Моделирование системы управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств
|
Введение 4
1. Понятие интерактивного и электронного обучения 9
1.1. e-Learning 9
1.1.1. Плюсы и минусы e-Learning 13
1.2. Анализ существующих систем для подготовки к Основному
Государственному Экзамену по английскому языку 17
1.2.1. Examer 17
1.2.2. Решу Единый Государственный Экзамен 17
1.2.3. LinguaLeo 18
1.3. Обоснование выбора средств реализации программного продукта 19
Вывод по первой главе 25
2. Методологические основы проектирования структуры и компонентов
системы 27
2.1. Функциональное моделирование предметной области 27
2.1.1. Обучение без использования информационных технологий для
поддержки процесса обучения 27
2.1.2. Цель и назначение системы управления процессом обучения 30
2.1.3. Определение функций системы 35
2.2. Разработка концептуальной модели данных системы управления
процессом обучения иностранному языку 36
2.2.1. Диаграмма вариантов использования 38
2.2.2. Диаграмма классов 40
2.2.3. Диаграмма последовательностей 41
2.2.4. Физическое моделирование 44
2.3. Диаграмма процессов 45
Выводы по второй главе 47
3. Постановка и технология решения задач управления 48
3.1. Мотивация обучения 51
3.2. Реализация компонентов программного продукта 56
3.1.1. Функции сайта для учителя 59
3.1.2. Функции сайта для ученика 64
3.1.3. Виды заданий 69
Выводы по третьей главе 73
4. Анализ результатов исследований с использованием методов математической
статистики 75
4.1. Описание критерия Вилкоксона 75
4.1.1. Назначение критерия Вилкоксона 75
4.1.2 Ограничения критерия Вилкоксона 75
4.1.3. Использование критерия Вилкоксона 75
4.2. Подтверждение эффективности использования системы управления
процессом обучения иностранному языку 76
Выводы по четвертой главе 79
Заключение 81
Список используемой литературы 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1. Понятие интерактивного и электронного обучения 9
1.1. e-Learning 9
1.1.1. Плюсы и минусы e-Learning 13
1.2. Анализ существующих систем для подготовки к Основному
Государственному Экзамену по английскому языку 17
1.2.1. Examer 17
1.2.2. Решу Единый Государственный Экзамен 17
1.2.3. LinguaLeo 18
1.3. Обоснование выбора средств реализации программного продукта 19
Вывод по первой главе 25
2. Методологические основы проектирования структуры и компонентов
системы 27
2.1. Функциональное моделирование предметной области 27
2.1.1. Обучение без использования информационных технологий для
поддержки процесса обучения 27
2.1.2. Цель и назначение системы управления процессом обучения 30
2.1.3. Определение функций системы 35
2.2. Разработка концептуальной модели данных системы управления
процессом обучения иностранному языку 36
2.2.1. Диаграмма вариантов использования 38
2.2.2. Диаграмма классов 40
2.2.3. Диаграмма последовательностей 41
2.2.4. Физическое моделирование 44
2.3. Диаграмма процессов 45
Выводы по второй главе 47
3. Постановка и технология решения задач управления 48
3.1. Мотивация обучения 51
3.2. Реализация компонентов программного продукта 56
3.1.1. Функции сайта для учителя 59
3.1.2. Функции сайта для ученика 64
3.1.3. Виды заданий 69
Выводы по третьей главе 73
4. Анализ результатов исследований с использованием методов математической
статистики 75
4.1. Описание критерия Вилкоксона 75
4.1.1. Назначение критерия Вилкоксона 75
4.1.2 Ограничения критерия Вилкоксона 75
4.1.3. Использование критерия Вилкоксона 75
4.2. Подтверждение эффективности использования системы управления
процессом обучения иностранному языку 76
Выводы по четвертой главе 79
Заключение 81
Список используемой литературы 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Разнообразные современные технологии обучения стали более активно и продуктивно использоваться при изучении многих учебных предметов в российской общеобразовательной школе. На протяжении всего процесса обучения необходимо учитывать уровень развития образовательных технологий, современные концепции образования, а также необходимость развития у учащихся умения непрерывного самообразования. Соответствие современным условиям заставляет пересмотреть применяемые в образовательном процессе технологии, в первую очередь выбирать из них те, которые способны:
• повысить эффективность и качество обучения;
• расширить границы процесса обучения;
• способствовать практической направленности;
• создать условия для самореализации;
• обеспечить мотивацию к самообразованию и самостоятельной
познавательной деятельности;
• развить творческие способности, самостоятельность учащихся;
• формировать необходимые компетенции.
Все это можно достичь с помощью применения компьютерных технологий, которые вносят определенную специфику в организацию процесса обучения. Особенности и большие возможности компьютерной техники позволяют предоставлять и отслеживать не только конечный результат деятельности обучаемого при решении поставленных задач (ответ на задание), но и сам процесс решения. В этом случае можно получить новые знания о самом процессе обучения, организовать пооперационный контроль знаний при выполнении заданий, а также диагностирование параметров обучения и обучаемости.
Учитывая существующие противоречия, был сделан выбор темы исследования, проблема которого была сформулирована следующим образом: каковы основные современные способы повышения эффективности процесса обучения английскому языку при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы?
Решение данной проблемы составило цель исследования: построение модели системы управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
Предметом данной работы является система управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств
Гипотеза исследования.
Предполагается, что использование в учебном процессе разработанной на основе построенных моделей системы, может быть эффективным средством для мотивации учащихся, улучшения культуры речи школьников, закрепления и систематизации умений и навыков по всем основным видам деятельности, улучшения результатов обучения.
Если в обучении применять интерактивные IT-средства то:
• повышается эффективность обучения;
• расширяются рамки образовательного процесса;
• повышается эффективность и гибкость управления обучением;
• повышается мотивация учащихся в обучении;
• создаются условия для успешной самореализации личности;
• реализуется возможность объективного диагностирования параметров обучаемости.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
• уточнить сущность и содержание понятия «технология интерактивного обучения»;
• изучить сущность и дидактические возможности технологии интерактивного обучения в процессе обучения иностранным языкам;
рассмотреть возможности реализации технологии интерактивного обучения в процессе обучения иностранным языкам;
• изучить особенности использования технологий интерактивного обучения в процессе обучения иностранному языку и подготовке к сдаче Основного Государственного Экзамена.
Для решения задач исследования используются следующие методы исследования:
• поиск и исследование научной, зарубежной и учебно-методической литературы;
• описательный метод с приемами наблюдения и сопоставления;
• прием классифицирования и группировки, исследование основных положений исследования;
• статистические методы анализа полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в моделировании системы управления эффективностью процесса обучения английскому языку на основе интерактивных IT-средств, с целью развития познавательного интереса учащихся, которые могут быть использованы учителями общеобразовательных школ.
Таким образом, актуальность работы определена имеющейся в настоящем времени потребности применения информационных технологий в преподавании, которые помогут учителю подобрать необходимые методические средства и приемы, позволят реализовать разнообразные формы работы, которые сделают уроки более увлекательными и уменьшат временные затраты на обработку результатов, полученных в ходе обучения.
Научная новизна связана с применением новых, а также улучшением существующих методов и технологий, используемых в процессе обучения иностранному языку при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы.
Магистерская диссертация состоит из 78 страницы. В ней: рисунков - 32, таблиц - 5, формул - 2, список литературы состоит из 41 источника. Она состоит из введения, четырех глав, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе приводится теоретическая база исследования, а также проводится обзор аналогов подобных систем, описываются их преимущества и недостатки.
Во второй главе проводится обзор и анализ предметной области, рассматриваются основные функции системы управления процессом обучения иностранному языку. Кроме того, в этом разделе последовательно решаются поставленные в ходе исследования задачи, здесь реализуется анализ предметной области, описываются основные модели будущей системы, ставится задача составить модель информационных потоков, разрабатывается концептуальная модель данных, включающая в себе диаграмму классов, последовательностей и вариантов использования разрабатываемой системы, описывается физическая модель данных, а так же создается диаграмма процессов.
В третьей главе описываются этапы проведенной работы на определенном фактическом материале, что является продолжением теоретической части и основывается на описанных теоретических положениях. Кроме этого происходит описание элементов полученной системы, приводятся скриншоты системы.
В четвертой главе произведен анализ возможности внедрения результатов исследования. Представлены результаты эксперимента по оценке эффективности предложенных решений, определенные с помощью критерия Вилкоксона.
В заключение подводятся итоги исследования, проводится их соотношение с целью и задачами, поставленными во введении, а так же определяются конечные выводы по рассматриваемой теме.
В списке используемой литературы перечисляются книжные материалы, электронные пособия, интернет - ресурсы, а так же литература на иностранном языке, использованные для написания диссертационной работы.
В приложении представлен иллюстрационный материал, не вошедший в основное содержание работы, а именно таблица критических значений критерия Т Вилкоксона.
• повысить эффективность и качество обучения;
• расширить границы процесса обучения;
• способствовать практической направленности;
• создать условия для самореализации;
• обеспечить мотивацию к самообразованию и самостоятельной
познавательной деятельности;
• развить творческие способности, самостоятельность учащихся;
• формировать необходимые компетенции.
Все это можно достичь с помощью применения компьютерных технологий, которые вносят определенную специфику в организацию процесса обучения. Особенности и большие возможности компьютерной техники позволяют предоставлять и отслеживать не только конечный результат деятельности обучаемого при решении поставленных задач (ответ на задание), но и сам процесс решения. В этом случае можно получить новые знания о самом процессе обучения, организовать пооперационный контроль знаний при выполнении заданий, а также диагностирование параметров обучения и обучаемости.
Учитывая существующие противоречия, был сделан выбор темы исследования, проблема которого была сформулирована следующим образом: каковы основные современные способы повышения эффективности процесса обучения английскому языку при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы?
Решение данной проблемы составило цель исследования: построение модели системы управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
Предметом данной работы является система управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств
Гипотеза исследования.
Предполагается, что использование в учебном процессе разработанной на основе построенных моделей системы, может быть эффективным средством для мотивации учащихся, улучшения культуры речи школьников, закрепления и систематизации умений и навыков по всем основным видам деятельности, улучшения результатов обучения.
Если в обучении применять интерактивные IT-средства то:
• повышается эффективность обучения;
• расширяются рамки образовательного процесса;
• повышается эффективность и гибкость управления обучением;
• повышается мотивация учащихся в обучении;
• создаются условия для успешной самореализации личности;
• реализуется возможность объективного диагностирования параметров обучаемости.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
• уточнить сущность и содержание понятия «технология интерактивного обучения»;
• изучить сущность и дидактические возможности технологии интерактивного обучения в процессе обучения иностранным языкам;
рассмотреть возможности реализации технологии интерактивного обучения в процессе обучения иностранным языкам;
• изучить особенности использования технологий интерактивного обучения в процессе обучения иностранному языку и подготовке к сдаче Основного Государственного Экзамена.
Для решения задач исследования используются следующие методы исследования:
• поиск и исследование научной, зарубежной и учебно-методической литературы;
• описательный метод с приемами наблюдения и сопоставления;
• прием классифицирования и группировки, исследование основных положений исследования;
• статистические методы анализа полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в моделировании системы управления эффективностью процесса обучения английскому языку на основе интерактивных IT-средств, с целью развития познавательного интереса учащихся, которые могут быть использованы учителями общеобразовательных школ.
Таким образом, актуальность работы определена имеющейся в настоящем времени потребности применения информационных технологий в преподавании, которые помогут учителю подобрать необходимые методические средства и приемы, позволят реализовать разнообразные формы работы, которые сделают уроки более увлекательными и уменьшат временные затраты на обработку результатов, полученных в ходе обучения.
Научная новизна связана с применением новых, а также улучшением существующих методов и технологий, используемых в процессе обучения иностранному языку при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы.
Магистерская диссертация состоит из 78 страницы. В ней: рисунков - 32, таблиц - 5, формул - 2, список литературы состоит из 41 источника. Она состоит из введения, четырех глав, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе приводится теоретическая база исследования, а также проводится обзор аналогов подобных систем, описываются их преимущества и недостатки.
Во второй главе проводится обзор и анализ предметной области, рассматриваются основные функции системы управления процессом обучения иностранному языку. Кроме того, в этом разделе последовательно решаются поставленные в ходе исследования задачи, здесь реализуется анализ предметной области, описываются основные модели будущей системы, ставится задача составить модель информационных потоков, разрабатывается концептуальная модель данных, включающая в себе диаграмму классов, последовательностей и вариантов использования разрабатываемой системы, описывается физическая модель данных, а так же создается диаграмма процессов.
В третьей главе описываются этапы проведенной работы на определенном фактическом материале, что является продолжением теоретической части и основывается на описанных теоретических положениях. Кроме этого происходит описание элементов полученной системы, приводятся скриншоты системы.
В четвертой главе произведен анализ возможности внедрения результатов исследования. Представлены результаты эксперимента по оценке эффективности предложенных решений, определенные с помощью критерия Вилкоксона.
В заключение подводятся итоги исследования, проводится их соотношение с целью и задачами, поставленными во введении, а так же определяются конечные выводы по рассматриваемой теме.
В списке используемой литературы перечисляются книжные материалы, электронные пособия, интернет - ресурсы, а так же литература на иностранном языке, использованные для написания диссертационной работы.
В приложении представлен иллюстрационный материал, не вошедший в основное содержание работы, а именно таблица критических значений критерия Т Вилкоксона.
В ходе данной диссертационной работы была смоделирована система управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств, были выявлены процессы, требующие автоматизации.
Актуальность проблемы диссертационного исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности подготовки учащихся к сдаче Основного Государственного Экзамена с помощью обучающей системы.
В ходе проведенного исследования решены поставленные задачи и достигнуты следующие результаты:
1. На основе анализа специальной литературы было проведено сравнение существующих обучающих систем.
2. Сконструирована модель системы управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
3. Была разработана и апробирована система управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
Кроме этого была дана концептуальная модель предметной области, необходимая для выделения основных элементов будущей системы, их атрибутов или характеристик, а так же способов взаимодействия между ними или связей; было дано определение основных функций системы, разработана концептуальная модель данных. Далее были изучены и проанализированы системы аналогов, их преимущества и недостатки были учтены при разработке собственной системы; было дано определение основных функций системы.
На основе анализа учебных процессов была разработана концептуальная модель, на которой были показаны сущность и взаимодействие систем. На базе данной концептуальной модели были спроектированы логическая и физическая модели. В этих моделях отразилось описание объектов предметной области, их атрибутов и взаимосвязей между ними в том объеме, в котором они подлежат непосредственному хранению в базе данных системы. На основании спроектированных моделей были разработаны алгоритмы работы модулей системы, что позволило составить список основных компонентов, была проведена установка системы, проверена работоспособность регистрации пользователя в системе, доступа к учебным материалам, проведен мониторинг эффективности.
Основные положения диссертационной работы были апробированы в МБУ «Школа №10».
Тестирование и опытная эксплуатация обучающей подсистемы показала улучшение показателей качества и эффективности подготовки учащихся к сдаче Основного Государственного Экзамена.
Актуальность проблемы диссертационного исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности подготовки учащихся к сдаче Основного Государственного Экзамена с помощью обучающей системы.
В ходе проведенного исследования решены поставленные задачи и достигнуты следующие результаты:
1. На основе анализа специальной литературы было проведено сравнение существующих обучающих систем.
2. Сконструирована модель системы управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
3. Была разработана и апробирована система управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств.
Кроме этого была дана концептуальная модель предметной области, необходимая для выделения основных элементов будущей системы, их атрибутов или характеристик, а так же способов взаимодействия между ними или связей; было дано определение основных функций системы, разработана концептуальная модель данных. Далее были изучены и проанализированы системы аналогов, их преимущества и недостатки были учтены при разработке собственной системы; было дано определение основных функций системы.
На основе анализа учебных процессов была разработана концептуальная модель, на которой были показаны сущность и взаимодействие систем. На базе данной концептуальной модели были спроектированы логическая и физическая модели. В этих моделях отразилось описание объектов предметной области, их атрибутов и взаимосвязей между ними в том объеме, в котором они подлежат непосредственному хранению в базе данных системы. На основании спроектированных моделей были разработаны алгоритмы работы модулей системы, что позволило составить список основных компонентов, была проведена установка системы, проверена работоспособность регистрации пользователя в системе, доступа к учебным материалам, проведен мониторинг эффективности.
Основные положения диссертационной работы были апробированы в МБУ «Школа №10».
Тестирование и опытная эксплуатация обучающей подсистемы показала улучшение показателей качества и эффективности подготовки учащихся к сдаче Основного Государственного Экзамена.
Подобные работы
- Управление процессом обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НA УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА (на материале английского языка)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА НА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Автоматизация бизнес-процессов разработки контентов для дистанционного обучения
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ИНФОГРАФИКА И STORYTELLING. ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА НА УСПЕХ МЕДИАПРОЕКТОВ
Магистерская диссертация, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2025 - Создание обучающего курса по продвижению бизнеса в социальных медиа
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Подходы к построению диалоговой системы о расстройствах аутистического спектра с помощью архитектуры Трансформер
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022



