Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы управления образовательным процессом 11
1.1 Содержание понятия «тактический менеджмент» для современного этапа развития образовательного процесса 11
1.2 Проектная деятельность обучающихся, как новый вид искусства 22
1.3 Модель организации проектной деятельности обучающихся 29
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации модели и организации проектной деятельности в вузе 40
2.1 Компоненты и показатели готовности обучающихся к проектной деятельности 40
2.2 Реализация модели организации проектной деятельности в вузе 53
2.3 Выявление динамики в уровне готовности студентов к проектной деятельности 59
Выводы по второй главе 75
Заключение 76
Список используемой литературы 79
Приложение 84
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание учебных программ, иные подходы к учебному процессу, большое внимание уделяется самостоятельному изучению материала, большая связь теоретических занятий с производством, иное отношение студентов к специальным дисциплинам и иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией. Творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника высшего образовательного учреждения согласно ФГОС ВО. В них содержаться требования к способностям студента, которые характеризуют его личностно-профессиональный потенциал и мобильность. Выпускник на момент окончания учебного заведения должен обладать навыками двадцать первого века, которые необходимы для решения сложных задач: работа в команде, решение проблем, сбор статистических данных, управление временем, синтез информации, использование высокотехнологичных инструментов, и что немало важно, студенты должны уметь брать на себя ответственность за свое обучение.
В последнее десятилетие проектное обучение всё больше и больше апробируется и выбирается среди многообразия образовательных учреждений по всему миру. В секторе высшего образования проектное обучение значительно распространено в инженерном деле.
В последнее время проектный подход к обучению получил значительное развитие. Студенты, поступающие в учебные заведения или обучающиеся на онлайн-курсах, четко понимают, что поступают они для приобретения определенных знаний и навыков. Мотивация таких студентов является сложной задачей преподавателей на уровне высшего образования. Творческие учебные дисциплины, такие как проектное обучение, заменяют многолетнюю практику пассивного обучения, на которую студенты больше не дают обратную связь. Междисциплинарные исследования не являются уникальными на сегодняшний день. Проектное обучение улучшает глобальную перспективу, а также гибкое общение, которое распространено в студенческом сообществе. Технология в сочетании с прогрессивными учебными стратегиями, размывает традиционные подходы к обучению, и характер обучения становится все более доступным для разных обучающихся. Обучение на протяжении всей жизни становится нормой.
Проекты являются комплексными задачами, основанными на трудных вопросах или проблемах, которые вовлекают студентов в разработку, решение проблем, принятие решений или исследовательскую деятельность; дают студентам возможность работать относительно автономно в течение продолжительных периодов времени; завершаются реальными продуктами или презентациями. В проектном отношении видится не только объект, а вся система связей вокруг будущего объекта.
Проектная деятельность студентов почти всегда гарантирует, что область деятельности будет междисциплинарной. Четкие требования к преподавателю- организатору проектной деятельности студентов в настоящий момент отсутствуют. Роль преподавателя должна состоять в том, чтобы выступать в качестве наставников и координаторов проекта, направлять студентов на использование различных ресурсов, применяя интересную и мотивирующую стратегию обучения, которая была бы направлена на раскрытие содержания в глубину и ширину. А это не что иное, как искусство управления образовательным процессом на тактическом уровне.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из несоответствия между необходимостью повышения эффективности управления проектной деятельностью студентов и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории управления образовательными системами. В частности, до настоящего времени не ведется комплексного обучения преподавателей-наставников проектов в вузах.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что существует несоответствие между необходимостью программно-методического обеспечения управления проектной деятельностью и недостаточной его разработанностью в педагогической практике.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется комплексом существующих противоречий между:
• необходимостью развития навыков управления студенческой командой, как со стороны студентов, так и преподавателей и недостатком теоретических и практических разработок в этой области;
• имеющимися в учреждении высшего образования требований к разработке студенческих проектов и недостаточным уровнем их разработанности с точки зрения менеджмента на уровне преподавателя.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каким должен быть процесс управления разработкой и реализацией проектов в вузах, чтобы эту деятельность можно было считать искусством в области менеджмента на тактическом уровне.
Цель исследования заключается в рассмотрении процесса разработки и реализации студенческих проектов в вузе с позиции тактического менеджмента как нового вида искусства управления.
Объект исследования: процесс организации и разработки студенческих проектов в вузе на примере Тольяттинского государственного университета.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия успешного управления проектной деятельностью в вузе.
Гипотеза исследования: разработка и реализация проектов в вузе будет успешной, если будут соблюдены следующие условия:
• сформирована готовность преподавателей к организации и управлению проектной деятельностью;
• выявлен уровень готовности студентов к проектной деятельности;
• разработана модель организации проектной деятельности в вузе;
• экспериментально проверена модель организации проектной деятельности в вузе.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты проблемы управления образовательным процессом на тактическом уровне;
2) выявить уровень готовности преподавателей к организации и управлению проектной деятельностью студентов;
3) выявить уровень готовности студентов к проектной деятельности;
4) разработать модель организации проектной деятельности в вузе;
5) апробировать разработанную модель организации проектной деятельности.
Теоретической основой исследования являются:
• концептуальные положения технологического образования и проектного метода обучения (труды П.Р. Атутова, Н.В. Матяшан, B. А. Полякова, М.В. Ретивых, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, И.С. Тулохоновой и др.);
• теоретические разработки в области формирования проектной деятельности (А.В. Ходыревой, С.А. Ермолаева, И.А. Дралюк, Н.А.Газовой, C. Г. Лесниковой, Т.В. Шевцовой, С.А. Цыплаковой и др.);
• концептуальные основы искусства менеджмента рассматривались в трудах: О.С. Виханского, В.И. Гончарова, И.П. Кнорринга, Э.М. Короткого, З.П. Румянцева, Н.В. Тельных, В.Ф. Уколова, Э.А. Чередниченко, A. А. Семичастнова и др.
• проектное обучение в профессиональной подготовке (В.С. Безрукова, B. Г. Веселова, Н.О. Гафурова, Т.Д. Пшеничная, Г.А. Синицина, Г.А. Федорова, И.А. Шиянова, З.А. Селиверстова и др.);
• творческая проектная деятельность (С.Я. Батышев, В.И. Гончаров, Л.С.Желнина, В.М. Монахов, Н.В. Семенова и др.);
• исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества (Н.Г. Астафьева, Е.А. Корсакова, Н.В. Кузьмина, A.М.Новиков, И.П. Смирнов и др.);
• формирование готовности к проектной деятельности (С.Я. Батышев, В.Ф.Взятышев, С.Н. Садовский, И. Д. Чечель и др.).
Проверка гипотезы и решение поставленных задач будут достигнуты с помощью следующих методов исследования:
• теоретического: анализ научной литературы по проблеме исследования, проектный метод, моделирование;
• эмпирического: наблюдение, анализ результатов проектной деятельности, анкетирование, беседа, тестирование, постановка педагогического эксперимента.
База и организация исследования. Экспериментальной базой исследования явился Тольяттинский государственный университет. В эксперименте приняли участие студенты первого курса, пришедших на проект «Создание рейтингового агентства Ревизор» по следующим направлениям: прикладная математика и информатика, прикладная информатика, менеджмент организации, журналистика, экономисты, менеджмент организации, маркетинг в менеджменте, управление персоналом в количестве 25 человек.
Основные этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2017 г. - март 2018 г.) происходило теоретическое осмысление проблемы, анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу формирования качества самостоятельности и использованию метода проектов в качестве технологии обучения в образовательном процессе; определялись цель, объект, предмет; формулировалась гипотеза и задачи; производился выбор методологических основ диссертационного исследования.
На втором этапе (март 2018 г. - май 2018 г.) велась разработка технологии проектного обучения локального уровня, направленной на формирование учебно-познавательной самостоятельности у студентов первого курса при создании рейтингового агентства Ревизор; определялись основные положения экспериментальной работы; осуществлялся констатирующий эксперимент по изучению уровня сформированности учебно-познавательной самостоятельности у студентов первого курса в составе выделенных в структуре данного качества компонентов и проводился эксперимент, направленный на формирование учебно-познавательной самостоятельности у студентов первого курса на занятиях по проектной деятельности с использованием разработанной технологии проектного обучения.
На третьем этапе (сентябрь 2018 г. - май 2019 г.) производилась статистическая обработка результатов экспериментального исследования, их анализ и оценка; обобщались, систематизировались и оформлялись результаты проведенного исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные положения психологии и педагогики, выбором оптимальных методов исследования, которые отвечают целям, задачам, предмету исследования, экспериментальной проверкой теоретических положений на базе высшего образовательного учреждения, количественным и качественным анализом полученных результатов исследования; тщательностью и длительностью экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Раскрыто понятие «тактический менеджмент: искусство разработки и реализации проектов».
2. Определены ключевые показатели, отражающие сформированность у студентов проектировочных умений.
3. Разработана и экспериментально апробирована модель организации проектной деятельности обучающихся в вузе на примере Тольяттинского государственного университета.
Теоретическая значимость исследования.
Расширены теоретические представления о проектной деятельности обучающихся на тактическом уровне управления. Определено и теоретически обосновано содержание понятия «тактический менеджмент: искусство разработки и реализации проектов», что, несомненно, значимо для понятийного аппарата педагогической науки.
Практическая значимость исследования заключается в апробации и внедрении модели организации проектной деятельности обучающихся в вузе на примере Тольяттинского государственного университета, которая показала, что результаты испытуемых улучшились, в них стал преобладать высокий и средний уровни готовности к проектной деятельности. Разработаны механизмы и инструментарий для проведения мониторинга за проектной деятельностью. Результаты исследования могут использоваться преподавателями для подготовки к проектной деятельности обучающихся в вузе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понятие «тактический менеджмент, как особый вид искусства» означает, что преподаватель способен понимать студентов, предугадывать их реакцию, понимать их потребности, договариваться и строить с ними в процессе обучения эффективное взаимодействие.
2. Ключевые показатели, отражающие сформированность у студентов проектировочных умений:
• показатели мотивационного компонента: устойчивость положительного интереса к профессии, направленность на проектировочную деятельность и т.д.;
• показатели когнитивного компонента: сформированность представлений о проектировочной деятельности, знание сущности и тд.;
• показатели деятельностного компонента: умение ставить цель предстоящей деятельности, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности;
• показатели командного компонента: умение работать в команде.
3. Модель организации проектной деятельности обучающихся в вузе, позволяющая выйти на новое качество профессиональной подготовки и эффективно формировать у будущих специалистов - менеджеров профессиональные и личностные компетенции, обеспечивающие им высокую конкурентоспособность.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Проектный подход - это ориентированный на студентов подход к обучению, который мотивирует их к самостоятельному, взаимозависимому и независимому принятию решений при определенной поставленной задачи. Для преподавателей, в свою очередь, проекты являются комплексными задачами, основанными на трудных вопросах или проблемах, которые вовлекают студентов в разработку, решение проблем, принятие решений или исследовательскую деятельность; дают студентам возможность работать относительно автономно в течение продолжительных периодов времени; и завершающиеся реальными продуктами или презентациями.
Проекты вовлекают студентов в конструктивное исследование. Исследование - это целенаправленный процесс, который включает изучение вопроса, построение знания и резолюцию. Исследования могут быть процессом разработки, принятия решения, выявления проблемы, решения проблемы или построения модели. Но для того, чтобы оно рассматривалось в качестве проекта в проектном обучении, центральная деятельность проекта должна включать трансформацию и построение знания (по определению: новые понимания, новые навыки) со стороны. Если центральная деятельность проекта не представляет сложности для студента или может быть выполнена с применением уже изученной информации или навыков, проект является упражнением, а не проектом в проектном обучении.
Сегодня студенты должны справляться с большим объемом задач, успевать жить и учиться. Soft skills - это навыки XXI века, необходимые человеку любой профессии и любого возраста для того, чтобы управлять своим временем и волей, а проектная деятельность в рамках образовательного процесса тот инструмент, с помощью которого можно приобрести soft skills.
В то же время сегодня большинство студентов не готовы к современной экономике и вызовам XXI века. Обучение на основе проектов нацеливает их на академический, личный и карьерный успех, а также готовит молодых людей к вызовам, с которыми они столкнуться в будущем в своей личной жизни и в мире в целом.
Курс проектная деятельность, входящий в первоначальную ступень обучения будущих специалистов всех направлений Тольяттинского государственного университета, является базой для дальнейшей специализации. Прикладной характер дисциплины дает возможность формировать структурные компоненты проектной деятельности на всех ее этапах.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами был проведен формирующий эксперимент, задача которого состояла в разработке и реализации проекта «Создание рейтингового агентства Ревизор» по развитию навыков проектной деятельности, работы в команде у студентов Тольяттинского государственного университета.
В процессе формирующего эксперимента для студентов была создана благоприятная среда для развития навыков работы в команде, коммуникативных, организаторских и творческих способностей. Нами были использованы различные формы обучения: игры и кейс-задачи, направленные на развитие навыков взаимодействия в команде.
Вовлечение студентов в процесс принятия решения очень полезен, так как они чувствовали себя больше вовлеченными в проект в целом. Повышенная мотивация приводит к большему количеству обменов опытом и таким образом облегчает мотивацию. Планирование включает в себя распределение ролей и занятий, организацию групп, определение места действия и финансовых и временных требований. Когда студенты учатся принятию решения и дедуктивному рассуждению и имеют дело с примерами из реальной жизни, они могут расширять свои навыки, оценивать свои возможности и критически мыслить. Деятельность этого раздела помогает студентам отчётливо представлять, как действительно разворачиваются события, если студенты проводят исследования, обсуждают и пишут о материалах, собирают или рисуют иллюстрации и размышляют над своей работой. Студенты учатся друг у друга, анализируя и синтезируя материал, усиливая основные моменты и перемещая информацию из краткосрочной в долгосрочную памяти. Самое главное, студенты «рассказывают содержание» и пишут с определенной целью, потому что их работа часто представляется перед их сверстниками.
В результате проделанной работы студенты, пришедшие на проект «Создание рейтингового агентства Ревизор» защитили его успешно и получили диплом за первое место.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Проспект, 2017. - 160 с.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н, ред. от 24.09.2015 - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 186851/. (16.02.2018)
3. Афанасьев, Ф. Управление проектами в стиле ДРАЙВ [Текст] / Ф. Е.Афанасьев. - М.: Издательские решения, 2017. - 99с.
4. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Электронный ресурс] / Ю.К. Бабанский - Режим доступа: URL:
http://elib.gnpbu.ru/text/babanskiy izbrannye-pedagogicheskie-trudy 1989/go,0;fs,1/ (16.05.2019)
5. Бабенко, Е.И. Проектная деятельность университета на основе стратегического анализа [Электронный ресурс] / Е.И. Бабенко, Е.П. Загороднова - Режим доступа: URL:
file:///C:/Users/Acer/Downloads/proektnaya-deyatelnost-universiteta-na-osnove- strategicheskogo-analiza.pdf (16.02.2018)
6. Бекоева, М.И. Технология реализации проектной деятельности в современном ВУЗе / М.И. Бекоева // Вестник ВГУ. - 2015. - № 4. - С. 27 - 32.
7. Боков Л.А. Технология группового проектного обучения в ВУЗе как составляющая методики подготовки инновационно-активных [Электронный ресурс] / Л.А. Боков - Режим доступа: URL: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=11762 (16.02.2018)
8. Бреднева, Н.А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции: дисс. ... канд. Пед. Наук 13.00.01 [Текст]: Москва, 2014. - 185 с.
9. Воробьев, И.Н. Тактика - искусство боя [Текст]: учебник / И.Н. Воробьев // М.: Академия военных наук, 2002. - 889 с.
10. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании [Текст]: учеб. пособие / М.А. Гончаров. - М.: КНОРУС, 2016. - 476 с.
11. Грахов, В.П. Практика проектной деятельности студентов в высшей школе [Электронный ресурс] / В.П. Грахов, С.А, Мохначев, Ю.Г. Кислякова, Н.В. Анисимова - Режим доступа: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=14735 (16.02.2018)
12. Домрачева, С.А. Обучение преподавателей ВУЗа проектно-ориентированному подходу как одно из условий развития современного ВУЗа / С.А. Домрачева // Вестник Марийского государственного университета. - 2017. - № 3 (27). - С. 20-26.
13. Елагина, В.С. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения [Электронный ресурс] / В.С. Елагина, Г.Я. Гревцева, Е.Ю. Немудрая - Режим доступа: http://science- education.ru/ru/article/view?id=4927 (16.02.2018)
14. Забелина H.A. Применение метода проектов для формирования профессионально значимых качеств студентов информатиков / Н.А. Забелина // Материалы Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». - 2004. - № 6. - С. 21 - 27. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibsutis.ru/upload/e15.pdf (16.02.2018).
15. Коваленко, Ю.А. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе ВУЗа [Электронный ресурс] / Ю.А. Коваленко, Л.Л. Никитина - Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-obrazovatelnom- protsesse-vuza (16.02.2018).
...