.В. Моделирование систем / В.В. Афонин, С.А. Федосин — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 269 с.
5. Бирюков, А.Н. Процессы управления информационными технологиями / А.Н. Бирюков А.Н. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 263 с.
6. Богатенко, С.А. Система формирования информационной и
коммуникационной компетентности: учеб. пособие / С.А. Богатенко — Челябинск: Челябинский государственный педагогический
университет, 2014.— 298 с.
7. Бодров, О.А. Предметно-ориентированные экономические
информационные системы / О.А. Бодров, Р.Е. Медведев - М.: Горячая линия- Телеком, 2013. - 244 с.
8. Божко, В.П. Информационные технологии в экономике и управлении /
В.П. Божко, Д.В. Власов, М.С. Гаспариан — М.: Евразийский
открытый институт, 2010.— 164 с.
9. Бородакий, Ю. В. Эволюция информационных систем / Ю. В. Бородакий, Ю. Г. Лободинский - М.:Горячая линия - Телеком, 2011.¬368 с.
10. Волдина, О. А. Математическое моделирование экономических процессов и систем / О. А. Волдина - М. :КноРус, 2012. - 200 с.
11. Волкова В.Н. Моделирование систем. Подходы и методы / В.Н. Волкова — СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2013.— 568 с.
12. Гарипова, Г.И. Педагогический интерактив. Средства формирования учебной мотивации, как инструмент повышения качества образования / Г.И. Гарипова, Л.В. Рахматуллина — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014.— 83 с.
13. Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы / В. А. Гвоздева. - М. : Форум, Инфра-М, 2011. - 544 с.
14. Гладких, Т.В. Разработка функциональных информационных подсистем организации / Т.В. Гладких, Е.В. Воронова - В.:ВГУИТ, 2014. - 68с.
15. Грачинин, О.Н. Информационные технологии в управлении / О.Н.
Грачинин О.Н. — М.: Интернет-Университет Информационных
Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 377 с.
16. Грекул, В.И. Проектирование информационных систем / В.И. Грекул,
Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина — М.: Интернет-Университет
Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2008.— 486 с.
17. Гринберг, А.С. Информационные технологии управления / А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко — М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2012. — 479 с.
18. Гроголева, О.Ю. Психология мотивации / О.Ю. Гроголева — Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015.— 126 с.
19. Достовалова, И.Н. Практикум по обучению английскому языку. Научный стиль речи / И.Н. Достовалова — М.: Евразийский открытый институт, 2008.— 41 с.
20. Екимова, М.А. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического обеспечения в системе дистанционного обучения Moodle / М.А. Екимова - Омск: Омская юридическая академия, 2015. - 22 с.
21. Журавлева, О.Б. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов / О.Б. Журавлева, Б.И. Крук - М.: Горячая линия - Телеком,
2013. - 168 с.
22. Журавлева, О.Б. Технологии Интернет-обучения / О.Б. Журавлева, Б.И. Крук - М.: Горячая линия - Телеком, 2013. - 166 с.
23.Звонников, В.И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) : учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова — М.: Логос, 2012.— 280 с.
24. Знаменский, Д.Ю. Информационно-аналитические системы и
технологии в государственном и муниципальном управлении / Д.Ю. Знаменский, А.С. Сибиряев - СПб.:ИЦ Интермедия, 2014. - 180с.
25. Ибрагимов, Г.И. Теория обучения: учеб. пособие / Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова — М.: Владос, 2011.— 383 с.
26. Ивецкая, Н.Д. Learning to read and disaiss Есйоп / Н.Д. Ивецкая — М.: Прометей, 2011.— 188 с.
27. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - Спб.: Питер, 2000. - 512 с.
28. Исакова, А.И. Информационные технологии / А.И. Исакова, М.Н. Исаков — Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012.— 174 с.
29. Кадола, Н.В. Методика обучения. Практические советы / Н.В. Кадола — М.: Аспект Пресс, 2011.— 174 с.
30. Калачев, Н.В. Проблемы и особенности использования дистанционных образовательных технологий в преподавании естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования / Н.В. Калачев — М.: Издательский дом Московского физического общества, 2011.— 103 с.
31. Капров, А.С. Дистанционные технологии / А.С. Капров - Саратов: Вузовское образование, 2013. - 54 с.
32. Капров, А.С. Дистанционные образовательные технологии. Планирование и организация учебного процесса / А.С. Капров - Саратов: Вузовское образование, 2015.— 67 с.
33. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова — М.: Дашков и К, 2014.— 304 с.
34. Кисляков, П.А. Аудиовизуальные технологии обучения / П.А. Кисляков — Саратов: Вузовское образование, 2015.— 180 с.
35. Козлова, Т.Б. Студент в среде e-Learning / Т.В. Козлова — М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 116 с.
36. Кручинин, В.А. Психолого-педагогические условия формирования
мотивации изучения иностранного языка / В.А. Кручинин — Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно¬
строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 165 с.
37. Кудряшов, В.С. Моделирование систем: учеб. Пособие / В.С. Кудряшов, М.В. Алексеев — Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2012.— 208 с.
38. Лихачева, Г.Н. Информационные технологии / Г.Н. Лихачева, М.С. Гаспариан — М.: Евразийский открытый институт, 2007.— 189 с.
39. Майкл, Аллен E-learning. Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным / Аллен Майкл — М.: Альпина Паблишер, 2017.— 200 с.
40. Мальшина, Н.А. Моделирование и оптимизация процессов и систем сервиса / Н.А. Мальшина — Саратов: Вузовское образование, 2013.— 127 с.
41. Машихина, Т.П. Информационные технологии управления / Т.П. Машихина, С.В. Шостенко — Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2010.— 278 с.
42. Мезенцев, К.Н. Автоматизированные информационные системы / К.Н.Мезенцев - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.
43. Момонова, В.Г. Моделирование бизнес-процессов / В.Г. Момонова, Н.Д. Ганелина, — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012.— 43 с.
44. Назаренко, А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в
лингводидактике / А.Л. Назаренко — М.: Московский
государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013.— 272 с.
45. Новиков, Д.А. Управление проектами: организационные механизмы / Д.А.Новиков - М.: ПМСОФТ, 2007. - 140 с.
46.Осиянова, О.М. Организация интерактивного взаимодействия учащихся / О.М. Осиянова - Оренбург: Оренбургский
государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 129 с.
47. Петрова, Ю.А. Лучшие способы мотивации / Ю.А. Петрова, Е.Б. Спиридонова — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010.— 120 с.
48. Платонов, Ю.М. Электронный экзаменатор у вас дома. Английский язык / Ю.М. Платонов, Ю.Г. Уткин, М.И. Иванов — М.: СОЛОН- ПРЕСС, 2008.— 176 с.
49. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стереотипное - Москва: Академия, 2008.
50. Путелин, А.Б. Правовое обеспечение информационных технологий / А.Б. Путелин, Н.В. Попенко - М.:МГОУ, 2011. - 288с.
51. Редько, В.Н. Базы данных и информационные системы / В.Н. Редько, И.А. Басараб - Знание, 2013. - 550c.
52. Русак, С.Н. Моделирование систем управления / С.Н. Русак, В.А.
Криштал — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный
университет, 2015.— 136 с.
53. Сальнекова, Н.А. Информатика. Моделирование. Программирование. Часть 2 / Н.А. Сальнекова — Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2009.— 142 с.
54. Санина, Е.И. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий / Е.И. Санина, М.С. Помелова — М.: Российский университет дружбы народов, 2012.— 168 с.
55. Сёмина, В.В. Моделирование систем / В.В. Сёмина — Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2016.— 17 с.
56. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко - СПб. : ООО "Речь", 2007. - 350 с.
57. Силаинков, А.Н. Информационное обеспечение и компьютерные технологии в научной и образовательной деятельности: учеб. пособие / А.Н. Силаинков — Омск: Омский государственный институт сервиса,
2014. — 115 с.
58. Силич, В.А. Моделирование и анализ бизнес-процессов : учеб. пособие / В.А. Силич, М.П. Силич — Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2011.— 212 с.
59. Трейси Брайан Мотивация / Брайан Трейси — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 126 с.
60. Тупик, Н.В. Компьютерное моделирование : учеб. пособие / Н.В. Тупик — Саратов: Вузовское образование, 2013.— 230 с.
61. Федорова, Г.Н. Информационные системы / Г.Н.Федорова - М.:Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
62.Честякова,В.И. Проектирование информационных систем / В.И. Честякова, В.В.Белов - М.: Академия, 2013. - 352 с.
63. Шабанов, А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития / А.Г. Шабанов — М.: Современная гуманитарная академия, 2009.— 284 с.
Электронные ресурсы
64. UML диаграммы [Электронный ресурс]: https://creately.com/Draw- UML-and-Class-Diagrams-Online
65. Microsoft Visio [Электронный ресурс]: http://office.microsoft.com/ru- ru/visio/
66. Диаграмма потоков данных (DFD) [Электронный ресурс]: http://e- educ.ru/bd14.html
67. Описание стандарта IDEF0 [Электронный ресурс]:
http://www.insapov.ru/idef0-standard-description.html
68. Нотация EPC [Электронный ресурс]:
http://www.businessstudio.ru/wiki/docs/current/doku.php/ru/csdesign/bpmo deling/epc_notation
69. Английский язык. Курсы. [Электронный ресурс]:
https: //www.lektorium.tv/subj ect/3796
Литература на иностранном языке
70. Beibei Zou , Data mining using Relational Database Management Systems - McGill University, Montreal, Canada, 2006.
71.Sadia Sarwar, Internal and External Influences on the University Teachers in Semester System - Degree College for Women, Hasilpur, Bahawalpur, Pakistan, 2011.
72. Clancey, Bill, Formal modeling for work systems design - Social Solutions INC, 1998.
73. Jean-Yves TIGLI, Context-aware Authorization in Highly Dynamic Environments - University of Nice - Sophia Antipolis Sophia-Antipolis, France, 2009.
74. Christian Stary, An e-learning approach to informed problem solving - Knowledge Management & E-Learning: An International Journal, 2012.